Рабочая программа базового курса «Химия»





Скачать 104.43 Kb.
НазваниеРабочая программа базового курса «Химия»
Дата публикации09.07.2014
Размер104.43 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Химия > Рабочая программа
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа базового курса «Химия» для 9а класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года, Примерной программы основного общего образования по химии, опубликованной в сборнике нормативно-правовых документов для общеобразовательных учреждений («Сборник нормативно-правовых документов. Химия. Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007»).

Программа рассчитана на 70 часов; 2 часа в неделю; включая 3 контрольных работы, 7 практических работ, 8 лабораторных опытов.

Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии.

Рабочая программа соответствует учебному плану образовательного учреждения на 2013-2014 учебный год.

За основу написания рабочей программы взята авторская программа Гара Н.Н. для общеобразовательных учреждений курса химии к учебникам химии авторов Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана для 8-9 классов (базовый курс). Цели, задачи, содержание, методико-дидактические принципы, обеспечивающие личностно-ориентированный характер обучения, остаются теми же, что и у автора. Требования к уровню подготовки учащихся не изменяются и соответствуют стандартам освоения обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Общая характеристика учебного предмета

Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами,  исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в примерной программе по химии нашли отражение основные содержательные линии:

· вещество — знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;

· химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;

· применение веществ — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;

· язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.

Место курса «Химия» в учебном плане
Особенности содержания курса «Химия» являются главной причиной того, что в базисном учебном плане этот предмет появляется последним в ряду естественно-научных дисциплин, поскольку для его освоения школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественно-научных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением.

Изучении химии вносит большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение химии, которое призвано обеспечить:

1) формирование системы химических знаний как компонента естественно-научной картины мира;

2) развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

3) выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности;

4) формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.

Цели и задачи

Цели:

  • освоение знаний - основных понятий и законов химии, химической символики; выдающихся открытиях в химической науке; роли химической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями наблюдать химические явления; проводить химический эксперимент; производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; обосновывать место и роль химических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникшими жизненными потребностями.


Задачи обучения:

  • привить познавательный интерес к предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний;

  • создавать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

-обеспечить усвоение учащимися знаний основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера в соответствии со стандартом химического образования;

-способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с химическим оборудованием, наблюдать и описывать химические явления, сравнивать их, ставить несложные химические опыты, вести наблюдения через систему лабораторных, практических работ и экскурсии;

- продолжить развивать у обучающихся общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки.
Задачи развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:

- слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения;

-эстетических эмоций;

-положительного отношения к учебе;

-умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика.
Задачи воспитания:

  • способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей;

  • формирование у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей;

  • формирование гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности;

  • воспитание ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока.


Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

1. Рудзитис Г.Е., Химия: неорганическая химия: учебник для 8-9 класса общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2009.-176с.

2. Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н.Н., Жегин А. Ю. Химия: Учебник для учащихся 9 класса общеобразоват. учрежд. М.: Вентана-Граф, 2003

а также методических пособий для учителя:

Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2009. -56с.
Дополнительная литература для учителя

  1. Радецкий А.М., Дидактический материал по химии для 8-9 классов: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – 127 с.

  2. Брейгер Л.М., Химия. 8-9класс: дидактический материал, самостоятельные итоговые контрольные работы/Л.М.Брейгер. –Волгоград: Учитель, 2004г.

  3. Горковенко М.Ю. Химия.9 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея и др., Г.К.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. – М.: ВАКО, 2005г. – 368с

  4. CD-ROM Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Сложные химические соединения в повседневной жизни. М.: Просвещение. МЕДИА, 2005г.

  5. CD-ROM Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Вещества и их превращения. М.: Просвещение. МЕДИА, 2005г.

  6. CD-ROM Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Минеральные вещества. М.: Просвещение. МЕДИА, 2005г.

  7. CD-ROM Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Водные растворы. М.: Просвещение. МЕДИА, 2005г.

  8. CD-ROM Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Атом и молекула. М.: Просвещение. МЕДИА, 2005г.

  9. Видеофильм «М.И.Ломоносов Д.И.Менделеев». Видеоэнциклопедия для народного образования. М.: Кварт, 2005г.


Дополнительная литература для учащихся

  1. Гара Н.Н., Габрусева Н.И. Химия: задачник с «помошником» 8 -9 кл.: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2010. – 96 с.

  2. Н.Е. Кузнецова, А.Н.Левкин « Задачник по химии 8-9 кл.» М.; « Вентана – Граф» , 2000 – 2007.

  3. И.Г. Хомченко « Сборник задач и упражнений по химии для средней школы» М.; « Новая Волна», 2001 – 2005.

  4. CD-ROM Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по химии Кирилла и Мефодия.1999, 2000, 2002, 2004, 2005, 2006 с изменениями и джополнениями. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2006г.


Информационно-коммуникативные средства

  1. Мультимедийные программы по всем разделам курса.

  2. Компьютер и мультимедийный проектор.


Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

В результате изучения химии ученик должен


знать:

         Сущность процесса электролитической диссоциации. Положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева; общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения;    основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов; алюминия; качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.

уметь:

а) давать определения и применять следующие понятия: диссоциация, сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;

б) характеризовать свойства классов химических элементов (металлов), групп химических элементов (щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и важнейших химических элементов (алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода и кремния) в свете изученных теорий;

в) распознавать важнейшие катионы и анионы; составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакций и разъяснять их смысл в свете представлений об электролитической диссоциации и о строении вещества

г) решать расчетные задачи. Вычислять: массу, объем или количество вещества по известным данным об исходном веществе, одно из которых дано в избытке; массовую долю выхода продукта от теоретически возможного; массу или объем продукта реакции по известной массе или объему одного из исходных веществ, содержащего примеси.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;



Учебно – тематический план по химии 9а класс. Базовый уровень.


№п/п

Наименование раздела и тем

Часы

Лабораторные опыты

Практические работы

Контрольные работы

1

Повторение материала 8 класса

1










2

Химические реакции

8




1




3

Электролитическая диссоциация

16

2

1

1

4

Неметаллы

23

3

4

1

5

Металлы

20

3

1

1

Всего

68

8

7

3



Содержание тем учебного курса

Повторение материала 8 класса

Повторение основных понятий, изученных в 8 классе. Входной контроль.

Тема 1. Химические реакции

Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Химическое равновесие . Принцип Ле-Шателье. Реакции и условия их протекания в производстве серной кислоты и аммиака.

Практическая работа

Влияние различных факторов на скорость химических реакций

Расчетные задачи

Вычисления по химическим уравнениям массы или объема продукта реакции, если исходное вещество содержит примеси

Решение задач на избыток одного из исходных веществ

Вычисление выхода продукта реакции от теоретически возможного


Тема 2. Электролитическая диссоциация

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции.

Химические свойства кислот, оснований и солей в свете ТЭД. Гидролиз солей

Лабораторные опыты

Реакции ионного обмена.

Гидролиз солей

Практическая работа

Решение экспериментальных задач
Тема 3. Неметаллы
Сера, ее свойства. Оксиды серы. Серная кислота и ее соли. Специфические свойства концентрированной серной кислоты.

Азот и его свойства. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли.

Фосфор. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли.

Углерод, аллотропные модификации, свойства. Оксиды углерода. Угольная кислота и ее соли.

Кремний и его соединения. Стекло.

Демонстрации

Образцы неметаллов. Аллотропия серы.

Кристаллические решетки алмаза и графита. Получение аммиака

Лабораторные опыты

Распознавание сульфат-, карбонат-анионов, катиона аммония

Практические работы

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

Получение, собирание и распознавание аммиака

Получение, собирание и распознавание углекислого газа

Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы»
Тема 4. Металлы

Положение металлов в П.С. Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.

Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения. Алюминий. Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III)

Демонстрации

Взаимодействие натрия и кальция с водой

Лабораторные опыты

Амфотерные свойства гидроксида алюминия

Соединения железа

Практическая работа

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа базового курса «Химия» iconРабочая программа химия 11 класс 2013-2014 пояснительная записка...
«Сборник нормативно-правовых документов. Химия. Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007»), и программы курса химии...
Рабочая программа базового курса «Химия» iconПояснительная записка Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Химия»
Мо РФ №1312 от 09. 03. 2004 года и авторской программы Габриелян О. С., опубликованной в сборнике «Программы курса химии для 8-11...
Рабочая программа базового курса «Химия» iconПояснительная записка Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Химия»
Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации...
Рабочая программа базового курса «Химия» iconПояснительная записка Рабочая учебная программа базового курса «Химия»
Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по химии и программы к учебникам для 8-11...
Рабочая программа базового курса «Химия» iconРабочая учебная программа базового курса «Информатика»
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом мо РФ...
Рабочая программа базового курса «Химия» iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа курса «Химия»
...
Рабочая программа базового курса «Химия» iconРабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт»
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт» для 7 класса составлена на основе авторской программы Л. Л....
Рабочая программа базового курса «Химия» iconИ. В. Кузьмин «29» августа 2013 года
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт» для 6 класса II ступени обучения средней общеобразовательной...
Рабочая программа базового курса «Химия» iconРабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт»
Кт для 5-7 классов II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного...
Рабочая программа базового курса «Химия» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очного...
Рабочая программа для студентов очного обучения по направлению 020100. 62 «Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия...
Рабочая программа базового курса «Химия» iconРабочая программа по предмету «химия»
Приказ мо от 5 марта 2004 г. №1089), примерной программы по химии среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Использована...
Рабочая программа базового курса «Химия» iconРабочая программа курса «Информатика и информационно-коммуникационные...
КТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 70...
Рабочая программа базового курса «Химия» iconАналитическая химия учебно-методический комплекс
«Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,...
Рабочая программа базового курса «Химия» iconРабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт»
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт» для 5 класса II ступени обучения средней общеобразовательной...
Рабочая программа базового курса «Химия» iconРабочая программа по дисциплине б пищевая химия
Ооп впо направления 260100. 62 Продукты питания из растительного сырья. Дисциплина преподается в 5 семестре и методически взаимосвязана...
Рабочая программа базового курса «Химия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа элективного курса по химии «Химия и искусство» для 10-11 классов составлена на основании программы «Химия и искусство»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск