Скачать 0.5 Mb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №43» Согласован Утверждено Зам. директора по УВР приказом директора МБОУ «СОШ № 43» ____________Л.С. Покачалова № 145 от 02.09.2013 г. «___»______2013 г. Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 9 класса 2013-2014 учебный год Учителя химии Ильиной Инны Георгиевны Рассмотрено на заседании ШМО учителей естественного цикла Руководитель ШМО _______________ /Михайлова Т.С./ Протокол №___ от «___» сентября 20 г, Норильск, 2013 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели:
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. В связи с этим в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: - формирование знаний основ науки - важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера; - развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в повседневной жизни; - развитие интереса к химии как возможной области будущей практической деятельности; - развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности; - формирование экологического мышления, убежденности в необходимости охраны окружающей среды. При составлении рабочей программы учитывались уровень обученности и обучаемости, темп работы, индивидуальные особенности учеников 9-х классов. В 9 А классе 22 человека, из них: высокий уровень РУВ – 4 чел., средний уровень РУВ имеют – 7 чел., остальные 11 чел. – низкий уровень РУВ. . В 9 Б классе 22 человека, из них: высокий уровень РУВ – 1 чел., средний уровень РУВ имеют – 6 чел., остальные 15 чел. – низкий уровень РУВ. В связи с данной диагностикой для овладения обязательным минимумом содержания образовательного стандарта по химии для учащихся с РУВ ниже среднего требуется помощь учителя. Для учащихся с РУВ выше среднего с целью повышения знаний, навыков и умений предлагаются также индивидуальные задания повышенного уровня сложности ( с учетом желания учащихся). Введение вопросов регионального компонента даёт возможность расширить поставленные цели и задачи, конкретизировать отдельные элементы на примере региона- Красноярского края. Региональное содержание становится важным средством воспитания и обучения, широкой ареной применения учащимися полученных знаний и умений; воспитание потребности в экологически грамотном химическом использовании ресурсов края (региона). Темы регионального компонента: 1.Общие способы получения металлов ( Краткий обзор промышленного производства цветных металлов в Красноярском крае ( Красцветмет, Норильский никель ). 2.Экологические проблемы, связанные с производством металлов. 3. Алюминий, его физические и химические свойства ( Ачинский глинозёмный комбинат. КрАЗ). 4. Оксиды серы ( IV, VI)( Антропогенные источники газов в атмосфере края. Кислотные дожди, их происхождение на территории края и последствия ). 5. Соли азотистой и азотной кислот ( Азотные удобрения. Применение удобрений в сельском хозяйстве. Содержание нитратов в продуктах питания, выращенных на полях края ). 6. Углерод. Кремний. Соединения углерода и кремния. (Жесткость воды. Решение задач с региональным содержанием ). 7. Силикатная промышленность. (Силикатное производство. Производства стекла, кирпича, цемента и фарфора в крае). Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: 1. Государственного стандарта основного общего образования. Химия. 2.Учебного плана МБОУ «СОШ №43» на 2013 - 2014 учебный год. 3. О.С. Габриелян. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.» Сборник программ для основной, средней(полной) школы базовый и профильный уровень. Дрофа. 2011 г. В соответствии с учебным планом на изучение химии в 9 классе определено 2 часа в неделю. В соответствии с годовым учебным графиком продолжительность учебного года в 9-х классах составляет 34 учебные недели.. Итоговое количество часов в год на изучение предмета составляет 68 часов ( 2 ч. в неделю). Рабочая программа составлена на основе программы курса химии для VIII-XI классов общеобразовательных учреждений. Автор: О. С. Габриелян, М.: Дрофа, 2011 г., которая рассчитана на 68 часов. В соответствии с расписанием учебных занятий на 2013-2014 учебный год темы распределены на 68 часов , что соответствует программе курса химии для VIII-XI классов общеобразовательных учреждений. В отличие от примерной программы в рабочую программу внесено изменение: химические практикумы № 1и № 2 не выделены в отдельный блок, а изучаются в темах «Металлы», «Неметаллы». В содержании курса 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ – металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров. Построение рабочей программы таким образом наиболее целесообразно, так как в этом случае наиболее успешно реализуются поставленные цели и формируется овладение следующими компетенциями: учебно-познавательной, коммуникативной, информационной, рефлексивной, личностного саморазвития, смыслопоисковой, профессионально-трудового выбора. В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ № 43» рабочая программа рассчитана на 68 часов ( 2 ч в неделю): в том числе:
Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента. Он открывает возможность продолжить формирование у учащихся специальных предметных умений работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента — демонстрации, лабораторные опыты и практические работы. Ведущие формы и методы, технологии обучения: Данная рабочая программа реализуется в процессе использования технологии личностно-ориентированного обучения с использованием элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели. Ведущие формы обучения: индивидуальная, дифференцированная, групповая и коллективная работа на уроке, уроки имеют практическую направленность. Методы обучения: словесный, информационный, практический, частично-поисковый, проблемный. Для проверки и оценки результатов на разных ступенях возможно использование следующих методов:
и видов контроля:
В своей педагогической практике применяю следующие педагогические технологии: - личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская); - здоровьесберегающие; - ИКТ-технологии; - проблемное обучение и др. Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся: Компетентностный подход – это ориентация на формирование обобщающих умений (аналитических, исследовательских, коммуникативных и др.), которые учащиеся могут применять в различных образовательных и жизненных ситуациях. Он включает в себя: информационную компетентность – готовность к работе с информацией; коммуникативную – готовность к общению с людьми; кооперативную – готовность к сотрудничеству; проблемную – готовность к решению проблем; позволяет подготовить учащихся к сознательному ответственному обучению, повышению степени мотивации учения, за счет осознания его пользы для жизни. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития химических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего, что происходит вокруг. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми. Используемый учебно-методический комплект: 1. Химия. Учебник для 9класса /О.С.Габриелян/, М.: «Дрофа»,2011 2. О.С. Габриелян. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.» Сборник программ для основной, средней(полной) школы базовый и профильный уровень. Дрофа. 2011 г. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Содержание рабочей программы соответствует требованиям государственных образовательных стандартов по химии (базовый уровень), целям и задачам образовательной программы МБОУ «СОШ № 43». МБОУ «СОШ № 43» – адаптивное образовательное учреждение, осуществляющее образовательную деятельность в интересах личности, общества, государства, используя технологии личностно-ориентированного развивающего обучения и воспитания. 1. «Повторение основных вопросов курса химии 8 класса и введение в курс 9 класса» (6 ч. ) Характеристика элемента по его положению в ПСХЭ Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. ПЗ и ПСХЭ Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение. Лабораторный опыт. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств. 2. «Металлы»(15 + 3 ч.) Положение металлов в ПСХЭ Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Основные виды металлургии: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Понятие о коррозии и способах защиты от коррозии. Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы -простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов -оксиды и гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в н/х. Понятие о калийных удобрениях. Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы -простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов -оксиды и гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в н/х. Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия – оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений. Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ u Fe3+. Качественные реакции на катионы Fe2+ u Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в н/х. Практические работы.
Расчетные задачи:
Лабораторные опыты. 2. «Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей» 3. «Качественные реакции на катионы Fe2+ u Fe3+» Демонстрации. 1. Ознакомление с образцами металлов. 2. Ознакомление с образцами природных соединений. 3. «Неметаллы»(23 +3 ч.) Общая характеристика элементов-неметаллов: положение в ПС, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия . Общие физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл». Водород. Положение в ПСХЭ Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение. Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их получение и свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведение о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в н/х. Сера . Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и(VI), их получение и свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота, сульфаты и применение в н/х. Качественная реакция на сульфат-ион. Азот. Строение атома и молекулы , свойства простого вещества. Аммиак, строение, получение, свойства. Соли аммония, свойства и применение. Оксиды азота (II) u (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в с/х продукции. Азотные удобрения. Фосфор . Строение атома, аллотропия, свойства красного и белого фосфора, их применение. Основные соединения фосфора: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения. Углерод . Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, их применение. Оксиды углерода (II) u (IV), сравнение их свойств. Качественные реакции на карбонат-ион и углекислый газ. Кремний . Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе .Силикатная промышленность. Практические работы. 4. «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода» 5. «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа азота и углерода» 6. «Получение, собирание и распознавание газов» Лабораторные опыты. 4. «Качественные реакции на хлорид-ион» 5. «Качественные реакции на сульфат-ион» 6. «Распознавание солей аммония» 7. «Получение углекислого газа и его распознавание» 8. «Качественные реакции на карбонат-ион» Демонстрации. 3. Взаимодействие серы с кислородом. 4. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. 5. Образцы продукции силикатной промышленности. 4. «Органические соединения»(10 ч.) Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических веществ. Особенности строения и свойства органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ. Метан и этан: строение молекул, свойства (горение, разложение).Дегидрирование этана в этилен. Применение метана. Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Понятие о реакциях полимеризации. Полиэтилен и его значение. Понятие о предельных одноатомных спиртах на примере метанола и этанола. Многоатомные спирты на примере глицерина. Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в уксусную кислоту. Одноосновные предельный карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Свойства уксусной кислоты и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных кислот. Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как производные глицерина и карбоновых кислот. Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль. Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза ( в сравнении), их биологическая роль. Лабораторные опыты. 9. Изготовление моделей углеводородов. 10. Свойства глицерина. 11. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди при нагревании и без. 12. Взаимодействие крахмала с иодом. Демонстрации. 6. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. 7. Качественная реакция на многоатомные спирты. 8. Реакция «серебряного зеркала». 9. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. 10. Качественная реакция на крахмал. 11. Горение белков. 12. Цветные реакции белков. 5. «Обобщение знаний по химии за курс основной школы»(8ч.) Физический смысл порядкового номера элемента в ПСХЭ, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атома. Значение ПЗ Д. И. Менделеева. Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. Классификации химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов). Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного элемента. Основные классы неорганических соединений: состав, классификация и общие химические свойства в свете ТЭД и представлений об ОВП. Требования к уровню подготовки обучающихся ( выпускников) – В результате изучения неорганической химии ученик должен знать/понимать
уметь
В результате изучения органической химии ученик должен знать/понимать:
уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Перечень литературы и средств обучения Литература для учителя: 1. О. С. Габриелян и др. «Контрольные и проверочные работы по химии 9 кл.», М., «Дрофа», 2006 г. 2. А. М. Радецкий и др. «Дидактические материалы по химии 8 – 9», М., «Просвещение», 2005 г. 3 Е.В. Савинкина, Н. Д. Свердлова «Сборник задач и упражнений по химии», М., «Экзамен», 2006 г. 4. А. С. Корощенко «ГИА по химии 2013», М., «Экзамен», 2013 5. Диагностические работы по химии.-М.:МЦНМО,2013 г. Литература для учащихся:
Средства обучения: 1. Видеоматериалы
2. Медиаматериалы
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
|
Рабочая программа учебного предмета «Химия» Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 8-го класса. Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного... | О преподавании учебного предмета «Химия» в 2011/2012 учебном году Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования соответствующих видов на изучение учебного предмета «Химия» установлено... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 10 -го класса. Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 11 -го класса. Рабочая программа составлена на основе примерной программы среднего... | ||
Рабочая учебная программа предмета физическая и коллоидная химия... Рабочая учебная программа предмета «Физическая и коллоидная химия» предназначена для реализации государственных требований к содержанию... | Рабочая программа по предмету «Литература» Ка учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного... | ||
Рабочая программа по предмету «Русский язык» Учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Русский язык»; описание ценностных ориентиров содержания учебного... | Рабочая учебная программа по курсу «Химия наука о веществах и их... Составлена на основе примерной программы«Химия – наука о веществах и их превращениях» под редакцией В. П. Артеменко | ||
Рабочая программа курса «Химия» Личностные, метапредметные и предметные цели (результаты) освоении учебного предмета | Рабочая программа по химии Н. Н. Гара: М.: Просвещение», 2008г., учебно – методического комплекса учебного предмета «Химия», 8 класс | ||
Рабочая программа Учебного предмета «Химия» Классификация рабочей программы типовая Рабочая программа по химии 8 класса разработана на основании | Пояснительная записка Ведение рабочая программа по биологии для основной... Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета биология; описание ценностных ориентиров содержания учебного... | ||
Рабочая учебная программа предмета органическая химия по специальности... Изучение предмета базируется на атомно-молекулярной теории, периодической системе Д. И. Менделеева, теории строения атома, теории... | Пояснительная записка Ведение рабочая программа обществознанию для... Чебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Обществознание»; описание ценностных ориентиров содержания учебного... | ||
Пояснительная записка Статус программы рабочая программа по учебному предмету «Химия» «Химия», 8 класс составлена в соответствии требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... А учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного... |