Программа базового уровня предмета «Химия»





Скачать 404.04 Kb.
НазваниеПрограмма базового уровня предмета «Химия»
страница1/3
Дата публикации04.12.2014
Размер404.04 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Химия > Программа
  1   2   3
Министерство образования Тверской области

ГБПОУ «Удомельский колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплина: ____________ХИМИЯ________________________________

2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессиям начального профессионального образования (далее НПО) базовой подготовки

140407 Электрические станции сети и системы

140101 Тепловые электрические станции

260807 Технология продукции общественного питания
Организация-разработчик: ГОУ СПО «Удомельский техникум»
Разработчик:
Пронина В.Г.- преподаватель ГБОУ НПО «Удомельский техникум».


1. Паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Химия»

1.1.Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования в соответствии с ФГОС по профессиям

140407 Электрические станции сети и системы

140101 Тепловые электрические станции

260807 Технология продукции общественного питания
1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в общеобразовательный

Программа базового уровня предмета «Химия» отражает современные тенденции в химическом образовании и является завершающим звеном в системе изучения естественнонаучных дисциплин.

Основной целью курса является повышение интереса к химии за счёт образования межпредметных связей, формирование у обучающихся широких представлений о строении, структуре и свойствах мира, развитие геополитического мышления.

Методологической основой построения учебного предмета «Химия» является приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении обязательного минимума содержания среднего(полного) общего образования» и программно – методические материалы МО РФ.

Данный курс предмета «Химия» предназначен для студентов на базе CПО (1 курс), закончивших основную школу (9 классов).

Курс предмета «Химия» рассчитан на 117 часов ( из них на теоретическое обучение 78 часов и 39 часов на самостоятельную учебную нагрузку студента )

Текущий контроль над качеством усвоения учебного материала осуществляется с помощью:

  • Периодического тестирования по изученному материалу;

  • Проверки выполнения домашних заданий;

  • Проверки практических работ;

  • Проведения контрольных работ по окончании изучения определённой темы.


Учащийся должен знать:

  • Электронное строение атомов химических элементов 1-4 периода;

  • Характеристику агрегатного состояния вещества;

  • Закономерности в расположении и строении атомов химических элементов в периодической системе.

  • Способы получения металлов восстановлением, оксидов ,гидроксидов и солей;

  • Характерные физические и химические свойства важнейших представителей каждого класса:

  • Принципы и правила составления уравнений химических реакций.

  • Основные типы химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена);

  • Закономерности изменения скорости реакций от температуры, давления и концентрации вещества.

  • Принцип Ле Шателье.

  • Качественный состав органических веществ;

  • Роль органической химии в современном мире

  • Четыре положения теории А.М.Бутлерова;

  • Сущность явления изомерии и гомологии;

  • Типы углеродных скелетов;

  • Типы гибридизации атома углерода

  • Молекулярные,структурные формулы, названия и изомеры наиболее важных представителей каждого класса углеводородов (метан, этан, пропан, бутан, пентан, этилен и бутилен, ацетилен, циклобутан и циклогексан, бензол и толуол );

  • Характеристику и основные области применения нефтепродуктов, продуктов коксования угля и фракционной переработки попутного нефтяного газа.

  • Молекулярные и структурные формулы важнейших представителей каждого класса ( метанол, этанол, формальдегид, ацетальдегид, муравьиная и уксусная кислота, глюкоза и сахароза);

  • Области применения этих веществ применительно к своей профессии;

  • Способы получения, химические свойства и генетическую связь между спиртами, альдегидами и карбоновыми кислотами.

  • Молекулярные и структурные формулы важнейших представителей каждого класса ( метиламин, этиламин, анилин, аминоуксусны);

  • Области применения этих веществ применительно к своей профессии;

  • Способы получения, химические свойства и биологическое значение аминов и аминокислот.

  • Формулы структурных звеньев пластмасс, синтетических и природных волокон, натурального каучука;

  • Отличительные свойства термопластичных и термореактивных пластмасс;

  • Важнейшие области применения полимеров применительно к своей профессии.

  • Основы безопасного обращения с лекарствами, продуктами бытовой химии и пищевыми продуктами.


Учащийся должен уметь:

  • Составлять электронную формулу атома;

  • Находить процентную и молярную концентрацию растворов;

  • Определять тип химической реакции по физическим характеристикам вещества.

  • Составлять формулы сложных веществ;

  • Решать задачи на нахождение массы, объёма и практического выхода вещества;

  • Называть области применения веществ каждого класса в народном хозяйстве.

  • Определять тип химической реакции;

  • Расставлять степени окисления и определять элемент окислитель и восстановитель;

  • Показывать направление смещения химического равновесия при определённых условиях.

  • Проводить опыты, доказывающие элементарный качественный состав органических веществ;

  • Отличать по характерным свойствам органические и неорганические вещества.

  • Составлять различные типы углеродных цепочек;

  • Определять по структурной формуле вещества его принадлежность к определённому классу;

  • Составлять структурные формулы простейших изомеров.

  • Составлять и называть изомеры предложенного вещества;

  • Составлять уравнения химических реакций горения, разложения, замещения и присоединения на примере метана, этилена, ацетилена и бензола;

  • Составлять реакции, характеризующие генетическую связь между классами углеводородов;

  • Решать расчетные задачи на нахождение молекулярной формулы вещества по массовой доли элемента или массам продуктов реакции горения.

  • Составлять и называть изомеры предложенного вещества;

  • Составлять уравнения химических реакций горения, окисления, восстановления и присоединения на примере метанола, этанола, формальдегида, уксусной кислоты, сложного эфира и глюкозы;

  • Составлять реакции, характеризующие генетическую связь между классами кислородосодержащих органических веществ;

  • Решать расчетные задачи на нахождение массы или объёма вещества по уравнению химической реакции.

  • Составлять уравнения реакций получения предложенного вещества по цепочке превращений;

  • Решать задачи на практический выход продукта реакции от теоретически возможного;

  • С помощью характерных реакций распознавать предложенные растворы или

  • образцы органических веществ.

  • Составлять уравнения реакций полимеризации и поликонденсации;

  • Определять по характерным свойствам важнейшие полимерные материалы.

  • Ориентироваться в условных обозначениях на этикетках товаров бытовой химии;

  • Показывать роль отдельных химических производств в загрязнении окружающей среды.


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

64/44




Тема 1.1.

СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА.

Атомно-молекулярное учение в химии. Химический элемент, вещество. Атомные и молекулярные массы . Химические формулы веществ, расчеты по ним.

Основные законы химии: сохранение массы вещества, закон постоянства состава веществ, закон Авогадро.

Строение атома, структура ядра. Электронная оболочка атома и характеристика состояния электрона. Распределение электронов по энергетическим уровням и орбиталям. Электронные и графические формулы атомов химических элементов. Зависимость строения атома химического элемента от его положения в периодической системе химических элементов. Особенности заполнения электронной оболочки атомов у элементов побочных подгрупп IY периода.

Виды и механизм образования химической связи. Валентность и валентные возможности атома. Характеристика ковалентной связи. Ионная, металлическая, водородная связь. Зависимость физических свойств веществ от типа химической связи.

Агрегатное состояние вещества: газ, жидкость и твердое тело. Аморфное и кристаллическое состояние, виды кристаллических решёток.

Чистые вещества и смеси. Понятие о дисперсных системах. Истинные растворы. Суспензии. Эмульсии. Коллоидные системы и их свойства. Способы выражения концентрации растворов.


18

1

Практическая работа:

  1. Правила Т.Б. на лабораторных и практических занятиях.

  2. Приготовление растворов заданной концентрации.

  3. Определение свойств веществ в зависимости от типа химической связи.(Составление уравнений химических реакций с образованием ионной связи)

3







Самостоятельная работа:

  1. Решение задач: определение относительной молекулярной массы вещества, нахождение массовой доли элемента в веществе, строение атома.

  2. Составление кроссворда.

3.Реферат «Жизнь и деятельность М.В.Ломоносова».



2
1

1




Тема 1.3.

КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ.

Теория электролитической диссоциации, электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация, степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. влияние температуры и разбавления на степень электролитической диссоциации.

Общая классификация неорганических веществ. Понятие о металлах и неметаллах как простых веществах.

Сложные вещества и их классификация. Оксиды, основания, кислоты и соли. Их классификация, нахождение в природе, способы получения, свойства и применение важнейших представителей.

10




Лабораторные опыты:

  1. Взаимодействие воды с оксидом кальция.

  2. Свойства соляной кислоты.

  3. Качественные реакции на анионы.

  4. Качественные реакции на катионы.

  5. Получение и распознавание углекислого газа.










Практическая работа:

1.Свойства оксидов, гидроксидов и солей.

2. Получение гидроксида алюминия и доказательства его амфотерности

2




Контрольная работа №2

1




Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач по теме «Степень электролитической диссоциации, влияние температуры и разбавления на степень электролитической диссоциации»

Рефераты: нахождение в природе, способы получения, применение оксидов, оснований, кислот и солей.

6




Тема 1.2.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.

Классификация химических реакций по количеству и качеству веществ, изменению степени окисления элементов и обратимости процесса. Термохимические реакции: экзотермические и эндотермические реакции. Окислительно-восстановительные реакции. Расчет степени окисления по формуле, уравнения ОВР методом электронного баланса.

Скорость химической реакции, её зависимость от внешних факторов. Понятие о прямой и обратной реакциях. Химическое равновесие и условия его смещения.


6




Практическая работа:

1.Расчет степени окисления по формуле, уравнения ОВР методом электронного баланса.

2.Проведение реакций различных типов.

3.Термохимические расчеты.

3




Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач.

Реферат.

5




Тема 1.4.

МЕТАЛЛЫ И НЕМЕТАЛЛЫ.

Металлы, их положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, особенности строения атомов металлов, их физические и химические свойства. Важнейшие представители, их нахождение в природе, получение и применение. Проблемы экологии.

Сплавы, их классификация , свойства и применение.

Гальванический элемент. Измерение относительной величины разности потенциалов при помощи электродов сравнения. Ряд напряжения металлов. Электролиз растворов и расплавов электролитов. Химические источники тока.

Коррозия, виды коррозии. Химическая и электрохимическая коррозия. Борьба с коррозией.

Проводники электрического тока и диэлектрики, полупроводники.

Неметаллы и их соединения. Источники материалов, являющихся диэлектриками и полупроводниками.



10




Практическая работа:

1.Общие свойства металлов.

2.Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и неметаллы».

3.Расчет по составам сплавов на выход от теоретически возможного.

3




Самостоятельная работа обучающихся:

Металлы и их характеристика, коррозия, виды коррозии металлов, борьба с коррозией. Сплавы, их значение в жизни человека и в хозяйстве.


5




Раздел 2.

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

53/34




Тема 2.1.

Теория химического строения.

Органическая химия – химия соединений углерода. Становление органической химии как науки, сущность и кризис «витализма». Отличительные свойства органических веществ, их разнообразие и значение в современном мире.

Основные положения теории А.М.Бутлерова, предпосылки создания теории и её современное прочтение. Понятие валентности, углеродный скелет органической молекулы, изомерия и её виды, характеристика химических связей в органических веществах. Принципы классификации органических веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп.


4




Практическая работа.

1. Решение задач на определение валентности, углеродный скелет органической молекулы, изомерию и её виды.

2. Составить характеристику химических связей в органических веществах.

2




Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач: валентность, углеродный скелет органической молекулы, изомерия и её виды, характеристика химических связей в органических веществах

Реферат: становление органической химии как науки, сущность и кризис «витализма», предпосылки создания теории А.М.Бутлерова и её современное прочтение.

3




Тема 2.2.

Углеводороды.

Гомологический ряд, закономерности в изменении физических свойств, характерные виды изомерии и номенклатура, получение, особенности химических свойств и основанные на этих свойствах области применения предельных, непредельных, диеновых углеводородов, циклопарафинов и ароматических соединений.

Природные источники углеводородов: природный и попутный нефтяной газы, нефть, уголь. Состав и свойства нефти, способы её первичной переработки и крекинг нефтепродуктов.

14




Лабораторная работа:

Получение и свойства ацетилена.

1




Практическая работа.

Качественное определение химических элементов в органических веществах.

Изготовление моделей молекул ор­ганических соединений.

Получение этилена и изучение его свойств.

3




Самостоятельная работа обучающихся:

Опорный конспект по теме : «Природные источники углеводородов: природный и попутный нефтяной газы, нефть, уголь».

Рефераты: применение предельных, непредельных, диеновых углеводородов, циклопарафинов и ароматических соединений.


4




Тема 2.3.

КИСЛОРОДОСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА.

Гомологический ряд, закономерности в изменении физических свойств, характерные виды изомерии и номенклатура, получение, особенности химических свойств и основанные на этих свойствах области применения спиртов, альдегидов, карбоновых кислот, сложных эфиров и жиров, углеводов (моно-, дисахаридов).

8




Лабораторные опыты:

Свойства этанола. качественная реакция на многоатомные спирты.

Свойства формальдегида, качественная реакция на альдегиды .

Свойства уксусной кислоты.

Свойства жиров.

Свойства глюкозы.








Практическая работа:

1.Получение, выделение и изучение свойств уксусной кислоты.

2.Получение сложного эфира.

3.Омыление жиров.


3




Самостоятельная работа обучающихся:

Рефераты: применение спиртов, альдегидов, карбоновых кислот, сложных эфиров и жиров, углеводов.

4




Тема 2.4.

АЗОТОСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА.

Гомологический ряд, закономерности в изменении физических свойств, характерные виды изомерии и номенклатуру, получение, особенности химических свойств и основанные на этих свойствах области применения аминов и аминокислот. Биологическая роль аминокислот.

4




Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач: характерные виды изомерии и номенклатура, особенности химических свойств аминокислот.

Реферат: применения аминов и аминокислот.

4




Тема 2.5

ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ, ПОЛИМЕРЫ.

Общее понятие о ВМС, их классификация на основе происхождения, физических свойств и строения. Общие свойства полимеров, способы их получения на примере полиэтилена и капрона.

Природные полимеры - каучук, крахмал, целлюлоза, белки и нуклеиновые кислоты. Их строение, свойства, применение и биологическая роль.

Синтетические полимеры - пластмассы и волокна, их получение, свойства и применение на примере полиэтилена, поливинилхлорида, фенолформальдегидной смолы, лавсана и капрона.

Роль отечественных учёных в создании полимерных материалов.


4




Лабораторные опыты и работы:

Свойства крахмала.

Качественные реакции на белок.

л/р «Ознакомление с коллекцией волокон».

л/р «Ознакомление с коллекцией синтетических каучуков».

2




Практическая работа: Распознавание пластмасс и волокон.

1







Самостоятельная работа обучающихся:

Опорный конспект: Синтетические полимеры - пластмассы и волокна, их получение и свойства на примере полиэтилена, поливинилхлорида, фенолформальдегидной смолы, лавсана и капрона

Рефераты: применение и биологическая роль каучука, крахмала, целлюлозы, белков и нуклеиновых кислот. Роль отечественных учёных в создании полимерных материалов


4




ИТОГО




117/78



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа базового уровня предмета «Химия» iconПримерная программа по русскому языку для базового уровня представляет...
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...
Программа базового уровня предмета «Химия» iconСивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т
Министерства образования от 05. 03. №1089 для базового уровня. Тип программы модифицированная, составлена на основе авторской И....
Программа базового уровня предмета «Химия» iconРабочая программа учебного предмета «Химия»
Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 8-го класса. Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного...
Программа базового уровня предмета «Химия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Информатика и икт» курс предмета для 10 классов, состоит из 2 часов в неделю базового уровня
Программа базового уровня предмета «Химия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программно методическое обеспечение: программа: С. Габриелян (для базового уровня), учебник: С. Габриелян. Химия. 8 класс. М.: Дрофа,...
Программа базового уровня предмета «Химия» iconРабочая учебная программа базового курса «Информатика»
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом мо РФ...
Программа базового уровня предмета «Химия» icon2. Место дисциплины в структуре общепрофессионального базового уровня
Целью изучения предмета является рассмотрение системы планирования деятельности хозяйствующего субъекта в условиях рыночных отношении,...
Программа базового уровня предмета «Химия» iconТест по теме: телевидение
Содержит задания двух уровней: 16 заданий базового уровня и 6 – повышенного уровня
Программа базового уровня предмета «Химия» iconТест егэ-2013 по русскому языку
Содержит задания двух уровней: 16 заданий базового уровня и 6 – повышенного уровня
Программа базового уровня предмета «Химия» iconПротокол №1 от «25» 09 2012 г
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...
Программа базового уровня предмета «Химия» icon«Сайт педагогического класса – как источник информации»
Содержит задания двух уровней: 16 заданий базового уровня и 6 – повышенного уровня
Программа базового уровня предмета «Химия» iconРабочая учебная программа предмета физическая и коллоидная химия...
Рабочая учебная программа предмета «Физическая и коллоидная химия» предназначена для реализации государственных требований к содержанию...
Программа базового уровня предмета «Химия» iconПерспективно тематическое планирование
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...
Программа базового уровня предмета «Химия» iconРабочая программа химия 11 класс 2013-2014 пояснительная записка...
«Сборник нормативно-правовых документов. Химия. Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007»), и программы курса химии...
Программа базового уровня предмета «Химия» iconО преподавании учебного предмета «Химия» в 2011/2012 учебном году
Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования соответствующих видов на изучение учебного предмета «Химия» установлено...
Программа базового уровня предмета «Химия» iconУрок изучения новых знаний
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск