Урок географии в 11 классе «Геоурбанистика»





Скачать 81.28 Kb.
НазваниеУрок географии в 11 классе «Геоурбанистика»
Дата публикации04.08.2013
Размер81.28 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Урок географии в 11 классе

«Геоурбанистика»

представляет учитель географии и экономики МБОУ

«Гимназия №6 имени академика-кораблестроителя А.Н. Крылова» г.Алатырь

Чередниченко Наталья Евгеньевна
Цель: обобщение и расширение знаний учеников об урбанизации.

Задачи:

1. Образовательные:

- обобщить знания учеников об урбанизации;

- познакомить учеников с понятием «Геоурбанистика».

2. Воспитательные:

- развивать навыки учебного труда;

- развивать умение работать в группе.

3. Развивающие:

- развивать речь, наблюдательность, логическое и аналитическое мышление;

- способности к самостоятельному решению учебных задач, умение высказывать свою точку зрения.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний

Методы: частично-поисковый, аналитический, иллюстрирование и демонстрирование.

Оборудование урока:

Карта мира - агломерации, использование ИКТ, заготовленные распечатанные тексты на листочках, ватманы, маркеры

Х О Д У Р О К А :

На доске – эпиграф урока:

«Города - "командный состав" территории каждой страны».

Н.Н. Баранский.


  1. Организационный момент приветствие, мобилизация на урок.

  2. Вводное слово учителя.

Тема нашего урока сегодня «Геоурбанистика» - это наука, которая изучает один из важнейших процессов в мире – урбанизацию, развитие городов. Н. Н. Баранский говорил, что (чтение эпиграфа).

В 9 и 10 классе в курсе изучения «Экономической и социальной географии» мы уже познакомились с понятием урбанизация. Я просила вас вспомнить все, что Вы уже знаете и сейчас мы вместе повторим, что знаем об урбанизации, а также в процессе урока мы познакомимся с понятием «геоурбанистика», с основными чертами урбанизации и с особенностями урбанизации в развитых и развивающих странах.

  1. Вспомните, пожалуйста:

Основные формы расселения:

Кочевая форма расселения. Кочевой образ жизни ведут несколько миллионов человек, занимающиеся в основном скотоводством в горных, степных и пустынных районах.

Оседлая форма расселения.

Виды сельских поселений:

Существуют две формы сельского расселения: групповое и рассеянное. Примером группового расселения является деревня (Европе, Азии, Африке) , а рассеянного - фермы, хутора ( США, Канаде, Австралии).

Виды городов:

Город — населённый пункт, жители которого заняты, как правило, вне сельского хозяйства.

- по численности:

В России:

Малые - до 20 тысяч (до 50 тысяч)

Средние - до 100 тысяч

Большие – более 100 тысяч

Крупные – более 250 тысяч

Крупнейшие – более 500 тысяч

Города-миллионеры.

Н-р: В Дании, Швеции, Финляндии городом считается населенный пункт с численностью свыше 200 человек,

Канаде, Австралии – свыше 1 тысячи,

Швейцарии, Малайзии – свыше 10 тысяч,

Японии – свыше 30 тысяч.

- по функциям: Функции города – его роль, назначение в обществе. В любом городе имеются функции градообслуживающие (отрасли производства, обслуживающие население города) и градообразующие (отрасли и производства, продукция и услуги которых идут за пределы города)

Центральные места:

- столица

- неофициальные столицы экономических районов

- центры республик, краев, областей.

Отраслевые центры:

- промышленные центры

- транспортные центры

- наукограды

- туристические центры

- города-курорты
Урбанизация - (от лат. urbanus «городской»)– рост доли городов и городского образа жизни.

Вашему вниманию хочу предложить интересную информацию.
В мире под городской застройкой занято -3% территории, в Нидерландах - 31%, Великобритании - 15%, Японии - 14%, Франции -13%. По приближённым подсчётам масса зданий и сооружений в городах мира составляет - 57 млрд.т., 2005г. - 120-130млрд.т. В 21 веке суммарная территория городов составит 11% площади суши. В XX в. процесс урбанизации охватил весь мир, только в разной степени. Так, в Западной Европе, США, Японии доля горожан примерно такая же, как и в России: 73-77 %. Но есть и рекордсмены, например, Израиль (92 %) и Сингапур (100 %). А вот в бедных странах Африки и Азии их доля достигает лишь 25-35 %.
Городская агломерация – система тесно связанных друг с другом городских поселений.

Мегалополис – срастание городских агломераций.

Крупнейшие городские агломерации мира с населением более 10 млн. человек.

агломерация

население

страна

Токио

31036

Япония

Нью-Йорк - Филадельфия

29936

США

Мехико

20965

Мексика

Сеул

19845

Южная Корея

Сан-Паулу

18505

Бразилия

Москва

12100

Россия


Ложная урбанизация- в развивающихся странах - стремительный рост численности городского населения, не сопровождаемый достаточным ростом числа рабочих мест. Прибывающее в города сельское население пополняет армию безработных, а недостаток жилья вызывает появление неблагоустроенных городских окраин с антисанитарными условиями жизни.
Почти миллиард людей – одна треть городского населения всего мира – живет в городских трущобах и бараках


  1. Новая тема.

Ребята, Мы вспомнили основные понятия, связанные с расселением населения. А сейчас, работая самостоятельно в группах, вы должны познакомиться с 1) понятием Геоурбанистика, 2) с общими чертами урбанизации, а также с 3) особенностями урбанизации в развитых и 4) развивающих странах.

Задания группам. Мы поделились с вами на 5 (4) групп. Сейчас внутри группы рассчитайтесь на 1,2,3,4. Первые номера собираются вместе за одним столом. Остальные делают то же самое. Каждая группа должна изучить предложенный текст, проанализировать его и выбрать нужное. Затем сделать краткий конспект-схему. Работаем 10 минут.

Затем все собираются в первоначальные группы и оформляют ватман с общим названием «Геоурбанистика». 10 минут. Каждая группа защищает свой проект. 3-5 минут.


  1. Рефлексия. Задаю вопросы:

- Ребята, что нового Вы узнали на уроке?

- Что было трудно?

- Что понравилось?


  1. Домашнее задание.

Я предлагаю подумать над проблемным вопросом «Урбанизация несет для человечества больше положительных или отрицательных аспектов?».

Запишите ваши размышления в тетрадь.


  1. Итоги урока (отметки, оценка работы детей).

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Орг. момент

Говорит, нацеливает на работу.

Слушают учителя.

Актуализация знаний

Задает вопросы по пройденным ранее темам.

Отвечают на вопросы.

Изучение нового материала

Дает задание для работы в группах, смотрит за работой, если надо направляет деятельность учеников



Работают в группах: анализируют текст, выделяют главное, делают конспект-схему. Затем переходят в другие группы и оформляют на ватмане новый материал в виде конспекта-схемы.

Каждая группа готовит выступление и защищает результат своей работы.

Рефлексия

Задает вопросы.

Отвечают на вопросы.

Домашнее задание

Задаёт задание на дом.

Записываю размышления в тетрадь.


ПРИЛОЖЕНИЕ:

Урбанизацией занимается наука геоурбанистика. - раздел экономической географии, занимающийся комплексным анализом и изучением проблем, связанных с функционированием и развитием городских центров.

Она изучает:

Основные исторические этапы городов.

Главные особенности современного процесса урбанизации.

Географические аспекты урбанизации и развитие крупных урбанизированных зон мира.

Сети и системы городов.

Основы проектирования городов и градостроительства.

Урбанизация - сложнейший многообразный процесс, затрагивающий все стороны мировой жизни. Поэтому он получил широкое отражение в экономико - и социально – географической литературе. Отметим лишь некоторые черты мировой урбанизации на пороге третьего тысячелетия:

1) быстрые темпы роста городского населения, особенно в развивающихся странах;

2) расползание городов, формирование городских агломераций и мегалополисов, представляющих собой скопление агломераций и городов, слившихся друг с другом. Особенно быстро растут агломерации миллионеры в странах Азии, Латинской Америки и Африки. В Азии насчитывалось 115 таких агломераций, больше всего в Китае(38), Индии(24), Пакистане, Индонезии и Республике Корея (по 6 каждой из них); в Латинской Америке -40, в Африке – 24. Происходит не только рост самих городов, но активно растут и их пригородные зоны. Этот процесс получил наименование субурбанизация. Это процесс и ведет к формированию городских агломераций.;

3) концентрация населения и хозяйства в основном в больших городах и их наиболее быстрый рост;

4) ухудшение экологической обстановки в городах и промышленных центрах. Города – крупные потребители природных ресурсов и загрязнители окружающей среды. Загрязнители оказывают влияние на здоровье людей, поэтому сегодня актуальны проблемы охраны окружающей среды;

5) «Урбанизация» - это также преобладание городского образа жизни над сельским. Это явление получило название «рурбанизация» - процесс распространения городских форм и условий жизни на сельскую местность. Рурбанизация может сопровождаться миграцией городского населения в сельские поселения и переносом форм хозяйственной деятельности, характерных для городов, в сельскую местность. Для городского образа жизни характерна:

- динамичность. Быстрое изменение форм деятельности, в том числе создание новых «образцов» в поведении, технологии, духовной культуре. Усиливается социальная и территориальная подвижность населения, меняется образ жизни людей и их система ценностей. Это жесткий, неприродный и более интенсивный ритм.

- деперсонифицированное общение - горожанин ждет от каждого, с кем он контактирует в течение дня, выполнения своей «роли» - продавца, шофера и т.д., а беседовать «за жизнь» ни с кем не намерен – отсюда и «одиночество в толпе».

- ускоренный ритм жизни и деятельности требует от горожанина быстрых решений и мобильности. Мобильная связь стала нормой жизни городского жителя.

Общим для мирового процесса урбанизации является его стихийное течение. Общие черты не исключают серьезных различий в странах разного типа. Это «возраст» урбанизации, ее уровень и темпы.

В большинстве экономически развитых стран, достигших высокого уровня урбанизации, доля городского населения растет медленнее. Число жителей в столицах и других крупных городах даже уменьшается. Многие горожане теперь предпочитают жить не в центрах больших городов, а в пригородах и сельской местности. Это объясняется удорожанием инженерного оборудования, обветшанием инфраструктуры, крайним усложнением транспортных проблем, ухудшением экологических условий в связи с концентрацией промышленности. В развитых странах урбанизация продолжает развиваться "вглубь". Здесь предпринимаются большие усилия по регулированию процесса урбанизации, управлению им. В этой работе, которая нередко осуществляется методом проб и ошибок, наряду с государственными органами участвуют архитекторы, демографы, географы, экономисты, социологи, представители многих других наук.

В развивающихся странах, где уровень урбанизации значительно ниже, она продолжает расти "вширь", а городское население увеличивается. Здесь урбанизация приняла стремительный, неуправляемый характер. Выше всего доля городского населения в Латинской Америке — 2/3, в Африке — 30%, в зарубежной Азии— 27%. Безземелье и отсутствие шансов получить работу «выталкивает» миллионы людей в город. Развитие инфраструктуры и промышленности не успевает за ростом населения городов, как следствие - появляются трущобы, безработица. При этом неимущее население обычно селиться на окраинах, где возникают пояса нищеты. В результате возникают трущобные районы с антисанитарными условиями проживания, так называемая «ложная урбанизация» - тип урбанизации, при котором доля городского населения намного превышает долю экономически активного гор населения, занятого в производственной и непроизводственной сферах. Главная причина «ложной урбанизации» - постоянный приток в города неимущего населения, который они не в состоянии обеспечить жильем, работой. Урбанизация в этих странах продолжает оставаться в основном стихийной и неупорядоченной.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок географии в 11 классе «Геоурбанистика» iconУрок по географии в 11б классе. Автор: Ежова Надежда Станиславовны,...
Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по географии
Урок географии в 11 классе «Геоурбанистика» iconУрок географии в 6-м классе по теме "Горы суши"
Начальный курс географии 6 класс”1С – Образовательная коллекция, рекомендован Министерством образования РФ
Урок географии в 11 классе «Геоурбанистика» iconУрок географии в 8 классе по теме «Кабардинская равнина. Малая Кабарда»
Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по географии
Урок географии в 11 классе «Геоурбанистика» iconУрок географии в 6-м классе по теме "Горы суши" Страдаева Г. А. учитель...
Начальный курс географии 6 класс”1С – Образовательная коллекция, рекомендован Министерством образования РФ
Урок географии в 11 классе «Геоурбанистика» iconУрок по географии в 7классе по теме «Климат Евразии»
Рмо учителей географии. На этом рмо тесля Ирина Николаевна, учитель географии мбоу «Ленская сош» подготовила и провела открытый урок...
Урок географии в 11 классе «Геоурбанистика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мальцева Елена Александровна учитель географии первой квалификационной категории провела открытый урок по географии в 6а классе....
Урок географии в 11 классе «Геоурбанистика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Открытый урок по географии в 8 классе по теме «Классификация химических элементов» (урок – закрепление)
Урок географии в 11 классе «Геоурбанистика» iconУрок географии в 6 классе. Тема: Географические координаты
Школьный этап Олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа с...
Урок географии в 11 классе «Геоурбанистика» iconУроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности»
Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе)
Урок географии в 11 классе «Геоурбанистика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная рабочая программа составлена на основе Программы по географии Е. М. Домогацких, примерной программы по географии, в соответствии...
Урок географии в 11 классе «Геоурбанистика» iconСоставители Цопина Любовь Ивановна, учитель географии Коринь Светлана...
Охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего...
Урок географии в 11 классе «Геоурбанистика» iconУрок географии в 10-м классе
Совершенствование навыков употребления глаголов в речи. Повторить и обобщить знания по орфоэпии
Урок географии в 11 классе «Геоурбанистика» iconАнализ урока английского языка «Хэллоуин» в 5 классе. Урок был проведен...
Всероссийский конкурс журнала «Новое образование» на лучшую методическую разработку «Лучший урок – 2012» (урок «День благодарения»)-...
Урок географии в 11 классе «Геоурбанистика» iconУрок (география + химия) "Природные уникумы Урала" 8 класс
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе
Урок географии в 11 классе «Геоурбанистика» iconУрок географии в 8 классе по теме: «Дальний Восток край контрастов»
Охватывают? · Какими красками изображен лес зимой?
Урок географии в 11 классе «Геоурбанистика» iconРабочая программа учебного курса географии в 7 классе Рассмотрено
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск