Единый государственный экзамен по ХИМИИ





Скачать 319.82 Kb.
НазваниеЕдиный государственный экзамен по ХИМИИ
страница1/2
Дата публикации17.06.2013
Размер319.82 Kb.
Типэкзаменационная работа
100-bal.ru > Химия > экзаменационная работа
  1   2



«УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки






«СОГЛАСОВАНО»

Председатель Научно-методического совета ФИПИ по химии



Единый государственный экзамен по ХИМИИ


СПЕЦИФИКАЦИЯ

экзаменационной работы по химии

для выпускников XI (XII) классов общеобразовательных

учреждений 2006 г.


подготовлена Федеральным государственным научным учреждением

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Директор ФИПИ



А.Г. Ершов




СПЕЦИФИКАЦИЯ


экзаменационной работы по химии

для выпускников XI (XII) классов общеобразовательных

учреждений 2006 г.

1. Назначение экзаменационной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по химии выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений с целью итоговой аттестации и зачисления в высшие и средние специальные учебные заведения.
2. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы

Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих документов:

  1. Обязательный минимум содержания основного общего образования по химии (Приказ МО РФ № 1236от 19.05.98 г.).

  2. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по химии (Приказ МО РФ № 56от 30.06.99 г.).

3) Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по химии (Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г.).
3. Структура экзаменационной работы

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из трех частей и включает 45 заданий. Одинаковые по форме представления и уровню сложности задания сгруппированы в определенной части работы.

Часть 1 содержит 30 заданий с выбором ответа (базового уровня сложности). Их обозначение в работе: А1; А2; А3; А4 …А30.

Часть 2 содержит 10 заданий с кратким ответом (повышенного уровня сложности). Их обозначение в работе: В1; В2; В3 … В10.

Часть 3 содержит 5 заданий с развернутым ответом (высокого уровня сложности). Их обозначение в работе: С1; С2; С3; С4; С5.

Общее представление о количестве заданий в каждой из частей экзаменационной работы дает таблица 1.

Таблица 1.

Распределение заданий по частям экзаменационной работы





п/п


Части

работы


Число заданий


Максималь-ный первич-ный балл

% максимального первичного балла

за данную часть работы от общего

максимального первичного балла - 67


Тип заданий

1

Часть 1

30

30

44,8%

Задания с выбором ответа

2

Часть 2

10

18

26,9%

Задания с кратким ответом

3

Часть 3

5

19

28,3%

Задания с развернутым ответом

4

Итого

45

67

100%

Все типы


Задания с выбором ответа, самые многочисленные в экзаменационной работе, построены на материале практически всех важнейших разделов школьного курса химии. В своей совокупности они проверяют на базовом уровне усвоение значительного количества элементов содержания, предусмотренных стандартом образования (43 из 55) из всех четырех содержательных блоков курса – «Химический элемент», «Вещество», «Химическая реакция», «Познание и применение веществ и химических реакций».

В работе представлены две разновидности заданий этого типа. В первом случае задание состоит из основной части и 4-х дополнений к ней, во втором в задании предлагаются два суждения, верность которых следует оценить.

Выполнение заданий с выбором ответа предполагает использование знаний для подтверждения правильности одного из четырех предложенных вариантов ответа. Последовательное соотнесение каждого из предложенных вариантов ответа с условием задания – основное правило, которое должно соблюдаться при выполнении этих заданий.

Задания с кратким ответом также построены на материале важнейших разделов курса химии, но в отличие от заданий с выбором ответа имеют повышенный уровень сложности. Это проявляется прежде всего в том, что выполнение таких заданий предполагает:

а) осуществление большего числа учебных действий, чем в случае заданий с выбором ответа;

б) самостоятельное формулирование и запись ответа.

В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

  1. Задания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах.

  2. Задания на выбор нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов (множественный выбор).

  3. Задания, требующие написания ответа в виде числа.

Задания с развернутым ответом самые сложные в экзаменационной работе. В отличие от заданий с выбором ответа и кратким ответом они предусматривают одновременную проверку усвоения нескольких (двух и более) элементов содержания из различных содержательных блоков и подразделяются на следующие типы:

- задания, проверяющие усвоение основополагающих элементов содержания, таких, например, как «окислительно-восстановительные реакции»;

- задания, проверяющие усвоение знаний о взаимосвязи веществ различных классов (на примерах превращений неорганических и органических веществ);

- задания на определение молекулярной формулы вещества;

- расчетные задачи.

Задания с развернутым ответом ориентированы на проверку умений:

- объяснять обусловленность свойств и применения веществ их составом и строением; характер взаимного влияния атомов в молекулах органических соединений; взаимосвязь неорганических и органических веществ; сущность и закономерность протекания изученных типов реакций;

- проводить комбинированные расчеты по химическим уравнениям и по определению молекулярной формулы вещества.


  1. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию и видам умений.


4.1. При определении содержания проверочных заданий экзаменационной работы по каждому блоку учебного материала учитывалось, прежде всего, какой объем каждый из них занимает в курсе химии. Например, было принято во внимание, что в системе знаний, определяющих уровень подготовки выпускников по химии, наиболее значительный объем занимают элементы содержания блока «Вещество». По этой причине доля заданий, проверяющих усвоение содержания данного блока, составила в экзаменационной работе 45,5% от общего числа всех заданий. Доля заданий, проверяющих усвоение элементов содержания остальных блоков учебного материала, также определена пропорционально их объему (см. таб. 2) .


Таблица 2

Распределение заданий экзаменационной работы по содержательным блокам (темам, разделам) курса химии




п/п

Содержатель-

ные блоки

Число заданий

Максималь-

ный балл за выполнение заданий каж-дого блока

% от общего максимально-го балла – 67


% элемен-

тов данного

блока в ко-

дификаторе

1

Химический элемент

2

2

3%

5,4%

2

Вещество

21

26

39%

45,5%

3

Химическая реакция

15

27

40%

27,3%

4

Познание и применение веществ и химических реакций



7



12



18%



21,8%

5

ИТОГО

45

67

100%

100%



    1. В целях соотнесения содержания экзаменационной работы с общими целями обучения химии в средней школе предлагаемые в ней задания ориентированы на проверку овладения выпускниками определенными видами умений, которые соответствуют требованиям к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по химии. Представление о распределении заданий по видам проверяемых умений дает таблица 3.













Таблица 3.


Распределение заданий по видам проверяемых умений





п/п


Виды

проверяемых умений


Число заданий

Максимальный

балл за выпол-

нение заданий

по каждому

виду умений

% от

общего

макси-мального

балла – 67


1.



Называть вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре.

Классифицировать неорганические и органические вещества (по составу и свойствам) и химические реакции (по всем известным признакам классификации)


4


4

6%



2.


Определять степень окисления химических элементов по формулам их соединений; вид химической связи в неорганических и органических веществах; тип кристаллической решетки в веществах; изомеры и гомологи по структурным формулам и т.д.


4


5


7,5%


3.


Характеризовать общие свойства химических элементов и их соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева, состав свойства и применение основных классов органических и неорганических соединений; факторы, влияющие на изменения скорости химической реакции и состояние химического равновесия



21



26



38,8%


4.


Составлять уравнения химических реакций различных типов; уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена.

Объяснять закономерности в изменении свойств веществ, сущность изученных видов химических реакций


11


22


32,8%

5.

Проводить вычисления по химическим формулам и уравнениям


5


10


14,9%

6.

Итого

45

67

100



  1. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности.


В экзаменационную работу включаются задания различного уровня сложности (базового – Б, повышенного – П, высокого – В) (см. таблицу 4).

Таблица 4


Распределение заданий по уровню сложности



Уровень сложности

заданий
Число заданий

Максимальный

балл за выполнение заданий каждого

уровня сложности


% от общего максимального

балла (67)

Базовый

30

30

44,8%

Повышенный

10

18

26,9%

Высокий

5

19

28,3%

Итого

45

67

100%




  1. Время выполнения работы. Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий составляет:

1) для каждого задания части 1 – 2-3 минуты;

    1. для каждого задания части 2 – до 5 минут;

    2. для каждого задания части 3 – до 10 минут.

Общая продолжительность работы составляет 3 ч -180 минут.


7. План экзаменационной работы.

Предлагается один план экзаменационной работы 2006 г., который дается в Приложении 1.


  1. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

Проверка ответов учащихся к заданиям частей 1 и 2 выполняется с помощью компьютера. Ответы к заданиям части 3 проверяются экспертной комиссией, в состав которой входят методисты, опытные учителя и преподаватели вузов.

Верное выполнение каждого задания части 1 оценивается 1 баллом.

В части 2 верное выполнение заданий В1 – В8 оценивается 2 баллами, а заданий В9 и В10 - 1 баллом.

Задания части 3 (с развернутым ответом) имеют различную степень сложности и предусматривают проверку от 3 до 5 элементов содержания. Наличие в ответе каждого элемента оценивается в 1 балл, поэтому максимальная оценка верно выполненного задания составляет от 3 до 5 баллов (в зависимости от степени сложности). Проверка заданий части 3 осуществляется на основе сравнения ответа выпускника с поэлементным анализом приведенного образца ответа.

Задания с развернутым ответом могут быть выполнены учащимися разными способами. Поэтому ответы, приведенные в инструкции для объяснения критериев их оценки, следует рассматривать лишь как один из возможных вариантов. Это относится, прежде всего, к способам решения расчетных задач.

Аттестационная оценка выпускника школы за освоение курса химии определяется по 5-балльной шкале.

Оценка в целях отбора для поступления в вузы подсчитывается по 100-балльной шкале с учетом суммы баллов, полученных выпускником за все выполненные задания.
9. Дополнительные материалы и оборудование.

В аудитории во время экзамена у каждого экзаменующегося должны быть следующие материалы и оборудование:

- периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;

- таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;

- электрохимический ряд напряжений металлов;

- не программированный калькулятор.
10. Условия проведения и проверки экзамена (требования к специалистам).

На экзамен в аудиторию не допускаются специалисты по химии. Использование инструкции по проведению экзамена позволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц со специальным образованием по данному предмету.

Проверку экзаменационных работ (заданий с развернутыми ответами) осуществляют специалисты-предметники.
11. Рекомендации по подготовке к экзамену.

К экзамену можно готовиться по учебникам, имеющим гриф Минобразования РФ.

Желательно также использовать пособия:

1) Единый государственный экзамен: Химия: Контрольные измерительные материалы/ А.А. Каверина, Д.Ю. Добротин, Ю.Н. Медведев и др.; МОРФ – М.: Просвещение (2003, 2004, 2005).

2) Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Химия/ Каверина А.А., Добротин Д.Ю., Медведев Ю.Н., Корощенко А.С. – М.: Интеллект-Центр, 2004.

12. Изменения в спецификации КИМ 2006 по сравнению с 2005 г.

В целом структура КИМ 2006 года сходна со структурой КИМ 2005 г.

Вместе с тем в КИМах 2006 г. произошли следующие изменения.

1. Общее число заданий в работе сокращено с 50 до 45 за счет уменьшения числа заданий базового уровня в части 1 – с 35 до 30. Проведенное сокращение не вызывает уменьшения числа проверяемых элементов содержания, поскольку КИМы 2006 г. в большей степени ориентированы на комбинированную проверку этих элементов. Предложенные в данном случае задания включают одновременную проверку таких пар элементов содержания, как металлы и неметаллы, альдегиды и карбоновые кислоты, амины и аминокислоты и другие.

2. Изменена система оценивания двух форм заданий части 2 ( В1 – В8):

- на выбор нескольких правильных ответов из предложенного списка (множественный выбор);

- на установление соответствия позиций, представленных в двух перечнях.

Максимальная оценка каждого из них составляет 2 балла (в 2005 г. – 1 балл). Это привело к увеличению максимального первичного балла за выполнение всех заданий части 2 с 10 до 18 баллов.

3. Изменены форма, содержание и система оценивания задания С2 в части 3. Максимально возможная его оценка составляет 4 балла вместо прежних 5. В связи с этим максимальный первичный балл за выполнение всех заданий части 3 уменьшился с 20 до 19 баллов.

4. В результате указанных преобразований максимальный первичный балл за выполнение всей работы в 2006 г. составляет 67 баллов (в 2005 г. - 65 баллов).
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Единый государственный экзамен по ХИМИИ iconЕдиный государственный экзамен по ФИЗИКЕ
Единый государственный экзамен по ФИЗИКЕ Демонстрационный вариант
Единый государственный экзамен по ХИМИИ iconПодходит к концу учебный год, и совсем скоро наши выпускники будут...
Единый Государственный Экзамен. Школьная психологическая служба предлагает Вашему вниманию ознакомиться с материалами, которые могут...
Единый государственный экзамен по ХИМИИ iconЕдиный государственный экзамен: психологическая подготовка
Городской округ (муниципальный район)
Единый государственный экзамен по ХИМИИ iconВ 2001 году введена новая форма государственной аттестации выпускников...
Наряду с обязательными егэ по русскому языку и математике выпускники школ могут по выбору сдавать егэ по информатике и икт. Значимость...
Единый государственный экзамен по ХИМИИ iconБелаякнига
Единый государственный экзамен. Белая книга. М.: Факультет журналистики мгу, 2008
Единый государственный экзамен по ХИМИИ icon«Единый государственный экзамен»
Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Единый государственный экзамен по ХИМИИ iconэкзамен по ИСТОРИИ РОССИИ
Единый государственный экзамен по ИСТОРИИ РОССИИ
Единый государственный экзамен по ХИМИИ iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Единый государственный экзамен 2005 г. Французский язык, 11 класс. (2005 / 27)
Единый государственный экзамен по ХИМИИ iconУроки надежды, любви и добра!
Как тут забудешь? Впереди такое испытание – Единый Государственный Экзамен. Хочешь, не хочешь, а знания показать надо
Единый государственный экзамен по ХИМИИ iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А для этого он должен успешно освоить программу основного общего образования и сдать единый государственный экзамен
Единый государственный экзамен по ХИМИИ iconЕдиный государственный экзамен (егэ)
Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым...
Единый государственный экзамен по ХИМИИ iconЧто такое единый государственный экзамен?
Результаты егэ признают общеобразовательные учреждения в качестве результатов государственной (итоговой) аттестации; вузы и ссузы...
Единый государственный экзамен по ХИМИИ iconЕдиный государственный экзамен
Правоведение: учебно-методический комплекс по специальностям: 080109 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105 – «Финансы и...
Единый государственный экзамен по ХИМИИ iconНа уроках информатики и во внеурочное время
Единый государственный экзамен, профилизация школы. С 3 класса в учебный план введен модуль предмета Технология «Информатика и икт»,...
Единый государственный экзамен по ХИМИИ iconЕдиный государственный экзамен
Открыть пункты проведения экзамена в форме егэ по географии и обществознанию 10 июня 2011 года на территории области (далее – ппэ)...
Единый государственный экзамен по ХИМИИ iconЕдиный государственный экзамен (егэ) – это основная форма государственной...
Обсуждение сборника аналитических (статистических) материалов по итогам участия выпускников области в егэ и в новой форме в 2008-2009...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск