Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет»





Скачать 403.22 Kb.
НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет»
страница1/4
Дата публикации10.07.2013
Размер403.22 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

Утверждаю

________________________

декан факультета / института

«___» ___________ 20__ года

рабочая Программа учебной дисциплины

Б.3.В.16 ВВЕДЕНИЕ В СЛАВЯНСКУЮ ФИЛОЛОГИЮ
Трудоемкость (в зачетных единицах) – 3

Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование

Профиль подготовки Русский язык

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

1. Цели изучения дисциплины.
Дисциплина «Введение в славянскую филологию» изучается с целью создания теоретических основ для сравнительно-сопоставительного изучения славянских языков и культур.

В число основных задач дисциплины входит формирование у студентов базовых знаний о генезисе, истории, культуре и языках славянских народов, умений видеть межъязыковые славянские соответствия на разных уровнях языковой системы и распознавать славянские письменные тексты по их языковой принадлежности, а также интерпретировать языковые факты в аспекте репрезентации славянской картины мира.
2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы.
Дисциплина «Введение в славянскую филологию» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин ООП.

Для освоения дисциплины «Введение в славянскую филологию» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «История» (в разделе «История славянского мира»), «Теория языка» (прежде всего в разделах «Классификации языков», «Образование и историческое развитие языков», «Лингвистические методы», отчасти в разделах «Фонетика», «Лексика». «Грамматика», «Письмо»), «Фольклор и древние литературы» (прежде всего в разделе «Славянская мифология»), «Польский язык», а также освоенных разделов дисциплины «Современный русский литературный язык».

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Старославянский язык», «Историческая грамматика».
3. Требования к уровню освоения программы.
Процесс изучения дисциплины направлен в первую очередь на формирование ряда специальных компетенций:

  • способности к диахроническому осмыслению и синхронному анализу языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития русского языка (СК-1, формируется в рамках исследований славянских языков /в оппозиции «русский язык – инославянские языки»/ в сравнительно-историческом и динамико-типологическом аспекте; актуализируется в связи с рассмотрением проблем нарастания аналитизма, скорости и источников обновления словарного состава, особенностей процесса формирования и стилевой организации литературного языка и т. п.);

  • способности выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их содержания, формы и функций (СК-2, формируется в процессе анализа базовых межславянских фонетических, грамматических, лексических и концептуальных соответствий, изучения их основных интегральных и дифференциальных черт; актуализируется при более подробной разработке данной проблематики);

  • способности определять связи русского языка и его типологические соотношения с другими языками (СК-4, формируется при сравнительно-сопоставительном изучении славянских языков; актуализируется в процессе построения славяно-русской характерологии, а также при рассмотрении русского и славянских языков на широком генетическом, типологическом, ареальном фоне: индоевропейская семья; флективные / синтетические языки; языки Европы / Азии и т. п.);

  • способности ориентироваться в дискуссионных вопросах языкознания и этапах его развития (СК-5, формируется при рассмотрении спорных вопросов из области «славянских древностей»: вариантные этимологии отдельных славянских этнонимов, гипотезы о прародине славян, интерпретации древнейших сведений о славянах, реконструкция славянского языческого пантеона и т. п., а также при изучении истории славянской филологии; актуализируется в ходе решения сходных и смежных вопросов в области палеославистики, славянской этимологии, общего этно-, глотто- и культурогенеза);

  • владения приемами анализа текстов различных видов и жанров (СК-6, формируется и актуализируется в ходе собственно графического / палеографического и лингвистического анализа текстов различных славянских языков с целью квалификации материала по принадлежности /западная, восточная или южная подгруппа славянских языков, конкретный славянский язык/).


Кроме того, в рамках изучения дисциплины у студента дополнительно формируется ряд общекультурных и профессиональных компетенций:

  • способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3), а также готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14) (формируются в ходе изучения разделов «Славяне как этническое единство. Обзор современного славянства», «Материальная и духовная культура славян по данным их языка», отчасти «Этногенез и древнейшая история славян»; актуализируются в процессе бытового и делового общения, учебного и научного сотрудничества с представителями инославянских и неславянских народов, в ходе исследовательской разработки славистической проблематики и ее адаптации к восприятию школьников);

  • способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16, формируется в рамках изучения спорных вопросов славистики (ср. СК-5); актуализируется в ходе группового обсуждения отдельных нерешенных славистических проблем, выстраивания аргументации при сообщении результатов собственного исследования, а также в процессе устного рецензирования выступлений одногруппников);

  • способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1, формируется в качестве фоновой при изучении всех разделов дисциплины; актуализируется в процессе разработки студентами собственных методических проектов).


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • иметь представление о проблематике и методологии славянской филологии, уметь пользоваться ее терминологическим аппаратом и реализовать сравнительный и сопоставительный метод на славянском материале;

  • владеть сведениями о современных славянах (народы, их примерная численность, территория расселения, государственные объединения, языки, культурные центры), уметь обосновывать их этническое единство, комментировать процессы интеграции и дезинтеграции в новейшей истории славянского мира;

  • знать этимологию славянских этнонимов, уметь аргументировать предпочтительность одного или нескольких из имеющихся вариантов;

  • знать основные гипотезы о прародине славян, уметь оценивать их с точки зрения современной славистической науки;

  • знать и уметь системно представлять сведения о славянах у античных и средневековых авторов;

  • знать специфические особенности материальной и духовной культуры славян (с учетом ее языкового отражения), уметь развернуто характеризовать отдельные ее аспекты для различных этнических / лингвистических подгрупп в рамках славянской общности, а также для отдельных славянских этносов / языков;

  • знать основные проблемы генеалогической классификации славянских языков, уметь представлять ее схематически на базе объединения «теории древа» и «теории волн»;

  • знать черты, объединяющие каждую из славянских языковых подгрупп и характеризующие каждый конкретный язык (на разных уровнях языковой системы, в литературной форме и основных диалектах), владеть навыками распознавания славянских письменных текстов и мотивировки их отнесения к тому или иному языку с опорой на графические (орфографические) и собственно языковые черты;

  • знать краткую историю формирования славянских литературных языков, уметь интерпретировать данные сведения в типологическом аспекте;

  • знать перечень общеславистических проблем, актуализирующихся при углубленном изучении предметов филологического (шире – гуманитарного) цикла в средней школе, уметь адаптировать материалы, освоенные в процессе изучения дисциплины, к восприятию учащихся различных возрастных категорий в рамках основного курса русского языка (русской словесности), факультативов и элективов (включая интегрированные, например, «русский язык – история России»), а также во внеклассной работе.


4. Общая трудоемкость дисциплины 3 зачетные единицы и виды учебной работы.


Вид учебной работы

Трудоемкость

(в соответствии с учебным планом)

(час)

Распределение по семестрам

(в соответствии с учебным планом)

(час)

Всего

1







Аудиторные занятия

38

38







Лекции











Практические занятия

38

38







Семинары













Лабораторные работы













Другие виды аудиторных работ













Другие виды работ

(интерактив)

8

8







Самостоятельная работа

70

70







Курсовой проект (работа)













Реферат

8

8







Расчётно-графические работы













Формы текущего контроля

Проверка и оценивание конспектов, таблиц, составленных студентами учебных словарей и справочников, письменных домашних заданий (ответы на вопросы, анализ текста), рефератов; заслушивание и оценивание выступлений в ходе дискуссий, докладов, рецензий, сообщений по материалам реферативной работы; проверка и оценивание контрольно-тренировочных заданий по работе с языковыми формами и текстовыми фрагментами с использованием подготовленных таблиц; защита методического проекта.










Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом




зачет








5. Содержание учебной дисциплины.
5.1. Разделы учебной дисциплины.


№ п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Виды учебной работы (час)

(в соответствии с учебным планом)

лекции

практические (семинары)

интерактив

самостоятельные

1.

Предмет и задачи славянской филологии, ее место среди других филологических дисциплин.



4




2

2.

Славяне как этническое единство. Обзор современного славянства.



4

2

6

3.

Этногенез и древнейшая история славян.



4




8

4.

Материальная и духовная культура славян по данным их языка.



8

2

20

5.

Славянские языки.



14

4

26

6.

Краткий очерк истории славянской филологии.



4




8


5.2. Содержание разделов дисциплины.
1. Предмет и задачи славянской филологии, ее место среди других филологических дисциплин.

Славянская филология и славяноведение. Основные разделы славяноведения. Сравнительно-исторический и сопоставительный методы в славяноведении. Структура вводного курса славянской филологии. Смежные дисциплины.
2. Славяне как этническое единство. Обзор современного славянства.

Понятие этноса. Типы этнических общностей, принципы их выделения. Признаки славянского этнического единства.

Понятие этнонима. Автоэтнонимы и аллоэтнонимы (экзоэтнонимы). Мотивированность этнонимов. Этимология славянских этнонимов.

Славяне в современном мире: славянские народы, их численность, территория расселения, отношение к государственности, культурные центры.
3. Этногенез и древнейшая история славян.

Проблема славянской прародины. Данные археологии, истории и лингвистики в вопросе определения прародины славян; роль топонимики, фитонимики и древнейших заимствований. Основные гипотезы об исконной территории обитания славян (дунайская /балканская/, висло-одерская /«польско-автохтонная»/, гипотеза о двух прародинах, среднеднепровская и др.).

Древнейшие сведения о славянах у античных и средневековых авторов (греческие, латинские, восточные источники): этнонимы, территория расселения, численность, род занятий и обычаи, язык.

Ранние государства и государственные объединения славян (Само, Карантанское княжество (Хорутания), Первое Болгарское царство, Великая Моравия, Чешское княжество, Великая Польша, Хорватское княжество, Сербское княжество, Паннонское (Блатенское) княжество, Русский каганат и др.) и их историческая судьба.
4. Материальная и духовная культура славян по данным их языка.

Социальная организация: племя, род, семья, вождь. Право, закон, суд.

Быт и хозяйство: жилище, ремесла, скотоводство, земледелие, бортничество, торговля.

Представление о человеке: анатомическое строение, болезни; душа, чувства, мышление, память, речь.

Представления об окружающей природе: растения, животные, цвета, рельеф, время.

Математические сведения: счет, геометрические представления.

Искусство: пение, музыкальные инструменты, танцы, ваяние, рисование.

Славянское язычество, его связь с индоевропейской традицией. Оппозиции «жизнь – смерть», «чет – нечет», «белый – черный» и др. в системе мифологических представлений древних славян. Пантеон восточных славян, локальные культы балтийских славян; низшие божества славянской мифологии. Погребальные обряды. Календарные и аграрные праздники, их религиозно-магическое значение и обрядовая сторона.

Распространение христианства у славян. Двоеверие и проблема «креолизации» религиозных систем.
5. Славянские языки.

Проблемы генеалогической классификации славянских языков. Вопрос о границах между языком и диалектом в составе славянской группы. Мертвые славянские языки (старославянский, полабский и др.).

Особенности графики, орфографии, фонетики, грамматики и словаря современных славянских языков, краткая история их формирования: восточнославянские языки (русский, украинский, белорусский); западнославянские языки (польский, чешский, словацкий, серболужицкие); южнославянские языки (сербохорватский /сербскохорватский/, словенский, болгарский, македонский). История формирования славянских литературных языков; диалектное членение славянских языков.
6. Краткий очерк истории славянской филологии.

Предпосылки возникновения и зарождение славянской филологии. Основоположники славянской филологии Й. Добровский, А. Х. Востоков, В. Копитар.

Русские славистические кружки Н. П. Румянцева и А. С. Шишкова. Деятельность Российской Академии наук, университетских славистов (В. И. Григорович, И. И. Срезневский).

Пражская и венская школы славянской филологии (Й. Юнгман. П. Й. Шафарик, В. Караджич, Ф. Миклошич и др.). Славистика и младограмматизм. Школы Ф. Ф. Фортунатова и А. А. Шахматова.

Филологическая и компаративистская традиции в славянском языкознании первой половины XX в. Синхронно-описательная славистика: от работ И. А. Бодуэна де Куртенэ к исследованиям Пражского лингвистического кружка.

Славянская филология во второй половине XX в.: основные направления и центры исследований; публикации литературных и диалектных словарей, атласов и грамматик славянских языков; периодические издания славистической направленности; международные съезды славистов.
5.3. Лабораторный практикум.
Не предусмотрен.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск