Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Химия
2011 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее НПО) 151902.03 Станочник.
Организация-разработчик: ФГОУ СПО «Тамбовский политехнический техникум» Разработчики:
Данилова Е.А., преподаватель ФГОУ СПО «Тамбовский политехнический техникум» г. Тамбова.
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).
Заключение Экспертного совета №______ от «____»__________20__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4
| СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6
| условия реализации учебной дисциплины | 17
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 19
|
паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы
Химия
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 151902.03 Станочник.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: является базовой общеобразовательной дисциплиной.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: Рабочая программа ориентирована на достижения следующих целей: -освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
-овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
-развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
-воспитание убеждённости позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;
-применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. В результате изучения учебной дисциплины «Химия» обучающийся должен уметь:
• называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
• определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;
• характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;
• объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;
• выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;
• проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
• связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
• решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
-безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников. В результате изучения учебной дисциплины «Химия» обучающийся должен знать: • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;
• основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;
• важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 113 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 83 час;
самостоятельной работы обучающегося 30 часов. 2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Количество часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 113
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 83
| в том числе:
|
| практические занятия
| 25
| контрольные работы
| 4
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 30
| в том числе:
|
| изготовление моделей молекул
| 1
| подготовка рефератов, докладов
| 8
| работа с учебной, справочной литературой и интернет- ресурсами
| 8
| решение вариативных задач
| 8
| создание презентаций
| 5
| Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Химия»
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Раздел 1. Повторение
|
| 7
|
| Тема 1.1 Повторение основных понятий и законов химии
| Содержание учебного материала
| 4
| Повторение основных понятий химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.
Повторение основных законов химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него.
| 2
| Практические занятия
| 2
| Решение расчетных задач на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.
Расстановка коэффициентов в уравнениях химических реакций.
| Самостоятельная работа обучающихся
| 1
| Решение вариативных задач
| Раздел 2. Органическая химия
|
| 52
|
| Тема 2.1 Теория строения органических соединений.
Классификация органических веществ.
| Содержание учебного материала
| 5
| Изучение основных понятий органической химии. Валентность
Сравнение органических веществ с неорганическими.
Усвоение основных положений теории строения органических соединений A.M. Бутлерова. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного ске-лета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC.
| 2
| Лабораторные опыты
Качественное обнаружение углерода, водорода и хлора в молекулах органических соединений.
|
| Практические занятия
| 2
| Составление структурных формул изомеров и гомологов органических веществ с последующим называнием их по международной номенклатуре.
|
| Самостоятельная работа обучающихся
| 2
| Изготовление моделей молекул органических соединений.
Подготовка докладов по темам:
«Краткие сведения по истории возникновения и развития органической химии»
«Жизнь и деятельность A.M. Бутлерова»
«Витализм и его крах»
«Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии»
«Современные представления о теории химического строения».
| Тема 2.2. Углеводороды и
их природные источники
| Содержание учебного материала
| 7
| Изучение класса Алканы: гомологический ряд, изомерия, номенклатура. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
Изучение класса «Алкены»: гомологический ряд, изомерия, номенклатура. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств. Получение этилена (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена).
| 2
| Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина.
| 1
| Изучение класса «Алкины»: гомологический ряд, изомерия, номенклатура. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация ацетилена, получение и применение ацетилена на основе его свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами.
Изучение бензола – представителя класса «Арены». Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств.
Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты.
| 2
| Лабораторные опыты
Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки.
Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины.
|
| Практические занятия
|
| Практическая работа «Получение этилена. Изучение его свойств».
Решение расчётных задач на нахождение молекулярной формулы вещества по его плотности и массовой доле элемента.
Решение расчётных задач по уравнениям химических реакций.
Составление генетических цепочек.
|
|
| Контрольная работа по темам 2.1 и 2.2
| 1
|
| Самостоятельная работа обучающихся
| 4
| Решение вариативных задач.
Работа с учебной, справочной литературой и интернет- ресурсами.
Подготовка рефератов.
Создание презентаций.
Примерная тематика рефератов и презентаций:
Экологические аспекты использования углеводородного сырья
Экономические аспекты международного сотрудничества по использованию углеводородного сырья
История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской Федерации
Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия
Углеводородное топливо, его виды и назначение
Нефть и ее транспортировка как основа взаимовыгодного международного сотрудничества
Ароматические углеводороды как сырье для производства пестицидов
| Тема 2.3 Кислородсодержащие органические соединения
| Содержание учебного материала
| 8
| Изучение класса «Спирты»: функциональная группа, классификация, изомерия, номенклатура. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
Изучение фенола - представителя класса «Фенолы». Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.
Изучение класса «Альдегиды»: функциональная группа, классификация, изомерия, номенклатура. Химические свойства формальдегида: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств.
Изучение класса «Карбоновые кислоты»: функциональная группа, классификация, изомерия, номенклатура. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
| 2
|
| Сложные эфиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла.
|
| 1
| Изучение класса «Углеводы», их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств. Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза → полисахарид.
| 2
| Лабораторные опыты
Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди (II). Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот. Доказательство непрерывного характера жидкого жира. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди (II). Качественная реакция на крахмал.
|
| Практические занятия
| 3
| Решение расчётных задач на определение практического и теоретического выхода продукта реакции.
Решение качественных задач на определение генетической связи между классами органических соединений
| Самостоятельная работа обучающихся
| 4
| Решение вариативных задач.
Работа с учебной, справочной литературой и интернет- ресурсами.
Подготовка рефератов.
Создание презентаций.
Примерная тематика рефератов и презентаций:
Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы.
Резинотехническое производство и его роль в научно-техническом прогрессе.
Углеводы и их роль в живой природе.
Строение глюкозы: история развития представлений и современные воззрения.
Развитие сахарной промышленности в России.
Роль углеводов в моей будущей профессиональной деятельности.
Метанол: хемофилия и хемофобия.
Этанол: величайшее благо и страшное зло.
Алкоголизм и его профилактика.
Многоатомные спирты и моя будущая профессиональная деятельность.
Формальдегид как основа получения веществ и материалов для моей профессиональной деятельности.
Муравьиная кислота в природе, науке и производстве.
История уксуса.
Сложные эфиры и их значение в природе, быту и производстве.
Жиры как продукт питания и химическое сырье.
Замена жиров в технике непищевым сырьем.
Нехватка продовольствия как глобальная проблема человечества и пути ее решения.
Мыла: прошлое, настоящее, будущее.
Средства гигиены на основе кислородсодержащих органических соединений.
Синтетические моющие средства (CMC): достоинства и недостатки.
| Тема 2.4 Азотсодержащие органические соединения
| Содержание учебного материала
| 5
| Амины. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе его свойств.
Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе их свойств.
Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.
Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры. Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон.
| 1
|
| Лабораторные опыты
Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Денатурация белка под действием спирта, растворов солей тяжелых металлов и нагревания.
Ознакомление с коллекциями «Пдастмассы», «Волокна».
|
| Практические занятия
| 3
| Решение расчётных задач на «избыток-недостаток»
Практическая работа «Идентификация органических соединений»
Практическая работа «Распознавание пластмасс и волокон»
| Контрольная работа по разделу 2 «Органическая химия»
| 1
| Самостоятельная работа обучающихся
| 3
| Решение вариативных задач.
Работа с учебной, справочной литературой и интернет- ресурсами.
Подготовка рефератов.
Примерная тематика рефератов и презентаций:
Аммиак и амины - бескислородные основания.
Анилиновые красители: история, производство, перспектива.
Аминокислоты - амфотерные органические соединения.
Аминокислоты - «кирпичики» белковых молекул.
Синтетические волокна на аминокислотной основе.
«Жизнь это способ существования белковых тел...»
Структуры белка и его деструктурирование.
Биологические функции белков.
Белковая основа иммунитета.
| Раздел 3. Общая и неорганическая химия
|
| 54
| Тема 3.1 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома
| Содержание учебного материала
| 4
| Изучение строения атома. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, p-,d, и f-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
Современная формулировка Периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
| 2
|
| Лабораторные опыты
Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов.
|
| Практические занятия
| 1
| Составление электронно-графических формул атомов элементов малых периодов
| Самостоятельная работа обучающихся
| 2
| Работа с учебной, справочной литературой и интернет- ресурсами.
Подготовка докладов по теме: «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома».
| Тема 3.2. Строение вещества
| Содержание учебного материала
| 5
|
| Ионная химическая связь. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.
Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками.
Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов.
Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь.
Чистые вещества и смеси. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.
Дисперсные системы. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.
| 1
| Лабораторные опыты
Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем.
|
| Практические занятия
| 1
| Решение расчётных задач на определение объемной и массовой доли компонентов смеси, массовой доли примесей
| Контрольная работа по темам 3.1 и 3.2
| 1
| Самостоятельная работа обучающихся
| 3
| Решение вариативных задач.
Создание презентаций по теме «Строение вещества».
Работа с учебной, справочной литературой и интернет- ресурсами.
| Тема 3.3 Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация
| Содержание учебного материала
| 4
| Изучение растворимости веществ. Вода как растворитель. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов.
Массовая доля растворенного вещества.
Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты
| 2
|
| Практические занятия
| 2
|
| Решение расчётных задач на определение массовой доли растворенного вещества.
Практическая работа «Приготовление раствора заданной концентрации»
| Самостоятельная работа обучающихся
| 4
| Решение вариативных задач.
Работа с учебной, справочной литературой и интернет- ресурсами.
Подготовка докладов, рефератов.
Создание презентаций.
Примерная тематика докладов, рефератов и презентаций:
Растворы вокруг нас.
Вода как реагент и как среда для химического процесса.
Типы растворов.
Жизнь и деятельность С. Аррениуса.
Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической диссоциации.
Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях.
| Тема 3.4 Вещества и их свойства.
| Содержание учебного материала
| 7
| Изучение веществ и их свойств. Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные.
Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы - простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.
Кислоты. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислот.
Основания. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.
Соли. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и основные. Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей. Гидролиз солей.
Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.
| 2
| Лабораторные опыты
Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов, с основаниями, с солями.
Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочейс солями. Разложение нерастворимых оснований.
Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей друг с другом. Гидролиз солей различного типа.
|
| Практические занятия
| 4
| Практическая работа «Получение, собирание и распознавание газов»
Практическая работа «Идентификация неорганических соединений»
Решение качественных задач на определение генетической связи между классами органических и неорганических соединений.
Решение расчётных задач по уравнениям реакций.
| Самостоятельная работа обучающихся
| 4
| Решение вариативных задач.
Работа с учебной, справочной литературой и интернет- ресурсами.
Подготовка докладов, рефератов.
Создание презентаций.
Примерная тематика докладов, рефератов и презентаций:
Роль металлов в истории человеческой цивилизации.
История отечественной черной металлургии.
История отечественной цветной металлургии.
Современное металлургическое производство.
Специальности, связанные с обработкой металлов.
Роль металлов и сплавов в научно-техническом прогрессе.
Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.
Инертные или благородные газы.
Рождающие соли - галогены.
История шведской спички.
Химия металлов в моей профессиональной деятельности.
Химия неметаллов в моей профессиональной деятельности.
|
Тема 3.5 Химические реакции
| Содержание учебного материала
| 5
|
| Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.
Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.
Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.
| 1
| Лабораторные опыты
Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы. Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации. Зависимость скорости взаимодействия оксида меди(II) с серной кислотой от температуры.
|
| Практические занятия
| 3
| Решение расчётных задач по термохимическим уравнениям
Расстановка коэффициентов методом электронного баланса
Решение качественных задач по теме: «Химическое равновесие и способы его смещения».
| Контрольная работа по разделу 3 «Общая и неорганическая химия»
| 1
| Самостоятельная работа обучающихся
| 3
| Решение вариативных задач.
Работа с учебной, справочной литературой и интернет - ресурсами.
Подготовка докладов, рефератов, презентаций по теме «Химические реакции»
|
| Всего:
| 113
|
|