Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю





Скачать 187.47 Kb.
НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю
Дата публикации21.11.2017
Размер187.47 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Физика > Документы



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ

Декан физико-математического факультета
____________ А.Н. Макаренко

«____»_____________20___ г.

рабочая Программа учебной дисциплины
М.2.В.06

Теория и методика обучения физике
Трудоемкость (в зачетных единицах) - 6
Направление: 050100.68 Педагогическое образование
Магистерская программа: Физическое образование
Степень (квалификация) выпускника: магистр

1. Цели изучения дисциплины

Целью дисциплины является подготовка студентов к преподаванию курса физики в разного вида учебных заведений на основе современных технологий и методик обучения; изучение методики изложения материала углубленного содержания; развитие будущего учителя (преподавателя) физики как грамотного специалиста, способного решать разного рода профессиональные задачи.

Задачи изучения дисциплины:

  • углубить знания студентов по теории и методике обучения физике;

  • использовать предметные знания при решении профессиональных задач

  • формировать способность применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процессе по физике на разных ступенях образования;

  • включить магистрантов в самостоятельную разработку новых технологий и методик;

  • формировать способность самообучения и самооценки учебной и преподавательской деятельности.


2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы

Данная учебная дисциплина входит в состав профессионального цикла ФГОС ВПО в его вариативную часть по направлению 050100.68 Педагогическое образование, магистерская программа – Физическое образование, степень (квалификация) – магистр.

Знания, полученные при изучении курса, используются при изучении ряда дисциплин таких как «Инновационные технологии в преподавании физики», «Активные методы обучения в старшей школе» и «Инновационные процессы в образовании».
3. Требования к уровню освоения программы

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

  • основы образования и профессиональной деятельности на разных ступенях образования;

  • методологию педагогических исследований проблем образования;

  • содержание, технологии, методики и формы организации учебной деятельности по физики на разных ступенях обучения;

  • содержание основных разделов полного курса физики средней школы.

уметь:

  • проектировать учебно-воспитательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

  • внедрять инновационные приемы в педагогический процесс с целью создания условий для эффективной мотивации обучающихся;

  • организовывать исследовательскую деятельность учащихся;

  • организовывать проектную деятельность учащихся;

  • оценивать результаты образовательного процесса;

  • выстраивать перспективные линии саморазвития;

владеть:

  • способами ориентации в профессиональных и научных источниках информации;

  • способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения учащихся;

  • способами проектной и исследовательской деятельности в образовании;

  • технологиями проведения опытно-экспериментальной работы, участия в инновационных процессах.


Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций магистранта, предусмотренных ФГОС по направлению «050100.68 Педагогическое образование», магистерская программа «Физическое образование».

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

  • способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и культурный уровень (ОК-1);

  • готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

  • способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения (ОК-5).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

  • способностью осуществлять профессиональное и личностное сомообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2).

  • способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

  • готовностью использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);

  • способностью руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4);

  • готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения к анализу результатов процесса их использования в образовательных учреждениях (ПК-8);

  • готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта в профессиональной области (ПК- 9).


4. Общая трудоемкость дисциплины – 6 зачетных единиц и виды учебной работы


Вид учебной работы

Трудоемкость

(в соответствии с учебным планом)

(час)

Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом)

(час)

Всего 216

3

Аудиторные занятия

48

(в т.ч. в интерак. форме - 24)

48

(в т.ч. в интерак. форме - 24)

Лекции

16

16

Практические занятия

-

-

Семинары

-

-

Лабораторные работы

32

32

Другие виды аудиторных работ

-

-

Другие виды работ

-

-

Самостоятельная работа

141

141

Курсовой проект (работа)

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Формы текущего контроля

-

Письменный опрос, беседа, технология кейс-стади, дискуссия, доклад с презентацией

Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

27

Экзамен


5. Содержание учебной дисциплины

5.1. Разделы учебной дисциплины


п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Аудиторные часы

Самост.

работа

ВСЕГО

Лекции

Практ.

(семинары)

Лабор. работы

В т.ч. интерак. формы обучения

(не менее 40 %)

Раздел I. Общие вопросы теории и методики обучения физике



Систематизация знаний по целям, методам, технологиям обучения.

2

2

--

-

-

16



Решение задач как способ овладения физическим знанием.

6

2

-

4

4

16

Раздел 2. Методика изучения физических теорий в старшей школе



Физика в познании окружающего мира. Механика как теория.

6

2

-

4

4

16



Молекулярная физика и термодинамика.

10

2

-

8

6

16



Электродинамика.

10

2

-

8

6

16



Элементы теории относительности, квантовой и ядерной физики.

2

2

-

-

-

16

Раздел 3. Организация исследовательской деятельности учащихся в процессе урочной и внеурочной деятельности



Организация исследования на уроках в основной и старшей школе.

6

2

-

4

2

16



Организация проектов, элективов, конференций исследовательского характера.

6

2

-

4

2

29




Итого:

48/

1,3 зач. ед.

16

-

32

24/ 50 %

141


5.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1.

1.1.Введение. Общие вопросы ТиМОФ. Обобщение представлений о целях обучения физике в основной и старшей школе на основе изучения ФГОС для основной школы и проекта ФГОС для старшей школы. Подготовка разработок по основным методам обучения, их анализ. Подготовка разработок уроков, соответствующих ФГОС основной школы.

1.2. Методика решения задач. Подбор и решение разного типа задач (словесных, графических, экспериментальных и пр.) по курсу основной школы.

1.3. Физика в познании окружающего мира. Структура мышления. Модели, понятия, законы, теории.

1.4. Значение решения задач в обучении физике. Методика решения задач, типы задач.

Раздел 2. Физические теории в старшей школе.

2.1. Основные сведения о физике, как науке об окружающем мире. Систематизация и углубление знаний учащихся по механике.

2.2. Представление о молекулярной физике как о науке, изучающей микромир. Основные положения и законы молекулярной физики. Демонстрационный эксперимент. Задачи на основное уравнение МКТ, газовые законы. Основные законы термодинамики и ее практическое применение. Экологические вопросы в термодинамике.

2.3. Электродинамика. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Практическое применение физических знаний. Вопросы экологии в теме. Решение задач.

2.4. Элементы теории относительности, квантовой и ядерной физики.

Постулаты и законы теории относительности. Значение теории относительности в современном мире. Квантовая механика. Лазеры. Элементы теории атомного ядра. Цепная ядерная реакция. Термоядерная реакция. Применение ядерной энергии.

Раздел 3.

3.1. Организация исследовательской деятельности школьников на уроке.

3.2. Организация исследовательской деятельности школьников вне урока.

5.3. Лабораторный практикум

п/п

раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

1.

Раздел I.

Общие вопросы теории и методики обучения физике

  1. Подбор слайдов и методика их предъявления при организации объяснения по выбранному вопросу из темы «Механика».

  2. Разработка конспекта урока получения нового знания (тема выбирается самостоятельно) с подбором и использованием необходимого эксперимента.

  3. Разработка урока-рефлексии, подбор рефлексивных карт с компьютерной демонстрацией.

  4. Использование компьютера при решении задач.

  5. Компьютерные демонстрации практического применения механики.

  6. Разработка и демонстрация интеллект-карт по вопросам механики.

  7. Разработка интеллект-карты по теории относительности в школьном курсе с компьютерной презентацией.

2.

Раздел 2.

Методика изучения физических теорий в старшей школе

  1. Подбор опытов для введения модельного представления о понятии «сила», объяснение назначения опытов.

  2. Подбор и демонстрация опытов на введение основных положений МКТ.

  3. Систематизация сведений по практическому применению законов термодинамики, демонстрация слайдов.

  4. Подбор и демонстрация электромагнитных колебаний (виртуальный эксперимент).

  5. Подбор и демонстрация электромагнитных волн (виртуальный эксперимент).

  6. Подбор оборудования и демонстрация явления фотоэффекта.

3.

Раздел 3.

Организация исследовательской деятельности учащихся в процессе урочной и внеурочной деятельности

  1. Организация конференции с презентациями по экологическим вопросам электродинамики.

  2. Презентация вопроса «Ядерная энергетика».

  3. Изучение принципа работы лазера на основе подобранных слайдов.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература по дисциплине:

  1. Румбешта, Е. А. Теория и методика обучения физике : Курс лекций : учебное пособие / Е.А. Румбешта. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. – 116 с.

  2. Власова А.А. Методика организации эксперимента в школьном курсе физики: учебное пособие для студентов педагогических вузов / А.А. Власова, Е.А. Румбешта, Н.В. Трифонова. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2012. – 188с.

  3. Румбешта Е.А. Обучение школьников решению учебных т образовательных проблем в процессе совместной деятельности как средство формирования универсальных учебных действий и компетенций: методическое пособие для учителей школ, преподавателей вузов, студентов педагогических вузов. Томск: ТОИПКРО, 2014. – 68 с.


6.2. Дополнительная литература:

  1. Современные образовательные технологии в практике учебных учреждений: учебно-методическое пособие / под ред. Е.А. Румбешта, А.А. Власовой. Томск: Изд-во ТГПУ, 2014. – 92 с.

  2. Румбешта Е.А. Теория и методика обучения физике. Современные технологии в обучении физике: Учебно-методическое пособие / Е. А. Румбешта, Т.В. Альникова. – Томск: ТГПУ, 2008. – 176 с.

  3. Роль личности учителя в решении главных задач Новой школы : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г.Томск, 30 марта 2011 г.). – Томск: Изд-во ТГПУ, 2011. – 372 с.


6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины

Курс «Теория и методика обучения физике» обеспечен:

  1. По теоретическому курсу – общие вопросы методики обучения физики имеются контрольно-измерительные материалы в виде тестов, проверяющих основные знания по курсу, умения применить эти знания на практике.

  2. Для выполнения лабораторных работ разработано учебно-методическое пособие, ориентирующее студентов на изучение основных физических вопросов и вопросов методического характера, имеется необходимое оборудование, диски компьютерных демонстраций.

  3. Для выполнения самостоятельной работы разработан список рефератов.

Имеется библиотечный фонд в кабинете ТиМОФ, авторские разработки методистов по инновационным методикам, подборка дидактических, учебно-тренировочных и проверочных материалов по школьному курсу, в библиотеке ТГПУ имеется подборка журналов «Физика в школе», газеты «Физика», периодика по современным вопросам образования.
6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины

п/п

Наименование раздела (темы) учебной дисциплины

Наименование материалов обучения, пакетов программного обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов



Раздел I. Общие вопросы теории и методики обучения физике

Слайды

Компьютер, видеопроектор, экран



Раздел 2. Методика изучения физических теорий в старшей школе

Слайды

Компьютер, видеопроектор, экран



Раздел 3. Организация исследовательской деятельности учащихся в процессе урочной и внеурочной деятельности

Слайды

Компьютер, видеопроектор, экран


Для проведения занятий имеется лекционно-практическая аудитория, оборудованная современными техническими средствами, оснащенная учебно-наглядными пособиями и другим оборудованием, которое используется при проведении лекционных и семинарских занятий.
7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

7.1. Методические рекомендации преподавателю

Организацию теоретических занятий необходимо проводить в интерактивном режиме. Для этого следует пользоваться элементами технологии критического мышления, проблемного обучения.

При подготовке и проведении занятий необходимо широко опираться на профессиональный опыт магистрантов, вскрывать проблемы их практики, совместно искать их решение.

Организацию образовательной деятельности в режиме практикума необходимо построить как способ решения ситуационных задач, возникающих в процессе преподавания физики.
7.2. Методические рекомендации для студентов.

При подготовке к занятиям студентам-магистрантам необходимо изучить теоретический материал, предложенный лектором, оценить его содержательность, поставить свои вопросы к материалу, подготовить дополнительные сведения для частичного или полного разрешения проявленных образовательных проблем.

При выполнении практических работ физического практикума желательно вспомнить методику и технологию физического эксперимента и активно применять ее на практике.

Все методические разработки должны быть зафиксированы в тетради, где должно быть оставлено место для пометок, исправлений, дополнений после аудиторного совместного обсуждения.
8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

8.1. Тематика рефератов

  1. Подготовить разработку урока развития практических и экспериментальных умений.

  2. Разработайте контрольную работу на тему «Электродинамика». Подготовьте критерии оценивания.

  3. Проанализируйте разработки по изучению основ теории относительности.

  4. Применение лазеров в медицине.

  5. Разработайте лекцию для населения о пользе ядерной энергетики в Томске.

8.2. Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Какие цели обучения физике вы считаете наиболее важными, обоснуйте ответ.

  2. Какие цели обучения физике вам трудно реализовать, почему.

  3. Проанализируйте и сравните таксономию целей по Блуму и Карпинчику.

  4. Подберите текстовые задачи по механике, предъявите алгоритм их решения.

  5. Подберите качественные задачи по молекулярной физике, предъявите алгоритм их решения.

  6. Подберите экспериментальные задачи по электричеству, предъявите алгоритм их решения.

  7. Подготовить сообщение о вреде и пользе тепловых двигателей.

  8. Кто являлся основоположниками электродинамики?

  9. Что необходимо знать школьникам об электромагнитных колебаниях?

  10. Что необходимо знать школьникам об электромагнитных волнах?

  11. Какие технологические применения электродинамики наиболее важны, как их изучать в школьном курсе?

  12. В чем состоит исследовательский метод обучения.

  13. Как организовать исследование учеников основной школы га уроках физики?

  14. Подобрать и проанализировать разработки по организации внеурочной исследовательской деятельности школьников.


8.3. Вопросы для самопроверки, диалогов, обсуждений, дискуссий, экспертиз

Вопросы возникают во время проведения занятий.
8.4. Примеры тестов

По данному курсу тесты не предусмотрены.


    1. Перечень вопросов для промежуточной аттестации (к экзамену)

  1. Цели обучения физике в основной и профильной школе.

  2. Современные технологии в обучении физике школьников. Краткая характеристика.

  3. Современная рабочая программа педагога основной школы.

  4. Методика решения экспериментальных задач.

  5. Значение механики в курсе физики.

  6. Основные понятия механики.

  7. Особенности предмета изучения молекулярной физики.

  8. Дедуктивный способ изучения МКТ. Вывод газовых законов.

  9. Основные законы термодинамики и ее практическое применение.

  10. Электродинамика как наука.

  11. Условия и характеристики электрических колебаний.

  12. Модельное описание электрических колебаний.

  13. Модели ЭМВ. Распространение ЭМ волн.

  14. Законы теории относительности.

  15. Устройство лазера и применение.

  16. Цепная ядерная реакция.

  17. Ядерные реакции в мирных и военных целях.

  18. Обучение учащихся основной школы элементам исследования.

  19. Исследовательский проект, его организация.

  20. Программа электива по обучению исследовательской деятельности.


8.6. Темы для написания курсовой работы

По данному курсу курсовые работы не предусмотрены.
8.7. Формы контроля самостоятельной работы

Для контроля самостоятельной работы обучающихся используются формы: письменный опрос, беседа, технология кейс-стади, дискуссия, доклад с презентацией.


Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование.
Рабочая программа учебной дисциплины составлена:
доктор педагог. наук, профессор кафедры общей физики ____________ Е.А. Румбешта
Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры общей физики

протокол № ____ от ____________ 20___ года.
Зав. кафедрой ____________ В.Г. Тютерев
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией физико-математического факультета

протокол № ____ от ____________ 20___ года.
Председатель методической комиссии

физико-математического факультета ____________ З.А. Скрипко



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Учебная дисциплины Гиревой спорт относится к дисциплине по выбору студента б в. 16, вариативная часть
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск