Скачать 53.36 Kb.
|
Химия как учебная дисциплина может стать мировоззренческой, гуманитарной, т.е. обращённой к человеку, в не меньшей степени, чем предметы, традиционно считающиеся гуманитарными. Возможно, это дало основание американскому физику и химику Л.Полингу (1901-1994) сказать: «Именно химики - это те, кто на самом деле понимает мир». Достаточно давно в мировой философии и педагогике сложилось представление о том, что образование и воспитание должны быть построены на непреходящих идеалах и ценностях, в качестве которых могут выступать проверенные многовековой практикой принципы гуманизма. Гуманизм – это совокупность идей, утверждающих, что каждая личность уникальна и значима. Именно идеи гуманизма отвечают современным требованиям к образованию. Они легли в основу новой парадигмы - гуманизации образования, ориентированной на такие общечеловеческие идеалы, как Природа, Мир, Красота, Добро, Общение, Справедливость. Гуманизация образования – это образовательная парадигма, которая предполагает, что обучение и воспитание ученика с целью развить его личность построено с учётом высших духовных ценностей человечества. Такой подход к обучению определяет ученика как высшую ценность современного образования и поэтому направлен на развитие всех сфер его личности. Следовательно, сегодня главной задачей школы является создание условий для развития индивидуальности учащегося. Конечная цель обучения и воспитания должна состоять в том, чтобы каждый человек умел действовать самостоятельно, свободно общаться, применять знания в комплексе, был способным к творчеству и ответственным за всё происходящее в мире. Достичь подобного результата можно лишь при помощи развивающих технологий, которые построены на интегративной основе. Ведущей среди них является проблемно-интегративное обучение. На основе интеграции курса химии со смежными дисциплинами происходит формирование систем обобщённых предметных и общепредметных естественно-научных знаний и умений. При этом наиболее значимыми направлениями реализации межпредметных связей являются следующие : химия -физика, химия - пропедевтические курсы («Естествознание», «Природа и человек»), химия - география, химия - биология, химия - экология, химия - математика, химия - русский язык и литература, химия - история. Так вариантами уроков химии и с гуманитарным компонентом могут быть урок-панорама, урок-игра-сказка, урок-собеседование с элементами интеграции, урок-обучение «Умей расширять свой кругозор», урок-семинар, урок свободного общения, урок-лекция, урок решения познавательных задач, урок-диспут, урок самообразования, урок-конкурс, урок-викторина, урок-ролевая игра, урок-турнир, урок-«брейн-ринг», урок «Поле чудес», урок КВН, урок «Счастливый случай», урок-пресс-конференция, урок-заочная экскурсия, урок-лекция-концерт, урок «Следствие ведут знатоки», урок-зачёт, урок-взаимоконтроль, урок-тестовый контроль. ГУМАНИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ Авторская программа 10 -11 классы ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ 1. Современные представления о строении атома. 1 «Астрономия атома» -урок-собеседование с элементами интеграции. 2 «Линия жизни. Д.И.Менделеев» - урок-лекция. 3 - Научный спектакль «История открытия периодического закона» 4 – «Путешествие по периодической системе Д.И.Менделеева» - урок-игра (паспортизация химических элементов на основе их электронного строения «Мой адрес не дом и не улица...». 5 - Урок-сказка с химическими элементами в главной роли «Жила была красавица Сера...». 6 - Урок-презентация. Защита мини-проектов по теме «Мой собственный вариант периодической системы химических элементов». 2. Химическая связь. 1 - Урок-семинар «Вместе весело шагать по просторам» (виды химических связей). 2 - Урок-ролевая игра «Давайте жить дружно» (окислители и восстановители). 3 - Урок-лекция «Водородная связь и её роль в формировании структур биополимеров». 4 - Урок-игра «Химическое лото» (катионы и анионы). 3. Вещество. 1 - Урок-решение производственных задач (качественный и количественный состав вещества). 2 - Урок-сказочное путешествие «Два царства - один мир» (человек в мире органических и неорганических веществ). 3 – «Архитектура веществ» - урок-собеседование с элементами интеграции (кристаллические решётки). 4 - Урок-конкурс эрудитов «Попробуй раздели» (способы разделения смесей). 5 - Урок-викторина «Путешествие по морю электролитической диссоциации». 6 - Урок-панорама «Понятие о коллоидах и их значение». 4. Химические реакции. 1 - Урок-зачёт «Классификация химических реакций». 2 - Урок-брейнринг (реакции ионного обмена в водных растворах). 3 - Урок-научная конференция «Гидролиз неорганических и органических веществ». 4 - Урок-исследование «Среда водных растворов вокруг нас». 5 - Урок-игра «Холодно-горячо» (тепловой эффект химической реакции). 6 - Урок-обучение «Умей расширять свой кругозор» (окислительно-восстановительные реакции). 7 - Урок-научная пресс-конференция «Практическое применение электролиза». 8 - Урок-презентация «Катализаторы и катализ» (защита мини-проектов). 9 - Урок свободного общения (ферменты как биологические катилизаторы). 10 - Урок-собеседование с элементами интеграции «Химическое равновесие и способы его смещения». 5. Неорганическая химия. 1 - Урок-игра «Химическое лото» (классификация неорганических соединений). 2 - Урок-викторина «Химический винегрет» (химические свойства основных классов неорганических соединений). 3 - Химический спектакль «А Серная Кислота - против !» (химические свойства основных классов неорганических соединений). 4 - Урок-диспут «Понятие о коррозии металлов. Защита от коррозии». 5 - Урок-панорама «Металлы» (защита мини-проектов). 6 - Урок решения экологических задач «Общие способы получения металлов». 7 - Урок-панорама «Неметаллы» (защита мини-проектов). 8 - Урок-конкурс «Кто сильнее ?» (окислительно-восстановительные свойства неметаллов). 9 - Урок-игра «Путешествие на воздушном шаре» (благородные газы). 6. Органическая химия. 1 - Урок-заочная экскурсия «Планета Химическая. Царство Органическое» (классификация и номенклатура органических соединений). 2 – «Линия жизни. А.М.Бутлеров» урок-лекция. 3 - Урок-тестовый контроль (химические свойства органических соединений). 4 - Урок «Счастливый случай. Кот в мешке.» (классификация и свойства органических соединений). 5 - Урок - КВН (углеводороды). 6 - Урок-собеседование с элементами интеграции (природные источники углеводородов). 7 - Химический спектакль «Органические родственники кислорода»(кислородосодержащие органические соединения). 8 - Урок-семинар «Съедобная химия» (белки, жиры, углеводы). 9 - Урок-конкурс «Химия запахов» (сложные эфиры). 10 - Урок решения экологических задач (полимеры). 11 - Урок-презентация «Полимеры» (защита мини-проектов). 7. Химия и жизнь. 1 - Урок-научная конференция «Химия и здоровье». 2 - Урок-диспут «Химия друг или враг ?». 3 - Урок-заочная экскурсия «Химия в быту». 4 - Урок-решение производственных задач (производство серной кислоты). 5 - Химический спектакль «Я бы в химики пошёл...». |
Рабочая программа по дисциплине б пищевая химия Ооп впо направления 260100. 62 Продукты питания из растительного сырья. Дисциплина преподается в 5 семестре и методически взаимосвязана... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Теория и методика физического воспитания как научная и учебная дисциплина: объект и субъект исследования; предметы изучения и преподавания;... | ||
Рабочая программа научного кружка «Химия в современном мире» Химия это наука о веществах, их свойствах и превращениях. Роль химии в жизни человека огромна. Химическая промышленность развивается... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... При эмпирическом пути познания истины, человек в меньшей степени использует разум, в большей степени – чувства и ощущения. Знания... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Информатика» «Информатика» как учебная дисциплина дает комплекс знаний, умений и навыков в области информатики. Учебная дисциплина «Информатика»... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формировать у детей конкретные представления о магните и его свойстве притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать... | ||
Литература религиозного содержания Разумеется, этим материалом надо пользоваться с постоянным учетом того, что по самой своей природе (письменные документы) он не мог... | Преподавания заключается в том, чтобы познакомить студентов с общими... «Эстетика» как учебная дисциплина входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла (дисциплина по выбору).... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Традиционно активно развивались связи с Монголией, в 2012 г продолжало развиваться сотрудничество с Монголией по различным направлениям... | Урок по русскому языку во 2 б классе Тема «Слова с несколькими значениями» ... | ||
это предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого... Социально-экономические перемены в современной России ставят перед общеобразовательной школой новые задачи. К ним, в первую очередь,... | Книга никому не может дать больше, чем он может из нее взять.(Народная... Термин «литературное чтение» в педагогической науке и практике употребляется в двух значениях: как метод обучения и как первоначальная... | ||
Общая характеристика учебного предмета Она, может быть, в большей степени, чем собственно историческое знание, формирует образ нашего прошлого и настоящего, задает отношение... | Вода жизненно необходима. Она нужна везде в быту, сельском хозяйстве... Вода жизненно необходима. Она нужна везде – в быту, сельском хозяйстве и промышленности. Вода необходима организму в большей степени,... | ||
Рабочая программа дисциплины Химия синтетических лекарственных веществ Дисциплина «Химия синтетических лекарственных веществ» входит в вариативную часть математического и естественнонаучного цикла (Б.... | Рабочая учебная программа предмета физическая и коллоидная химия... Рабочая учебная программа предмета «Физическая и коллоидная химия» предназначена для реализации государственных требований к содержанию... |