Скачать 116.34 Kb.
|
Педагогический проект. Тема: Элективный курс «Диссидентское движение в СССР 50-80-х гг.» ( программа элективного курса предназначена для профильного обучения, углубленного изучения истории на уроках и внеклассных занятиях, факультативах.) Составила: учитель истории Калинина Е.В. 2012 г. Пояснительная записка Элективный курс «Диссидентское движение в СССР 50 – 80-х гг.» разработан в соответствии с основными положениями концепции модернизации образования, а также с учетом дидактических требований к уровню подготовки выпускников основной школы. Программа курса рассчитана на 17 часов. В ее основу положены следующие принципы: проблемность, научность, доступность, преемственность, наглядность. Цель: Расширить исторические знания учащихся об особенностях возникновения диссидентского движения и закономерностях функционирования в советском обществе. Задачи: - сформировать представление о понятии «политическое инакомыслие» и формах политического протеста; - выявить причины зарождения диссидентского движения в СССР; - сформулировать основные этапы становления и развития диссидентского движения в СССР; - изучить концепции и идеи диссидентского и правозащитного движения; - составить представление о целях, задачах и методах работы диссидентских организаций; - определить значение самиздата в идейно-организационной структуре диссидентского и правозащитного движения; - охарактеризовать отношение советской власти к диссидентам и правозащитникам; - определить место и роль диссидентского движения в отечественной истории XX в. Объектом изучения в рамках настоящего курса являются вопросы, связанные с таким сложным явлением и недостаточно подробно освещаемым в рамках традиционной школьной программы, как диссидентство в СССР в 50-80х гг. XX в. В ходе реализации настоящей программы преимущественное внимание следует отдавать анализу источников. При работе с историческими документами учащиеся должны самостоятельно осуществить критику источников, произвести сравнительный анализ полученной информации, и на этой основе формировать и уметь отстаивать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам. В результате освоения элективного курса «Диссидентское движение в СССР 50 – 80-х гг.» ученик должен: знать: - основные события, факты, имена, связанные с диссидентским движением; - современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории XX в.; - историческую обусловленность социально-исторических процессов; уметь - проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; - критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); - различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; - участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения; - представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии; владеть: - навыками исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; - умением соотнести свои действия и поступки окружающих с исторически возникшими формами социального поведения; Поурочное планирование элективного курса
Содержание программы Введение (1 час). Цели и задачи курса. Знакомство с содержанием курса. Постановка проблемы. Изучение памятки для работы с историческими источниками. Тема 1. Советское общество и истоки диссидентства(1 час). Истоки политического инакомыслия в СССР. Общественно-политический климат «оттепели» (сер. 50-х – сер.60-х г.г.) Разоблачение культа личности Сталина, реабилитация политзаключенных и их влияние на общественное сознание. Переосмысление исторического опыта в искусстве, публицистике и исторической науке. «Шестидесятники» и идеи «социализма с человеческим лицом». Тема 2. Идейные основы диссидентского и правозащитного движения (2 часа). Причины и идейные установки диссидентского движения. Открытые выступления в защиту десталинизации, свободы творческого поиска и правдивого отображения действительности, демократического управления страной. Дискуссия между ведущими идеологами диссидентства в начале 70-х гг. по вопросам модели будущего устройства СССР и характера социально-политических преобразований. А.И.Солженицын «На возврате сознания и дыхания», «Сахаров и критика Письма вождям».; Сахаров А. «О письме вождям Советского Союза». Влияние идейного размежевания на характер взаимоотношений диссидентов с властью и на их судьбу. Тема 3. Диссидентские организации Москвы и Ленинграда (2 час). Подпольные кружки, «кухонное инакомыслие». Группа под руководством Л.Н. Краснопевцева, кружок математика Р.И. Пименова. «Народно-демократическая партия России» (1955–1958 гг., организатор В.С. Поленов и др.), «Российская национально-социалистическая партия» (1956–1958 гг., А.А. Добровольский), кружок под руководством студента В.И. Трофимова (1956–1957 гг.). Цели, задачи, методы работы диссидентских организаций. Тема 4. Самиздат и тамиздат: летопись эпохи (2 часа). История возникновения самиздата. Поэтический, песенный самиздат; литературно-общественные альманахи. «Один день Ивана Денисовича» (А. Солженицын), «Доктор Живаго» (Б. Пастернак) . «Взрослый» самиздат: мемуары и аналитические эссе репрессированных в 30-е – 40-е года «старых» коммунистов. Информационно-политический самиздат. «Хроника текущих событий»: цели, задачи, формы распространения, значение в развитии диссидентства и правозащиты в СССР. Самиздат – Тамиздат. А.Амальрик. Издательства и важнейшие произведения Тамиздата. «Архипелаг Гулаг» А. Солженицына, «Мои показания» А. Марченко, «К суду истории» Р. Медведева . Публицистический Самиздат (конца 60-х – 70-е гг.): формирование альтернативных концепций социального прогресса и политической модернизации страны. Самиздат как идейно-организационная структура диссидентского и правозащитного движения. Тема 5. Лица и судьбы (2 часа). Жорез Александрович и Рой Александрович Медведевы; Александр Исаевич Солженицын; Иосиф Александрович Бродский; Андрей Дмитриевич Сахаров. Составление конструктивных программ демократизации и либерализации советского строя. Диссидентские альтернативы политической модернизации страны: актуальность наследия. Проблема «поколений» и поиска консолидирующей идеи в оппозиционном движении. «Казус Роя Медведева» в диссидентстве. «Академическое диссидентство». Тема 6. Участь диссидентского движения в СССР. Позиция властей (2 часа). Конец 60-х – нач. 70-х г.г. Углубление противостояния партийно-государственной номенклатуры и демократической интеллигенции. Расширение масштабов политических репрессий против инакомыслящих, специфический характер их со второй половины 60-х годов. «Карательная психиатрия». Тема 7. Правозащитное движение конца 60-х - начала 80-х гг. (2 часа). Факторы зарождения правозащитного движения в СССР. Первые правозащитные акции. Формирование ядра правозащитного движения и принципов самоорганизации его. Протесты диссидентов против подавления демократического движения в Чехословакии (лето 1968). Демонстрация на Красной площади и ее общественно-политический резонанс. «Процесс 4-х». Правозащитные акции в защиту подсудимых. Появление правозащитных ассоциаций: причины, цели и характер деятельности. Расширение контактов с международными общественными, правозащитными и официальными структурами. Попытки привлечения Запада в качестве посредника в диалоге с властью. Московская Хельсинская Группа. Тема 8. Диссиденты накануне перестройки: жертвы или защитники? (2 часа). Политическое своеобразие диссидентского движения в СССР. Причины нереализованности их идей и целей. Разгром или исчерпанность диссидентства в начале 80-х г.г.? Бывшие диссиденты и общественно-политическая жизнь 90-х гг. Причины, по которым не «перестроились» диссиденты в «перестройку» Драма диссидентского движения. Итоговая конференция (1 час) Подведение итогов. Методические рекомендации к курсу Введение Задачи: ознакомить учащихся с содержанием курса; изучить памятку по работе с историческими документами. Основные понятия: диссидент, инакомыслящий, политическое инакомыслие, общественно-политическое движение. Тема 1. Советское общество и истоки диссидентства. Задачи: на основе анализа предложенных документов выяснить социально-политические и нравственно-духовные факторы зарождения диссидентства в советском обществе. Основные понятия: фронда, «оттепель», десталинизация, шестидесятники, культурная оппозиция, политическая оппозиция Тема 2. Идейные основы диссидентского и правозащитного движения Задачи: на основе анализа предложенных документов определить идейно-концептуальные основы диссидентского и правозащитного движения, исследовать концепции социального прогресса и политической модернизации в диссидентском инакомыслии. Основные понятия: мирное сосуществование, конвергенция, права человека, национальная идея, социальный прогресс, политическая модернизация. Тема 3. Диссидентские организации Москвы и Ленинграда Задачи: на основе анализа предложенных документов охарактеризовать цели, задачи, методы работы диссидентских организаций. Основные понятия: «кухонное инакомыслие», «Гражданское обращение», «подписанство», «Народно-демократическая партия России», «Российская национально-социалистическая партия». Тема 4. «Самиздат» и «тамиздат»: летопись эпохи. Задачи: на основе анализа предложенных документов охарактеризовать самиздат и тамиздат как уникальную форму проявления инакомыслия и выражения самопознания общества в СССР (60-е – 80-х гг.) Основные понятия: самиздат, тамиздат, «Один день Ивана Денисовича» (1962), « Хроника текущих событий»(1968-1982), «Архипелаг ГУЛАГ» (1973) Тема 5. Лица и судьбы Задачи: на основе изучения биографий и работ наиболее известных диссидентов сформировать представление о формах, направлениях, влиянии на развитие независимой общественной мысли, зарождении идейно-политического плюрализма. Тема 6. Участь диссидентского движения в СССР. Позиция властей Задачи: на основе анализа предложенных документов охарактеризовать отношение советского руководства к оппозиционерам, методы борьбы с диссидентами. Основные понятия: контрреволюционная агитация, карательная психиатрия, политические процессы, обмен политзаключенных. Тема 7. Правозащитное движение конца 60-х - начала 80-х гг. Задачи: на основе анализа предложенных документов выяснить, что после превращения правозавиты в общественно-политическое движение оно объективно стало выполнять функцию оппозиции командно – административному режиму. Основные понятия: правозащитник, «политический» процесс, апелляция, «Гражданское обращение», Московская Хельсинская группа. Тема 8. Диссиденты накануне перестройки: жертвы или защитники? Задачи: на основе анализа предложенных документов определить место и роль диссидентского и правозащитного движения в отечественной истории XX в. Основные понятия: политический плюрализм, неформальные общественные движения, «проблема поколений», перестройка, Итоговая конференция Задачи: подведение итогов, выставление оценок Педагогический проект. Тема: Элективный курс «Диссидентское движение в СССР 50-80-х гг.» ( программа элективного курса предназначена для профильного обучения, углубленного изучения истории на уроках и внеклассных занятиях, факультативах.) Составила: учитель истории Калинина Е.В. 2012 г. |
Элективный курс Движение жидкостей и газов. Закон Бернулли на уроках основного курса | Конспект урока по математике проведенного 19. 03. 2009 в 4в классе ... | ||
Элективный курс «Задачи с параметром» Элективный курс предназначен для реализации в 11классе общеобразовательной школы | Элективный курс по химии Элективный курс «Рациональное питание» разработан в соответствии с концепцией предпрофильного образования | ||
Элективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н.... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | Элективный курс по математике «решение сюжетных задач» Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов. На его изучение отводится 17 часов | ||
Элективный курс «Some Pages of British History» (From ancient time... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, как курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки | Элективный курс по теме «Алгебра матриц. Методы решения систем линейных... Данный элективный курс рассчитан на 14 часов. Разработаны конспекты всех уроков элективного курса | ||
Элективный курс по страноведению «Знакомьтесь: Соединенные Штаты Америки» Пояснительная записка Данный элективный курс заканчивается викториной on-line, позволяющей учителю закрепить и проконтролировать знания учащихся по всему... | Элективный курс по алгебре «Практикум по решению задач» Данный элективный курс во время уроков работают по учебнику А. Г. Мордковича «Алгебра 9» и изучают алгебру по программе для общеобразовательных... | ||
Элективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна... Для учащихся данный элективный курс призван помочь представить математику в констексте биологии | Название: Элективный курс Название: Элективный курс «Вычислительный эксперимент как новая методология научных исследований» | ||
Элективный курс 9 кл. Мир профессий Составитель курса Шааф О. В.,... Назначение документа – руководители спецкурсов, классные руководители, учителя, желающие вести элективный курс | Элективный курс по биологии Загадки и тайны генов Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и имеет целью вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней... | ||
Элективный курс по английскому языку «The Hotel Business» для учащихся... Данный элективный курс призван создать у учащихся дополнительную мотивацию к изучению английского языка и стимулировать их речевую... | Тема. Реактивное движение Демонстрации: взаимодействие г-образной трубки с движущейся водой в ней, движение воздушного шарика при выходе воздуха из него, таблицы... |