Тема занятия: «Буферные системы крови. Кислотно основное состояние организма»





НазваниеТема занятия: «Буферные системы крови. Кислотно основное состояние организма»
Дата публикации04.12.2014
Размер93.1 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы
Модуль 2. Типы химических равновесий.

Тема занятия: «Буферные системы крови. Кислотно – основное состояние организма».

Общая цель: Вам необходимо овладеть учебной программой данного занятия и научиться применять учебный материал в своей будущей профессии врача.
Сделайте записи в лабораторной тетради по плану:

  • Дата

  • Номер занятия

  • Тема занятия

  • Основные вопросы темы- учебные вопросы занятия

  • Краткое описание лабораторных работ.

Учебные вопросы занятия:

  1. Буферное действие - основной механизм протолитического гомеостаза организма.

  2. Буферные растворы: определение, классификация по составу и действию.

  3. Механизм действия буферных систем.

  4. Характеристика буферных систем:

    1. Расчет pH буферных систем. Уравнение Гендерсона-Гессельбаха.

    2. Буферная емкость: определение и формула расчета.

    3. Зона буферного действия: определение, формула расчета.

  5. Буферные системы крови: гидрокарбонатная, фосфатная, гемоглобиновая, протеиновая, их состав, механизм действия, буферная емкость.

  6. Понятие о кислотно-основном состоянии организма.

6.1. Щелочной резерв крови: определение и количественная оценка.

6.2. Ацидоз, его виды.

6.3. Алкалоз, его виды.

  1. Применение реакции нейтрализации в фармакотерапии: лекарственные средства с кислотными и основными свойствами (гидрокарбонат натрия, оксид и пероксид магния, трисамин и др.)


При отработке 1 вопроса следует ответить:

  • что такое гомеостаз?

  • одна из составляющих гомеостаза – это кислотно-основное равновесие, которое характеризуется постоянным значением pH крови = 7,4

  • объяснить, что такое буферное действие

При отработке 2 вопроса следует ответить:

  • что такое буферные растворы?

  • привести примеры буферных растворов в виде сопряженных кислотно

основных пар

  • указать какие буферные растворы поддерживают pHпостоянным в кислой и щелочной части шкалы pH.

При отработке 3 вопроса следует ответить:

  • объяснить механизм действия буферных растворов при добавлении кислоты или щелочи, с помощью химических реакций

  • объяснить почему не происходит смещения pH при разведении буферных растворов?

При отработке 4 вопроса следует ответить:

  • написать уравнение Гендерсона-Гассельбаха, сделать его анализ: от чего зависит pH буферного раствора?

  • дать определение буферной емкости, как количественно она оценивается, привести формулу по которой она рассчитывается.

  • от каких факторов зависит буферная емкость?

  • объяснить, что такое зона буферного действия, написать формулу, указать от чего зависит зона буферного действия.

При отработке 5 вопроса следует ответить:

  • перечислить буферные системы крови.

  • написать состав всех буферных систем крови в виде сопряженных кислотно-основных пар.

  • на примере одной из буферных систем (по выбору) покажите механизм действия.

  • укажите буферную емкость этих систем в плазме и эритроците.

При отработке 6 вопроса, следует ответить:

  • что такое щелочной резерв крови? чем он обеспечивается?

  • факторы, влияющие на изменение щелочного резерва крови, приводящие к смещению pH крови.

  • охарактеризовать ацидоз и алкалоз, их виды.

  • возможная коррекция кислотно-основного равновесия.

При отработке 7 вопроса, следует ответить:

  • охарактеризовать химические свойства указанных соединений.

  • привести реакции нейтрализации с указанными соединениями.


Лабораторная работа № 1. «Влияние разведения на pH буферного раствора».

Ход работы

В пробирку (I)→ + 5 мл 0,1 М раствора CH3COOH

+ 5 мл 0,1 М раствора CH3COONa

10 мл буферного раствора 2 мл во II пробирку

+ 6 мл H2Oдист. → имеем две пробирки, в каждой по 8 мл раствора, но в I-ой буферный раствор неразведенный, а во II-ой буферный раствор разбавленный.

В каждую пробирку + по 2 капли метилового красного → наблюдают появление одинаковой окраски в двух пробирках и делают вывод:

Вывод:
Лабораторная работа № 2. «Определение буферной емкости растворов».

Ход работы:

В I –ую колбу + 4 мл 0,1 М раствора CH3COOH

+ 6 мл 0,1 М раствора CH3COONa

10 мл буферного раствора с pH= 5

Во II колбу + 10 мл 0,0001 М раствора HCl с pH = 5.

В обе колбы + 3 капли индикатора метилового красного → окраска растворов одинаковая.

Растворы осторожно, поочередно титруют 0,1 М раствором NaOH до появления лимонно-желтой окраски (pH = 6,3). Записывают объем затраченного на титрование раствора NaOH:

Iколба - мл

II колба - мл

Рассчитывают буферную емкость растворов по формуле:

Вщ = Cfщ • Vщ/ (pH1-pH0) • Vбуф. р-ра = моль/л,

и делают вывод о буферной емкости растворов.

Вывод:
Лабораторная работа № 3. «Определение буферной емкости сыворотки крови».

Ход работы:

В I колбу 5 мл сыворотки крови (pH = 7,4) + 2 капли индикатора фенолфталеина

Во II колбу 5 мл сыворотки крови (pH = 7,4) + 2 капли индикатора метилоранжевого.

I колбу титруют раствором NaOH до появления малиновой окраски (pH = 8,4)

II колбу титруют раствором HCl до появления оранжево-розового окрашивания (pH = 3,4).

Записываем объемы (в мл) затраченных растворов NaOH и HCl:

I колба – V (NaOH) - мл

II колба – V (HCl) - мл

Вычисляют буферную емкость сыворотки крови по кислоте и по щелочи:

Bк = CfHCl • VHCl/(pH0-pH1) •Vсыв. крови = моль/л

Вщ = = CfNaOH• VNaOH/(pH0-pH1) •Vсыв. крови = моль/л

В выводе сравнивают вычисленные значения буферной емкости сыворотки крови по кислоте и по щелочи. Объясняют, почему они различные?

Вывод:


Рекомендуемая литература:

Основная литература

1. Общая химия. Учебник для медицинских вузов. (В.А. Попков, С.А. Пузаков), 976 с. – М,: «ГЭОТАР-Медиа.», 2009 г.

Дополнительная литература

  1. Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов

Учебник для медицинских вузов (Ю.А. Ершов, В.П. Попков, А.С. Берлянд и др. Ред. Ю.А. Ершов), 560 с. – М,: «Высшая шк.», 1993 г.

  1. Химия.основы химии живого. (В.И. Слесарев) 2 изд., 766 с – С-Пб.,: «Химиздат»


Эталон билета «контроль на входе».

Билет № 1

Буферные растворы, буферные системы организма

  1. Значение pH буферных растворов при добавлении небольших количеств кислот и оснований:

  1. сохраняются постоянными, т.к. добавляемые катионы водорода и анионы гидроксила связываются соответственно акцепторами и донорами протонов буферной системы;

  2. сохраняются примерно постоянными до тех пор, пока концентрации компонентов буферных систем будут превышать концентрации добавляемых ионов;

  3. изменяются, т.к. изменяются концентрации кислот и оснований к системе.

  1. При добавлении NaOH к буферной системе HPO42-/H2PO4-:

  1. активная концентрация HPO42- увеличивается, H2PO4- уменьшается;

  2. активная концентрация H2PO4- увеличивается, HPO42- уменьшается;

  3. активные концентрации HPO4- и H2PO4- не изменяются.

  1. Ацидоз – это:

  1. уменьшение кислотной буферной емкости физиологической системы по сравнению с нормой;

  2. увеличение кислотной буферной емкости физиологической системы по сравнению с нормой;

  3. увеличение основной буферной емкости физиологической системы по сравнению с нормой.

  1. Физиологическое значение pH поддерживается при соотношении компонентов бикарбонатной буферной системы, равном:

  1. [HCO3-]/[CO2] = 1:18;

  2. [HCO3-]/[CO2] = 4:1;

  3. [HCO3-]/[CO2] = 18:1;

  4. [HCO3-]/[CO2] = 1:4.

  1. При вдыхании чистого кислорода за счет уменьшения парциального давления СO2 в легких развивается:

  1. респираторный ацидоз;

  2. респираторный алкалоз;

  3. pH не изменяется;

  4. метаболический ацидоз.

Эталон ответа на билет «контроль на входе»

  1. Буферные растворы – это растворы при добавлении в которые кислоты или щелочи, или при разведении pH раствора не изменяется. Буферные растворы представляют собой сопряженные кислотно-основные пары, связанные переносом протона – ответ 2.

  2. При добавлении NaOH к буферной системе HPO42-/H2PO4- будет протекать реакция:

NaOH + H2PO4- ↔ Na+ + HPO42- + H2O,

поэтому активная концентрация HPO42- увеличивается, а H2PO4- - уменьшается;

Ответ 1.

  1. Ацидоз – это уменьшение кислотной буферной емкости физиологической системы по сравнению с нормой.

Ответ 1.

  1. Физиологическое значение pH поддерживается при соотношении компонентов гидрокарбонатной буферной системы, равном 18:1, т.к.

pH = pK (H2CO3) + lg [HCO3-]/S • pCO2 = 6,1 + lg 18 = 6,1 + 1.25 = 7, 35

Ответ 3.

  1. При вдыхании чистого кислорода за счет уменьшения парциального давления CO2 в легких развивается респираторный алкалоз.

Ответ 2.

Таким образом: 1 – 2 2 –1 3 – 1 4 – 3 5 – 2
Эталон билета «контроль на выходе»

Билет 9.

  1. Какая буферная система вносит максимальный вклад в буферную емкость эритроцитов?

а) фосфатная в) гемоглобиновая

б) белковая г) гидрокарбонатная

2. Раствор питьевой соды имеет pH = 8,5. Каково значение pOH для этого раствора?

а) 14 б) 5,5 в) 1,5 г) 8,5

3. Если pH крови составляет 7,4, то концентрация катионов водорода в крови

составляет [моль/л]:

а) 14,8 б) 10-7,4 в) 7,4 • 10-1
Эталон ответа на билет «контроль на выходе»

  1. Максимальный вклад в буферную емкость эритроцитов вносит гемоглобиновая буферная система (35 %)

Ответ: в

  1. Значение pOH в растворе питьевой соды будет:

pOH = 14 –pH = 14-8,5 = 5,5

Ответ: б

  1. Если pH крови составляет 7,4, то концентрация катионов водорода в крови составляет:

pH = -lg [H+]; 7,4 = -lg [10-7,4],

т.о. это 10-7,4 моль/л

Ответ: б

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема занятия: «Буферные системы крови. Кислотно основное состояние организма» iconТема: Буферные системы организма
К числу исключительных свойств живых организмов относится их способность поддерживать постоянство рН биологических жидкостей, тканей,...
Тема занятия: «Буферные системы крови. Кислотно основное состояние организма» iconКонспект урока биологии в 8 классе Тема урока. Внутренняя среда организма....
Сформировать представление о составе внутренней среды организма, продолжить формирование знаний о составе крови, функциях клеток...
Тема занятия: «Буферные системы крови. Кислотно основное состояние организма» iconТема: Буферная емкость
Мотивация изучения темы. Знание свойств буферных систем и умение применять их для решения практических задач врачу необходимо потому,...
Тема занятия: «Буферные системы крови. Кислотно основное состояние организма» iconТема: «музыкальное путешествие»
Сформировать представление о составе внутренней среды организма, продолжить формирование знаний о составе крови, функциях клеток...
Тема занятия: «Буферные системы крови. Кислотно основное состояние организма» iconТема урока: Колокольные звоны России
Сформировать представление о составе внутренней среды организма, продолжить формирование знаний о составе крови, функциях клеток...
Тема занятия: «Буферные системы крови. Кислотно основное состояние организма» iconТема урока вокально-хоровая работа в многоголосии
Сформировать представление о составе внутренней среды организма, продолжить формирование знаний о составе крови, функциях клеток...
Тема занятия: «Буферные системы крови. Кислотно основное состояние организма» iconВ. И. Вернадский self-organisation of life
А. самоорганизация живого. Водные растворы имеют одни и те же законы. Поэтому общие показатели океанической воды и плазмы крови:...
Тема занятия: «Буферные системы крови. Кислотно основное состояние организма» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови эритроциты, лейкоциты, тромбоциты....
Тема занятия: «Буферные системы крови. Кислотно основное состояние организма» iconКонспект урока "Группы крови. Переливание крови. Донорство" (Тема...
...
Тема занятия: «Буферные системы крови. Кислотно основное состояние организма» iconУважаемые посетители раздела биология
Сформировать представление о составе внутренней среды организма, продолжить формирование знаний о составе крови, функциях клеток...
Тема занятия: «Буферные системы крови. Кислотно основное состояние организма» iconЛекция по реаниматологии и анестезиологии. Тема лекции: острая дыхательная недостаточность
Острая дыхательная недостаточность это такое патологическое состояние организма, при котором функция аппарата внешнего дыхания недостаточна...
Тема занятия: «Буферные системы крови. Кислотно основное состояние организма» icon«Влияние динамики учебного процесса на состояние организма студента»
Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов
Тема занятия: «Буферные системы крови. Кислотно основное состояние организма» iconРазумноетел о
Регулярные занятия позволяют не только развить гибкость, но и улучшить психо эмоциональное состояние, повысить общий тонус организма....
Тема занятия: «Буферные системы крови. Кислотно основное состояние организма» iconКонспект урока. Учитель Филаевская Н. В. Тема урока Графы
...
Тема занятия: «Буферные системы крови. Кислотно основное состояние организма» iconКонспект урока в форме последовательности учебных ситуаций, заполняя...
...
Тема занятия: «Буферные системы крови. Кислотно основное состояние организма» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Внутренняя среда организма», изучить состав внутренней среды организма и значение каждого компонента; сформировать у учащихся новые...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск