Скачать 201.92 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный педагогический университет» УТВЕРЖДАЮ Проректор по научной работе ______________А.Г. Иванова «23 » сентября 2011г. ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 13.00.02 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (литература, высшее образование) Оренбург - 2011 г. Программа составлена в соответствии с утвержденными ФГТ и рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования. Автор _________/ И.Е. Брякова, доктор педагогических наук, профессор Программа одобрена на заседании кафедры русской классической литературы и методики преподавания литературы от «23» июня 2011г., протокол № 10 Согласовано: Зав. кафедрой _______________________ / С.М. Скибин Начальник УАДиПК____ ______________/О.М. Мысенко Введение Вступительный экзамен по специальности 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (литература, высшее образование) является традиционной формой поступления в аспирантуру выпускников вуза, учителей-предметников. Цель вступительного экзамена заключается в определении уровня общей личностной культуры, профессиональной компетентности и готовности аспиранта (соискателя) к научно-исследовательской деятельности в области теории и методики обучения литературы и к научно-педагогической деятельности в средних общеобразовательных и высших учебных заведениях. Программа экзамена предполагает освоение поступающим теоретико-методологических оснований базового предмета литература и методики обучения литературе, формирование на их основе собственного исследовательского подхода. Вступительный экзамен по специальности сдается в соответствии с утверждённой программой экзамена. Экзаменуемый по специальности должен показать:
Содержание программы Литература как учебный предмет в современной средней школе. Социальные и эстетические функции литературы, их многообразие. Задачи изучения литературы в школе. Взаимодействие изучения литературы в школе с опытом освоения других видов искусств. Место литературы в духовной жизни современного школьника. Личностный характер восприятия искусства и недопустимость шаблонов в его изучении. Специфика школьного предмета «литература». Госстандарт литературного образования и программное творчество. Специфика изучения предмета в школе с нерусским языком обучения. Литературное развитие читателя-школьника. Возрастные особенности и этапы литературного развития учащихся. Чтение как труд и творчество. Современная наука о читательской деятельности. Проблема критериев литературного развития в психологии и методике преподавания литературы (Н.Д.Молдавская, Л.Г.Жабицкая, Е.В.Квятковский, В.Г.Маранцман). Учитель литературы и профессиональные требования к нему. Влияние личности учителя на формирование ценностных ориентаций учащихся. Творческая индивидуальность учителя. Характер труда словесника. Профессиограмма учителя литературы. Формирование профессиональной компетентности учителя словесника. Понятия «компетенция, компетентность,профессионализм». «Педагогическое мастерство» и «педагогическое творчество». Основные подходы к данным понятиям (Т.Г.Браже, В.А.Кан-Калик, Н.Д.Никандров, М.М. Поташник и др.). Профессиограмма учителя-словесника. (Н.Н.Кузьмина, Т.Г. Браже и др.). Профессиональная компетентность учителя литературы. Современные подходы. Креативная компетентность учителя-словесника. Методы преподавания литературы в школе. Основные системы методов в дидактике и методике литературы (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, Ю.К.Бабанский; В.В.Голубков, Н.И.Кудряшев, М.Г.Качурин, В.Г.Маранцман). Перспективы дальнейшей разработки системы специфических методов обучения на уроках литературы. Содержание и этапы литературного образования в современной средней школе. Принципы, на которых основывается система литературного образования. Содержание литературного образования в школе. Принципы отбора литературного материала и его концентрации в каждом классе. Дискуссии о структуре и содержании школьных программ по литературе. Принципы построения ныне действующих школьных программ по литературе под ред. В.Я. Коровиной, В.Г. Маранцмана, А.Г. Кутузова. Характеристика основных школьных программ по литературе. Учебники, хрестоматии по литературе и пособия. Основные этапы изучения литературного произведения в школе. Вступительные занятия, функция и виды их. Подготовка к восприятию литературного произведения. Чтение произведения (организация чтения, виды чтения, работа над текстом). Анализ как этап изучения литературного произведения. Заключительные занятия по изучению литературного произведения, их функции. Специфика изучения литературы в средних классах. Задачи изучения литературы в средних классах. Выбор оптимального сочетания методов и приемов обучения в зависимости от возраста учащихся средних классов. Организация вступительных занятий и чтения текстов с учетом «наивного реализма» как характерного для учащихся 5-7 классов способа восприятия литературы. Развитие основных читательских умений школьников. Роль теоретико-литературных понятий в совершенствовании читательского опыта учащихся. Воспитание читателя-школьника в 7-8 классах. Внеклассное чтение школьников. Углубление и обогащение читательского восприятия в ходе анализа художественного текста. Специфика изучения литературы в старших классах. Особенности школьного анализа литературного произведения. Литературоведческая концепция как основа анализа художественного произведения в школе. Отличие школьного анализа от литературоведческого по целям, объему, средствам изучения художественных текстов. Пути анализа литературного произведения: анализ «вслед за автором», пообразный, проблемный и их варианты. Литературоведческие и школьные приемы анализа. Взаимодействие путей анализа в работе учителя. Школьный литературный анализ художественного текста. Приёмы и технологии. Интерпретация художественного произведения в системе школьного литературного образования. Анализ литературного произведения. Принципы школьного анализа текста: принцип концептуальности, внимания к этимологии, принцип диалогизма, ретроспективность, принцип меры анализа. Концептуальный и имманентный подходы к анализу художественного произведения в школе. Пути и приемы анализа литературного произведения в школе. Специфика художественной, научной, критической, читательской интерпретации художественного текста. Взаимосвязь анализа и читательской интерпретации. Авторская позиция в лирическом произведении и читательская интерпретация текста. Проблемы интерпретации поэтического текста. Выразительное чтение как вид интерпретации. Перевод как вид интерпретации. Литературное произведение в графических, живописных, музыкальных, театральных и киноинтерпретациях. Обусловленность интерпретации литературного произведения спецификой определённого вида искусства (язык, способы воздействия на воспринимающего), мироощущением художника, временем. Интерпретация классики в современном искусстве. Границы свободной интерпретации Восприятие и изучение художественных произведений в их родовой специфике. Особенности восприятия и изучения эпических жанров (роман, повесть, рассказ, очерк и др.). Роль понимания авторской позиции и индивидуального стиля писателя в развитии интереса к чтению и анализу художественных произведений. Специфика изучения драматических произведений. Трудности выявления авторской позиции при восприятии драмы. Аналитическое чтение и чтение по ролям на уроках по изучению драмы. Использование театральных и телевизионных впечатлений учеников. Особенности изучения лирических произведений. Специфика анализа поэтического текста, обусловленная необходимостью понять конкретный и обобщенный смысл поэтических образов, движение авторских чувств и мыслей. Место и роль обучения выразительному чтению на уроках лирики, использование других видов искусств. Вопросы истории литературы в школьном изучении. Обзорные темы и их роль в старших классах при изучении историко-литературного курса. Задачи изучения обзорных тем. Типы обзорных тем. Содержание и структура. Изучение жизни и творчества писателя как фактор нравственного воспитания школьников. Методические приемы знакомства с фактами биографии писателя в школе. Особенности изучения биографии писателя в старших классах. Задачи очерка жизни и творчества писателя в школе и его специфика. Теория литературы в школьном изучении. Теория литературы и ее значение в школьном литературном образовании. Целенаправленное последовательное обращение к теоретико-литературным понятиям на уроках литературы. Формирование умения использования этих понятий в процессе анализа художественного произведения. Методика изучения литературно-критических статей. Развитие речи учащихся в системе литературного образования. Взаимосвязь речевого развития со всем комплексом работы по изучению литературы. Основные направления в работе по развитию речи учащихся на занятиях по литературе. Приемы развития устной и письменной речи в процессе занятий литературой. Виды письменных работ, выполняемых учениками в разных классах. Роль сочинения в формировании творческой самостоятельности, в углубленном познании литературного произведения. б). Литературное творчество школьников. Понятие «литературное творчество» учащихся. Основные цели и принципы развития литературного творчества школьников. Виды творческих работ. Теория и методика дополнительного образования по предмету «литература». Внеклассная работа по литературе. Элективные курсы. Задачи дополнительного образования изучения литературы в школе. Факультативы как одна из форм обучения литературе. Виды факультативных занятий. Элективные курсы как курсы по выбору. Моделирование содержания элективных курсов по литературе: цели элективных курсов, профессиональная ориентированность элективных курсов, содержание курсов. Внеурочная работа по литературе. Цели и задачи внеурочной работы. Взаимосвязь внеклассной работы с основным курсом литературы и русского языка. Виды внеклассных занятий. Структура занятий. Кружковая работа. Организация олимпиад, предметных конкурсов по литературе. Научно-исследовательская работа учащихся. Формы участия школьников в учебно-исследовательской деятельности. Требования к отбору материала, обеспечивающего интерес и активность школьников в изучении литературы. Межпредметные связи при изучении литературы. Литература и родной язык. Литература и история. Литература и изобразительное искусство. Литература и музыка. Задачи и формы проведения межпредметных связей. Внутрипредметные связи на уроках литературы. Урок литературы в современной школе. Различные классификации урока литературы: в зависимости от его места в системе работы по изучению художественного произведения (вступительные занятия, чтение, уроки анализа, заключительные уроки); от вида работы: урок-лекция, беседа, экскурсия и т.д. (В.В. Голубков); от содержания предмета: уроки изучения художественных произведений, уроки изучения истории и теории литературы, уроки развития речи (Н.И. Кудряшев). Анализ основных классификаций урока, их сильные и слабые стороны. Инновационные модели современного урока литературы. Поиски учителей и методистов в данном направлении. Изучение эпического произведения в школе на уроках литературы. Основные задачи и специфика изучения эпических произведений в средних и старших классах. Проблемы чтения и восприятия старшеклассниками произведений эпоса средней и большой формы (повести, романа, романа-эпопеи). Пути и приемы анализа эпических произведений в старших классах. Вопросы теории литературы в процессе анализа эпического произведения. Пути решения проблемы чтения эпических произведений. Проблема оснащения текстами и ее преодоление. Как помогает работа над эпизодом понять общую концепцию анализа эпического произведения. Варианты организации чтения большого по объему эпического произведения. Система уроков. Система вопросов. Изучение лирического произведения в школе на уроках литературы. Особенности восприятия лирики старшеклассниками. Особенности изучения лирики в 5-8 кл. Пути и приемы анализа лирического произведения в 9-11 кл. Обращение к другим видам искусства при изучении лирики (цели и приемы). Наиболее целесообразное осуществление перехода от лирического стихотворения к анализу. Сохранение эмоционально-образного воздействия лирики при формировании теоретико-литературных понятий. Анализ стихотворения в методических пособиях разных авторов. Общее и различное в подходах. Анализ драматического произведения на уроках литературы в школе на уроках литературы. Проблема восприятия учащимися драматических произведений разных жанров и место, занимаемое ею в школьной программе. Пути и приемы анализа драматических произведений (с учетом родовой и жанровой специфики). Межпредметные связи при анализе драматических произведений. Креативные технологии на уроках литературы. Креативность и творчество. Технология и методика. Технология дебатов, образовательных путешествий, полилога, мастерских творческого письма и построения знаний, Технология чтения и письма для развития критического мышления (ЧПРКМ). Теория и методика использования технических и компьютерных средств в обучении литературе. Общие сведения об информационных технологиях обучения. Характеристика информационных технологий обучения. Компьютер как основа использования новых информационных технологий обучения литературе. Анализ положительных и отрицательных последствий (в образовательном аспекте) использования информационных и коммуникационных технологий в обучении литературе. Проблемы разработки электронных образовательных ресурсов по литературе. Теория, методология и практика создания и использования обучающих, диагностирующих систем и методик, в том числе электронных средств. Компьютерные мультимедийные программы-презентации. Информационно-обучающие программы по литературе для школьников. Программы-тренажеры. Тестовые программы. Виртуальные уроки литературы. Необходимость использования компьютерных технологий в практике современного учителя. Школьное литературоведческое краеведение и его роль в преподавании литературы. Понятие о краеведении. Виды краеведения (государственное, общественное, школьное и др.классификации). Литературное литературоведческое краеведение. Литературоведческое краеведение как вспомогательная дисциплина науки о литературе, его связь с теорией и историей литературы. Расширение культурного кругозора учащихся, получение знаний о литературной жизни родного края. Проблема «писатель и край» в литературоведении. Литературное краеведение как разновидность школьного краеведения, воспитательные и образовательные возможности его. Основные источники литературного краеведения. Роль краеведческо-библиографических и текстологических разысканий в изучении творчества писателя, истории создания произведений. Основные художественные произведения об Оренбургском крае и литературоведческие работы. Литературный портрет Оренбуржья в произведениях русских писателей. Природа Оренбуржья в изображении русских писателей. Оренбургский край и литература ХХ века. Контроль знаний, умений и навыков как компонент учебного процесса. Проблемы оценки качества обучения и воспитания в области литературы. Контроль за сформированностью умений и навыков учащихся по литературе. Система оценки достижений по требованиям стандарта. Требования к знаниям и умениям учащихся в каждом классе. Понятие о мониторинге оценки качества обучения литературе. Оценка личностных достижений учащихся. Диагностика. Портфолио ученика по литературе, его типология. Рекомендуемая литература Основная:
Дополнительная:
Вопросы вступительного экзамена в аспирантуру для поступающих на специальность 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (литература, высшее образование)
|
С. М. Скибин Начальник уадипк / О. М. Мысенко Цель урока: формирование умений применять понятие симметрии в различных областях науки и жизни, сформировать навыки построения симметричных... | З. Н. Рябинина Начальник уадипк / О. М. Мысенко Сформировать представление о строении грибов, о связи растений и грибов, о съедобных и ядовитых грибах | ||
Г. М. Кулаева Начальник уадипк / О. М. Мысенко Вопросы вступительного... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение орловская средняя общеобразовательная школа №1 (мбоу осош №1) | М. Н. Ефименко Начальник уадипк / О. М. Мысенко Главного управления мчс россии по Республике Тыва и структурных подразделений по согласованию с Министерством образования и науки... | ||
М. А. Сафонов Начальник уадипк /О. М. Мысенко С 1 по 5 февраля в Томском государственном университете впервые проходят Дни науки: необычные лекции с применением эксперимента собрали... | «Итоги развития муниципальной системы образования в 2012-2013 учебном... Д., начальник отдела воспитания и профилактики асоциальных явлений Баканова О. В., начальник отдела безопасности и материально –... | ||
«Согласовано» «Утверждаю» Начальник Муниципального казенного Начальник отдела Учебный план общеобразовательного учреждения имеет определенную структуру и является частью образовательной программы школы, структура... | Урок №14 Разноаспектный анализ текста Начальник обычно представляется нечто разъясняющим, подчинённые – непонимающими. (5) Что разъясняет начальник и что понимают подчинённые... | ||
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы... Г. А. Ахмина; начальник учебно-методического управления М. В. Савушкин; начальник учебной части Н. А. Уткина; декан экономического... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Д нурлатского гровд. В церемонии приняли участие министр Асгат Сафаров, начальник угибдд рифкат Минниханов, глава муниципального... | ||
О выявлении, обобщении и распространении положительного опыта в служебно-боевой... Вд россии по военно-научной работе (начальник военно-научной группы отделения (отдела) оперативной подготовки и военно-научной работы... | «согласовано» Начальник Управления образованием администрации муниципального... Начальник Управления образованием администрации муниципального образования «город Бугуруслан» | ||
Согласовано Начальник управления образования Администрации Дмитровского муниципального района | Приложение 21 Начальник управления имущественных и земельных отношений администрации Мошковского района | ||
Шишло Елена Григорьевна начальник Управления культуры Администрации... Шишло Елена Григорьевна – начальник Управления культуры Администрации г. Пскова – председатель оргкомитета | Шишло Елена Григорьевна начальник Управления культуры Администрации... Шишло Елена Григорьевна – начальник Управления культуры Администрации г. Пскова – председатель оргкомитета |