Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т





НазваниеСивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т
страница1/2
Дата публикации08.10.2014
Размер230 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2

Утверждаю:


Директор ГБОУ ЦО №953

Волощенко О.В._________________

«____» __________________2013 г


Принято:

На заседании МС ГБОУ ЦО №953

Протокол № __ от «___» _______2013г

Рабочая программа

по биологии в 10 классе.


(35 часов – 1 час в неделю)

Учитель Пашкова Ольга Александровна


ГБОУ ЦО № 953

Программа: Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н. И. Сонина. Биология. 5-11 классы. Составитель: Инна Морзунова; издательство Дрофа, 2010 г.



Учебник Биология. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11 кл. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. – М.: Дрофа, 2009 г.


Москва 2013-2014 год

Пояснительная записка

к рабочей программе по биологии в 10 классе (базовый уровень)

Рабочая программа составлена на основе учебного плана ГБОУ ЦО №953 на 2013-2014 учебный год, федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии, утвержденного приказом Министерства образования от 05.03. №1089 для базового уровня. Тип программы модифицированная, составлена на основе авторской И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова, и примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования для базового уровня.

Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях, которая предусматривает изучение биологических дисциплин и рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов. Данная программа составляет основу и продолжает формировать у учащихся научную картину мира, как компонента общечеловеческой культуры, ответственное отношение к природе, помогает подготовить школьников к практической деятельности в области медицины, экологии. Профилактика СПИДа; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; наследственные болезни человека, их причины и профилактика; медико-генетическое консультирование помогут школьникам корректно адаптироваться в современном обществе и использовать приобретенные знания и умения в собственной жизни.

В программе заложены основные принципы общего среднего образования: центрический принцип построения, обучения, развития, гуманизации, дифференциации, экологизации, научности, доступности. Особенностью программы является региональный компонент – рассматриваются экологические вопросы в соответствии с изучаемыми темами.

Целью данного курса является:

  • развитие у школьников понимания величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия и многообразия;

  • развитие экологического образования и воспитания экологической культуры учащихся.

Задачи курса:

  • развитие понимания значимости биологической науки для решения задач в области сельского хозяйства, медицины, экологии, микробиологии;

  • воспитание экологической культуры и нравственности учащихся;

  • формирование и развитие умения учебного труда как важного условия усвоения содержания курса и развитие логического мышления

  • совершенствование ключевых компетенций (учебных, познавательных, коммуникативных, общекультурной);




  • совершенствование саморефлексивных качеств – самоанализ, самоконтроль, самокоррекция;


Лабораторные работы проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

При изучении курса для развития познавательного интереса используются различные методы и формы обучения – проблемный и частично-поисковый, работа в группах, самостоятельная работа. Предусмотрены задания творческого характера, решение познавательных творческих задач. Продолжается формирование навыков самостоятельной работы с текстом и рисунками учебника. Уделено внимание формированию и совершенствованию ключевых компетенций.

В каждой изучаемой главе курса определены основные знания и умения для учащихся, определены формы контроля знаний. Для контроля знаний используются различные измерители, разработанные для каждой темы, которые содержат разные задания – это тесты, ответы на вопросы в свободной форме, дополни предложения, в форме и по материалам ЕГЭ.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения биологии на базовом уровне обучающиеся должны ЗНАТЬ и ПОНИМАТЬ:

* основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная Ч.Дарвина), учения В.И.Вернадского о биосфере, сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов; клетки; генов и хромосом; вида и экосистем;

  • сущность биологических процессов: размножение. Оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности. Образование видов, круговорот веществи превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

Учащиеся должны УМЕТЬ

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения;вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и наживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша; влияние мутагенов на организм человека; эжкологических факторов на организмы, взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем, необходимость сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности) процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизнии человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически оценивать её;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности т повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алклголизм, наркомания); правил поведения а природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)

Учебник: Общая биология. Базовый уровень. 10-11 класс.

Авторы: В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т.Захарова,

Издательство Дрофа. Москва, 2008-2009

Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 6-11 классы. Профильный уровень. Дрофа. Москва, 2010г

Количество часов по программе - 35

Распределение часов по темам



п/п



Тема


Общее количество часов


Лабораторные работы

1

Введение

1







Биология как наука.

Методы научного познания


3




2


Клетка

11

№1. Сравнение строения клеток растений и животных.

№2. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений и животных.


3

Организм


19


№3. Составление простейших схем скрещивания.

№4. Решение элементарных генетических задач.

№5. Выявление источников мутагенов в окружающей среде и их влияние на организм.

№6. Анализ и оценка этических аспектов некоторых исследований в биотехнологии.



4



Повторение



1






Всего за год 35 6

Глава 1. Введение. Биология как наука. Методы научного познания. (4 часа)

Обучающиеся должны знать:

  • вклад ученых биологов в развитие биологии;

  • достижения современной биологии;

  • основные открытия, сделанные в биологии в ХХ веке;

  • сущность жизни и свойства живой материи;

  • уровни организации живой материи;

  • методы познания живой природы.



Обучающиеся должны уметь:

  • объяснять сущность жизни;

  • вычленять уровни организации жизни;

  • оценивать достижения современной биологии;

  • характеризовать методы познания живой природы;

  • проводить дискуссии, работать с текстом учебника, делать выводы.





п/п

Тема урока

Основные понятия


Дата

Кор

рек

тир.



Лабораторные работы

Контроль знаний

Формирование

ключевых

компетенций

Вопросы экологии

Домашнее задание

1

Введение. Предмет и задачи общей биологии Вводный инструктаж по ТБ и ОТ

Цели и задачи общей биологии. Предмет исследования










Фронтальная беседа

Учебно-инфор-

мационная:

самостоятельно прорабатывать текст учебника, составлять тезисы

Задачи экологии

конспект

2

Краткая история разви

тия биологии. Система биологических наук.

Биология, система биологических наук, биогеография, биохимия, этология, эмбриология










Тест

Коммуникативная:

участие в учебном диалоге

Значение биоло-

гии для человека

п. 1.1

повт. 9 кл стр.122-142, 229-236


3


Сущность жизни и свойства живого. Критерии живых систем

Жизнь, свойства живого: химический состав, дискретность, метаболизм, саморегуляция, открытость, раздражимость, ритмичность










Фронтальная

беседа

Коммуникативная:

участие в учебном диалоге

Экология живой системы

П.1.2

4

Уровни организации жи вой материи. Методы изучения биологии.

Молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный










Фронтальная

беседа

Учебно-инфор-

мационная:

самостоятельно прорабатывать текст учебника, составлять тезисы.

Роль среды обитания и деятельности человека на организмы

п. 1.3


Глава 2. Клетка (11 часов)
Обучающиеся должны знать:

  • историю создания клеточной теории;

  • основные положения клеточной теории;

  • органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток;

  • особенности растительной и животной клетки, их отличительные особенности и сходство;

  • основные компоненты клеток, их строение и функции;

  • биологическую терминологию и символику по теме

Обучающиеся должны уметь:

  • объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике;

  • иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками,

  • работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;

  • работать с текстом учебника, проводить сравнение объектов, делать выводы, описывать изучаемый объект







п/п

Тема урока

Основные понятия


Дата

Кор

рек

тир.



Лабораторные работы

Контроль знаний

Формирование

ключевых

компетенций

Вопросы экологии

Домашнее задание

5

История изучения клетки. Клеточная теория.


Клетка, цитология, прокариоты, эукариоты,











Фронтальная

беседа

Учебно-инфор-

мационная:

самостоятельно прорабатывать текст учебника, составлять тезисы.




п. 2.1,

вопр. стр.

28

6


Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки.

Макроэлементы, микроэле-

менты, ультрамикро-элементы Неорганические вещества клетки, гидрофильные и гидрофобные соединения клетки, диполь










Фронтальный и индивидуальный

контроль

Учебно-инфор-

мационная:

самостоятельно прорабатывать текст учебника, составлять таблицу


Роль воды для

живых организ-

мов.

п. 2.2-2.3,

вопросы стр.33, 37

7


Органические вещества. Строение и функции липидов. Углеводы

Биополимеры, мономер, регулярные и нерегулярные полимеры, липиды, воски, жироподобные вещества Моносахариды, дисахариды, полисахариды,










Фронтальный и индивидуальный

контроль

Учебно-инфор-

мационная:

самостоятельно прорабатывать текст учебника, составлять таблицу





п. 2.4, п 2.5 (до белков)

8


Органические вещества Биологические полимеры белки.

Полипептиды, структура белка, денатурация и ренатурация, аминокислоты










Фронтальный и индивидуальный

контроль

Учебно-инфор-

мационная:

самостоятельно прорабатывать текст учебника, составлять таблицу

Причины много-

образия жизни на планете

п. 2.5, стр.

47 вопросы

9


Органические вещества. Нуклеиновых кислот.

Подготовка к проверке знаний

Нуклеиновые кислоты, нуклеотиды,

ДНК, РНК, АТФ, комплементарность,

транскрипция, матрица










Индивидуальный контроль

Учебно позна-

вательная:

постановка цели,

определение алгоритма работы





п. 2.6

10

Урок обобщения и контроля знаний №1 по теме: «Химическая организация клетки»

Контроль знаний основных понятий темы










Индивидуальный контроль

Учебно позна-

вательная:

постановка цели,

определение алгоритма работы








11


Строение эукариотической клетки.

Плазматическая мембрана, мембранные, немембранные органоиды, митохондрии, лизосомы







Лабораторные работы №1

«Сравнения строения клеток растений и животных»

оценка лабора-

торной работы

Учебно позна-

вательная:

постановка цели,

определение алгоритма работы





п. 2.7,

таблица

повт. стр. 24-33

12


Строение и функции ядра.

Ядро, хроматин, хромосомы, центромера, кариоплазма, кариотип, гаплоидный, диплоидный набор хромосом







Лабораторные работы №2

«Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений и животных»

оценка лабора-

торной работы Индивидуальный контроль

Учебно-позна-

вательная

сравнение, анализ, делать выводы





п. 2.8, стр.

68, вопросы

Повт. стр. 34-37




13


Прокариотическая клетка

Прокариоты, нуклеоид, плазмиды, ,капсула










Фронтальный и индивидуальный

контроль

Учебно-позна-

вательная

сравнение, анализ, делать выводы

Место и роль

бактерий в при-

роде и жизни человека.Уника

льность цианоба

ктерий

п. 2.9 ,

таблица

повт. стр. 37-40




14


Реализация наследственной информации в клетке.


Генетическая информация, генетический код, транскрипция, трансляция, матричный синтез










Индивидуальный контроль

Учебно-позна-

вательная

умение делать выводы, обобщение





п. 2.10,

подгот.

сообщен. о

вирусах




15


Неклеточная форма жизни. Вирусы

Урок обобщения и контроля знаний№2 по теме: «Строение клеток. Реализация наследственно информации в клетке»

Вирусы, капсид, бактериофаги, ВИЧ,

СПИД










Индивидуальный контроль

Учебно-позна-

вательная

сравнение, анализ, делать выводы

СПИД как демог

рафический фак-

тор

П. 2.11 повт. стр. 41-47



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т iconСивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т
Рабочая программа по биологии в 11 классе составлена на основе следующих нормативных документов
Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Г. Биология. 10 – 11 класс. М.: Дрофа, 2010г
Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Базовый учебник: Общая биология. Базовый уровень: учеб. Для 10 – 11 кл общеобразовательных учреждений /В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова,...
Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т iconРабочая программа по биологии в 10-11 классе по курсу «Общая биология,...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петропавловская средняя общеобразовательная школа
Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т iconРабочая программа составлена на основе элективного курса «Биология животных»
В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова учебник «Биология (Общая биология) базовый уровень» 10 – 11 класс – М.: Дрофа,...
Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Общая биология. Базовый уровень, учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е....
Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучение ведётся по учебникам «Общая биология 10 11 класс. Базовый уровень» авторы: В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова....
Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы» авторов И. В. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова// Биология в...
Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т iconУчебник Сивоглазов В. И., Агафонов И. Б. Е. Т. Захарова «Биология» Базовый уровень 10-11 классы
Блок дисциплин дв1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Дисциплины по выбору
Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т iconРабочая программа по биологии 10 класса (базовый уровень) 2 ступень...
Программы основного общего образования по биологии для 10 11 класса «Общая биология» авторов И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов
Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т iconРабочая программа по элективному курсу «Биология животных»
Данная программа по элективному курсу составлена на основе программы элективного курса «Мир животных», автор И. Б. Агафонова, В....
Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использована Программа среднего (полного) общего образования по биологии автор И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов. Программа допущена...
Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т iconСоставлено на основании Программы для общеобразовательных учреждений....
Цель урока: Создание условий для усвоения алгоритма исследования функции с помощью производной
Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
И. Б. Агафоновой, В. И. Сивоглазова (линия Н. И. Сонина), и в соответствии с учебно-методическим комплектом (авторы И. Б. Агафонова,...
Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов. Биология. 5-11 класс. Программа среднего (полного) общего образования по биологии. 10-11 классы....
Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т iconОтчет фонда «Забота»
Присутствовали: Дручина М. А., Нефедова М. А., Соломатина С. В., Позднякова О. С., Чубакина О. В., Грачева С. В., Решетова З. С.,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск