Статическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013





НазваниеСтатическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013
страница1/6
Дата публикации13.11.2014
Размер0.72 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы
  1   2   3   4   5   6
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого

Минздрава России

Кафедра биологической химии с курсами медицинской, фармацевтической и токсикологической химии

СТАТИЧЕСКАЯ БИОХИМИЯ
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВНЕАУДИТОРНОЙ (САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ) РАБОТЕ
для специальности 060301 – Фармация (очная форма обучения)

Красноярск

2013

УДК 577.1(07)

ББК 28.072

С 63
Статическая биохимия : сб. метод. указаний для обучающихся к внеауд. (самостоятельной) работе для специальности 060301 – Фармация (очная форма обучения) /сост. Л.В. Труфанова, Л.Л. Петрова – Красноярск : тип. КрасГМУ, 2013 – ___ с.

Составители: к.б.н., доцент Труфанова Л.В.,

к.б.н., доцент Петрова Л.Л.

Сборник методических указаний предназначен для внеаудиторной работы обучающихся. Составлен в соответствии с ФГОС ВПО 2011 по специальности 060301 – Фармация (очная форма обучения), рабочей программой дисциплины (2012г.) и СТО СМК 4.2.01-11. Выпуск 3.
Рецензенты:

руководитель лаборатории молекулярно-клеточной физиологии и патологии НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН, д.м.н., профессор Савченко А.А.;
зав. кафедрой биохимии Амурской государственной медицинской академии д.м.н., профессор Бородин Е.А.

Рекомендован к изданию по решению ЦКМС (Протокол №__ от «___»__________20__).

КрасГМУ

2013г.

Содержание


  1. Занятие №1. Строение и свойства аминокислот. Качественные реакции на аминокислоты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  2. Занятие №2. Пептиды и белки. Строение, физико-химические свойства, функции. Осадочные реакции на белки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  3. Занятие №3. Активный центр белков. Лиганды белков и их многообразие. Специфичность связывания с лигандом. Рефераты. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  4. Занятие №4. Лекарственные препараты – ингибиторы или активаторы белковых функций. Яды – специфические лиганды. Рефераты. . . . . . . . .

  5. Занятие №5. Контрольная работа: «Аминокислоты, пептиды, белки». . . . . .

  6. Занятие №6. Углеводы. Классификация. Строение, физико-химические свойства моносахаридов. Решение ситуационных задач. . . . . . . . . . . . . .

  7. Занятие №7. Олиго- и полисахариды. Строение, свойства, значение. Идентификация углеводов в биологических жидкостях. . . . . . . . . . . . . . .

  8. Занятие №8. Гетерополисахариды. Строение соединительной ткани, значение в организме. Определение сиаловых кислот. Рефераты. . . . . . .

  9. Занятие №9. Контрольная работа «Химия углеводов». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  10. Занятие №10. Липиды. Классификация. Структу ра, состав и свойства неомыляемых и простых омыляемых липидов. Функции. Решение задач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  11. Занятие №11. Структура, состав и свойства сложных омыляемых липидов. Функции. Решение задач. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  12. Занятие №12. Биологические мембраны. Строение, свойства, функции мембранных липидов. Основные принципы организации мембранных липидных структур. Белки мембран. Рефераты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  13. Занятие №13. Контрольная работа «Химия липидов». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  14. Занятие №14. Нуклеотиды. Строение. Значение. Решение ситуационных задач. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  15. Занятие №15. Нуклеиновые кислоты (РНК, ДНК), строение, значение. Отличия ДНК от РНК. Рефераты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  16. Занятие №16. Современные методы молекулярной медицины. Метод ПЦР. Его значение в диагностике (демонстрация). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  17. Занятие №17. Химия витаминов. Рефераты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  18. Занятие №18. Биохимия нервной системы: особенности химического состава нервной ткани. Биохимия возникновения и проведения нервного импу-льса. Рефераты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  19. Занятие №19. Зачет. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  20. Рекомендуемая литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .



Занятие №1

  1. Тема «Строение и свойства аминокислот. Качественные реакции на аминокислоты»

  2. Форма организации занятия: подготовка к практическому занятию.

  3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия:

- аминокислоты, строение, классификация,

- физико-химические свойства аминокислот,

- химические свойства аминокислот,

- функции белковых аминокислот;

- функции небелковых аминокислот.

  1. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы




    1. КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ

а) производные углеводородов, у которых атомы водорода замещены на карбоксильную группу;

б) содержат одну или несколько карбоксильных групп;

в) бывают одноосновными или многоосновными;

г) бывают насыщенные и ненасыщенные;

д) содержат тройную связь.

Найдите один правильный ответ

  1. а, б, г, д

  2. а, б, в, г

  3. а, б, в, д

  4. б, в, г, д

Правильный ответ. 2

    1. АМИНОКИСЛОТЫ – ЭТО

      1. аминопроизводные карбоновых кислот;

      2. аминопроизводные моносахаридов;

      3. аминопроизводные спиртов;

      4. аминопроизводные тиолов.

Правильный ответ. 1

    1. ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ АМИНОКИСЛОТ ЯВЛЯЮТСЯ:

а) ОН-группа;

б) SН-группа;

в) СОNH2-группа;

г) СООН-группа;

д) NH2-группа.

Найдите один правильный ответ

  1. а, б, г, д

  2. а, б, в, г, д

  3. а, б, в, д

  4. б, в, г, д

Правильный ответ: 2

    1. ДИСУЛЬФИДНАЯ СВЯЗЬ ОБРАЗУЕТСЯ МЕЖДУ РАДИКАЛАМИ АМИНОКИСЛОТ

1) сер, глн;

2) цис, цис;

3) тре, лиз;

4) глу, цис;

5) асп, сер.

Правильный ответ. 2

    1. В ОБРАЗОВАНИИ ИОННОЙ СВЯЗИ ПРИНИМАЮТ УЧАСТИЕ РАДИКАЛЫ АМИНОКИСЛОТ

1) сер, глн;

2) глу, лиз;

3) тре, лиз;

4) глу, цис;

5) асп, сер.

Правильный ответ. 2

    1. ПЕПТИДНАЯ СВЯЗЬ ОБРАЗУЕТСЯ МЕЖДУ

1) СООН – группой и ОН-группой;

2) СООН-группой и NH2-группой;

3) NH2-группой и ОН-группой;

4) NH2-группой и SH-группой.

Правильный ответ. 2

    1. АМИНОКИСЛОТЫ ПО КАРБОКСИЛЬНОЙ ГРУППЕ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ С

а) кислотами;

б) аминами;

в) спиртами;

г) щелочами;

д) дисульфидами.

Найдите один правильный ответ

  1. а, б, в, г

  2. а, б, г, д

  3. а, б, в, д

  4. б, в, г, д

Правильный ответ. 1

    1. АМИНОКИСЛОТЫ ПО АМИНОГРУППЕ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ С

а) кислотами;

б) аминами;

в) спиртами;

г) щелочами;

д) дисульфидами.

Правильный ответ. 1


    1. ДЛЯ КОЛИЧЕСТВЕННОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ АМИНОКИСЛОТ В РАСТВОРЕ ИСПОЛЬЗУЮТ:

      1. биуретовый метод;

      2. реакцию Фоля;

      3. ксантопротеиновую реакцию;

      4. реакцию с нингидрином;

      5. реакцию Сакагути.

Правильный ответ. 4

    1. НИНГИДРИНОВАЯ РЕАКЦИЯ – КАЧЕСТВЕННАЯ РЕАКЦИЯ НА НАЛИЧИЕ СВОБОДНОЙ

1) свободной аминогруппы;

2) свободной карбоксильной группы;

3) свободной меркаптогруппы;

4) свободной гидроксильной группы.

Правильный ответ. 1

  1. Самоконтроль по ситуационным задачам




    1. Напишите реакции образования тетрапептида вал-лиз-арг-тир. В какой области рН будет находиться изоэлектрическая точка?

Ответ. рН > 7,0

    1. Каплю раствора, содержащего смесь глицина, валин, аспартат, лизина, аргинина и гистидина, нанесли на середину электрофоретической бумаги, смочили буфером рН 6,0 и приложили электрическое напряжение. Укажите, в каком направлении (к катоду, аноду или останутся на старте) будут двигаться отдельные аминокислоты.

Ответ. Глицин и валин останутся на старте; аспартат будет двигаться к положительно заряженному аноду (+), аргинин, лизин, гистидин будут двигаться к отрицательно заряженному катоду (-).

    1. Напишите уравнения реакций взаимодействия фенилаланина:

а) с гидроксидом натрия; б) с этанолом.

Ответ. а) H2N – CH – COOH + NaOH → H2N – CH – COONa + H2O

׀ ׀

СН26Н5 СН2- С6Н5
б) H2N – CH – COOH + С2Н5OH → H2N – CH – COOС5Н2 + H2O

׀ ׀

СН26Н5 СН26Н5


    1. Вы знаете, что все белки построены из аминокислот. Известно более 150 различных аминокислот. Однако для синтеза белков используется только 20. Назовите признаки таких 20 аминокислот и приведите примеры из разных подклассов белковых аминокислот

Ответ. Все 20 аминокислот – α-аминокислоты, различаются радикалами, соединёнными со вторым атомом углерода в цепи, радикалы двух типов – гидрофобные и гидрофильные, гидрофильные радикалы могут быть не заряженными, с положительным зарядом и с отрицательным зарядом

    1. Аминокислоту метионин используют как лекарственный препарат с липотропным эффектом при циррозе, токсических поражениях печени, хроническом алкаголизме. Она способствует снижению содержания жира в печени. При атеросклерозе введение метионина способствует снижению содержания в крови холестерина и повышению уровня фосфолипидов. Какие функции выполняет метионин? Напишите формулу метионина и отметьте в ней наиболее важную химическую группу, которая обеспечивает функции этой аминокислоты. Какие соединения образуются в результате использования метильной группы метионина? Какие из этих соединений участвуют в обмене липидов? Как связано изменение уровня холестерина и фосфолипидов в крови с метионином?

Ответ. Метионин – это универсальный донор метильной группы. Эта группа используется в синтезе холина, креатина, адреналина, карнитина. Холин – один из компонентов фосфатидилхолина, составной части мембран. Карнитин стимулирует процесс окисления жирных кислот в митохондриях.

  1. Перечень практических умений по изучаемой теме

- Умение работать с химической посудой и реактивами.

- Умение анализировать результаты лабораторной работы.

  1. Рекомендации по выполнению НИРС (не предусмотрены).

Занятие №2

  1. Тема «Пептиды и белки. Строение, физико-химические свойства, функции. Осадочные реакции на белки»

  2. Форма организации учебного процесса: подготовка к практическому занятию.

  3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия:

- аминокислоты, определение, классификация;
- функциональные группы аминокислот;
- физико-химические свойства аминокислот;
- биологическое значение аминокислот;
- определение пептидов, классификация, функции;

  • белки, определение, классификация, функции;

- структуры белков. Физико-химические свойства.

  1. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы

1. ПРОСТОЙ БЕЛОК - ЭТО БЕЛОК, В СОСТАВ КОТОРОГО ВХОДЯТ:

1) жирные кислоты и глицерин;

2) моносахариды;

3) >50 аминокислот;

4) <50 аминокислот;

5) кроме аминокислот другие вещества.

Правильный ответ: 5

2. ПЕРВИЧНАЯ СТРУКТУРА БЕЛКА - ЭТО:

1) последовательность аминокислот;

2) регулярная укладка полипептидной цепи в пространстве;

3) упаковка полипептидной цепи в пространстве;

4) нерегулярная структура.

Правильный ответ: 1

3. ЧЕТВЕРТИЧНАЯ СТРУКТУРА БЕЛКА - ЭТО:

1) объединение нескольких третичных структур;

2) объединение нескольких молекул жира;

3) объединение нескольких молекул гликогена.

Правильный ответ: 1

4. ПЕРВИЧНАЯ СТРУКТУРА БЕЛКА СТАБИЛИЗИРУЕТСЯ:

1) водородными связями;

2) пептидными связями;

3) дисульфидными связями;

4) ионными связями;

5) гидрофобными связями.

Правильный ответ: 2

5. ТРЕТИЧНАЯ СТРУКТУРА БЕЛКА СТАБИЛИЗИРУЕТСЯ:

а) водородными связями;

б) пептидными связями;

в) дисульфидными связями;

г) ионными связями;

д) гидрофобными связями;

е) металлическая.

Найдите один правильный ответ

  1. а, в, г, д

  2. а, б, г, е

  3. а, б, в, д

  4. б, в, г, е

Правильный ответ. 1

6. БЕЛКИ РАСТВОРЯЮТСЯ В ВОДЕ БЛАГОДАРЯ:

1) диссоциации радикалов аминокислот;

2) распаду белков на аминокислоты;

3) диссоциации углеводного компонента;

4) образованию.

Правильный ответ: 1

7. ФИБРИЛЛЯРНЫЕ БЕЛКИ:

1) хорошо растворяются в воде;

2) не растворяются в воде;

3) не растворяются в органических растворителях.

Правильный ответ: 2

8. АЦИДОЗ (ЗАКИСЛЕНИЕ СРЕДЫ) ПРИВОДИТ К:

1) разрушению всех структур белка, кроме первичной;

2) ассоциации субъединиц белковой молекулы;

3) ничего не изменяет.

Правильный ответ: 1

9. ВЫСОКИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ:

1) вызывают денатурацию белков;

2) делают белки более активными;

3) ничего не изменяют в белке.

Правильный ответ: 1

10. ПРИ ДЕНАТУРАЦИИ БЕЛКИ:

1) не теряют своих свойств;

2) теряют свои нативные свойства;

3) распадаются на аминокислоты

4) диссоциируют на ионы.

Правильный ответ: 2

11. ДОБАВЛЕНИЕ СОЛЕЙ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ

1) разрушает все структуры белка, кроме первичной;

2) приводит к ассоциации субъединиц белковой молекулы;

3) не влияет на структуру белка;

4) приводит к диссоциации радикалов аминокислот на ионы.

Правильный ответ: 1

  1. Самоконтроль по ситуационным задачам

Задача №1. Каплю раствора, содержащего смесь аминокислот вал, фен, лей, лиз, гис, асп нанесли на середину электрофоретической бумаги, смочили буфером рН 6,0 и приложили электрическое напряжение. Укажите, в каком направлении (к катоду, аноду или останутся на старте) будут двигаться отдельные аминокислоты.

Ответ. Валин, фенилаланин и лейцин останутся на старте; аспартат будет двигаться к положительно заряженному аноду (+), лизин и гистидин будут двигаться к отрицательно заряженному катоду (-).

Задача №2. Трипептид, выделенный из токсина змей, состоит из трех аминокислот – серусодержащей, ароматической и гидроксилсодержащей. Напишите этот трипептид и определите его изоэлектрическую точку.

Ответ. цистеин-фенилаланин-серин.

Задача №3. Для правильного обращения с белковыми лекарственными препаратами к ним прикладывают инструкцию, в которой указывают условия их хранения и использования. Что должно быть написано в такой инструкции и почему?

Ответ. Хранить в холодильнике при температуре не выше 10ОС, растворять сухие препараты охлажденной до комнатной температуры кипяченой водой (чтобы избежать денатурации).

Задача №4. Как объяснить, что белок молока казеин при кипячении сворачивается (выпадает в осадок), если молоко кислое?

Ответ. Известно, что устойчивость белков в изоэлектрической точке (ИЭТ) к действию неблагоприятных факторов снижается. Изоэлектрическая точка казеина лежит в кислой среде, поэтому устойчивость белка к нагреванию снизилась, он денатурировал.

Задача №5. Берёзовый деготь – одна из составных частей мази Вишневского, содержит в своем составе фенол. Фенол и его производные (крезол, резорцин) относят к известным антисептикам ароматического ряда, обладающим высоким антимикробным действием. Объясните механизм их антисептического действия.

Ответ. Они обладают высокой гидрофильностью, так как имеют ОН-группы, благодаря которым образуют водородные связи и изменяют конформацию белков вплоть до денатурации.

  1. Перечень практических умений по изучаемой теме

- Умение работать с химической посудой и реактивами.

- Умение анализировать результаты лабораторной работы.

  1. Рекомендации по выполнению НИРС (не предусмотрены).


Занятие №3

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Статическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconСтатическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Статическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconБиологическая химия сборник методических указаний для обучающихся...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Статическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconОлогическая химия сборник методических указаний для обучающихся к...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Статическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconБиохимия сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Статическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconСборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Статическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconСборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Статическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconСборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Статическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconСборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Статическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconСборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Статическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconБиохимия сборник методических указаний для обучающихся к лабораторным...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Статическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconМетодических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Статическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconСборник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Статическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconБорник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Статическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconСборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Статическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 icon№ Дифферон понятие, клеточный состав. Дифференциация понятие. Характеристика...
Новые клеточные технологии : сб метод указаний для обучающихся к внеаудитор. (самостоят.) работе для специальности 060103 – Педиатрия...
Статическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconРабочая программа по дисциплине: Иммунология для специальности 060301...
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры клинической иммунологии и аллергологии «10» июня 2013 года протокол...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск