Скачать 81.28 Kb.
|
Урок географии в 11 классе «Геоурбанистика» представляет учитель географии и экономики МБОУ «Гимназия №6 имени академика-кораблестроителя А.Н. Крылова» г.Алатырь Чередниченко Наталья Евгеньевна Цель: обобщение и расширение знаний учеников об урбанизации. Задачи: 1. Образовательные: - обобщить знания учеников об урбанизации; - познакомить учеников с понятием «Геоурбанистика». 2. Воспитательные: - развивать навыки учебного труда; - развивать умение работать в группе. 3. Развивающие: - развивать речь, наблюдательность, логическое и аналитическое мышление; - способности к самостоятельному решению учебных задач, умение высказывать свою точку зрения. Тип урока: обобщения и систематизации знаний Методы: частично-поисковый, аналитический, иллюстрирование и демонстрирование. Оборудование урока: Карта мира - агломерации, использование ИКТ, заготовленные распечатанные тексты на листочках, ватманы, маркеры Х О Д У Р О К А : На доске – эпиграф урока: «Города - "командный состав" территории каждой страны». Н.Н. Баранский.
Тема нашего урока сегодня «Геоурбанистика» - это наука, которая изучает один из важнейших процессов в мире – урбанизацию, развитие городов. Н. Н. Баранский говорил, что (чтение эпиграфа). В 9 и 10 классе в курсе изучения «Экономической и социальной географии» мы уже познакомились с понятием урбанизация. Я просила вас вспомнить все, что Вы уже знаете и сейчас мы вместе повторим, что знаем об урбанизации, а также в процессе урока мы познакомимся с понятием «геоурбанистика», с основными чертами урбанизации и с особенностями урбанизации в развитых и развивающих странах.
Основные формы расселения: Кочевая форма расселения. Кочевой образ жизни ведут несколько миллионов человек, занимающиеся в основном скотоводством в горных, степных и пустынных районах. Оседлая форма расселения. Виды сельских поселений: Существуют две формы сельского расселения: групповое и рассеянное. Примером группового расселения является деревня (Европе, Азии, Африке) , а рассеянного - фермы, хутора ( США, Канаде, Австралии). Виды городов: Город — населённый пункт, жители которого заняты, как правило, вне сельского хозяйства. - по численности: В России: Малые - до 20 тысяч (до 50 тысяч) Средние - до 100 тысяч Большие – более 100 тысяч Крупные – более 250 тысяч Крупнейшие – более 500 тысяч Города-миллионеры. Н-р: В Дании, Швеции, Финляндии городом считается населенный пункт с численностью свыше 200 человек, Канаде, Австралии – свыше 1 тысячи, Швейцарии, Малайзии – свыше 10 тысяч, Японии – свыше 30 тысяч. - по функциям: Функции города – его роль, назначение в обществе. В любом городе имеются функции градообслуживающие (отрасли производства, обслуживающие население города) и градообразующие (отрасли и производства, продукция и услуги которых идут за пределы города) Центральные места: - столица - неофициальные столицы экономических районов - центры республик, краев, областей. Отраслевые центры: - промышленные центры - транспортные центры - наукограды - туристические центры - города-курорты Урбанизация - (от лат. urbanus «городской»)– рост доли городов и городского образа жизни. Вашему вниманию хочу предложить интересную информацию. В мире под городской застройкой занято -3% территории, в Нидерландах - 31%, Великобритании - 15%, Японии - 14%, Франции -13%. По приближённым подсчётам масса зданий и сооружений в городах мира составляет - 57 млрд.т., 2005г. - 120-130млрд.т. В 21 веке суммарная территория городов составит 11% площади суши. В XX в. процесс урбанизации охватил весь мир, только в разной степени. Так, в Западной Европе, США, Японии доля горожан примерно такая же, как и в России: 73-77 %. Но есть и рекордсмены, например, Израиль (92 %) и Сингапур (100 %). А вот в бедных странах Африки и Азии их доля достигает лишь 25-35 %. Городская агломерация – система тесно связанных друг с другом городских поселений. Мегалополис – срастание городских агломераций. Крупнейшие городские агломерации мира с населением более 10 млн. человек.
Ложная урбанизация- в развивающихся странах - стремительный рост численности городского населения, не сопровождаемый достаточным ростом числа рабочих мест. Прибывающее в города сельское население пополняет армию безработных, а недостаток жилья вызывает появление неблагоустроенных городских окраин с антисанитарными условиями жизни. Почти миллиард людей – одна треть городского населения всего мира – живет в городских трущобах и бараках
Ребята, Мы вспомнили основные понятия, связанные с расселением населения. А сейчас, работая самостоятельно в группах, вы должны познакомиться с 1) понятием Геоурбанистика, 2) с общими чертами урбанизации, а также с 3) особенностями урбанизации в развитых и 4) развивающих странах. Задания группам. Мы поделились с вами на 5 (4) групп. Сейчас внутри группы рассчитайтесь на 1,2,3,4. Первые номера собираются вместе за одним столом. Остальные делают то же самое. Каждая группа должна изучить предложенный текст, проанализировать его и выбрать нужное. Затем сделать краткий конспект-схему. Работаем 10 минут. Затем все собираются в первоначальные группы и оформляют ватман с общим названием «Геоурбанистика». 10 минут. Каждая группа защищает свой проект. 3-5 минут.
- Ребята, что нового Вы узнали на уроке? - Что было трудно? - Что понравилось?
Я предлагаю подумать над проблемным вопросом «Урбанизация несет для человечества больше положительных или отрицательных аспектов?». Запишите ваши размышления в тетрадь.
ПРИЛОЖЕНИЕ: Урбанизацией занимается наука геоурбанистика. - раздел экономической географии, занимающийся комплексным анализом и изучением проблем, связанных с функционированием и развитием городских центров. Она изучает: Основные исторические этапы городов. Главные особенности современного процесса урбанизации. Географические аспекты урбанизации и развитие крупных урбанизированных зон мира. Сети и системы городов. Основы проектирования городов и градостроительства. Урбанизация - сложнейший многообразный процесс, затрагивающий все стороны мировой жизни. Поэтому он получил широкое отражение в экономико - и социально – географической литературе. Отметим лишь некоторые черты мировой урбанизации на пороге третьего тысячелетия: 1) быстрые темпы роста городского населения, особенно в развивающихся странах; 2) расползание городов, формирование городских агломераций и мегалополисов, представляющих собой скопление агломераций и городов, слившихся друг с другом. Особенно быстро растут агломерации миллионеры в странах Азии, Латинской Америки и Африки. В Азии насчитывалось 115 таких агломераций, больше всего в Китае(38), Индии(24), Пакистане, Индонезии и Республике Корея (по 6 каждой из них); в Латинской Америке -40, в Африке – 24. Происходит не только рост самих городов, но активно растут и их пригородные зоны. Этот процесс получил наименование субурбанизация. Это процесс и ведет к формированию городских агломераций.; 3) концентрация населения и хозяйства в основном в больших городах и их наиболее быстрый рост; 4) ухудшение экологической обстановки в городах и промышленных центрах. Города – крупные потребители природных ресурсов и загрязнители окружающей среды. Загрязнители оказывают влияние на здоровье людей, поэтому сегодня актуальны проблемы охраны окружающей среды; 5) «Урбанизация» - это также преобладание городского образа жизни над сельским. Это явление получило название «рурбанизация» - процесс распространения городских форм и условий жизни на сельскую местность. Рурбанизация может сопровождаться миграцией городского населения в сельские поселения и переносом форм хозяйственной деятельности, характерных для городов, в сельскую местность. Для городского образа жизни характерна: - динамичность. Быстрое изменение форм деятельности, в том числе создание новых «образцов» в поведении, технологии, духовной культуре. Усиливается социальная и территориальная подвижность населения, меняется образ жизни людей и их система ценностей. Это жесткий, неприродный и более интенсивный ритм. - деперсонифицированное общение - горожанин ждет от каждого, с кем он контактирует в течение дня, выполнения своей «роли» - продавца, шофера и т.д., а беседовать «за жизнь» ни с кем не намерен – отсюда и «одиночество в толпе». - ускоренный ритм жизни и деятельности требует от горожанина быстрых решений и мобильности. Мобильная связь стала нормой жизни городского жителя. Общим для мирового процесса урбанизации является его стихийное течение. Общие черты не исключают серьезных различий в странах разного типа. Это «возраст» урбанизации, ее уровень и темпы. В большинстве экономически развитых стран, достигших высокого уровня урбанизации, доля городского населения растет медленнее. Число жителей в столицах и других крупных городах даже уменьшается. Многие горожане теперь предпочитают жить не в центрах больших городов, а в пригородах и сельской местности. Это объясняется удорожанием инженерного оборудования, обветшанием инфраструктуры, крайним усложнением транспортных проблем, ухудшением экологических условий в связи с концентрацией промышленности. В развитых странах урбанизация продолжает развиваться "вглубь". Здесь предпринимаются большие усилия по регулированию процесса урбанизации, управлению им. В этой работе, которая нередко осуществляется методом проб и ошибок, наряду с государственными органами участвуют архитекторы, демографы, географы, экономисты, социологи, представители многих других наук. В развивающихся странах, где уровень урбанизации значительно ниже, она продолжает расти "вширь", а городское население увеличивается. Здесь урбанизация приняла стремительный, неуправляемый характер. Выше всего доля городского населения в Латинской Америке — 2/3, в Африке — 30%, в зарубежной Азии— 27%. Безземелье и отсутствие шансов получить работу «выталкивает» миллионы людей в город. Развитие инфраструктуры и промышленности не успевает за ростом населения городов, как следствие - появляются трущобы, безработица. При этом неимущее население обычно селиться на окраинах, где возникают пояса нищеты. В результате возникают трущобные районы с антисанитарными условиями проживания, так называемая «ложная урбанизация» - тип урбанизации, при котором доля городского населения намного превышает долю экономически активного гор населения, занятого в производственной и непроизводственной сферах. Главная причина «ложной урбанизации» - постоянный приток в города неимущего населения, который они не в состоянии обеспечить жильем, работой. Урбанизация в этих странах продолжает оставаться в основном стихийной и неупорядоченной. |
Урок по географии в 11б классе. Автор: Ежова Надежда Станиславовны,... Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по географии | Урок географии в 6-м классе по теме "Горы суши" Начальный курс географии 6 класс”1С – Образовательная коллекция, рекомендован Министерством образования РФ | ||
Урок географии в 8 классе по теме «Кабардинская равнина. Малая Кабарда» Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по географии | Урок географии в 6-м классе по теме "Горы суши" Страдаева Г. А. учитель... Начальный курс географии 6 класс”1С – Образовательная коллекция, рекомендован Министерством образования РФ | ||
Урок по географии в 7классе по теме «Климат Евразии» Рмо учителей географии. На этом рмо тесля Ирина Николаевна, учитель географии мбоу «Ленская сош» подготовила и провела открытый урок... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мальцева Елена Александровна учитель географии первой квалификационной категории провела открытый урок по географии в 6а классе.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Открытый урок по географии в 8 классе по теме «Классификация химических элементов» (урок – закрепление) | Урок географии в 6 классе. Тема: Географические координаты Школьный этап Олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа с... | ||
Уроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности» Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данная рабочая программа составлена на основе Программы по географии Е. М. Домогацких, примерной программы по географии, в соответствии... | ||
Составители Цопина Любовь Ивановна, учитель географии Коринь Светлана... Охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего... | Урок географии в 10-м классе Совершенствование навыков употребления глаголов в речи. Повторить и обобщить знания по орфоэпии | ||
Анализ урока английского языка «Хэллоуин» в 5 классе. Урок был проведен... Всероссийский конкурс журнала «Новое образование» на лучшую методическую разработку «Лучший урок – 2012» (урок «День благодарения»)-... | Урок (география + химия) "Природные уникумы Урала" 8 класс Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе | ||
Урок географии в 8 классе по теме: «Дальний Восток край контрастов» Охватывают? · Какими красками изображен лес зимой? | Рабочая программа учебного курса географии в 7 классе Рассмотрено Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих... |