Министерство образования Тверской области
ГБПОУ «Удомельский колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплина: ____________ХИМИЯ________________________________
2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессиям начального профессионального образования (далее НПО) базовой подготовки
140407 Электрические станции сети и системы
140101 Тепловые электрические станции
260807 Технология продукции общественного питания Организация-разработчик: ГОУ СПО «Удомельский техникум» Разработчик: Пронина В.Г.- преподаватель ГБОУ НПО «Удомельский техникум».
1. Паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Химия»
1.1.Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования в соответствии с ФГОС по профессиям
140407 Электрические станции сети и системы
140101 Тепловые электрические станции
260807 Технология продукции общественного питания 1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общеобразовательный
Программа базового уровня предмета «Химия» отражает современные тенденции в химическом образовании и является завершающим звеном в системе изучения естественнонаучных дисциплин.
Основной целью курса является повышение интереса к химии за счёт образования межпредметных связей, формирование у обучающихся широких представлений о строении, структуре и свойствах мира, развитие геополитического мышления.
Методологической основой построения учебного предмета «Химия» является приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении обязательного минимума содержания среднего(полного) общего образования» и программно – методические материалы МО РФ.
Данный курс предмета «Химия» предназначен для студентов на базе CПО (1 курс), закончивших основную школу (9 классов).
Курс предмета «Химия» рассчитан на 117 часов ( из них на теоретическое обучение 78 часов и 39 часов на самостоятельную учебную нагрузку студента )
Текущий контроль над качеством усвоения учебного материала осуществляется с помощью:
Периодического тестирования по изученному материалу;
Проверки выполнения домашних заданий;
Проверки практических работ;
Проведения контрольных работ по окончании изучения определённой темы.
Учащийся должен знать:
Электронное строение атомов химических элементов 1-4 периода;
Характеристику агрегатного состояния вещества;
Закономерности в расположении и строении атомов химических элементов в периодической системе.
Способы получения металлов восстановлением, оксидов ,гидроксидов и солей;
Характерные физические и химические свойства важнейших представителей каждого класса:
Принципы и правила составления уравнений химических реакций.
Основные типы химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена);
Закономерности изменения скорости реакций от температуры, давления и концентрации вещества.
Принцип Ле Шателье.
Качественный состав органических веществ;
Роль органической химии в современном мире
Четыре положения теории А.М.Бутлерова;
Сущность явления изомерии и гомологии;
Типы углеродных скелетов;
Типы гибридизации атома углерода
Молекулярные,структурные формулы, названия и изомеры наиболее важных представителей каждого класса углеводородов (метан, этан, пропан, бутан, пентан, этилен и бутилен, ацетилен, циклобутан и циклогексан, бензол и толуол );
Характеристику и основные области применения нефтепродуктов, продуктов коксования угля и фракционной переработки попутного нефтяного газа.
Молекулярные и структурные формулы важнейших представителей каждого класса ( метанол, этанол, формальдегид, ацетальдегид, муравьиная и уксусная кислота, глюкоза и сахароза);
Области применения этих веществ применительно к своей профессии;
Способы получения, химические свойства и генетическую связь между спиртами, альдегидами и карбоновыми кислотами.
Молекулярные и структурные формулы важнейших представителей каждого класса ( метиламин, этиламин, анилин, аминоуксусны);
Области применения этих веществ применительно к своей профессии;
Способы получения, химические свойства и биологическое значение аминов и аминокислот.
Формулы структурных звеньев пластмасс, синтетических и природных волокон, натурального каучука;
Отличительные свойства термопластичных и термореактивных пластмасс;
Важнейшие области применения полимеров применительно к своей профессии.
Основы безопасного обращения с лекарствами, продуктами бытовой химии и пищевыми продуктами.
Учащийся должен уметь:
Составлять электронную формулу атома;
Находить процентную и молярную концентрацию растворов;
Определять тип химической реакции по физическим характеристикам вещества.
Составлять формулы сложных веществ;
Решать задачи на нахождение массы, объёма и практического выхода вещества;
Называть области применения веществ каждого класса в народном хозяйстве.
Определять тип химической реакции;
Расставлять степени окисления и определять элемент окислитель и восстановитель;
Показывать направление смещения химического равновесия при определённых условиях.
Проводить опыты, доказывающие элементарный качественный состав органических веществ;
Отличать по характерным свойствам органические и неорганические вещества.
Составлять различные типы углеродных цепочек;
Определять по структурной формуле вещества его принадлежность к определённому классу;
Составлять структурные формулы простейших изомеров.
Составлять и называть изомеры предложенного вещества;
Составлять уравнения химических реакций горения, разложения, замещения и присоединения на примере метана, этилена, ацетилена и бензола;
Составлять реакции, характеризующие генетическую связь между классами углеводородов;
Решать расчетные задачи на нахождение молекулярной формулы вещества по массовой доли элемента или массам продуктов реакции горения.
Составлять и называть изомеры предложенного вещества;
Составлять уравнения химических реакций горения, окисления, восстановления и присоединения на примере метанола, этанола, формальдегида, уксусной кислоты, сложного эфира и глюкозы;
Составлять реакции, характеризующие генетическую связь между классами кислородосодержащих органических веществ;
Решать расчетные задачи на нахождение массы или объёма вещества по уравнению химической реакции.
Составлять уравнения реакций получения предложенного вещества по цепочке превращений;
Решать задачи на практический выход продукта реакции от теоретически возможного;
С помощью характерных реакций распознавать предложенные растворы или
образцы органических веществ.
Составлять уравнения реакций полимеризации и поликонденсации;
Определять по характерным свойствам важнейшие полимерные материалы.
Ориентироваться в условных обозначениях на этикетках товаров бытовой химии;
Показывать роль отдельных химических производств в загрязнении окружающей среды.
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
| Объем часов
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Раздел 1.
| ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
| 64/44
|
| Тема 1.1.
| СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА.
Атомно-молекулярное учение в химии. Химический элемент, вещество. Атомные и молекулярные массы . Химические формулы веществ, расчеты по ним.
Основные законы химии: сохранение массы вещества, закон постоянства состава веществ, закон Авогадро.
Строение атома, структура ядра. Электронная оболочка атома и характеристика состояния электрона. Распределение электронов по энергетическим уровням и орбиталям. Электронные и графические формулы атомов химических элементов. Зависимость строения атома химического элемента от его положения в периодической системе химических элементов. Особенности заполнения электронной оболочки атомов у элементов побочных подгрупп IY периода.
Виды и механизм образования химической связи. Валентность и валентные возможности атома. Характеристика ковалентной связи. Ионная, металлическая, водородная связь. Зависимость физических свойств веществ от типа химической связи.
Агрегатное состояние вещества: газ, жидкость и твердое тело. Аморфное и кристаллическое состояние, виды кристаллических решёток.
Чистые вещества и смеси. Понятие о дисперсных системах. Истинные растворы. Суспензии. Эмульсии. Коллоидные системы и их свойства. Способы выражения концентрации растворов.
| 18
| 1
| Практическая работа:
Правила Т.Б. на лабораторных и практических занятиях.
Приготовление растворов заданной концентрации.
Определение свойств веществ в зависимости от типа химической связи.(Составление уравнений химических реакций с образованием ионной связи)
| 3
|
|
| Самостоятельная работа:
Решение задач: определение относительной молекулярной массы вещества, нахождение массовой доли элемента в веществе, строение атома.
Составление кроссворда.
3.Реферат «Жизнь и деятельность М.В.Ломоносова».
|
2 1
1
|
| Тема 1.3.
| КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ.
Теория электролитической диссоциации, электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация, степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. влияние температуры и разбавления на степень электролитической диссоциации.
Общая классификация неорганических веществ. Понятие о металлах и неметаллах как простых веществах.
Сложные вещества и их классификация. Оксиды, основания, кислоты и соли. Их классификация, нахождение в природе, способы получения, свойства и применение важнейших представителей.
| 10
|
| Лабораторные опыты:
Взаимодействие воды с оксидом кальция.
Свойства соляной кислоты.
Качественные реакции на анионы.
Качественные реакции на катионы.
Получение и распознавание углекислого газа.
|
|
| Практическая работа:
1.Свойства оксидов, гидроксидов и солей.
2. Получение гидроксида алюминия и доказательства его амфотерности
| 2
|
| Контрольная работа №2
| 1
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
Решение задач по теме «Степень электролитической диссоциации, влияние температуры и разбавления на степень электролитической диссоциации»
Рефераты: нахождение в природе, способы получения, применение оксидов, оснований, кислот и солей.
| 6
|
| Тема 1.2.
| ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.
Классификация химических реакций по количеству и качеству веществ, изменению степени окисления элементов и обратимости процесса. Термохимические реакции: экзотермические и эндотермические реакции. Окислительно-восстановительные реакции. Расчет степени окисления по формуле, уравнения ОВР методом электронного баланса.
Скорость химической реакции, её зависимость от внешних факторов. Понятие о прямой и обратной реакциях. Химическое равновесие и условия его смещения.
| 6
|
| Практическая работа:
1.Расчет степени окисления по формуле, уравнения ОВР методом электронного баланса.
2.Проведение реакций различных типов.
3.Термохимические расчеты.
| 3
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
Решение задач.
Реферат.
| 5
|
| Тема 1.4.
| МЕТАЛЛЫ И НЕМЕТАЛЛЫ.
Металлы, их положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, особенности строения атомов металлов, их физические и химические свойства. Важнейшие представители, их нахождение в природе, получение и применение. Проблемы экологии.
Сплавы, их классификация , свойства и применение.
Гальванический элемент. Измерение относительной величины разности потенциалов при помощи электродов сравнения. Ряд напряжения металлов. Электролиз растворов и расплавов электролитов. Химические источники тока.
Коррозия, виды коррозии. Химическая и электрохимическая коррозия. Борьба с коррозией.
Проводники электрического тока и диэлектрики, полупроводники.
Неметаллы и их соединения. Источники материалов, являющихся диэлектриками и полупроводниками.
|
10
|
| Практическая работа:
1.Общие свойства металлов.
2.Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и неметаллы».
3.Расчет по составам сплавов на выход от теоретически возможного.
| 3
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
Металлы и их характеристика, коррозия, виды коррозии металлов, борьба с коррозией. Сплавы, их значение в жизни человека и в хозяйстве.
| 5
|
| Раздел 2.
| ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
| 53/34
|
| Тема 2.1.
| Теория химического строения.
Органическая химия – химия соединений углерода. Становление органической химии как науки, сущность и кризис «витализма». Отличительные свойства органических веществ, их разнообразие и значение в современном мире.
Основные положения теории А.М.Бутлерова, предпосылки создания теории и её современное прочтение. Понятие валентности, углеродный скелет органической молекулы, изомерия и её виды, характеристика химических связей в органических веществах. Принципы классификации органических веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп.
| 4
|
| Практическая работа.
1. Решение задач на определение валентности, углеродный скелет органической молекулы, изомерию и её виды.
2. Составить характеристику химических связей в органических веществах.
| 2
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
Решение задач: валентность, углеродный скелет органической молекулы, изомерия и её виды, характеристика химических связей в органических веществах
Реферат: становление органической химии как науки, сущность и кризис «витализма», предпосылки создания теории А.М.Бутлерова и её современное прочтение.
| 3
|
| Тема 2.2.
| Углеводороды.
Гомологический ряд, закономерности в изменении физических свойств, характерные виды изомерии и номенклатура, получение, особенности химических свойств и основанные на этих свойствах области применения предельных, непредельных, диеновых углеводородов, циклопарафинов и ароматических соединений.
Природные источники углеводородов: природный и попутный нефтяной газы, нефть, уголь. Состав и свойства нефти, способы её первичной переработки и крекинг нефтепродуктов.
| 14
|
| Лабораторная работа:
Получение и свойства ацетилена.
| 1
|
| Практическая работа.
Качественное определение химических элементов в органических веществах.
Изготовление моделей молекул органических соединений.
Получение этилена и изучение его свойств.
| 3
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
Опорный конспект по теме : «Природные источники углеводородов: природный и попутный нефтяной газы, нефть, уголь».
Рефераты: применение предельных, непредельных, диеновых углеводородов, циклопарафинов и ароматических соединений.
| 4
|
| Тема 2.3.
| КИСЛОРОДОСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА.
Гомологический ряд, закономерности в изменении физических свойств, характерные виды изомерии и номенклатура, получение, особенности химических свойств и основанные на этих свойствах области применения спиртов, альдегидов, карбоновых кислот, сложных эфиров и жиров, углеводов (моно-, дисахаридов).
| 8
|
| Лабораторные опыты:
Свойства этанола. качественная реакция на многоатомные спирты.
Свойства формальдегида, качественная реакция на альдегиды .
Свойства уксусной кислоты.
Свойства жиров.
Свойства глюкозы.
|
|
| Практическая работа:
1.Получение, выделение и изучение свойств уксусной кислоты.
2.Получение сложного эфира.
3.Омыление жиров.
| 3
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
Рефераты: применение спиртов, альдегидов, карбоновых кислот, сложных эфиров и жиров, углеводов.
| 4
|
| Тема 2.4.
| АЗОТОСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА.
Гомологический ряд, закономерности в изменении физических свойств, характерные виды изомерии и номенклатуру, получение, особенности химических свойств и основанные на этих свойствах области применения аминов и аминокислот. Биологическая роль аминокислот.
| 4
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
Решение задач: характерные виды изомерии и номенклатура, особенности химических свойств аминокислот.
Реферат: применения аминов и аминокислот.
| 4
|
| Тема 2.5
| ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ, ПОЛИМЕРЫ.
Общее понятие о ВМС, их классификация на основе происхождения, физических свойств и строения. Общие свойства полимеров, способы их получения на примере полиэтилена и капрона.
Природные полимеры - каучук, крахмал, целлюлоза, белки и нуклеиновые кислоты. Их строение, свойства, применение и биологическая роль.
Синтетические полимеры - пластмассы и волокна, их получение, свойства и применение на примере полиэтилена, поливинилхлорида, фенолформальдегидной смолы, лавсана и капрона.
Роль отечественных учёных в создании полимерных материалов.
| 4
|
| Лабораторные опыты и работы:
Свойства крахмала.
Качественные реакции на белок.
л/р «Ознакомление с коллекцией волокон».
л/р «Ознакомление с коллекцией синтетических каучуков».
| 2
|
| Практическая работа: Распознавание пластмасс и волокон.
| 1
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
Опорный конспект: Синтетические полимеры - пластмассы и волокна, их получение и свойства на примере полиэтилена, поливинилхлорида, фенолформальдегидной смолы, лавсана и капрона
Рефераты: применение и биологическая роль каучука, крахмала, целлюлозы, белков и нуклеиновых кислот. Роль отечественных учёных в создании полимерных материалов
| 4
|
| ИТОГО
|
| 117/78
|
| |