Скачать 444.39 Kb.
|
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики. Чувашский Республиканский институт образования Кафедра естественных научных дисциплин Элективный курс Тема: «Химия в сельском хозяйстве» Автор: учитель химии МОУ «Янтиковская СОШ» Гаврилова Н.И. Пояснительная записка Программа элективного курса «Химия в сельском хозяйстве» предназначена для учащихся 9 классов. Она рассчитана на 17 часов учебного времени и может быть использована в целях предпрофильной подготовки учащихся 9 классов. Знания, полученные на уроках химии, закрепляются, дополняются и углубляются на элективных курсах. Сочетая изучение теории с выполнением лабораторных опытов, учащиеся используют и совершенствуют познания в агрохимии при постановке полевых опытов. Агрохимические опыты в производственных условиях способствуют развитию практических умений и интереса к исследовательской работе Небольшой объем в программе курса занимают сведения о минеральных, органических и других видах удобрений, химические реакции для их распознавания, взаимодействие с почвой и другими удобрениями, усвоение растениями и эффективность их действия на урожайность сельскохозяйственных культур. Другую часть программы курса занимают сведения о химии почвы, на основе которых учащиеся намечают способы улучшения ее состава и плодородия, а затем практически их осуществляют. Непосредственно в школьной научно – исследовательской лаборатории учащиеся приобретают теоретические знания и основные умения, по проведению экспериментальных работ. Экспериментальную работу они могут проводить непосредственно в природе, участвуя в туристических походах и экскурсиях. Для этого оборудуется полевая химическая лаборатория. Изучение элективного курса тесно связано с сельскохозяйственным реальным производством. В каждом разделе отражена роль определенных веществ, реакций, процессов для растений, животных, человека, экологии окружающей среды. Всего - 17 час. Лекции -3час. Семинар-1час. Лабораторно- практические занятия - 14час. Все практические занятия проводятся в научно-исследовательской лаборатории. Требования к уровню освоения содержания курса В целях обеспечения профильной сельскохозяйственной подготовки школьники должен знать: • роль отдельных веществ, классов и процессов в сельском хозяйстве; • роль химии в решении экологических и экономических проблем общества, охраны окружающей среды; • основы химического анализа отдельных веществ и смесей, имеющих биологическое значение; • правила работы в лаборатории и технику безопасности. После изучения курса учащийся должен уметь: • провести химический эксперимент по изучению физико-химических свойств почвы; • уметь правильно использовать реактивы для проведения опытов; • владеть техникой проведения безопасного эксперимента; применять изученные методы исследования веществ к анализу почв, кормов и продукции растительного и животного происхождения. Формы контроля знаний и навыков Контроль за приобретением практических навыков осуществляется при выполнении лабораторных работ и при их защите. Цель курса: Сформировать более законченный и целостный круг знаний об агрохимии, создать условия для развития интереса к изучению химии и проведению химического эксперимента, умение самостоятельно преобретать и применять знания, наблюдать и описывать результаты наблюдений. Делать выводы. Задачи курса:
Структура курса
Тематический план
Занятие 1. Минеральные удобрения. Цель: Учащиеся знакомятся общими свойствами удобрений, со значением мелиорации почв и ролью минеральных удобрений. Анализом установлено, что в состав растений входит около 70 элементов. Некоторые из них — макроэлементы — необходимы растениям в больших количествах; другие же — микроэлементы — требуются в незначительных количествах.
Три важнейших элемента — азот N. фосфор Р и калий К — необходимы растениям в больших количествах. Поэтому удобрения, содержащие эти элементы, получают в промышленных масштабах. Азот входит в состав белков. При его недостатке задерживается образование зеленой массы, растения плохо растут, их листья становятся бледно-зелеными и даже желтеют. Азотные удобрения особенно нужны растениям в весенний период. Фосфор содержится в нуклеиновых кислотах, которые участвуют в окислительно-восстановительных процессах, протекающих в растениях. Фосфор особенно необходим при росте и развитии репродуктивных органов (цветки, плоды). Калий ускоряет процесс фотосинтеза и содействует накоплению углеводов (сахара — в сахарной свекле, крахмала — в картофеле). У злаковых он способствует укреплению стебля и тем самым устраняет их полегание. Железо, марганец, бор и другие микроэлементы играют определенную роль в жизни растений. Так, например, при наличии микроэлемента бора растения лучше усваивают азот, фосфор и калий. Медь, марганец и цинк ускоряют окислительно-восстановительные процессы и тем самым способствуют росту растений. Железо участвует в синтезе хлорофилла. Указанные макро- и микроэлементы растения поглощают из почвенного раствора в виде ионов (МН^, N0^", К+, Н2Р04-, Ре3+, Си2+ и др.). Вещества, содержащие три важнейших питательных элемента N. Р. К и способные в почвенном растворе диссоциировать на ионы, используются в качестве минеральных удобрений. Многие минеральные удобрения (К.С1, ЫаМ03, 1ЧН4М03) содержат только один основной питательный элемент. Такие удобрения называются простыми. Более ценными являются такие минеральные удобрения, которые содержат два или все три основных питательных элемента (1М„К, Р). Такие удобрения называются комплексными. Умелое использование минеральных удобрений дает возможность выращивать высокие урожаи сельскохозяйственных растений. Но следует учитывать, что внесение избыточных доз минеральных удобрений, например, нитратов, может привести к накоплению их в органах растений. Продукты, полученные из этих растений, становятся непригодными для питания. Сведения о важнейших минеральных удобрениях даны в таблице. Занятие 2. Классификация азотных удобрений Цель: Учащиеся знакомятся с классификацией удобрений и важнейшими азотными удобрениями, учатся распознавать азотные удобрения. Азотные удобрения Таблица Азотные удобрения, их состав и некоторые свойства
Описание внешнего вида и испытание на растворимость азотных удобрений. Значение работы. Знание растворимости удобрений имеет большое значение для правильного выбора сроков и способов их внесения. Все хорошо растворимые удобрения после их внесения в почву быстро переходят в почвенный раствор, и содержащиеся в них элементы питания могут быть использованы растением. Элементы питания нерастворимых в воде удобрений становятся доступными для растений лишь через некоторое время после взаимодействия их с почвой и под влиянием самого растения. Ход работы. Опишите по образцам удобрений их внешний вид – цвет, запах, гигроскопичность, физическое состояние (в виде порошка, гранул или крупных кристаллов). Для испытания на растворимость возьмите около 1 г удобрения, поместите его в пробирку и туда же прилейте 5-6 мл дистиллированной воды. Пробирку встряхните и наблюдайте за растворимостью удобрения. Если удобрение полностью не растворилось, подогрейте пробирку на огне горелки. При этом может наблюдаться полное растворение удобрения, когда нет остатка на дне пробирки и полученный раствор прозрачный; полное растворение удобрения, но раствор имеет легкую муть и неполное растворение – раствор очень мутный, а удобрение на дне пробирки сохраняется в виде нерастворимого остатка. Результаты работы запишите по следующей форме:
|
Реферат Химия в сельском хозяйстве Целью работы является классификация удобрений и подробная характеристика. В реферате будет рассказываться о свойствах и методах получения.... | Программа вступительных испытаний в аспирантуру подготовлена в соответствии... Программа предназначена для подготовки к вступительным испытаниям в аспирантуру по направлению подготовки 35. 06. 04 Технологии,... | ||
Рабочей программы дисциплины химия в сельском хозяйстве направление... ... | Квадрокоптер в сельском хозяйстве (оценка возможностей применения) Название работы: Квадрокоптер в сельском хозяйстве (оценка возможностей применения) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебная дисциплина предназначена для освоения одной из важнейших отраслей – экологии, применение знаний, сельском хозяйстве, биотехнологии,... | Элективный курс «Экспериментальная химия» по учебному предмету «Химия» 9 класс Концепция модернизации российского образования предусматривает переход на новые формы обучения | ||
Учебно-методическое пособие по курсовому проектированию для студентов... ... | Реферат Химия в сельском хозяйстве И для увеличения урожайности сельскохозяйственных культур люди используют всяческие химические удобрения. При работе над рефератом... | ||
Элективный курс «Занимательная химия» по учебному предмету «Химия» 8 класс Целью курса является формирование глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических реакций, приобретение необходимых... | Направление 35. 06. 04 Технологии, средства механизации и энергетические... Направление 35. 06. 04 Технологии, средства механизации и энергетические оборудование в сельском, лесном и рыбном хозяйстве | ||
Тема: Элективный курс «Диссидентское движение в СССР 50-80-х гг.» Элективный курс «Диссидентское движение в СССР 50 – 80-х гг.» разработан в соответствии с основными положениями концепции модернизации... | Тема Количество часов Практическое применение достижений современной биологии в промышленности, сельском хозяйстве, биотехнологии, в воспитании бережного... | ||
Программный комплекс для анализа больших данных и его применение в сельском хозяйстве | Темы рефератов по курсу дисциплины Биологическая роль микроэлементов и их применение в сельском хозяйстве и медицине | ||
Элективный курс «Задачи с параметром» Элективный курс предназначен для реализации в 11классе общеобразовательной школы | Элективный курс по химии Элективный курс «Рациональное питание» разработан в соответствии с концепцией предпрофильного образования |