Календарно – тематическое планирование.
№ п/п
| Тема
| Количество часов
| Дата
План/факт
| Тип урока
| Элементы содержания
| Планируемые результаты
| Виды контроля
Лаб. Р.
Д/З.
| Тема1. Введение (2 часа).
| 1/1
| Предмет и задачи биологии. Уровни организации живой материи.
| 1
|
| Изучения новых знаний.
| Предмет и задачи биологии. Роль биологии в системе знаний о живой природе. Практическое применение достижений современной биологии в промышленности, сельском хозяйстве, биотехнологии, в воспитании бережного отношения к природе. Уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, тканевой, органный, организменный, популяционный, биоценотический, биосферный.
| Давать определение термину биология; приводить примеры практического применения достижений современной биологии; дифференциации и интеграции биологических наук. Выделять предмет изучения биологии. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира.
| Стр. 1-5; § 1.
Р/Т. №1
| 2/2
| Основные свойства живых организмов.
| 1
|
| Комбинированный.
| Основные свойства живых организмов: обмен веществ, самовоспроизведение, наследственность, изменчивость, развитие
( онтогенез, филогенез). Значение ритмичности процессов жизнедеятельности.
| Давать определения понятию жизнь, называть свойства живого, описывать проявление свойств живого, выделять особенности развития живых организмов.
| Фронтальный опрос.
§ 1.
Р/Т. №2-10.
| Тема 2. Структурная организация живых организмов (10 часов).
| 3/1
| Прокариотическая клетка, особенности строения и жизнедеятельности.
| 1
|
| Комбинированный.
| Царство Прокариот: классификация, историческое развитие. Строение бактерий, формы. Аэробы, анаэробы. Спорообразование, типы питания, размножение. Значение бактерий в природе и в жизни человека.
| Давать определение термину прокариоты.
Узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот.
Распознавать по немому рисунку структурные компоненты прокариотической клетки. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать особенности клеток бактерий.
Описывать по таблице: строение клеток прокариот; механизм процесса спорообразования у бактерий. Объяснять значение спор для жизни бактерий. Доказывать примитивность строения прокариот. Использовать практическую работу для доказательства выдвигаемых предположений о родстве и единстве живой природы.
| С/Р. Уровни организации живой материи, признаки живого.
§ 25.
Р/Т.стр. 61-62 №1-3.
| 4/2
| Эукариотическая клетка. Цитоплазма и ее органоиды. Лабораторная работа №1
« Изучение строения клетки под микроскопом»
| 1
|
| Комбинированный.
| Разнообразие клеток эукариот по строению, сложности, принадлежности. Наружная цитоплазматическая мембрана. Транспорт веществ через мембрану. Органоиды цитоплазмы: включения, наружная цитоплазматическая мембрана, эндоплазматическая сеть, рибосомы, комплекс Гольджи, лизосомы. Пластиды, клеточный центр, цитоскелет.
Л/Р. 1 « Изучение строения клетки под микроскопом».
| Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот. Называть: способы проникновения веществ в клетку; органоиды цитоплазмы; функции органоидов. Приводить примеры клеточных включений.
Отличать: по строению шероховатую ЭПС от гладкой; виды пластид растительных клеток.
Характеризовать органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям. Прогнозировать последствия удаления различных органоидов из клетки.
Описывать механизм пиноцитоза и фагоцитоза.
| Индивидуальный опрос «Прокариотическая клетка, особенности строения и жизнедеятельности».
§ 26.
Р/Т.стр. 63-62 №8-14
| 5/3
| Эукариотическая клетка. Ядро, его строение и функции.
| 1
|
| Комбинированный.
| Ядро – важнейшая составная часть клетки. Функции. Строение ядра эукариотической клетки: ядерный сок, хроматин. Строение и функции хромосом. Кариотип. Гаплоидный и диплоидный набор хромосом. Ядрышко.
| Узнавать по немому рисунку структурные компоненты ядра. Описывать по таблице строение ядра.
Анализировать содержание предлагаемых в тексте определений основных понятий. Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и функций ядра.
Объяснять механизм образования хромосом.
Определять набор хромосом у различных организмов в гаметах и в соматических клетках.
| Проверка выполнения заданий в Р/Т.
§ 27.
Р/Т.стр. 67-69 №3, 7-10.
| 6/4
| Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки, их свойства и функции.
| 1
|
| Комбинированный.
| Химические вещества клетки. Макроэлементы, биоэлементы, микроэлементы. Значение и функции в клетке и в организме. Строение молекулы воды, биологические функции. Минеральные соли. Катионы и анионы. Функции солей.
| Давать определение терминам: микроэлементы, макроэлементы. Приводить примеры макро- и микроэлементов. Называть неорганические вещества клетки. Выявить взаимосвязь между пространственной организацией молекул воды и ее свойствами. Характеризовать: >биологическое значение макро- и микроэлементов; >биологическую роль воды; >биологическое значение солеи неорганических кислот.
| Проверка выполнения заданий в Р/Т.
§ 21.
Р/Т.стр. 49 №1-4
| 7/5
| Органические вещества клетки. Белки и нуклеиновые кислоты.
| 1
|
| Комбинированный.
| Биологические полимеры: белки. Липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты количество и состав в клетке. Белки: особенности строения, функции (строительная, каталитическая, двигательная, транспортная, защитная, энергетическая).
Нуклеиновые кислоты: особенности строения ДНК и РНК, значение и местонахождение в клетке.
| Давать определение основным понятиям. Узнавать пространственную структуру молекулы белка. Называть: функции белков; продукты, богатые белками; связь, образующую первичную структуру белка; вещество мономер белка. Приводить примеры белков, выполняющих различные функции.
Характеризовать: проявление функций белков; уровни структурной организации белковой молекулы.
Объяснять: причины многообразия функций белков;
почему белки редко используются в качестве источника энергии. Описывать механизм денатурации белка.
Определять признак деления белков на простые и сложные.
Давать полное название нуклеиновым кислотам ДНК и РНК. Называть: нахождение молекулы ДНК в клетке;
мономер нуклеиновых кислот. Перечислять виды молекул РНК и их функции. Доказывать, что нуклеиновые кислоты - биополимеры.
Сравнивать строение молекул ДНК и РНК.
| Фронтальный опрос.
§ 22.
Р/Т.стр. 50 №5-18
| 8/6
| Органические вещества клетки. Углеводы, липиды.
| 1
|
| Комбинированный.
| Липиды: характеристика, классификация, основные функции. Углеводы строение, классификация, функции в клетке и в организме.
| Приводить примеры веществ, относящихся к углеводам и липидам.
Называть: органические вещества клетки; клетки, ткани, органы, богатые липидами и углеводами. Характеризовать: биологическую роль углеводов, биологическую роль липидов. Классифицировать углеводы по группам.
| Индивидуальная проверка выполнения заданий в Р/Т.
§ 22.
Р/Т.стр. 50 №19-28.
| 9/7
| Основные процессы жизнедеятельности клетки. Пластический обмен. Биосинтез белков.
| 1
|
| Комбинированный.
| Пластический обмен. Биосинтез белков: транскрипция и трансляция. Свойства генетического кода.
| Давать определение терминам: ассимиляция, ген. Называть: свойства генетического кода; роль и-РНК, т-РНК в биосинтезе белка.
Анализировать содержание определений: триплет, кодон, ген, генетический код, транскрипция, трансляция. Объяснять сущность генетического кода.
Описывать процесс биосинтеза белка по схеме. Характеризовать механизм транскрипции; механизм трансляции. Составлять схему реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка.
| С/Р. Тестовая работа
« Химический состав клетки».
§ 23.
Р/Т.стр. 55 №1-10.
| 10/8
| Основные процессы жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен. Фотосинтез.
| 1
|
| Комбинированный.
| Энергетический обмен – диссимиляция. Строение и функции АТФ. Этапы энергетического обмена. Деление организмов по способу получения энергии : автотрофы и гетеротрофы.
Фотосинтез, основные этапы. Хемосинтез.
| Дать определение понятию диссимиляция.
Анализировать содержание определений терминов гликолиз, брожение, дыхание. Перечислять этапы диссимиляции. Называть: вещества - источники энергии; продукты реакций этапов обмена веществ; локализацию в клетке этапов энергетического обмена. Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ. Характеризовать этапы энергетического обмена.
Аргументировать точку зрения, почему в разных клетках животных и человека содержится разное число митохондрий.
| Индивидуальный опрос.
§ 24.
Р/Т.стр. 57 №4. 5,7.8, 10.
| 11/9
| Деление клеток.
Клеточная теория строения организмов. Лабораторная работа №2 «Рассматривание фаз митоза в клетках корешка лука под микроскопом» Подготовка к контрольной работе №1.
| 1
|
| Комбинированный.
Обобщение и систематизация знаний.
| Жизненный цикл. Митотический цикл. Синтез ДНК. Митоз: основные этапы, их характеристика и значение. Биологическое значение митоза. Основные положения клеточной теории.
Л/Р. №2 «Рассматривание фаз митоза в клетках корешка лука под микроскопом»
| Называть: процессы, составляющие жизненный цикл клетки, фазы митотического цикла. Объяснять биологическое значение митоза.
| Индивидуальный опрос.
§ 28-29.
Р/Т.стр. 70№5
Стр. 71 №3-6
Подготовка к контрольной работе №1.
| 12/10
| Контрольная работа №1 по теме « Структурная организация организмов».
| 1
|
| Контроль знаний.
| Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.
|
|
| Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов).
| 13/1
| Анализ контрольной работы №1. Способы размножения организмов. Бесполое размножение.
Лабораторная работа №3 « Способы бесполого размножения»
| 1
|
| Изучение новых знаний.
| Анализ контрольной работы №1. Способы размножения организмов: половое, бесполое, гермафродитизм, партеногенез. Бесполое размножение: митотическое деление, спорообразование, почкование, вегетативное размножение.
Л/Р. №3 « Способы бесполого размножения»
| Дать определение понятию размножение. Называть:
основные формы размножения; виды полового и бесполого размножения; способы вегетативного размножения растений. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения.
Характеризовать сущность полового и бесполого размножения.
Объяснять биологическое значение бесполого размножения.
| Работа над ошибками. Коррекция знаний и умений.
§ 30
Р/Т.стр. 73 № 1-5
| |