М. А. Сафонов Начальник уадипк /О. М. Мысенко





Скачать 74.04 Kb.
НазваниеМ. А. Сафонов Начальник уадипк /О. М. Мысенко
Дата публикации01.08.2013
Размер74.04 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по научной работе

______________А.Г. Иванова

«23 » сентября 2011г.

ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

25.00.36 ГЕОЭКОЛОГИЯ (географические науки)

Оренбург - 2011 г.

Программа составлена в соответствии с утвержденными ФГТ и рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования.

Автор _________/ М.А. Сафонов, доктор биологических наук, профессор

Программа одобрена на заседании кафедры экологии, общей биологии и методики преподавания биологических дисциплин

от «23» июня 2011г., протокол № 10

Согласовано:

Зав. кафедрой _______________________ / М.А. Сафонов

Начальник УАДиПК____ ______________/О.М. Мысенко

I. Научные основы геоэкологии, охраны окружающей среды и рационального природопользования.

1. Понятия и представления о геоэкологии.

Структура современной экологии. Географическая и ландшафтная экология. Природа Земли - источник минеральных ресурсов человечества. Классификация природных ресурсов. Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы. Современное состояние окружающей человека природной среды и природных ресурсов. Необходимость охраны природы.

2. Учение о биосфере.

В.И.Вернадский о роли живого вещества в природе. Роль живого вещества в развитии атмосферы, литосферы, гидросферы и географической оболочки в целом. Биологический круговорот вещества и энергии. Биологическая продуктивность и биомасса различных природных комплексов.

3. Понятие о техногенезе.

Геологическая деятельность человека. Техногенез и его виды по А.Е.Ферсману. Понятие о нарушении и загрязнении окружающей среды. Виды техногенного вторжения человека в окружающую среду. Источники загрязнения и их классификация. Необходимые преобразования окружающей среды. Красная и черная книги.

4. Учение о ноосфере.

Понятие о техносфере и ноосфере. Промышленные, агропромышленные и ноосферные зоны. Заповедные территории разного назначения и памятники природы.

5. Наземные и дистанционные методы изучения окружающей среды

Что представляют собой дистанционные методы. Основные средства, оборудование и приборы для аэрокосмофотосъемки.

Методы эколого-геологического картирования и районирования. Карты, отражающие состояние окружающей среды. Моделирование - прогноз -мониторинг окружающей среды. Схемы типизации территории но защищенности и устойчивости по отношению к загрязнению, по народнохозяйственной ценности земель. Схемы перспективного размещения производительных сил как один из эффективных инструментов по локализации и рациональному использованию природных ресурсов.

П. Географическая оболочка как объект изучения геоэкологии

Понятие географической оболочки. Географическая оболочка, ее структура и характерные черты. Оболочечное строение Земли. Уникальность географической оболочки и ее границы. Структура географической оболочки. Вещественный состав, объем и основные подразделения литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы, их важнейшие свойства и особенности.

Активное ядро географической оболочки – ландшафтная сфера. Учение о ландшафте. Ландшафт как общее понятие, синоним региональных и типологических комплексов любого таксонометрического ранга.

Человек и географическая оболочка. Взаимодействие общества и природы на различных исторических этапах. Современный научно-технический прогресс и его влияние на географическую оболочку.

III. Геоэкологические особенности строения атмосферы и охрана атмосферного воздуха

Строение и состав атмосферы. Роль фотосинтеза и процессов литогенеза в формировании атмосферы. Глобальные экологические проблемы, связанные с динамикой изменения содержания углекислого газа и с разрушением озонового экрана. Проблема общего потепления климата. Трансгрессия и регрессия моря. Состояние воздушной среды в крупных городах, и промышленных центрах. Смог. Влияние загрязнений и изменения состава атмосферы на состояние и жизнь живых организмов и человека.

Контроль за качеством атмосферного воздуха. Предельно допустимые концентрации веществ.

Мероприятия по охране атмосферы. Технологические мероприятия.

Создание малоотходных и безотходных технологических процессов. Комплексное использование сырья и утилизация отходов производства. Повышение эффективности работы газопылеулавливающих установок. Организация территориально-производеттвенных комплексов с закрытой системой материального баланса вещества, включая отходы производства.

Архитектурно-планировочные решения. Санитарно-защитные зоны в округ предприятий различного класса опасности. Принципы территориального размещения промпредприятий, жилых микрорайонов, рекреационных зон.

Озеленение и благоустройство территорий. Санитарно-технические мероприятия. Очистка выбросов предприятий от пыли. Пылеосадочные камеры, циклоны, матерчатые фильтры и орошаемые скрубберы. Электрофильтры. Очистка выбросов от газов, паров и аэрозолей.

IV. Геоэкология гидросферы, охрана водных объектов и их рациональное использование

Гидросфера Земли и ее ресурсы. Значение воды в природе и в жизни общества. Физические и химические свойства воды.

Водные ресурсы и их распределение. Закономерности распределения пресной воды среди соленых вод и рассолов. Запасы пресной воды на Земле, Распределение водных ресурсов в различных ландшафтно-климатических зонах и высотных поясах Земли. Распределение водных ресурсов планеты по основным потребителям. Глобальные циклические колебания стока рек. Роль лесов в формировании водных ресурсов планеты. Проблемы водоснабжения населения в разных странах. Опреснение воды. Транспортировка воды. Буксировка осколков айсбергов. Межбассейновые переброски воды: каналы и трубопроводы.

Использование воды в народном хозяйстве. Водопользование и водопотребление. Основные причины водного дефицита. Загрязнение водных ресурсов.

Самоочищение природных и сточных вод. Геохимические барьеры. Роль организмов в самоочищении водоемов. Классификация геохимических барьеров А.И.Перельмана. Описание конкретных геохимических барьеров природных, техногенных и природно-техногенных.

Мероприятия по охране и рациональному использованию водных ресурсов. Сточные воды промпредприятий, хозфекальные и ливневые. Необходимость перехода к замкнутым оборотным системам водоснабжения.

V. Педосфера, ее формирование, охрана и рациональное использование земельных ресурсов

Земельные ресурсы. Понятие о почве и ее плодородии. Представление о почвенно-ландшафтной географической зональности и высотной поясности. Биологический круговорот вещества и роль почвы в нем.

Техногенез и земельные ресурсы. Разрушение и загрязнение почв.

Водная и ветровая эрозия. Механическое и химическое разрушение почв. Факторы, влияющие на эрозию почв. Плоскостная и струйная эрозия, Оврагообразование, Пыльные бури. Загрязнение почвы мусором, нефтепродуктами, цементом, сточными водами, токсичными веществами. Закисление почв. Самоочищаюшая способность почв.

Рекультивирование нарушенных земель. Рациональное использование.

VI. Литосфера, элементы ее строения, охрана и рациональное использование недр

Минеральные ресурсы и их классификация. Представление о минеральных ресурсах и их изменение в различные исторические эпохи. Классификация минеральных ресурсов. Охрана и рациональное использование минерального сырья.

VII. Охрана биоты и ландшафтных комплексов

Охрана и рациональное использование лесов и растительности. Уничтожение лесов и опустынивание ландшафтов. Загрязнение растительности через почву, горные породы и атмосферу. Значение лесов и растительности в мероприятиях по охране окружающей среды. Охрана растений при производстве строительных, изыскательных геологоразведочных работ.

Охрана животного мира и биогеоценозов. Роль животного мира в формировании экосистем, биогеоценозов и в жизни людей. Мероприятия по охране животного мира при освоении и застройке территорий, при производстве изыскательских и геологоразведочных работ.

Ландшафты, заповедники, заказники и памятники природы. Природные и культурные ландшафты. Роль ландшафта в формировании геологической среды и биосферы. О процессах разрушения и загрязнения ландшафтов и биосферы.

VIII. Организация рационального природопользования и охраны окружающей среды в России и за рубежом

Охрана окружающей среды от разрушения и загрязнения на разных уровнях: от охраны отдельного компонента ландшафта до охраны Земли в целом. Обеспечение системой международных (ООН), государственных ведомственных и общественных мероприятий.

Экологическая концепция охраны окружающей среды в Конституции РФ (Статья 41, 42), законодательные акты "О недрах", "О безопасности", "О плате за землю", "Об охране окружающей среды" и др. в природоохранном законодательстве.

IX. Роль геоэкологическою воспитания и образования в совершенствовании природопользования и охраны окружающей среды

Пути экологического воспитания и образования: преподавание охраны окружающей среды в общеобразовательных школах, колледжах, ВУЗах (Государственный образовательный стандарт высшей школы России, 1994) предусматривает обязательное знание для специалистов различных профилей основ биологии и экологии и на курсах повышения квалификации, организация научных студенческих экспедиций, культурно-просветительская работа издательств и редакций газет, журналов, радио и телевидения; работа различных общественных организаций — общества "Знание", партии "Зеленых", "Кедр".

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

М. А. Сафонов Начальник уадипк /О. М. Мысенко iconЗ. Н. Рябинина Начальник уадипк / О. М. Мысенко
Сформировать представление о строении грибов, о связи растений и грибов, о съедобных и ядовитых грибах
М. А. Сафонов Начальник уадипк /О. М. Мысенко iconС. М. Скибин Начальник уадипк / О. М. Мысенко
Цель урока: формирование умений применять понятие симметрии в различных областях науки и жизни, сформировать навыки построения симметричных...
М. А. Сафонов Начальник уадипк /О. М. Мысенко iconГ. М. Кулаева Начальник уадипк / О. М. Мысенко Вопросы вступительного...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение орловская средняя общеобразовательная школа №1 (мбоу осош №1)
М. А. Сафонов Начальник уадипк /О. М. Мысенко iconС. М. Скибин Начальник уадипк /О. М. Мысенко
Дэвид Карузо Ph. D., один из авторов наиболее авторитетной методики оценки эмоционального интеллекта msceit, коллега Питера Саловея...
М. А. Сафонов Начальник уадипк /О. М. Мысенко iconМ. Н. Ефименко Начальник уадипк / О. М. Мысенко
Главного управления мчс россии по Республике Тыва и структурных подразделений по согласованию с Министерством образования и науки...
М. А. Сафонов Начальник уадипк /О. М. Мысенко icon«Итоги развития муниципальной системы образования в 2012-2013 учебном...
Д., начальник отдела воспитания и профилактики асоциальных явлений Баканова О. В., начальник отдела безопасности и материально –...
М. А. Сафонов Начальник уадипк /О. М. Мысенко iconГрафик сдачи кандидатских экзаменов на период весенней сессии 2012 года
Члены комиссии: Тузов Н. А., Власенко Н. А., Сафонов В. Е., Хабибулина Н. И., Корнев В. Н., Сырых В. М
М. А. Сафонов Начальник уадипк /О. М. Мысенко icon«Согласовано» «Утверждаю» Начальник Муниципального казенного Начальник отдела
Учебный план общеобразовательного учреждения имеет определенную структуру и является частью образовательной программы школы, структура...
М. А. Сафонов Начальник уадипк /О. М. Мысенко iconГрафик сдачи кандидатских экзаменов на период весенней сессии 2014 года
Члены комиссии: Корнев В. Н., Власенко Н. А., Тузов Н. А., Сафонов В. Е., Хабибулина Н. И., Сырых В. М., Павликов С. Г
М. А. Сафонов Начальник уадипк /О. М. Мысенко iconНить Ариадны Сафонов В. И
На основе личных наблюдений и экспериментов автор рассматривает загадочные на первый взгляд явления, позволяющие сделать вывод о...
М. А. Сафонов Начальник уадипк /О. М. Мысенко iconУрок №14 Разноаспектный анализ текста
Начальник обычно представляется нечто разъясняющим, подчинённые – непонимающими. (5) Что разъясняет начальник и что понимают подчинённые...
М. А. Сафонов Начальник уадипк /О. М. Мысенко iconМетодические указания по выполнению выпускной квалификационной работы...
Г. А. Ахмина; начальник учебно-методического управления М. В. Савушкин; начальник учебной части Н. А. Уткина; декан экономического...
М. А. Сафонов Начальник уадипк /О. М. Мысенко iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Д нурлатского гровд. В церемонии приняли участие министр Асгат Сафаров, начальник угибдд рифкат Минниханов, глава муниципального...
М. А. Сафонов Начальник уадипк /О. М. Мысенко iconПрограмма учебной дисциплины 1 Автор программы: Сафонов Г. Б., к...
Современная модель хозяйствования предусматривает развитие различных форм экономических отношений, что требует развития адекватных...
М. А. Сафонов Начальник уадипк /О. М. Мысенко iconО выявлении, обобщении и распространении положительного опыта в служебно-боевой...
Вд россии по военно-научной работе (начальник военно-научной группы отделения (отдела) оперативной подготовки и военно-научной работы...
М. А. Сафонов Начальник уадипк /О. М. Мысенко icon«согласовано» Начальник Управления образованием администрации муниципального...
Начальник Управления образованием администрации муниципального образования «город Бугуруслан»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск