Скачать 0.72 Mb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России Кафедра биологической химии с курсами медицинской, фармацевтической и токсикологической химии СТАТИЧЕСКАЯ БИОХИМИЯ СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВНЕАУДИТОРНОЙ (САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ) РАБОТЕ для специальности 060301 – Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 УДК 577.1(07) ББК 28.072 С 63 Статическая биохимия : сб. метод. указаний для обучающихся к внеауд. (самостоятельной) работе для специальности 060301 – Фармация (очная форма обучения) /сост. Л.В. Труфанова, Л.Л. Петрова – Красноярск : тип. КрасГМУ, 2013 – ___ с. Составители: к.б.н., доцент Труфанова Л.В., к.б.н., доцент Петрова Л.Л. Сборник методических указаний предназначен для внеаудиторной работы обучающихся. Составлен в соответствии с ФГОС ВПО 2011 по специальности 060301 – Фармация (очная форма обучения), рабочей программой дисциплины (2012г.) и СТО СМК 4.2.01-11. Выпуск 3. Рецензенты: руководитель лаборатории молекулярно-клеточной физиологии и патологии НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН, д.м.н., профессор Савченко А.А.; зав. кафедрой биохимии Амурской государственной медицинской академии д.м.н., профессор Бородин Е.А. Рекомендован к изданию по решению ЦКМС (Протокол №__ от «___»__________20__). КрасГМУ 2013г. Содержание
Занятие №1
- аминокислоты, строение, классификация, - физико-химические свойства аминокислот, - химические свойства аминокислот, - функции белковых аминокислот; - функции небелковых аминокислот.
а) производные углеводородов, у которых атомы водорода замещены на карбоксильную группу; б) содержат одну или несколько карбоксильных групп; в) бывают одноосновными или многоосновными; г) бывают насыщенные и ненасыщенные; д) содержат тройную связь. Найдите один правильный ответ
Правильный ответ. 2
Правильный ответ. 1
а) ОН-группа; б) SН-группа; в) СОNH2-группа; г) СООН-группа; д) NH2-группа. Найдите один правильный ответ
Правильный ответ: 2
1) сер, глн; 2) цис, цис; 3) тре, лиз; 4) глу, цис; 5) асп, сер. Правильный ответ. 2
1) сер, глн; 2) глу, лиз; 3) тре, лиз; 4) глу, цис; 5) асп, сер. Правильный ответ. 2
1) СООН – группой и ОН-группой; 2) СООН-группой и NH2-группой; 3) NH2-группой и ОН-группой; 4) NH2-группой и SH-группой. Правильный ответ. 2
а) кислотами; б) аминами; в) спиртами; г) щелочами; д) дисульфидами. Найдите один правильный ответ
Правильный ответ. 1
а) кислотами; б) аминами; в) спиртами; г) щелочами; д) дисульфидами. Правильный ответ. 1
Правильный ответ. 4
1) свободной аминогруппы; 2) свободной карбоксильной группы; 3) свободной меркаптогруппы; 4) свободной гидроксильной группы. Правильный ответ. 1
Ответ. рН > 7,0
Ответ. Глицин и валин останутся на старте; аспартат будет двигаться к положительно заряженному аноду (+), аргинин, лизин, гистидин будут двигаться к отрицательно заряженному катоду (-).
а) с гидроксидом натрия; б) с этанолом. Ответ. а) H2N – CH – COOH + NaOH → H2N – CH – COONa + H2O ׀ ׀ СН2-С6Н5 СН2- С6Н5 б) H2N – CH – COOH + С2Н5OH → H2N – CH – COOС5Н2 + H2O ׀ ׀ СН2-С6Н5 СН2-С6Н5
Ответ. Все 20 аминокислот – α-аминокислоты, различаются радикалами, соединёнными со вторым атомом углерода в цепи, радикалы двух типов – гидрофобные и гидрофильные, гидрофильные радикалы могут быть не заряженными, с положительным зарядом и с отрицательным зарядом
Ответ. Метионин – это универсальный донор метильной группы. Эта группа используется в синтезе холина, креатина, адреналина, карнитина. Холин – один из компонентов фосфатидилхолина, составной части мембран. Карнитин стимулирует процесс окисления жирных кислот в митохондриях.
- Умение работать с химической посудой и реактивами. - Умение анализировать результаты лабораторной работы.
Занятие №2
- аминокислоты, определение, классификация; - функциональные группы аминокислот; - физико-химические свойства аминокислот; - биологическое значение аминокислот; - определение пептидов, классификация, функции;
- структуры белков. Физико-химические свойства.
1. ПРОСТОЙ БЕЛОК - ЭТО БЕЛОК, В СОСТАВ КОТОРОГО ВХОДЯТ: 1) жирные кислоты и глицерин; 2) моносахариды; 3) >50 аминокислот; 4) <50 аминокислот; 5) кроме аминокислот другие вещества. Правильный ответ: 5 2. ПЕРВИЧНАЯ СТРУКТУРА БЕЛКА - ЭТО: 1) последовательность аминокислот; 2) регулярная укладка полипептидной цепи в пространстве; 3) упаковка полипептидной цепи в пространстве; 4) нерегулярная структура. Правильный ответ: 1 3. ЧЕТВЕРТИЧНАЯ СТРУКТУРА БЕЛКА - ЭТО: 1) объединение нескольких третичных структур; 2) объединение нескольких молекул жира; 3) объединение нескольких молекул гликогена. Правильный ответ: 1 4. ПЕРВИЧНАЯ СТРУКТУРА БЕЛКА СТАБИЛИЗИРУЕТСЯ: 1) водородными связями; 2) пептидными связями; 3) дисульфидными связями; 4) ионными связями; 5) гидрофобными связями. Правильный ответ: 2 5. ТРЕТИЧНАЯ СТРУКТУРА БЕЛКА СТАБИЛИЗИРУЕТСЯ: а) водородными связями; б) пептидными связями; в) дисульфидными связями; г) ионными связями; д) гидрофобными связями; е) металлическая. Найдите один правильный ответ
Правильный ответ. 1 6. БЕЛКИ РАСТВОРЯЮТСЯ В ВОДЕ БЛАГОДАРЯ: 1) диссоциации радикалов аминокислот; 2) распаду белков на аминокислоты; 3) диссоциации углеводного компонента; 4) образованию. Правильный ответ: 1 7. ФИБРИЛЛЯРНЫЕ БЕЛКИ: 1) хорошо растворяются в воде; 2) не растворяются в воде; 3) не растворяются в органических растворителях. Правильный ответ: 2 8. АЦИДОЗ (ЗАКИСЛЕНИЕ СРЕДЫ) ПРИВОДИТ К: 1) разрушению всех структур белка, кроме первичной; 2) ассоциации субъединиц белковой молекулы; 3) ничего не изменяет. Правильный ответ: 1 9. ВЫСОКИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ: 1) вызывают денатурацию белков; 2) делают белки более активными; 3) ничего не изменяют в белке. Правильный ответ: 1 10. ПРИ ДЕНАТУРАЦИИ БЕЛКИ: 1) не теряют своих свойств; 2) теряют свои нативные свойства; 3) распадаются на аминокислоты 4) диссоциируют на ионы. Правильный ответ: 2 11. ДОБАВЛЕНИЕ СОЛЕЙ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ 1) разрушает все структуры белка, кроме первичной; 2) приводит к ассоциации субъединиц белковой молекулы; 3) не влияет на структуру белка; 4) приводит к диссоциации радикалов аминокислот на ионы. Правильный ответ: 1
Задача №1. Каплю раствора, содержащего смесь аминокислот вал, фен, лей, лиз, гис, асп нанесли на середину электрофоретической бумаги, смочили буфером рН 6,0 и приложили электрическое напряжение. Укажите, в каком направлении (к катоду, аноду или останутся на старте) будут двигаться отдельные аминокислоты. Ответ. Валин, фенилаланин и лейцин останутся на старте; аспартат будет двигаться к положительно заряженному аноду (+), лизин и гистидин будут двигаться к отрицательно заряженному катоду (-). Задача №2. Трипептид, выделенный из токсина змей, состоит из трех аминокислот – серусодержащей, ароматической и гидроксилсодержащей. Напишите этот трипептид и определите его изоэлектрическую точку. Ответ. цистеин-фенилаланин-серин. Задача №3. Для правильного обращения с белковыми лекарственными препаратами к ним прикладывают инструкцию, в которой указывают условия их хранения и использования. Что должно быть написано в такой инструкции и почему? Ответ. Хранить в холодильнике при температуре не выше 10ОС, растворять сухие препараты охлажденной до комнатной температуры кипяченой водой (чтобы избежать денатурации). Задача №4. Как объяснить, что белок молока казеин при кипячении сворачивается (выпадает в осадок), если молоко кислое? Ответ. Известно, что устойчивость белков в изоэлектрической точке (ИЭТ) к действию неблагоприятных факторов снижается. Изоэлектрическая точка казеина лежит в кислой среде, поэтому устойчивость белка к нагреванию снизилась, он денатурировал. Задача №5. Берёзовый деготь – одна из составных частей мази Вишневского, содержит в своем составе фенол. Фенол и его производные (крезол, резорцин) относят к известным антисептикам ароматического ряда, обладающим высоким антимикробным действием. Объясните механизм их антисептического действия. Ответ. Они обладают высокой гидрофильностью, так как имеют ОН-группы, благодаря которым образуют водородные связи и изменяют конформацию белков вплоть до денатурации.
- Умение работать с химической посудой и реактивами. - Умение анализировать результаты лабораторной работы.
Занятие №3
|
Статическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | Биологическая химия сборник методических указаний для обучающихся... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | ||
Ологическая химия сборник методических указаний для обучающихся к... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | Биохимия сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | ||
Сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | Сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | ||
Сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | Сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | ||
Сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | Биохимия сборник методических указаний для обучающихся к лабораторным... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | ||
Методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | Сборник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | ||
Борник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | Сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | ||
№ Дифферон понятие, клеточный состав. Дифференциация понятие. Характеристика... Новые клеточные технологии : сб метод указаний для обучающихся к внеаудитор. (самостоят.) работе для специальности 060103 – Педиатрия... | Рабочая программа по дисциплине: Иммунология для специальности 060301... Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры клинической иммунологии и аллергологии «10» июня 2013 года протокол... |