Рабочая программа учебной дисциплины «Химия»





Скачать 182.59 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «Химия»
Дата публикации04.12.2014
Размер182.59 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Химия > Рабочая программа


ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»





Согласовано
_____________________________

Руководитель ООП

по специальности 271101

профессор Протосеня А.Г.

Утверждаю
___________________________

Зав. кафедрой

Общей и физической химии

профессор Чиркст Д.Э.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Химия»

Специальность: 271101Строительство уникальных зданий и сооружений
Специализация: Строительство подземных сооружений
Квалификация (степень) выпускника Специалист
Составитель: ассистент Н.В. Джевага


Санкт-Петербург

2012

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью изучения дисциплины «Химия» является приобретение студентами знаний в области общей и неорганической химии в качестве естественнонаучной дисциплины, необходимых для последующего логического перехода к изучению цикла профессиональных дисциплин по направлению 271101 «Строительство уникальных зданий и сооружений».

В соответствии со стандартными требованиями к образованности специалиста в результате изучения теоретического курса и прохождения лабораторного практикума по химии задачей дисциплины является получение студентом необходимого объема знаний в области общей и неорганической химии, научиться применять эти знания для решения практических задач.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Химия» относится к циклу математических и естественнонаучных дисциплин и входит в его базовую часть. Для изучения дисциплины студент должен обладать знаниями по предмету «Химия», устанавливаемыми ФГОС для среднего (полного) образования. Дисциплина является предшествующей для изучения последующих дисциплин: органическая химия, основы электрохимии, неметаллические материалы, металлы и сплавы для художественных изделий.

цикла С.2 (математические и естественнонаучные дисциплины) в базовой части – Механика жидкости и газа (5-й семестр), в вариативной части – Основания и фундаменты (5-й семестр).
3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций:

    = способен на научной основе организовать свой труд, оценивать с большой степенью самостоятельности результаты своей деятельности, владеть навыками самостоятельной работы (ОК-6);

    = способен к приобретению с большой степенью самостоятельности новых знаний с использованием современных образовательных и информационных технологий (ОК-7);

    = способен к целенаправленному применению базовых знаний в области химических наук в профессиональной деятельности (ОК-9);

    = умеет выбирать основные и вспомогательные материалы и способы реализации основных технологических процессов при изготовлении изделий машиностроения (ОК-11).

В результате изучения дисциплины студент должен:

    Знать: принципы использования природных ресурсов, энергии и материалов, основные химические положения, законы и другие сведения, необходимые для применения в конкретной предметной области при изготовлении машиностроительной продукции.

    Уметь: применять физико-химические методы для проектирования изделий и технологических процессов в машиностроении; применять математические методы, физические и химические законы и вычислительную технику для решения типовых профессиональных задач; использовать основные понятия, законы и модели химических систем, химической идентификации; методы теоретического и экспериментального исследования в химии; расчеты по формулам соединений и уравнениям реакций; расчеты концентрации растворов; водородного показателя, расчеты ионного состава растворов электролитов; пользоваться таблицами и справочниками.

    Владеть: методами построения математических, физических и химических моделей при решении производственных задач; опытом планирования, постановки и обработки данных химического эксперимента; расчетов растворимости солей и гидроксидов при заданных условиях, прогнозирования свойств элементов и их соединений


4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2







Аудиторные занятия (всего)

68

68

-







В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

34

34

-







Практические занятия (ПЗ)

-

-

-







Семинары (С)

-

-

-

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

34

34

-







Самостоятельная работа (всего)

76

76

-







В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат







-







Другие виды самостоятельной работы







-







Выполнение домашних заданий

26

26

-







Подготовка к лабораторным работам

20

20

-







Составление отчетов к лабораторным работам

20

20

-







Подготовка к контрольной работе

10

10

-







Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

экзамен

экзамен

-







Общая трудоемкость час

зач. ед.

144

144

-







4

4

-








5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела



Введение. Основные понятия и законы химии

Краткий исторический очерк развития химии. Атомная и моле­кулярная массы. Количество вещества. Молярные масса и объем. Уравнение и схема реак­ции. Стехиометрические законы, расчеты по уравнению реакции. Номенклатура.



Строение атома. Строение многоэлектронного атома

Строение атомных ядер. Заряд ядра. Атомная орбиталь. Основное и возбуж­денные состояния атомной частицы. Квантовые числа. Энергетический уровень, энергети­ческий подуровень. Принцип Паули, пра­вило Клечковского, правило Хунда. Электронно-графические фор­мулы.



Периодический закон Д.И. Менделеева

Периодический закон и периоди­ческая система элементов Д. И. Менделеева. Структура Периодической системы элементов. Металлы и неметаллы. Изменения свойств элементов в рядах и периодах. Электроотрицательность, сродство к электрону, потенциал ионизации. Распределение элементов в природе.



Химическая связь. Строение молекул

Основные типы химической связи. Ковалентная связь. Метод валентных связей. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образова­ния ковалентных связей. Кратность связи. Полярность ковалент­ной связи. Геометрическая форма молекуляр­ных частиц. Гибридизация валентных орбиталей, ее типы. Ионная связь, типичные ионные соединения. Металлическая связь. Межмолекулярное взаимодействие. Водородная связь.



Комплексные соединения

Комплекс, комплексное соединение. Внутренняя и внешняя сфе­ры. Заряд комплекса. Комплексообразователь, его степень окисления. Лиган­ды, их дентатность. Координационное число комплексообразователя. Классификация комплексов и комплексных соединений. Номенклатура комплексов и комп­лексных соединений. Строение и геометрическая форма комплексов с точки зрения метода валентных связей. Основы реакций комплексообразования.



Окислительно-восстановительные процессы

Степень окисления. Процессы окисления и восстановления. Окислители и восстановители. Важнейшие окислители и восстановители. Метод электронного баланса. Класси­фикация ОВР.



Кинетика химических реакций. Химическое равновесие

Скорость химической реакции, константа скорости реакции, закон действующих масс. Химическое равновесие, константа равновесия, принцип Ле-Шателье, факторы, влияющие на химическое равновесие, обратимые и необратимые реакции, порядок реакции. Зависимость скорости реакции от температуры. Правило Вант-Гоффа. Уравнение Аррениуса. Энергия активации. Катализаторы и каталитические системы.



Растворы. Классификация и способы выражения концентрации растворов

Растворы, их классификация, природные воды как растворы.




Свойства растворов. Коллигативные свойства разбавленных растворов

За­коны Рауля и Вант-Гоффа. Изотонический коэффициент. Степень и константа диссоциа­ции. Влияние одноименного иона на диссоциацию слабого электролита. Закон разбавления Оствальда.



Электролиты. Теория электролитической диссоциации

Растворы электролитов, электролитическая диссоциация, факторы, влияющие на процесс диссоциации, степень и константа диссоциации, сильные и слабые электролиты, ступенчатая диссоциация, обменные реакции в растворах электролитов, смещение равновесия в реакциях между растворами электролитов.



Водородный показатель. Гидролиз солей. Расчет рН в растворах

Водородный показатель. Расчет рН в растворах сильных кислот и щелочей. Расчет рН при разведении и смешивании растворов. Равновесия в растворах слабых электролитов. Гидролиз солей. Расчет рН в растворах гидролизующихся солей. Равновесие в насыщенных растворах. Произведение растворимости. Условия образования и растворения осадков. Расчет растворимости. Растворимость гидроксидов, рН гидратообразования.



Буферные растворы

Буферные растворы. Типы буферных растворов, их практическое значение. Механизм буферного действия. Расчет рН в буферных растворах.



Равновесия в насыщенных растворах

Произведение растворимости: факторы, влияющие на растворимость осадков, солевой эффект, присутствие одноимённых ионов.



Основы химической термодинамики

Первое начало термодинамики. Законы Гесса и Кирхгофа. Вычисление теплового эффекта химической реакции при любых температурах. Второе начало термодинамики. Понятие об энтропии и других термодинамических функциях состояния системы. Способы их вычисления для различных процессов. Определение направления протекания самопроизвольных процессов при различных условиях. Основные законы химического равновесия и их практическое применение. Управление химическими процессами.



Качественный анализ

Качественный анализ. Химические и физико-химические методы качественного анализа. Условия выполнения качественных реакций. Групповые реагенты, дробный и систематический ход анализа.



Количественный анализ

Количественный анализ. Методы количественного анализа: химические, физические, физико-химические. Гравиметрический анализ. Объёмный (титриметрический) анализ.


5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

1.

Механика жидкости и газа




+

+

+

+

+

+

2.

Основания и фундаменты

+

+

+

+

+

+

+


5.3. Разделы дисциплин и виды занятий


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин

СРС

Все-го

час.

1.

Строение вещества

4




4




10

18

2.

Химия элементов

6




6




10

22

3.

Общие закономерности химических процессов.

6




6




14

26

4.

Химическая термодинамика.

6




6




10

22

5.

Химическая кинетика.

6




6




10

22

6.

Растворы

4




4




14

22

7.

Качественный и количественный анализ

2




2




8

12




Итого:

34




34




76

144


6. Лабораторный практикум

№ п/п

№ раздела дисциплины

Лабораторные работы

Трудо-емкость

(час.)






Техника безопасности

2






Определение химического эквивалента металла

2






Приготовление раствора и определение его концентрации

2






Исследование окислительно-восстановительных реакций

2






Исследование скорости химической реакции и химического равновесия

2






Исследование свойств комплексных соединений

2






Исследование реакций в растворах электролитов

2






Исследование гидролиза солей

2






Допуск

2


7. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (СЕМИНАРЫ)

Не предусмотрено учебным планом и основной образовательной программой.
8. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ (РАБОТ)
Не предусмотрено учебным планом и основной образовательной программой.
9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:
а) основная литература

1. Дибров И.А. Неорганическая химия. - СПб.: Изд-во «Лань», 2001.

2. Общая химия. Сборник задач. - СПб.: Изд-во СПГГИ, 2006.

3. Общая химия. Лабораторный практикум. - СПб: Изд-во СПГГИ, 2009.

б) дополнительная литература

1. Гольбрайх З.Е. Сборник задач и упражнений по химии. - М.: Высшая школа, 1997.

3. Краткий справочник физико-химических величин. Ред. Равдель А.А., Пономарева А.М. Издание 7. - СПб: Иван Федоров, 2003.

4. Карапетьянц М.Х., Дракин С.И. Общая и неорганическая химия. - М.: Химия, 1993.

5. Дибров И.А. Общая и физическая химия. Часть 1. Строение вещества и периодический закон. Часть 2. Периодичность изменения основных химических свойств элементов. - СПб: Изд-во СПГГИ, 1994.

6. Суворов А.В., Никольский А.Б. Общая химия. - СПб: Химия, 1997.

7. Девяткин П.Н., Дубровская Н.Я., Иванов И.И., Липин А.Б. Неорганическая химия: методические указания. СПб.: СПГГИ. 2004.

в) программное обеспечение

программа химических расчетов HSC производства компании Outotec

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1. База термодинамических данных: http://www.chem.msu.su/cgi-bin/tkv.pl

2. Интернет-библиотека: http://www.twirpx.com

3. Интернет-библиотека: http://www.sciteclibrary.ru
10. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Лаборатории общей и неорганической химии: ауд. 3415, 3417, площадь каждого помещения – 67 кв м., количество рабочих мест – 15; лаборатории оснащены типовым лабораторным оборудованием: установки для титрования, установки для определения химического эквивалента металла, установки для термохимических измерений, рН-метры,

2. Специализированная аудитория 3532: площадь помещения 68 кв. м; количество рабочих мест – 30; оснащена наглядным стендовым материалом, справочными таблицами по химии.
11. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Преподавание дисциплины основано на организации внутри дисциплины и междисциплинарных образовательных модулей, представляющих совокупность теоретических представлений и практических навыков по дидактическим единицам, изложенными в тексте программы во взаимосвязи с последующими и смежными дисциплинами.

Теоретические представления студент получает в результате изучения курса лекций и самостоятельного изучения литературных источников (учебников и учебных пособий). Теоретические представления закрепляются в процессе выполнения домашних заданий, контрольных и самостоятельных работ, составления реферата.

Практические навыки студентом приобретаются в ходе выполнения рекомендованного программой учебного лабораторного практикума, подготовке к лабораторным работам и оформления отчетов по результатам выполнения лабораторного эксперимента.

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация является совокупностью данных по успешности выполнения студентом требований ФГОС ВПО, учебного плана, примерной учебной программы и включает

= посещение лекционных и лабораторных занятий;

= своевременная сдача домашних заданий в соответствии с предоставленным преподавателем графиком выполнения домашних работ;

= своевременное предоставление реферата в соответствии с графиком работы над рефератом, которых составляется лектором потока;

= выполнение учебного лабораторного практикума и предоставления отчетов по лабораторным работам в соответствии с графиком выполнения лабораторных работ и сроками сдачи отчетов, разрабатываемым лектором потока;

= успешное написание контрольной работы.


Разработчик:

кафедра ОФХ, ассистент Джевага Н.В.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» iconРабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» iconРабочая программа Общеобразовательной учебной дисциплины «химия» Специальность
«Химия», примерной программы учебной дисциплины «Химия» авторов Габриеляна О. С., Остроумов И. Г., одобренной фгу «фиро» Минобрнауки...
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» iconРабочая программа учебной дисциплины «химия»
Рабочая программа учебной дисциплины Химия для специальности среднего профессионального образования естественнонаучного профиля:...
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» iconРабочая программа учебной дисциплины «химия»
Рабочая программа учебной дисциплины Химия для специальностей среднего профессионального образования технического профиля: 110809...
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» iconРабочая программа учебной дисциплины модуль «Химия»
Фгос впо по направлению подготовки 111100. 62 «Зоотехния», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» iconРабочая программа учебной дисциплины модуль «Химия»
Фгос впо по направлению подготовки 111100. 62 «Зоотехния», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» iconРабочая программа учебной дисциплины модуль «Химия»
Фгос впо по направлению подготовки 111100. 62 «Зоотехния», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» iconРабочая программа учебной дисциплины модуль «Химия»
Фгос впо по направлению подготовки 020400. 62 «Биология», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» iconРабочая программа учебной дисциплины «химия физическая и коллоидная»
С впо по направлению подготовки 110500. 62 «Садоводство», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» iconПрограмма учебной дисциплины органическая химия 2014 г
Программа учебной дисциплины «Органическая химия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» iconРабочая программа учебной дисциплины химия 2011 г
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» iconПрограмма учебной дисциплины химия 2014 г
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» iconРабочая программа учебной дисциплины химия биологическая для подготовки...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 111100. 62 «Зоотехния» и примерной учебной...
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» iconРабочая программа учебной дисциплины одп 06. Химия
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии...
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» iconРабочая программа по дисциплине Е. Н. Ф. 04 Химия общая и неорганическая
Цели и задачи учебной дисциплины «Общая и неорганическая химия», ее место в учебном процессе
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» iconРабочая программа учебной дисциплины «Химия»
Химия для специальностей среднего профессионального образования, одобренной и утвержденной Департаментом государственной политики...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск