Скачать 226.57 Kb.
|
Рекомендовать к утверждению. Согласовано. Утверждена приказом Протокол заседания МО Заместитель директора по УВР по школе учителей химии и биологии Комарова Н.А. ------------------------------ ----------------------------- -------------------------- Директор МБОУ СОШ с. Т. Чамлык Нестерова Н.Н. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Т. Чамлык Добринского района Липецкой области Рабочая программа учебного курса по биологии для 11 класса «Общая биология» на 2012 – 2013 уч. год Верзилин Вячеслав Николаевич, учитель биологии Пояснительная записка Программа по биологии в 11 классе составлена на основании: — федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2004 г., — примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии авторов: И.Б.Агафонова, В.И. Сивоглазова. 2008 г., — базисного учебного плана на 2012 – 13 учебный год. Обучение ведётся по учебникам «Общая биология 10 - 11 класс. Базовый уровень» авторы: В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. М. Просвещения 2008 год. Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся. Знания, полученные на уроках биологии, должны не только определить общий культурный уровень современного человека, но и обеспечить его адекватное поведение в окружающей среде, помочь в реальной жизни. Изучение курса «Биология» в 11 классе на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде. С этой целью в программе уделяется серьезное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач: • Профилактика СПИДа. • Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. • Влияние мутагенов на организм человека. • Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. • Медико-генетическое консультирование. Эти темы помогут школьникам корректно адаптироваться в современном обществе и использовать приобретенные знания и умения в собственной жизни. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний, программой предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ. В программе дается распределение материала по разделам и темам. В основу курса положена уровневая организация живой природы. К каждой теме приведены основные понятия и перечень демонстраций, допускающих использование различных средств обучения с учетом специфики. Программа рассчитана на проведение 68ч. в год, проведение 2 практических и 4 лабораторных работ, 4 контрольных работ Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен: знать/понимать: • Основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учения В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости. • Строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);. • Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере. • Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки. • Биологическую терминологию и символику. уметь: • Объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыща человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов. • Решать: элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питании). • Описывать: представителей видов по морфологическому критерию. • Выявлять: приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности. • Сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения. • Анализировать и оценивать: различные гипотезы сущности жизни, происхождение жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде. • Изучать: изменения в экосистемах на биологических моделях. • Находить: информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно – популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек )курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение. Содержание программы Тема 1. Основные закономерности наследственности 4ч. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя – закон доминирования. Второй закон Менделя – закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя – закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков. Современные представление о гене и геноме. Взаимодействие генов. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутагенные факторы. Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Схемы, иллюстрирующие моногибридные и дигибридные скрещивания; сцепленное наследование признаков; перекрест хромосом. Материалы, демонстрирующие влияние мутагенов на организм человека. Практ. работа Решение элементарных генетических задач. Тема 2 Основы селекции. 6ч. Основы селекции: методы и достижения. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация; искусственный отбор. Основные достижения и направления развития современной селекции. Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека)
Карта – схема «Центры многообразия и происхождения культурных растений». Гербарные материалы и коллекции сортов культурных растений. Таблицы: «Породы домашних животных», «Сорта культурных растений». Схемы создания генетически модифицированных продуктов, клонирование организмов. Материалы, иллюстрирующие достижения в области биотехнологии. Тема 3. Вид 23ч. История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, теория Ж.Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Карта – схема маршрута путешествия Ч.Дарвина. гербарные материалы, коллекции, фотографии и другие материалы, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов. Доказательства эволюции органического вида.
Схема, иллюстрирующая критерии вида. Таблицы и или схемы: «Движущие силы эволюции», «Образование новых видов», «Сходство начальных стадий эмбрионального развития позвоночных», гербарии, коллекции и другие наглядные материалы, демонстрирующие приспособленность организмов к среде обитания в результате видообразования. Таблицы, муляжи и другие наглядные материалы, демонстрирующие гомологичные и аналогичные органы, их строение и происхождение в онтогенезе; рудименты и атавизмы.
1. Изучение результатов искусственного отбора 2. Выявление изменчивости у особей одного вида. 3. Выявление приспособлений организмов к среде обитания. Практические работы 1. Изучение морфологического критерия видов. Тема 4. Возникновение и развитие жизни на Земле 7ч. Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера. Гипотезы о происхождении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина – Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Схемы: «Возникновение одноклеточных эукариотических организмов», «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира». Репродукции картин, изображающих флору и фауну различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки организмов в древних породах. Тема 5. Происхождение человека 5ч. Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира (класс Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди). Эволюция человека, основные этапы. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.
Схемы: «Основные этапы эволюции человека». Таблицы, изображающие скелеты человека и позвоночных животных Тема 6. Экосистемы 11ч. Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества – агроценозы.
Схема «Пространственная система экосистемы (ярусность растительного сообщества)». Схемы и таблицы, демонстрирующие пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; круговорот веществ и энергии в экосистеме.
1. Естественные (луг) и искусственные (рыбхоз) экосистемы.
1.Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосисте Тема 7 Биосфера – глобальная экосистема 14ч. Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных материалов.
Таблицы, демонстрирующие глобальные экологические проблемы и последствия деятельности человека в окружающей среде. Карты национальных парков, заповедников и заказников России. Экскурсия 1. Оценка последствий деятельности человека в окружающей среде. Календарно – тематическое планирование 11 класс
Учебно – тематическое планирование 11 класс
Литература и средства обучения Методиче¬ское пособие к учебнику В.Б.Захарова,С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина –« Биология. Поурочные планы». «Учитель», 2006г. Биология. Общие закономерности. «Технологические карты уроков». В. Н. Семенцова , г. Санкт – Петербург, 2002г. MULTIMEDIA – поддержка курса: Интернет – ресурсы: www.bio.1september.ru www.bio.nature.ru www.edios.ru www.km.ru/educftion CD-диски: - Биология. 6-9 класс. – «Кирилл и Мефодий», 2003 - Биология. 6-11 класс. Лабораторный практикум. – Республиканский мультимедиа Центр, 2004г. |