Пещеры красноярского края





Скачать 85.96 Kb.
НазваниеПещеры красноярского края
Дата публикации01.07.2013
Размер85.96 Kb.
ТипИсследование
100-bal.ru > География > Исследование
ПЕЩЕРЫ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

В.А.СМАХТИН

МОУ «СОШ №13» г. Ачинск

тел.8(3915)49202 e-mail: shkla-13@rambler.ru

ВВЕДЕНИЕ

На территории нашего края и нашего района много природных памятников, но учащиеся не всегда могут их даже назвать. Не знают их истории, значения и месторасположение. Cуществует проблема сохранения природных памятников. Наблюдается варварское отношение людей к объектам природы. Учиняются погромы и расхищения уникальных объектов природы.

Тема, выбранная нами, для глубокого изучения и исследования является актуальной в наше время. Сегодня как никогда очень важно любить и знать свою малую родину. Ребятам необходимо знать достопримечательности своего края и понимать значимость их сбережения для будущих поколений. Информации в учебном материале по краеведению оказалось недостаточно, поэтому было принято решение собирать дополнительные сведения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Цель: расширить и углубить знания учащихся по краеведческому материалу о геологических памятниках природы.

Задачи:

1.Собрать дополнительный теоретический материал с различных источников информации.

2. Проанализировать, систематизировать и обобщить собранный материал.

3. Создать презентацию в помощь для дальнейшего изучения предмета география, а так же для практического применения полученных знаний учащимися (во время экскурсий и походов).

Объект исследования: пещеры

Методы: Сбор материала из различных источников информации.

Анализ, сравнение и отбор полученных результатов.

Систематизация и обобщение материала в виде презентации.

Гипотеза: чем больше учащиеся будут знать об уникальных объектах природы, тем бережнее будут к ним относиться.

Результаты: отобран и систематизирован собранный материал по направлениям о 7 пещерах края: Большая Орешная, Майская, Караульная, Кубинская, Баджейская, Лысанская, Айдашинская.

  1. Образование пещер.

  2. Открытие и изучение пещер.

  3. Внутреннее строение и обитатели.

  4. Традиционное и современное использование пещер человеком.

  5. Правила поведения человека в пещере.


ИССЛЕДОВАНИЕ

Человека всегда привлекали явления и объекты необыкновенные. Он с тревогой заглядывал в тёмные бездонные колодцы и трещины земли, стараясь понять кем, когда и как образовались полости в земной коре.

Пещера- это более или менее значительное углубление, полое пространство в горе.

Образовано от старославянского слова – «печь».

Классификация. пещер:

  1. карстовые. 4. вулканические.

  2. гипсовые. 5. морские и речные.

  3. ледниковые 6. конгломерантные.

1. Как образуются пещеры

Трудно представить сегодня, но миллиард лет назад - в протерозойскую эру - на месте Саянских гор плескалось море, дымились конуса выступающих из него вулканов. На дне моря из скелетов отмирающих организмов - животных и водорослей - накапливались осадки. Вдали от берегов отлагались карбонатные минералы, кальцит с примесью доломита



ПЕЩЕРА. Углубление, полое пространство под землёй или в горном массиве, имеющее выход наружу. Крупнейшие пещеры были образованы под действием грунтовых вод. Они могут образоваться в самых разных породах - в известняке, в граните, в глине, в мраморе. Но только в твердых породах пещеры сохраняют свои размеры веками. Однако если пещера целиком или хотя бы частично состоит из известняка (такие пещеры называются карстовыми.), то со временем она становится все больше и больше, так как этот мягкий материал вода легче всего размывает. Таким образом под землей образуются полости и расщелины. КАРСТ (нем. Karst) (карстовые явления), явления, связанные с растворением природными водами горных пород (гипс, каменная соль и др.).

2. Что находится внутри пещер.



В Красноярском крае карст весьма распространён смотрим карту[4].
СТАЛАКТИТЫ (от греч. stalaktos натекший по капле), натечные минеральные образования (чаще известковые), свешивающиеся в виде сосулек, бахромы с потолка и верхней части стен пещер.

СТАЛАГМИТЫ (от греч. stalagma капля), натечные минеральные образования (чаще известковые) в виде конусов, столбов, растущих с пола пещер навстречу сталактитам и нередко сливающиеся с ними. В местах интенсивного капежа или потоков воды во многих известняковых пещерах возникают своеобразные плотинные озёра

  1. Самое,самое,самое...

К пещере надо относится как к памятнику природы, призванному служить как ныне живущим людям, так и грядущим поколениям. В Красноярском крае некоторым пещерам уже официально присвоен статус ООПТ (особо охраняемых природных территориях): Большая, Орешная, Майская, Караульная, Кубинская, Баджейская, Лысанская, Айдашинская.(краткое описание каждой пещеры)
Пещера "Айдашинская"



Памятник природы образован в 1997 г. в целях сохранения уникальной пещеры, представляющей геологический и археологический интерес.
Расположен В 14 км к юго-западу от Ачинска. Площадь - 1,2га.
Границы: Памятник природы расположен в урочище "Девичья яма", на северном склоне р. Арга. Место древнего мольбища, культовое место шаманов. Пещера имеет два входа: один естественный, другой пробит со стороны озера людьми. Глубина пещеры составляет 70 м. Первые факты спуска в пещеру относятся к 1850 г. Примерно с того же времени по окрестностям стали ходить слухи о несметных богатствах, спрятанных в пещере. В 1880 г. крестьяне организовали артель и стали спускаться в пещеру, извлекая оттуда бронзовые и костяные предметы. Сбывали их медникам и любителям древностей.

После раскопок вход в пещеру был закрыт и засыпан. В.И Молодин и В.Н. Равнушкин за 4 года раскопок ими была собрана коллекция из 600 предметов. Археологический материал: каменные наконечники стрел, большое количество украшений, подвески в виде фигуры медведя и костяной головы лося и др. Множество слухов, легенд, поверий известно о таинственном месте. Существует 13 легенд, которые найдены, собраны клубом Музееведов: «Девичья Яма», «Лысая гора», «Золотая баба» и другие.

Эти легенды хранятся в Центральной Детской библиотеке им. А,П, Гайдара г.Ачинска [1] А так же схема и макет Айдашинской пещеры расположены в музее «Станции детского и юношеского туризма и экскурсий»[2]

Там, где горный кряж Арга,

Где течёт Чулым-река,

Есть пологая гора.

На макушке в ней дыра

Люди гору почитают,

Все её святой считают…[3]
Существуют факты, что:

Во время Гражданской войны пещеру использовали для хранения оружия. А в стародревние времена разбойники здесь прятали наворованное добро. Скрывали здесь свои несметные богатства и золотопромышленники. Сегодня здесь расположен детский лагерь «Восток», прекрасное место отдыха.

6.«Традиционное и современное использование пещер человеком».

Человеку можно было всегда спрятаться в пещере от жгучего ветра и ливня, скрыться от врага, развести костёр и отдохнуть.

-жилище «Караульный грот» (келья монаха).

-хранилище. «Майская» ( нефритовые украшения. в кольцах, серьгах)

-храм. «Караульная-2 ( служба)

-укрытие. «Бирюсинская» (найдена тушка морала) омолаживание организма

-захоронение «Тонельная» (останки 14м.)


5. Жизнь в пещерах.

Подземные жилища можно и сегодня увидеть на территории жарких стран Африки и Австралии.

В Матмата на краю пустыни Сахара местные жители живут в туннелях на глубине-9 метров. Поблизости нет строительного материала. Под землёй они находят пресную воду и надёжное убежище от песчаных бурь. В Австралии пещеры служат и хлевом для домашнего скота и кладовыми для хранения зерна до следующего урожая.

Обитатели пещер: летучие мыши, совы, филины, насекомые и микроорганизмы. Пещеры являются для них убежищем.

Пещерные дома.

Филиппины. Туземцы запрыгивали в пещеры прямо с деревьв.

Турция. Местные жители вот уже 2000 лет оборудуют в них жилые дома, церкви и монастыри. Они удаляют изнутри скал мягкую породу и вставляют в проёмы деревянные окна и двери. Внутри своих «пещерных домов» жители устилают земляные полы коврами и раскрашивают стены, высекают каменные лестницы.

Франция. Местные жители переделали древние пещеры в современные дома, пристроив фасады с окнами и дверьми и дымоходами.

4. Изучение пещер.

Наука о пещерах называется спелеология. В г. Красноярске существует Спелеоклуб.(клуб любителей пещер).КГПУ, руководитель: Шеен И.В.

« Спускаемся под землю». Исследуем некоторые виды подземных пещер. (2-я часть презентации) Чтобы лучше узнать подземный мир и его тайны, мы совершили заочное путешествие с настоящими специалистами.

Для этого необходима психологическая подготовка, так как многие люди боятся темноты, высоты. Начинают паниковать и задыхаться. Клаустрофобия – болезнь замкнутого пространства. А так же спец .снаряжение.: каски, фонари, лодки, верёвки, крючья и т.д.

Когда туннель очень узкий спелеологу приходится ползти по нему на животе. Спелеологи берут с собой под землю надувные резиновые лодки, на случай, если им на пути встретится подземное озеро. На голове носят прочные каски, чтобы не повредить голову о выступы в потолке туннеля или обломков свалившихся пород. Нужен опытный проводник, знающий маршрут.

Я познакомился с материалами подземных экспедиций и отчётом о первых в мире детских соревнованиях по подземному ориентированию. Один из её маршрутов-г. Пущино 2002 г.

В наше время пещеры используются : как научные объекты и как памятники природы для туризма. Следует помнить, что любое посещение людьми пещеры нарушает её естественность. Но совсем иное дело, когда после посетителей остаются груды мусора, на стенах выдалбливаются или чернятся копотью имена и даты, беспощадно уничтожается убранство подземных дворцов.
Очень удачно основные правила поведения туристов в пещерах сформулировал писатель Н.Сладков [5].

К глубокому сожалению сегодня мы наблюдаем варварское расхищение и погромы этих уникальных объектов природы. «Бирюсинские пещеры» (взорван тротилом вход, понадобиться несколько лет для восстановления).

Проблема сохранения и бережного отношения этих природных памятников очень актуальна. Каждый человек должен помнить и соблюдать правила поведения в пещере во время экскурсии. Нам необходимо сберечь их для будущих поколений, наших потомков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вывод: Мы пришли к убеждению о необходимости полученных дополнительных знаний о пещерах родного края. Мы узнали много полезного и интересного. Думаем, что эти знания пригодятся учащимся во время экскурсий и походов. А так же для дальнейшего изучения предмета география.

Созданная презентация по теме «Пещеры Красноярского края» используется на уроках в школе ,а 1-я часть её помещена в Хрестоматии по НРК . Мы убеждены, что наша работа поможет

хотя бы частично решить проблему сохранения и бережного отношения людей к природным памятникам. Эта тема актуальна и значима в наше время.

Потому что очень важно сохранить эти уникальные памятники природы для будущего поколения.

7.Правила поведения в пещерах.


  • Место стоянки после ухода должно быть чище, чем до прихода

  • В одну минуту можно уничтожить то, что создавалось тысячами лет

  • Сто умных людей, отбивших по одному сталактиту, не лучше одного дурака, разбившего его

  • Может, вы в пещере и первый, но наверняка не последний

  • Летучие мыши не мешают вам бодрствовать, а вы не мешайте им спать

  • Коптить под землёй стены хуже, чем коптить небо под землёй

  • Чем чаще будешь писать своё имя на стенах, тем меньше его прославишь .

писатель Н.Сладков[5].




ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева С.Ю « Природа и экология Красноярского края» учебник 6класс Красноярск «Платина» 2007г,стр.18-19.

2. Безруких В.А Хрестоматия Красноярского края. Красноярск 1995г, стр 64-67.

3. Козлов Н.Б. «О чём не сказала богиня». Красноярск 1991г.

4. Молодин В.И, Бобров В.В, Равнушкин В.Н «Айдашинская пещера» Новосибирск1989г

5. Равнушкин В.Н сборник «Байки» 2000г., «Золотая баба» 1976г,

6. Тайлер Д.Энциклопедия «Всемирная география». Москва «Росмэн» 1997г, стр.110-111,с14-15.

7. Цыкин Р.А.Цыкина Ж.Л. Добровольский М.Н. «Пещеры Красноярского края» Красноярск1974г.

8. Хрестоматия по НРК (в электронном виде) «Пещеры» авторы: Дорошкова О.В. Леонович Л.В. Шапель Л.Н.

[1] Центральная Детская библиотека им.А.П. Гайдара г.Ачинск, статьи из газеты “Причулымский вестник»-«Тайны Девичьей Ямы», «Быль и сказки про Айдашки».

[2] Историко-археологический музей МОУДОД «Станция детского и юношеского туризма и экскурсий» г Ачинска, схема и макет пещеры Айдашинской.

[3] Поэтическая повесть “Золотая баба» В.Н. Равнушкин.

[4] ecocave.krasu.ru

[5] http://www.doopt.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пещеры красноярского края iconКгоу спо «Сосновоборский автомеханический техникум»
РФ, а в 2005 году вновь произошла смена учредителя – им становится Агентство профессионального образования и науки администрации...
Пещеры красноярского края iconПрограмма по учебному предмету «История Красноярского края» составлена...
На изучение учебного материала по учебному предмету «История Красноярского края» Базисным планом Городокской средней общеобразовательной...
Пещеры красноярского края iconИнвестиционная стратегия красноярского края на период до 2030 года
Характеристика основных показателей инвестиционной деятельности Красноярского края 2
Пещеры красноярского края iconЗемельные ресурсы красноярского края
Красноярского края по состоянию на 01. 01. 08 г составляет 236679,7 тыс га (табл.). По данным управления Роснедвижимости по Красноярскому...
Пещеры красноярского края iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Пещеры красноярского края iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Красноярского края в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения. Программа утверждена Распоряжением Правительства...
Пещеры красноярского края iconРостовский государственный университет путей сообщения, Россия
В соответствии со статьей 103 Устава Красноярского края, статьей 15 Закона Красноярского края от 02. 11. 2000 n 12-961 "О защите...
Пещеры красноярского края iconПрограмма по учебному предмету «Художественная культура Красноярского края» (5 классы)
Ия и оценки художественных произведений, обогащают свой духовный мир путем приобщения к произведениям устного народного творчества...
Пещеры красноярского края iconКраткие сведения из истории русского языка о тенденциях его развития
В соответствии со статьей 103 Устава Красноярского края, статьей 15 Закона Красноярского края от 02. 11. 2000 n 12-961 "О защите...
Пещеры красноярского края iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
В соответствии со статьей 103 Устава Красноярского края, статьей 15 Закона Красноярского края от 02. 11. 2000 n 12-961 "О защите...
Пещеры красноярского края iconЗаконодательное собрание красноярского края закон красноярского края...
Современная иммунология в значительной мере способствуют борьбе с инфекционными болезнями, позволяют раскрыть механизмы тканевой...
Пещеры красноярского края iconАдминистрация бирилюсского района красноярского края постановление
Об утверждении схемы теплоснабжения с. Новобирилюссы Бирилюсского района Красноярского края до 2028 года
Пещеры красноярского края iconМинистерство образования и науки красноярского края приказ от 28...
Статьи 126 Семейного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Камчатского края от 19. 12. 2008 №439-п «Об утверждении...
Пещеры красноярского края iconРабочая программа Романовой Натальи Владимировны учителя 1 квалификационной...
Красноярском крае» от 25 июня 2004 г., Закон Красноярского края «Об установлении краевого (национально-регионального) компонента...
Пещеры красноярского края iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа направлена на обеспечение достижения целей и задач социально-экономического развития Красноярского края в сфере социальной...
Пещеры красноярского края iconПостановление От 18 января 2011 г. N 4-п об утверждении порядков...
В соответствии со статьей 103 Устава Красноярского края, статьей 15 Закона Красноярского края от 02. 11. 2000 n 12-961 "О защите...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск