Тема: Элективный курс «Диссидентское движение в СССР 50-80-х гг.»





Скачать 116.34 Kb.
НазваниеТема: Элективный курс «Диссидентское движение в СССР 50-80-х гг.»
Дата публикации02.05.2015
Размер116.34 Kb.
ТипЭлективный курс
100-bal.ru > История > Элективный курс
Педагогический проект.

Тема:

Элективный курс «Диссидентское движение

в СССР 50-80-х гг.»
( программа элективного курса предназначена для профильного

обучения, углубленного изучения истории на уроках и внеклассных занятиях, факультативах.)

Составила: учитель истории

Калинина Е.В.
2012 г.

Пояснительная записка
Элективный курс «Диссидентское движение в СССР 50 – 80-х гг.» разработан в соответствии с основными положениями концепции модернизации образования, а также с учетом дидактических требований к уровню подготовки выпускников основной школы.

Программа курса рассчитана на 17 часов. В ее основу положены следующие принципы: проблемность, научность, доступность, преемственность, наглядность.

Цель:

Расширить исторические знания учащихся об особенностях возникновения диссидентского движения и закономерностях функционирования в советском обществе.
Задачи:

- сформировать представление о понятии «политическое инакомыслие» и формах политического протеста;

- выявить причины зарождения диссидентского движения в СССР;

- сформулировать основные этапы становления и развития диссидентского движения в СССР;

- изучить концепции и идеи диссидентского и правозащитного движения;

- составить представление о целях, задачах и методах работы диссидентских организаций;

- определить значение самиздата в идейно-организационной структуре диссидентского и правозащитного движения;

- охарактеризовать отношение советской власти к диссидентам и правозащитникам;

- определить место и роль диссидентского движения в отечественной истории XX в.

Объектом изучения в рамках настоящего курса являются вопросы, связанные с таким сложным явлением и недостаточно подробно освещаемым в рамках традиционной школьной программы, как диссидентство в СССР в 50-80х гг. XX в.

В ходе реализации настоящей программы преимущественное внимание следует отдавать анализу источников. При работе с историческими документами учащиеся должны самостоятельно осуществить критику источников, произвести сравнительный анализ полученной информации, и на этой основе формировать и уметь отстаивать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам.
В результате освоения элективного курса «Диссидентское движение в СССР 50 – 80-х гг.» ученик должен:
знать:

- основные события, факты, имена, связанные с диссидентским движением;

- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории XX в.;

- историческую обусловленность социально-исторических процессов;
уметь

- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
владеть:

- навыками исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

- умением соотнести свои действия и поступки окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

Поурочное планирование элективного курса


п/п

Содержание занятий

Кол-во часов

Форма проведения занятий

1.

Введение.




1

Лекция, проблемная беседа.

2

Тема 1.

Советское общество и истоки диссидентства.

1

Лекция, проблемная беседа

3

Тема 2.

Идейные основы диссидентского и правозащитного движения.

2

Лекция, работа с документами.

4

Тема 3.

Диссидентские организации Москвы и Ленинграда

2

Лекция, работа с документами.

5

Тема 4.

«Самиздат» и «тамиздат»: летопись эпохи.

2

Лекция, проблемная беседа.

6

Тема 5.

Лица и судьбы:

- Жорез Александрович и Рой Александрович Медведевы;

- Иосиф Александрович Бродский;

- Александр Исаевич Солженицын;

- Андрей Дмитриевич Сахаров

2

Семинар: сообщения учащихся.

7

Тема 6.

Участь диссидентского движения в СССР. Позиция властей.

2

Лекция, проблемная беседа

8

Тема 7.

Правозащитное движение конца 60-х - начала 80-х гг.

2

Лекция, проблемная беседа.

9

Тема 8.

Диссиденты накануне перестройки: жертвы или защитники?

2

Проблемная беседа, работа с документами.

10

Обобщающее занятие

1

Защита творческих работ.

Итого

17






Содержание программы

Введение (1 час).

Цели и задачи курса. Знакомство с содержанием курса. Постановка проблемы. Изучение памятки для работы с историческими источниками.
Тема 1.

Советское общество и истоки диссидентства(1 час).

Истоки политического инакомыслия в СССР. Общественно-политический климат «оттепели» (сер. 50-х – сер.60-х г.г.) Разоблачение культа личности Сталина, реабилитация политзаключенных и их влияние на общественное сознание. Переосмысление исторического опыта в искусстве, публицистике и исторической науке. «Шестидесятники» и идеи «социализма с человеческим лицом».
Тема 2.

Идейные основы диссидентского и правозащитного движения (2 часа).

Причины и идейные установки диссидентского движения. Открытые выступления в защиту десталинизации, свободы творческого поиска и правдивого отображения действительности, демократического управления страной.

Дискуссия между ведущими идеологами диссидентства в начале 70-х гг. по вопросам модели будущего устройства СССР и характера социально-политических преобразований. А.И.Солженицын «На возврате сознания и дыхания», «Сахаров и критика Письма вождям».; Сахаров А. «О письме вождям Советского Союза». Влияние идейного размежевания на характер взаимоотношений диссидентов с властью и на их судьбу.
Тема 3.

Диссидентские организации Москвы и Ленинграда (2 час).

Подпольные кружки, «кухонное инакомыслие». Группа под руководством Л.Н. Краснопевцева, кружок математика Р.И. Пименова. «Народно-демократическая партия России» (1955–1958 гг., организатор В.С. Поленов и др.), «Российская национально-социалистическая партия» (1956–1958 гг., А.А. Добровольский), кружок под руководством студента В.И. Трофимова (1956–1957 гг.). Цели, задачи, методы работы диссидентских организаций.
Тема 4.

Самиздат и тамиздат: летопись эпохи (2 часа).

История возникновения самиздата.

Поэтический, песенный самиздат; литературно-общественные альманахи. «Один день Ивана Денисовича» (А. Солженицын), «Доктор Живаго» (Б. Пастернак) .

«Взрослый» самиздат: мемуары и аналитические эссе репрессированных в 30-е – 40-е года «старых» коммунистов.

Информационно-политический самиздат. «Хроника текущих событий»: цели, задачи, формы распространения, значение в развитии диссидентства и правозащиты в СССР.

Самиздат – Тамиздат. А.Амальрик. Издательства и важнейшие произведения Тамиздата. «Архипелаг Гулаг» А. Солженицына, «Мои показания» А. Марченко, «К суду истории» Р. Медведева .

Публицистический Самиздат (конца 60-х – 70-е гг.): формирование альтернативных концепций социального прогресса и политической модернизации страны.

Самиздат как идейно-организационная структура диссидентского и правозащитного движения.

Тема 5.

Лица и судьбы (2 часа).

Жорез Александрович и Рой Александрович Медведевы;

Александр Исаевич Солженицын;

Иосиф Александрович Бродский;

Андрей Дмитриевич Сахаров.

Составление конструктивных программ демократизации и либерализации советского строя. Диссидентские альтернативы политической модернизации страны: актуальность наследия. Проблема «поколений» и поиска консолидирующей идеи в оппозиционном движении. «Казус Роя Медведева» в диссидентстве. «Академическое диссидентство».
Тема 6.

Участь диссидентского движения в СССР. Позиция властей (2 часа).

Конец 60-х – нач. 70-х г.г. Углубление противостояния партийно-государственной номенклатуры и демократической интеллигенции. Расширение масштабов политических репрессий против инакомыслящих, специфический характер их со второй половины 60-х годов. «Карательная психиатрия».
Тема 7.

Правозащитное движение конца 60-х - начала 80-х гг. (2 часа).

Факторы зарождения правозащитного движения в СССР. Первые правозащитные акции. Формирование ядра правозащитного движения и принципов самоорганизации его.

Протесты диссидентов против подавления демократического движения в Чехословакии (лето 1968). Демонстрация на Красной площади и ее общественно-политический резонанс. «Процесс 4-х». Правозащитные акции в защиту подсудимых.

Появление правозащитных ассоциаций: причины, цели и характер деятельности. Расширение контактов с международными общественными, правозащитными и официальными структурами. Попытки привлечения Запада в качестве посредника в диалоге с властью. Московская Хельсинская Группа.
Тема 8.

Диссиденты накануне перестройки: жертвы или защитники? (2 часа).

Политическое своеобразие диссидентского движения в СССР. Причины нереализованности их идей и целей. Разгром или исчерпанность диссидентства в начале 80-х г.г.?

Бывшие диссиденты и общественно-политическая жизнь 90-х гг. Причины, по которым не «перестроились» диссиденты в «перестройку» Драма диссидентского движения.
Итоговая конференция (1 час)

Подведение итогов.

Методические рекомендации к курсу

Введение

Задачи: ознакомить учащихся с содержанием курса; изучить памятку по работе с историческими документами.

Основные понятия: диссидент, инакомыслящий, политическое инакомыслие, общественно-политическое движение.
Тема 1.

Советское общество и истоки диссидентства.

Задачи: на основе анализа предложенных документов выяснить социально-политические и нравственно-духовные факторы зарождения диссидентства в советском обществе.

Основные понятия: фронда, «оттепель», десталинизация, шестидесятники, культурная оппозиция, политическая оппозиция
Тема 2.

Идейные основы диссидентского и правозащитного движения

Задачи: на основе анализа предложенных документов определить идейно-концептуальные основы диссидентского и правозащитного движения, исследовать концепции социального прогресса и политической модернизации в диссидентском инакомыслии.

Основные понятия: мирное сосуществование, конвергенция, права человека, национальная идея, социальный прогресс, политическая модернизация.
Тема 3.

Диссидентские организации Москвы и Ленинграда

Задачи: на основе анализа предложенных документов охарактеризовать цели, задачи, методы работы диссидентских организаций.

Основные понятия: «кухонное инакомыслие», «Гражданское обращение», «подписанство», «Народно-демократическая партия России», «Российская национально-социалистическая партия».
Тема 4.

«Самиздат» и «тамиздат»: летопись эпохи.

Задачи: на основе анализа предложенных документов охарактеризовать самиздат и тамиздат как уникальную форму проявления инакомыслия и выражения самопознания общества в СССР (60-е – 80-х гг.)

Основные понятия: самиздат, тамиздат, «Один день Ивана Денисовича» (1962), « Хроника текущих событий»(1968-1982), «Архипелаг ГУЛАГ» (1973)

Тема 5.

Лица и судьбы

Задачи: на основе изучения биографий и работ наиболее известных диссидентов сформировать представление о формах, направлениях, влиянии на развитие независимой общественной мысли, зарождении идейно-политического плюрализма.
Тема 6.

Участь диссидентского движения в СССР. Позиция властей Задачи: на основе анализа предложенных документов охарактеризовать отношение советского руководства к оппозиционерам, методы борьбы с диссидентами.

Основные понятия: контрреволюционная агитация, карательная психиатрия, политические процессы, обмен политзаключенных.
Тема 7.

Правозащитное движение конца 60-х - начала 80-х гг.

Задачи: на основе анализа предложенных документов выяснить, что после превращения правозавиты в общественно-политическое движение оно объективно стало выполнять функцию оппозиции командно – административному режиму.

Основные понятия: правозащитник, «политический» процесс, апелляция, «Гражданское обращение», Московская Хельсинская группа.
Тема 8.

Диссиденты накануне перестройки: жертвы или защитники?

Задачи: на основе анализа предложенных документов определить место и роль диссидентского и правозащитного движения в отечественной истории XX в.

Основные понятия: политический плюрализм, неформальные общественные движения, «проблема поколений», перестройка,
Итоговая конференция

Задачи: подведение итогов, выставление оценок

Педагогический проект.

Тема:

Элективный курс «Диссидентское движение

в СССР 50-80-х гг.»
( программа элективного курса предназначена для профильного

обучения, углубленного изучения истории на уроках и внеклассных занятиях, факультативах.)

Составила: учитель истории

Калинина Е.В.

2012 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Элективный курс «Диссидентское движение в СССР 50-80-х гг.» iconЭлективный курс
Движение жидкостей и газов. Закон Бернулли на уроках основного курса
Тема: Элективный курс «Диссидентское движение в СССР 50-80-х гг.» iconКонспект урока по математике проведенного 19. 03. 2009 в 4в классе
...
Тема: Элективный курс «Диссидентское движение в СССР 50-80-х гг.» iconЭлективный курс «Задачи с параметром»
Элективный курс предназначен для реализации в 11классе общеобразовательной школы
Тема: Элективный курс «Диссидентское движение в СССР 50-80-х гг.» iconЭлективный курс по химии
Элективный курс «Рациональное питание» разработан в соответствии с концепцией предпрофильного образования
Тема: Элективный курс «Диссидентское движение в СССР 50-80-х гг.» iconЭлективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н....
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Тема: Элективный курс «Диссидентское движение в СССР 50-80-х гг.» iconЭлективный курс по математике «решение сюжетных задач»
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов. На его изучение отводится 17 часов
Тема: Элективный курс «Диссидентское движение в СССР 50-80-х гг.» iconЭлективный курс «Some Pages of British History» (From ancient time...
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, как курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки
Тема: Элективный курс «Диссидентское движение в СССР 50-80-х гг.» iconЭлективный курс по теме «Алгебра матриц. Методы решения систем линейных...
Данный элективный курс рассчитан на 14 часов. Разработаны конспекты всех уроков элективного курса
Тема: Элективный курс «Диссидентское движение в СССР 50-80-х гг.» iconЭлективный курс по страноведению «Знакомьтесь: Соединенные Штаты Америки» Пояснительная записка
Данный элективный курс заканчивается викториной on-line, позволяющей учителю закрепить и проконтролировать знания учащихся по всему...
Тема: Элективный курс «Диссидентское движение в СССР 50-80-х гг.» iconЭлективный курс по алгебре «Практикум по решению задач»
Данный элективный курс во время уроков работают по учебнику А. Г. Мордковича «Алгебра 9» и изучают алгебру по программе для общеобразовательных...
Тема: Элективный курс «Диссидентское движение в СССР 50-80-х гг.» iconЭлективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна...
Для учащихся данный элективный курс призван помочь представить математику в констексте биологии
Тема: Элективный курс «Диссидентское движение в СССР 50-80-х гг.» iconНазвание: Элективный курс
Название: Элективный курс «Вычислительный эксперимент как новая методология научных исследований»
Тема: Элективный курс «Диссидентское движение в СССР 50-80-х гг.» iconЭлективный курс 9 кл. Мир профессий Составитель курса Шааф О. В.,...
Назначение документа – руководители спецкурсов, классные руководители, учителя, желающие вести элективный курс
Тема: Элективный курс «Диссидентское движение в СССР 50-80-х гг.» iconЭлективный курс по биологии Загадки и тайны генов
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и имеет целью вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней...
Тема: Элективный курс «Диссидентское движение в СССР 50-80-х гг.» iconЭлективный курс по английскому языку «The Hotel Business» для учащихся...
Данный элективный курс призван создать у учащихся дополнительную мотивацию к изучению английского языка и стимулировать их речевую...
Тема: Элективный курс «Диссидентское движение в СССР 50-80-х гг.» iconТема. Реактивное движение
Демонстрации: взаимодействие г-образной трубки с движущейся водой в ней, движение воздушного шарика при выходе воздуха из него, таблицы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск