Пояснительная записка
Количество часов в год 70
Количество часов в 1 п/г в неделю/всего 2/32
Количество часов во 2 п/г в неделю/всего 2/38
Контрольных работ в 1 п/г / во 2 п/г 2/5
Практических работ в 1 п/г / во 2 п/г 20/11
Учебно-методический комплект:
Учебник: География. Страны и континенты. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.
Под редакцией А. И. Алексеева. М.: Просвещение, 2007
Атлас география, 7 класс, комплект контурных карт, география, 7 класс.
Методические пособия для учителя.
Примерная программа по географии для 6-9 классов, программы общеобразовательных учреждений
линии «Полярная звезда», А, И, Алексеев, Е. К, Липкина .М.: Просвещение, 2008.
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии, М.: Дрофа, 2003
Я иду на урок географии: История географических открытий: Книга для учителя. М.: «Первое сентября», 2002.
В.В.Николина. География 7 класс. Методические рекомендации к учебно-методическим комплектам линии «Полярная звезда». М.: Просвещение, 2007.
Н.А. Максимов. За страницами учебника географии. М.Просвещение.
Г.А. Понурова. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. М. Просвещение.
Ю.П. Пармузин. Живая география. М. Просвещение.
Н.А. Максимов. Хрестоматия по физической географии. М.Просвещение.
Л.Е. Перлов. Дидактические карточки-задания по географии. М.: Дрофа.
Е.В. Датская. Контрольные и проверочные работы по географии.
Г.В. Карпов. Словарь по физической географии. М. Просвещение.
Мультимедиа учебник по географии для учащихся 7 классов общеобразовательных учебных заведений.
Дополнительная литература для учащихся.
Емельянова А.С. 300 вопросов и ответов по станам и континентам. Ярославль: Академия развития,1997
География в таблицах. 6-10 кл.: справочное пособие/ В.В. Климанов. М.: Дрофа, 2006.
Куприн А.М. Занимательная картография. М.: Просвещение, 1995.
Пашканг К.В. Охрана природы. Факультативный курс. М.: Просвещение,1990.
Юдасин Л.С. Путешествие в глубь Земли. М.: Просвещение, 1989.
Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. М.: Просвещение, 1990.
Энциклопедия для детей. Астрономия. – М.: Аванта+,2000.
Энциклопедия для детей. Геология. – М.: Аванта+, 2000.
Якуш Г.Н. Занимательная география.- Минск: Народная Асвета, 1974.
Энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Цели, задачи курса.
Основная цель курса – развитие у учащихся глобальных и региональных представлений о природе Земли, о людях, ее населяющих, об их хозяйственной деятельности, особенностях жизни, и различных природных условиях, то есть формирование необходимого минимума базовых знаний страноведческого характера. Другая важная цель курса – развития знаний о закономерностях землеведческого характера, которые должны помочь школьнику увидеть единство, определенный порядок, связь явлений в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности. Именно эти знания методологического характера помогают воспитывать бережное отношение к природе, убеждение в необходимости международного сотрудничества в решение проблем окружающей среды на основе о роли природных условий в жизни людей.
Сформировать представление об образование Земли как планеты, познакомить с геологической историей Земли. Познакомить с гипотезами происхождения материков и океанов. Сформировать представление о материках и океанах как о крупных природных комплексах Земли. Познакомить с тектонической картой и размещением крупнейших форм рельефа на материках и в океане. Сформировать понятия о территориальных сочетаниях природных ресурсов, зависимости размещения полезных ископаемых от строения земной коры. Сформировать представление о пространственных различиях процессов формирования климата. Ознакомить с закономерностями распределения вод суши по материкам. Дать понятие о зональном и азональном распространение растительного и животного мира на материках и в океанах.
Познакомить с типовой характеристикой каждого материка, численностью и особенностью размещения населения. Рекомендуется изучение не менее 20 стран типичных для крупных регионов материков. Сформировать представление об особенностях материальной и духовной культуре народов. Выучить столицы и наиболее крупные города этих стран.
Программа не подвергалась модификации , так как полностью соответствует особенностям класса.
Курс «География. Страны и континенты» формирует систему географических умений:
общеучебные (работа с текстом, с нетекстовыми компонентами учебника, тренажером, хрестоматией, тетрадью);
интеллектуальные;
практические (работа с приборами, атласом, графиками, моделями, диаграммами);
оценочные; учащиеся учатся давать оценки: пространственно – временные, эстетические, географические, экологические, нравственные;
Структура программы.
Введение - 3 часа
Население Земли - 6 часов
Природа Земли - 14 часов
Природные комплексы и регионы – 5 часов
Материки и страны
Африка - 8 часов
Австралия - 4 часа
Антарктида – 1 час
Южная Америка – 7 часов
Северная Америка – 6 часов
Евразия – 16 часов
Характеристика контингента.
в 2010-2011 учебном году по данной программе в школе обучается один класс. Особенностями данной учебной группы является диаметрально противоположный уровень подготовки обучающихся, что необходимо учитывать при методической подготовки занятий. Использование индивидуального подхода к обучающимся, работа в малых группах, разноуровневые задания. Обучающих класса условно можно разделить на три группы – это визуалы (большинство), кинестетики (очень подвижные дети), аудиалы (2-3 человека). Данные психологические особенности учтены при составлении рабочей программы, запланировано регулярное использования ЦОРов, электронных наглядных пособий, практические работы, творческие задания. Должны использоваться различные технологии модерации, которые позволяют значительно повысить результативность и качество уроков за счет усиления мотивации всех участников образовательного процесса, активизации познавательной деятельности учащихся, эффективного управления процессами обучения, воспитания и развития.
При работе с данным классом необходимо применять как классические, так и современные активные методы обучения.
Система работы.
На уроках необходимо использовать всевозможные технологии модерации, которые позволяют значительно повысить результативность и качество уроков за счет усиления мотивации всех участников образовательного процесса, активизации познавательной деятельности учащихся, эффективного управления педагогом процессами обучения, воспитания и развития.
Результаты обучения.
В результате изучения курса «География. Природа и люди» обучающийся должен:
Уметь
описывать природные зоны;
обозначать на контурных картах изучаемые географические объекты;
выявлять и описывать на основе карт и других источников информации характерные черты природы, населения, хозяйства отдельных территорий;
показывать по карте географические объекты, указанные в учебнике;
Оценивать
географическое положение материков и отдельных стран;
изменения природы материков под воздействием хозяйственной деятельности человека;
жизнь, быт, традиции населения материков и отдельных стран;
географические путешествия по материкам;
современные проблемы отдельных стран и материков.
виды хозяйственной деятельности в океане, меры по охране океанов от загрязнения;
главные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии: основные формы рельефа, особенности климата, крупнейшие реки и озера, растительный и животный мир; природные зоны материков;
население материка, его занятия и образ жизни; основные проблемы населения материка;
Знать/понимать
материки, океаны – крупные природные комплексы земли;
особенности природы Тихого, Атлантического, Индийского, Северного Ледовитого океанов;
виды хозяйственной деятельности в океане, меры по охране океанов от загрязнения;
главные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии: основные формы рельефа, особенности климата, крупнейшие реки и озера, растительный и животный мир; природные зоны материков;
население материка, его занятия и образ жизни; основные проблемы населения материка;
РАЗВЕРНУТЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
| тема раздела, урока
(тип урока)
| УМО
| результаты по содержанию (знать)
| Виды деятельности
| Контрольные задания.
вид контроля, измерители
| Практические работы
| домашнее задание
| дата
|
| Введение
| учебник
| доп. лит
| ТСО
| Взаимодействие человека с окружающей средой. Природные ресурсы и их виды. Рациональное использование природных ресурсов. Охрана природы. Особо охраняемые территории.
Географические карты. Как Земля выглядит на картах разных проекций. Способы изображения явлений и процессов на картах.
|
| 1
| Как мы будем изучать географию в 7 классе. Изучение нового материала
| +
| 6,10
| SMART
Board
| Уметь использовать различные источники географической информации для объяснения изучаемых процессов и явлений. Анализировать общегеографические и тематические карты. Анализировать климатические диаграммы, таблицы.
| Фронтальная беседа
| Описание одного из видов особо охраняемых территорий.
Получение географической информации, путем анализ фотографий Анализ карт географического атласа
| §1
|
| 2
| Практическая работа «Получаем информацию, изучая фотографии»
| +
| 3,6,10
| SMART
Board
|
| Фронтальная и индивидуальная беседа
| §2
|
| 3
| Географические карты
Комбинированный урок
| +
| 3,6,10
| SMART
Board
|
| Фронтальный и индивидуальный опрос
| §3
|
|
| Население Земли
|
|
|
| Народы, языки и религии. Народы и языки мира. Отличительные признаки народов мира. Языковые семьи. Международные языки. Основные религии мира.
Городские и сельские поселения. Различия и городов и сельских поселений. Крупнейшие города мира и городские агломерации. Типы городов и сельских поселений.
Страны мир. Многообразие стран мира. Экономически развитые страны мира. Зависимость стран друг от друга.
|
| 4
| Народы, языки, религии
Изучение нового материала
| +
| ,6,10
| SMART
Board
|
| Фронтальная и индивидуальная беседа
| Анализ карты «Народы и плотность населения мира».
Определение по карте крупнейших городов мира. Составление таблицы «Самые многонаселенные страны мира».
| §4
|
| 5
| Города и сельские поселения
Комбинированный урок
| +
| ,10
| SMART
Board
| Фронтальная и индивидуальная беседа
| §5
|
| 6
| Практическая работа «Размещение и численность населения Земли»
| +
|
| SMART
Board
|
|
| §6
|
| 7
| Страны мира
Комбинированный урок
| +
| ,6,10
| SMART
Board
| Фронтальная и индивидуальная беседа
|
| §7
|
| 8
| Итоговый урок по теме «Население Земли»
|
| ,10
| SMART
Board
| Фронтальная и индивидуальная беседа
| Подготовка к контрольной работе
|
| 9
| Контрольная работа «Население Земли»
|
|
|
|
|
|
|
| Природа Земли
|
|
|
| Развитие земной коры. Формирование облика Земли. Цикличность тектонических процессов в развитии земной коры. Геологические эры. Литосферные плиты. Суть гипотезы А. Вегенера.
Земная кора на карте. Платформа и ее строение. Карта строения земной коры. Складчатые области. Складчато-глыбовые и возрожденные горы.
Размещение на Земле гор и равнин.
Природные ресурсы земной коры. Природные ресурсы и их использование человеком. Формирование магматических, метаморфических и осадочных горных пород. Размещение полезных ископаемых.
Температура воздуха на разных широтах. Распределение температур на Земле. Тепловые пояса. Изотермы.
Давление воздуха и осадки на разных широтах.
Общая циркуляция атмосферы. Типы воздушных масс и их свойства. Пассаты. Западные ветра умеренных широт. Восточные ветры полярных широт. Муссоны.
Климатические пояса и области Земли. Роль климатических факторов в формировании климата. Зональность климата. Основные и переходные климатические пояса. Климат западных и восточных побережий материков.
Океанические течения. Причины образования океанических течений. Виды океанических течений. Основные поверхностные течения Мирового океана. Океан и атмосфера.
Реки и озера Земли. Зависимость рек от рельефа и климата. Крупнейшие реки Земли. Распространение озер на Земле. Крупнейшие озера мира.
Растительный и животный мир Земли. Биоразнообразие. Биомасса. Закономерности распространения животных и растений. Основные причины различий флоры и фауны материков.
Почвы. Почвенное разнообразие. Закономерности распространения почв на Земле.
|
|
|
|
|
| 10
| Развитие земной коры
Комбинированный урок
| +
| 1,2,5,10
| SMART
Board
| Уметь выбирать карты нужного содержания и устанавливать по ним особенности природы, населения, занятий и хозяйственной деятельности человека.
Создавать продукты самостоятельной деятельности (доклады, рефераты).
| Фронтальная и индивидуальная беседа
| Обозначение на контурной карте крупнейших платформ и горных систем. Определение по карте строения земной коры закономерности размещения топливных и рудных полезных ископаемых.
| §8
|
| 11
| Земная кора на карте. Комбинированный урок
| +
| 1,2,5
| SMART
Board
|
| §9
|
| 12
| Природные ресурсы земной коры
Комбинированный урок
| +
| 5,6,10
| SMART
Board
|
| §10
|
| 13
| Температура воздуха на разных широтах. Комбинированный урок
| +
| ,10
| SMART
Board
| Фронтальная и индивидуальная беседа
|
| §11
|
| 14
| Давление воздуха и осадки на разных широтах. Комбинированный урок
| +
| ,6,10
| SMART
Board
|
| §12
|
| 15
| Общая циркуляция атмосферы
Комбинированный урок
| +
| ,6,10
| SMART
Board
| Фронтальная и индивидуальная беседа
|
| §13
|
| 16
| Климатические пояса и области Земли
Комбинированный урок
| +
| ,6,10
| SMART
Board
| Фронтальная и индивидуальная беседа
| Анализ карты «Среднегодовое количество осадков». Анализ карты «Климатические пояса и области Земли». Описание одного из климатических поясов Земли. Изучение климатической диаграммы. Анализ погоды в различных частях земного шара на основе прогнозов интернета, телевидения, газет.
| §14
|
| 17
| Океанические течения. Комбинированный урок
| +
| ,10
| SMART
Board
|
| §15
|
| 18
| Реки и озера Земли
Комбинированный урок
| +
| 1,2,10
| SMART
Board
| Фронтальная и индивидуальная беседа
| §16
|
| 19
| Практическая работа «Получение географической информации, используя Интернет-ресурсы»
| +
| ,10
| SMART
Board
|
| §17
|
| 20
| Растительный и животный мир Земли. Комбинированный урок
| +
| ,10
| SMART
Board
|
| §18
|
| 21
| Почвы
Комбинированный урок
| +
| ,10
| SMART
Board
| Фронтальная и индивидуальная беседа
| Характеристика течения Западных Ветров с использованием карты.
Нанесение на контурную карту крупнейших озер и рек Земли.
| §19
|
| 22
| Итоговый урок по теме «Природа Земли»
|
|
| SMART
Board
|
| Подготовка к контрольной работе
|
| 23
| Контрольная работа «Природа Земли»
|
|
|
|
|
|
|
| Природные комплексы и регионы.
|
|
|
| Природные зоны Земли. Понятие «природная зона». Причины смены природных зон. Изменение природных зон под действием человека.
Мировой океан как природный комплекс Земли. Океаны Земли – Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый. Особенности природы океанов. Освоение Океана человеком. Экологические проблемы мирового океана. Использование и охрана Мирового Океана.
Материки как природные комплексы Земли. Последовательность изучения материков и стран. Описание материка. Описание страны. Объединение стран в организации и союзы.
| Уметь выбирать карты нужного содержания и устанавливать по ним особенности природы, населения, занятий и хозяйственной деятельности человека.
Создавать продукты самостоятельной деятельности (доклады, рефераты).
|
|
|
|
| |