Статическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013





НазваниеСтатическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013
страница1/8
Дата публикации06.12.2014
Размер1.29 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого

Минздрава России

Кафедра биологической химии с курсами медицинской, фармацевтической и токсикологической химии

СТАТИЧЕСКАЯ БИОХИМИЯ

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ


для специальности 060301 – Фармация (очная форма обучения)

Красноярск

2013

УДК 577.1(07)

ББК 28.072

С 63
Статическая биохимия : сб. метод. указаний для обучающихся к практ. занятиям для специальности 060301 – Фармация (очная форма обучения) / сост. Л.В. Труфанова, Л.Л., Петрова– Красноярск : тип. КрасГМУ, 2013. – ___с.

Составители: к.б.н., доцент Труфанова Л.В.,

к.б.н., доцент Петрова Л.Л.
Сборник методических указаний к практическим занятиям предназначен для аудиторной работы обучающихся. Составлен в соответствии с ФГОС ВПО 2011 по специальности 060301 – Фармация (очная форма обучения), рабочей программой дисциплины (2012г.) и СТО СМК 4.2.01-11.Выпуск 3.
Рецензенты:

руководитель лаборатории молекулярно-клеточной физиологии и патологии НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН, д.м.н., профессор Савченко А.А.;
зав. кафедрой биохимии Амурской государственной медицинской академии д.м.н., профессор Бородин Е.А.
Рекомендован к изданию по решению ЦКМС (Протокол №__ от «___»__________20__).

КрасГМУ

2013г.

Содержание


  1. Занятие №1. Строение и свойства аминокислот. Качественные реакции на аминокислоты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  2. Занятие №2. Пептиды и белки. Строение, физико-химические свойства, функции. Осадочные реакции на белки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  3. Занятие №3. Активный центр белков. Лиганды белков и их многообразие. Специфичность связывания с лигандом. Рефераты. . . . . . . . . . . . . . . . .

  4. Занятие №4. Лекарственные препараты – ингибиторы или активаторы белковых функций. Яды – специфические лиганды. Рефераты. . . . . . .

  5. Занятие №5. Контрольная работа: «Аминокислоты, пептиды, белки». . . . .

  6. Занятие №6. Углеводы. Классификация. Строение, физико-химические свойства моносахаридов. Решение ситуационных задач. . . . . . . . . . . . .

  7. Занятие №7. Олиго- и полисахариды. Строение, свойства, значение. Идентификация углеводов в биологических жидкостях. . . . . . . . . . . . .

  8. Занятие №8. Гетерополисахариды. Строение соединительной ткани, значение в организме. Определение сиаловых кислот. Рефераты. . . . .

  9. Занятие №9. Контрольная работа «Химия углеводов». . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  10. Занятие №10. Липиды. Классификация. Структура, состав и свойства неомыляемых и простых омыляемых липидов. Функции. Решение задач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  11. Занятие №11. Структура, состав и свойства сложных омыляемых липидов. Функции. Решение задач. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  12. Занятие №12. Биологические мембраны. Строение, свойства, функции мембранных липидов. Основные принципы организации мембранных липидных структур. Белки мембран. Рефераты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  13. Занятие №13. Контрольная работа «Химия липидов». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  14. Занятие №14. Нуклеотиды. Строение. Значение. Решение ситуационных задач. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  15. Занятие №15. Нуклеиновые кислоты (РНК, ДНК), строение, значение. Отличия ДНК от РНК. Рефераты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  16. Занятие №16. Современные методы молекулярной медицины. Метод ПЦР. Его значение в диагностике (демонстрация). . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  17. Занятие №17. Химия витаминов. Рефераты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  18. Занятие №18. Биохимия нервной системы: особенности химического состава нервной ткани. Биохимия возникновения и проведения нервного импульса. Рефераты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  19. Занятие №19. Зачет. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  20. Рекомендуемая литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


Занятие № 1

  1. Тема: «Строение и свойства аминокислот. Качественные реакции на аминокислоты».

  2. Форма организации занятия: практическое занятие.

  3. Значение темы: аминокислоты являются структурными единицами пептидов и белков. Знания, полученные на данном занятии, будут применяться при изучении других тем данного курса, а также курса биологической химии.

  4. Цели обучения:

- общая: обучающийся должен обладать общекультурными компетенциями ОК-1, ОК-5 и профессиональными компетенциями ПК-1.

- учебная:

знать: аминокислоты, строение, свойства, значение;

уметь: проводить качественные реакции на аминокислоты;

владеть: навыками работы с химической лабораторной и мерной посудой.


  1. План изучения темы:

    1. Контроль исходного уровня знаний

  1. Карбоновые кислоты. Строение. Реакционная способность.

  2. Спирты. Строение. Реакционная способность.

  3. Амины. Строение. Реакционная способность.




    1. Основные понятия и положения темы

Аминокислоты – это гетерофункциональные производные карбоновых кислот, где один или несколько атомов водорода замещены на аминогруппу. Известно более 150 аминокислот. Условно их можно разделить на белковые аминокислоты – входящие в состав белков ( 20 наиболее важных ) и небелковые. В дальнейшем пойдёт речь о белковых аминокислотах.

Все белковые аминокислоты относятся к L – ряду и являются

- аминокислотами.

Приводим общую формулу



аминогруппа → H2N – CH – COOH  карбоксильная группа

׀

R ← радикал
 - аминокислоты отличаются радикалом. Формулы 20 наиболее важных белковых аминокислот (см. в учебнике).
Классификация аминокислот
Ленинджером была предложена химическая классификация аминокислот, основанная на строении радикала (рН = 7).

1 класс – аминокислоты с гидрофобными радикалами. Таких аминокислот 8: аланин, триптофан, валин, фенилаланин, лейцин, метеонин, изолейцин, пролин.

2 класс – аминокислоты с гидрофильными радикалами:

  1. незаряженными радикалами 7 аминокислот: серин, треонин, цистеин, тирозин, глутамин, аспарагин, глицин;

  2. заряженными положительно 3 аминокислоты: лизин, аргинин, гистидин;

  3. заряженными отрицательно 2 аминокислоты: аспарагиновая, глутаминовая.

По химической природе радикала - аминокислоты можно разделить на алифатические, ароматические и гетероциклические.

С учётом общего числа аминогрупп и карбоксильных, - аминокислоты подразделяются на нейтральные, кислые и основные.

Белковые аминокислоты делятся на две группы: заменимые и незаменимые. Заменимые синтезируются в организме, а незаменимые нет. Они должны поступать в организм с пищей. Строго незаменимых аминокислот 8: лейцин, изолейцин, треонин, метионин, фенилаланин, триптофан, валин, лизин.

Аминокислоты аргинин и лизин полузаменимые.

В зависимости от того, какие вещества можно получить из - аминокислот их делят на гликогенные (получают углеводы), кетогенные (получают липиды) и смешанные.
Физико-химические свойства  - аминокислот

 - аминокислоты твёрдые, тугоплавкие вещества, хорошо растворимые в воде, многие сладкие на вкус. Обладают стереоизомерией и изомерией строения цепи. В твёрдом состоянии аминокислоты находятся в виде биполярного иона. Из-за кислотно-основного взаимодействия в водных растворах в зависимости от рН среды они присутствуют в трёх формах:

H3N+ – CH – COOH  H3N+ – CH – COO -  H2N – CH – COO-

׀ ׀ ׀

R R R

катионная биополярный анионная

форма ион форма

pH<7 pH~7 pH>7
Значение рН среды, при которой аминокислота находится в виде биполярного иона, а анионных и катионных форм минимальное количество и равно между собой, называется изоэлектрической точкой (ИЭТ, pI).

В ИЭТ заряд аминокислоты равен нулю, наименьшая растворимость и электрофоретическая подвижность. В организме аминокислоты в норме почти всегда находятся в ионогенной форме, то есть не в ИЭТ. ИЭТ - аминокислот зависит от строения радикала.
Химические свойства аминокислот
Реакционная способность - аминокислот обусловлена наличием амино-, карбоксильной групп и функциональных групп радикала.

По карбоксильной группе аминокислот идут следующие химические реакции:

  • Взаимодействие с щелочами с образованием солей

H2N – CH – COOH + NaOH → H2N – CH – COONa + H2O

׀ ׀

R R

  • Взаимодействие со спиртами с образованием сложных эфиров

O

׀׀

H2N – CH – COOH + C2H5OH → H2N – CH – C – O – C2H5 + H2O

׀ ׀

R R


  • Взаимодействие с аммиаком с образованием амидов



H2N – CH – COOH + NH3 → H2N – CH – CООН + H2O

׀ ׀

(CH2)2 (CH2)2

׀ ׀

COOH CONH2

глутаминовая глутамин

кислота

  • Взаимодействие с аминокислотами с образованием пептидов

O

||

H2N – CH – COOH + H2N – CH – COOH → H2N – CH – C – N – CH – COOH +H2О ׀ ׀ ׀ | |

R R1 R H R1

В организме эта реакция идёт при участии ферментов. Порядок последовательности и количество аминокислот задаётся генетически.

  • Декарбоксилирование аминокислот с образованием аминов

BaSO4

H2N – CH – COOH H2N – CH2 – R + CO2

׀

R
В организме эта реакция идёт в присутствии ферментов декарбоксилаз, а продукт реакции называется биогенным амином, так как обладает высокой биологической активностью. Кроме биогенных аминов в результате декарбоксилирования могут образовываться и другие продукты, в зависимости какая - аминокислота вступает в реакцию. Например, глутаминовая кислота при декарбоксилировании превращается в небелковую гамааминомасляную кислоту (ГАМК), участвующую в обменных процессах головного мозга.

По аминогруппе аминокислот идут следующие химические реакции

  • Образование пептидов (см. выше).

  • Образование ацильных производных

O O

׀׀ ׀׀

R1 – C – Cl + H2N – CH – COOH → R1 – C – NH – CH – COOH + HCl

|

R2 R2

Эта реакция широко используется для защиты аминогруппы при синтезе пептидов.


  • Образование оснований Шиффа при взаимодействии с альдегидами (образование замещенных иминов)


O O O

׀׀ ׀׀ ׀׀

R – C – H + H2N – CH – C – OH → R – CH = N – CH – C – OH

׀ ׀

R1 R1


  • Переаминирование – взаимодействие с кетокислотами. В результате реакции образуется новая кетокислота и новая аминокислота. Реакция в организме идёт с участием ферментов аминотрансфераз. Это один из способов образования заменимых аминокислот.



  • Дезаминирование - потеря аминогруппы в виде аммиака без участия кислорода. Оно может быть неокислительным (бактерии и грибы) и окислительным. В живом организме идет окислительное дезаминирование глутаминовой кислоты при участии дегидрогеназы (глутаматдегидрогеназа – ГДГ) с образованием соответствующей α-кетокислоты.


׀ ГДГ

H2N – CH – COOH NH = CH – COOH

׀ НАД+ НАДН2 ׀

(CH2)2 (CH2)2

׀ ׀

COOH COOH

+HOH

O = C – COOH

- NH3 ׀

(CH2)2

׀

COOH

2- оксоглутарат


  • α-аминокислоты дают цветные реакции для качественного и количественного измерения. Нингидрированная реакция – общая качественная реакция на наличие свободной аминогруппы. При взаимодействии с нингидридом образуется продукт сине-феолетового цвета. Существует ряд частных реакций, позволяющих обнаружить отдельные - аминокислоты. Например, ксантопротеиновая - реакция на ароматические аминокислоты, нитропруссидная – на серусодержащие, с нафтол гипохлоридом натрия – на аргинин, с пара – диметиламинобензальдегидом – на триптофан.


Наиболее важные функции белковых аминокислот


  • Участвуют в синтезе белка.

  • Участвуют в синтезе трипептида глутатиона. В состав глутатиона входят глутаминовая кислота, цистеин и глицин. Благодаря цистеину глутатион принимает участие в окислительно – восстановительных процессах. По радикалу аминокислот чаще всего идут реакции окисления и замещения. Остановимся на особенностях окисления серусодержащей - аминокислоты цистеина. В окислении участвует две SH – группы от разных молекул с образованием дисульфидного мостика


H2N – CH – COOH + H2N – CH – COOH H2N – CH – COOH H2N – CH - COOН ׀ ׀ -H2 ׀ ׀ CH2 CH2 CH2 CH2 ׀ ׀ ׀ ׀ SH SH S ________________________ S
Дисульфидные мостики имеют важное значение в формировании третичной структуры белков. С их образованием и разрывом меняется конформация белковых молекул. Часто при отравлениях тяжёлыми металлами дисульфидные группы блокируются, что ведёт к нарушению обменных процессов.

  • Участие в метаболизме.

Из аминокислот в результате химических превращений образуются вещества, которые поступают в цикл Кребса. Цикл Кребса обеспечивает клетку энергией. Например, Глутаминовая кислота переаминируется и образуется 2-оксоглутарат, поступая в цикл Кребса он окисляется с выделением энергии.

  • Биосинтетическая.

Из разных аминокислот могут синтезироваться соединения других классов. Например: из гликогенных аминокислот – углеводы, кетонных – липиды, из глицина, глутамина, аспарагина – пуриновые и пиримидиновые азотистые основания, тирозина – пигмент меланин и так далее.
Функции некоторых небелковых аминокислот
Наряду с белковыми аминокислотами небелковые также имеют важное значение.

  • Выше мы получили в результате декарбоксилирования глутамина ГАМК, которая является модулятором головного мозга, тормозит действие ацетилхолина, необходима для нормального обмена веществ, усиливает дыхательную активность тканей головного мозга, улучшаются энергетические процессы за счёт лучшей утилизации глюкозы головным мозгом.

  • Орнитин и цитруллин принимают участие в биосинтезе мочевины, основном способе обезвреживания аммиака в организме.

  • β – аланин входит в состав пантотеновой кислоты (витамин), которая входит в состав коэнзима А, являющегося составной частью ферментов.

Таким образом, из приведённых выше примеров, видна важная роль небелковых аминокислот.
5.3. Самостоятельная работа по теме:

5.3.1. Вопросы для самостоятельной подготовки к занятию:

    1. Аминокислоты. Строение. Классификация.

    2. Физико-химические свойства аминокислот.

    3. Химические свойства минокислот.

    4. Функции белковых аминокислот.

    5. Функции небелковых аминокислот.



5.3.2. Лабораторная работа

Качественные реакции на аминокислоты





Оборудование:

1.

Штатив с пробирками.




2.

Пипетки на 0,1 мл и 5 мл.




3.

Спиртовка
















.




Реактивы:

1.

0,5% раствор нингидрина




2.

Концентр. азотная кислота




3.

Реактив Фоля




4.

5.

Реактив Миллона

20% р-р NаОН



  1. Нингидриновая реакция характерна для аминогрупп, находящихся в α-положении и входящих в состав белков, полипептидов и свободных аминокислот. Аминокислоты, белки и полипептиды при кипячении с водным раствором нингидрина дают синее или сине-фиолетовое окрашивание.

Ход работы:

К 5 каплям раствора белка добавляют 5 капель 0,5% водного раствора нингидрина и кипятят 1 – 2 мин. В пробирке появляется розово-фиолетовое окрашивание, а с течением времени раствор синеет.

  1. Ксантопротеиновая реакция доказывает присутствие в белке ароматических аминокислот: триптофана, фенилаланина, тирозина. При обработке раствора белка концентрированной азотной кислотой появляется желтое окрашивание (нитрование), которое при добавлении щелочи переходит в оранжевое.

Ход работы:

К 5 каплям раствора белка добавляют 3 капли концентрированной азотной кислоты и осторожно кипятят. Появляется осадок желтого цвета. После охлаждения в каждую пробирку добавляют приблизительно 1—15 капель 20% раствора едкого натра до появления оранжевого окрашивания вследствие образования натриевой соли динитротирозина.

  1. Реакция на тирозин (реакция Миллона). При добавлении к раствору белка реактива Мллона (раствора ртути в азотной кислоте в небольшим количеством NaNO2) и при кипячении образуется кроваво-красный осадок ртутной соли динитротирозина, благодаря наличию в тирозине фенольного ядра.

Ход работы:

К 5 каплям раствора белка добавляют 3 капли реактива Миллона и осторожно нагревают. Появляется кроваво-красное окрашивание.

4. Реакция на аминокислоты, содержащие слабосвязанную серу (реакция Фоля). Сульфгидрильные группы SH в белке или пептиде подвергаются щелочному гидролизу, в результате чего происходит отщепление серы в виде сульфида свинца, который плюмбитом дает черный или бурый нерастворимый осадок сульфида свинца РbS.

Ход работы:

К 5 каплям белка добавляют 5 капель реактива Фоля, интенсивно кипятят и дают постоять 1-2 мин. При этом появляется черный или бурый осадок сульфида свинца.

5.4. Итоговый контроль знаний:

5.4.1. Вопросы для защиты лабораторной работы

1. Почему для количественного определения аминокислот в белке используют нингидриновую пеакцию?

2. Какие реакции используют для качественного определения тирозина?

3. Какую информацию можно получить с помощью ксантопротеиновой реакции?.

4. Радикалы каких аминокислот имеют в своем составе серу?.

5. С помощью какой реакции можно обнаружить в белке цистеин?.

6. Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при выполнении данной лабораторной работы?

5.4.2. Ситуационные задачи

    1. Напишите реакции образования тетрапептида ала-лиз-арг-сер. В какой области рН будет находиться изоэлектрическая точка?

    2. Каплю раствора, содержащего смесь глицина, аланина, глутамата, лизина, аргинина и гистидина, нанесли на середину электрофоретической бумаги, смочили буфером рН 6,0 и приложили электрическое напряжение. Укажите, в каком направлении (к катоду, аноду или останутся на старте) будут двигаться отдельные аминокислоты.

    3. Напишите уравнения реакций взаимодействия аланина:

а) с гидроксидом натрия; б) с этанолом.

    1. Вы знаете, что все белки построены из аминокислот. Известно более 150 различных аминокислот. Однако для синтеза белков используется только 20. Назовите признаки таких 20 аминокислот и приведите примеры из разных подклассов белковых аминокислот

    2. Аминокислоту метионин используют как лекарственный препарат с липотропным эффектом при циррозе, токсических поражениях печени, хроническом алкаголизме. Она способствует снижению содержания жира в печени. При атеросклерозе введение метионина способствует снижению содержания в крови холестерина и повышению уровня фосфолипидов. Какие функции выполняет метионин? Напишите формулу метионина и отметьте в ней наиболее важную химическую группу, которая обеспечивает функции этой аминокислоты. Какие соединения образуются в результате использования метильной группы метионина? Какие из этих соединений участвуют в обмене липидов? Как связано изменение уровня холестерина и фосфолипидов в крови с метионином?

6. Домашнее задание для уяснения темы занятия

(смотрите методические указания к занятию №2)

7. Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой

7.1. Проделать лабораторную работу.

7.2. Предложить химизм качественных реакций на аминокислоты.

7.3. Рефераты не предусмотрены.



Занятие № 2

  1. Тема «Пептиды и белки. Строение, физико-химические свойства, функции. Осадочные реакции на белки».

  2. Форма организации занятия: практическое занятие

  3. Значение темы: Знания, полученные на данном занятии, являются основой для изучения таких разделов биохимии как ферменты, обмен аминокислот и белков, биохимия регуляций. Они будут необходимы при обучении на других кафедрах.

  4. Цели обучения:

- общая: обучающийся должен обладать общекультурными компетенциями ОК-5 и профессиональными компетенциями ПК-1, ПК-48;

- учебная:

знать: пептиды, классификация, функции; белки, строение, свойства и функции.

уметь: применять полученные знания по данной теме в решении задач;

владеть: применять полученные знания по данной теме в решении задач.

  1. План изучения темы:

5.1. Контроль исходного уровня знаний.

Тесты:

  1. ПЕПТИДЫ – ЭТО ПОЛИМЕРЫ, СОСТОЯЩИЕ ИЗ:

1) аминокислот;

2) глюкозы;

3) нуклеотидов;

4) аминов.

  1. БЕЛОК - ЭТО ПОЛИМЕР, В СОСТАВ КОТОРОГО ВХОДЯТ:

1) жирные кислоты и глицерин;

2) моносахариды;

3) >50 аминокислот;

4) <50 аминокислот;

5) нуклеотиды.

  1. ВТОРИЧНАЯ СТРУКТУРА БЕЛКА - ЭТО:

1) последовательность аминокислот;

2) регулярная укладка полипептидной цепи в пространстве;

3) упаковка полипептидной цепи в пространстве.

  1. СУБЪЕДИНИЦЫ В ЧЕТВЕРТИЧНОЙ СТРУКТУРЕ СОЕДИНЯЮТСЯ МЕЖДУ СОБОЙ:

1) пептидными связями;

2) водородными связями;

3) ионными связями;

4) гидрофобными связями.

  1. ВТОРИЧНАЯ СТРУКТУРА БЕЛКА СТАБИЛИЗИРУЕТСЯ:

1) водородными связями;

2) пептидными связями;

3) дисульфидными связями;

4) ионными связями;

5) гидрофобными связями.

  1. БЕЛКИ - ЭТО ПОЛИЭЛЕКТРОЛИТЫ БЛАГОДАРЯ:

1) диссоциации радикалов аминокислот;

2) распаду белков на аминокислоты;

3) диссоциации углеводного компонента.

  1. ГЛОБУЛЯРНЫЕ БЕЛКИ:

1) хорошо растворяются в воде;

2) не растворяются в воде;

3) растворяются в органических растворителях.

  1. АЦИДОЗ (ЗАКИСЛЕНИЕ СРЕДЫ) ПРИВОДИТ К:

1) разрушению всех структур белка, кроме первичной;

2) ассоциации субъединиц белковой молекулы;

3) ничего не изменяет.

  1. ВЫСОКИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ:

1) вызывают денатурацию белков;

2) делают белки более активными;

3) ничего не изменяют в белке.

  1. ПРИ ВЫСАЛИВАНИИ БЕЛКИ:

1) не теряют своих свойств;

2) теряют свои нативные свойства;

3) распадаются на субъединицы;

4) распадаются на аминокислоты.

  1. АЛКАЛОЗ (ЗАЩЕЛАЧИВАНИЕ СРЕДЫ) ПРИВОДИТ К:

1) разрушению всех структур белка, кроме первичной;

2) ассоциации субъединиц белковой молекулы;

3) ничего не изменяет.
5.2. Основные понятия и положения темы

Пептиды

Пептиды - это полимеры, состоящие из аминокислот, соединенных пептидными связями.
Классификация:


  1. Олигопептиды (содержат 2-10 аминокислот)

  2. Полипептиды (содержат более 10 аминокислот)

  3. Белки (содержат свыше 50 аминокислот)


Белки

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Статическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconСтатическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Статическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconБиологическая химия сборник методических указаний для обучающихся...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Статическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconБиохимия сборник методических указаний для обучающихся к лабораторным...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Статическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconСборник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Статическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconОлогическая химия сборник методических указаний для обучающихся к...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Статическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconБиохимия сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Статическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconБорник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Статическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconСборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Статическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconСборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Статическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconСборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Статическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconСборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Статическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconСборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Статическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconМетодических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Статическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconРабочая программа по дисциплине: Иммунология для специальности 060301...
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры клинической иммунологии и аллергологии «10» июня 2013 года протокол...
Статическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 icon№ Дифферон понятие, клеточный состав. Дифференциация понятие. Характеристика...
Новые клеточные технологии : сб метод указаний для обучающихся к внеаудитор. (самостоят.) работе для специальности 060103 – Педиатрия...
Статическая биохимия сборник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям для специальности 060301 Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 iconГ. А. Петров физиология с основами анатомии
Петров, Г. А. Физиология с основами анатомии: сборник заданий для текущего и рубежного контроля знаний студентов, обучающихся по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск