Скачать 134 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» УТВЕРЖДАЮ Директор Института фундаментальной биологии и биотехнологии ____________/ Сапожников В.А. / «_____»_____________2008 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина СД.Р.4 «Биохимические механизмы адаптации» (наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом) Укрупненная группа ____020000 - Естественные науки . (номер и наименование укрупненной группы) Специальность ___________020208.65 – Биохимия . (номер и наименование специальности) Институт Фундаментальной биологии и биотехнологии . Кафедра Физико-химической биологии__ _ Красноярск 2008 РАБОЧАЯ программа дисциплины составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 020000 - Естественные науки_______________________________________________ (указывается номер и наименование укрупненной группы) специальности 020208.65 – Биохимия (указывается номер и наименование направления ( специальности) Программу составила: доцент Замай Т.Н. Заведующий кафедрой Кратасюк В.А.____________________ (фамилия, и. о., подпись) «_____»____________2008г. Учебная программа обсуждена на заседании кафедры физико-химической биологии «_____»____________2008г. протокол Заведующий кафедрой _ Кратасюк В.А. (фамилия, и. о., подпись) Рабочая программа обсуждена на заседании НМСФ __________________________________________________________________ «_____» __________________ 2008 г. протокол № _____________ Председатель НМСФ __________________________________________ (фамилия и. о., подпись) Дополнения и изменения в учебной программе на 200 __/200__ учебный год. В учебную программу вносятся следующие изменения: ___________________________________________________________________ Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _______ «____» _____________ 2008г. протокол № ________ Заведующий кафедрой Кратасюк В.А. (фамилия, и.о., подпись) Внесенные изменения утверждаю: Заведующий кафедрой__________ Кратасюк В.А. (фамилия, и. о., подпись) Директор ИФБ и БТ _________ В.А. Сапожников (фамилия, и. о., подпись) 1 Цели и задачи изучения дисциплины 1.1 Цель преподавания дисциплины Дисциплина СД.Р.4 «Биохимические механизмы адаптации» входит в перечень дисциплин специальности 020208.65 «Биохимия» в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Биохимические механизмы адаптации – один из специальных разделов биохимии. Это отрасль знания, тесно связанная со многими науками, особенно с биофизикой, молекулярной биологией, энзимологией, физиологией, патофизиологией и экологией. Целью изучения дисциплины является формирование представлений об основных теоретических и методологических подходах к изучению биохимических механизмов адаптации живых организмов, применение полученных знаний и навыков в решении профессиональных задач. 1.2 Задачи изучения дисциплины В задачи изучения дисциплины входит:
В результате изучения дисциплины студенты должны: знать: основные закономерности адаптации живых организмов уметь: использовать полученные знания для решения проблем адаптации в норме и при патологии владеть: навыками решения ситуационных задач по биохимическим механизмам адаптации 1.3 Межпредметная связь Для успешного освоения предлагаемого курса в полном объеме необходимо предварительное изучение курсов «Химия», «Биология», «Физика», «Математика», «Биохимия и молекулярная биология», «Биоэнергетика», «Молекулярные механизмы гормональной регуляции». Курс «Биохимические механизмы адаптации» необходим для освоения студентами таких дисциплин как «Медицинская биохимия», «Патологическая физиология». Темы курса дополнят изучение базовых дисциплин профессионального цикла: модуль «Науки о биологическом многообразии», модуль «Биология клетки», курс «Экология и рациональное природопользование», дисциплин вариативной части профиля «Биохимия»: «Патофизиология», «Клеточная сигнализация» и др. 2 Объем дисциплины и виды учебной работы
3 Содержание дисциплины 3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах (тематический план занятий)
3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса Список лекций
Содержание лекционного курса Лекция 1. Неспецифические механизмы стресс-реакции. Фазы стресса. Аудиторных 2 часа. Введение (предмет и задачи, краткий исторический обзор). Механизмы поддержания клеточного гомеостаза. Ответ клетки на раздражитель (адаптация, апоптоз, некроз, эволюция). Классификация стрессоров. Стресс-реакция (специфическая, неспецифическая). Фазы стресса. Стресс-реализующие системы. Лекция 2. Механизмы клеточного повреждения Аудиторных 2 часа. Феноменологические (внешние) проявления повреждения клеток. Последовательность событий при развитии неспецифической реакции клеток на повреждение. Лекция 3. Биохимические механизмы апоптоза Аудиторных 2 часа. Примеры апоптоза и его причины. Различные пути гибели клетки и их отличия (некроз, апоптоз). Биохимические и морфологические изменения в клетках при апоптозе. Роль белков семейства Вс1-2 в регуляции апоптоза клетки. Проапоптотические белки Bcl. Пути реализации апоптоза. Индукция внеклеточными лигандами, комбинированное действие. Апоптоз, вызываемый МХ белками. MPT – мегаканалы. Проапоптотические белки (цитохром с, апоптоз-индуцирующий фактор (AIF), Smac/Diablo, эндонуклеаза G, аденилаткиназа). Проапоптотические и антиапоптотические белки. Лекция 4. Каспазы. Классификация, регуляция, строение, функция Аудиторных 2 часа. Апоптоз, зависимый от ЭПР. Апоптоз, включаемый гранзимом В цитотоксических лимфоцитов. Апоптоз, включаемый RGD-пептидами. Потеря клеточного ядра как особая форма апоптоза. Рецепторы смерти. Fas/Fas-L.. Каспазы. Механизм действия каспаз. Апоптосома. Эффекторы каспаз. Апоптоз-специфическая фрагментация ДНК. Феноптоз. Лекция 5. Клеточный цикл Аудиторных 2 часа. История изучения клеточного цикла. Фазы клеточного цикла. G0, G1, S, G2. Митоз. Точки рестрикции. Циклины и циклин-зависимые киназы. Лекция 6. Регуляция клеточного цикла Аудиторных 2 часа. Регуляция содержания циклинов и циклин-висимых киназ. Ингибирование циклин-зависимых киназ. Контроль клетки за прохождением клеточного цикла. Сверочные точки клеточного цикла. Лекция 7. Механизмы стресса на уровне организма Аудиторных 2 часа. Гипоталамо-гипофизарная стресс-реализующая система. Стресс-лимитирующие системы (ГАМК-эргическая система, дофаминэргическая система, опиоидэргическая система). Лекция 8. Срочная и долговременная адаптация Аудиторных 2 часа. Механизмы срочной адаптации. Механизмы долговременной адаптации. Системный структурный след. 3.3 Содержание тем практических занятий Темы практических занятий
Тема 1. Специфические адаптации. Генотипические и фенотипические адаптации. Аудиторных 2 часа. Вопросы:
Тема 2. Клеточная сигнализация стресса. Аудиторных 2 часа. Вопросы:
Тема 3. Белки теплового шока Аудиторных 2 часа. Вопросы:
Тема 4. Зависимость адаптационных реакций от силы раздражителя Аудиторных 2 часа. Вопросы:
Тема 5. Адаптационная медицина Аудиторных 2 часа. Вопросы:
Тема 6. Адаптация к ЭМП Аудиторных 2 часа. Вопросы:
Тема 7. Стресс-ускоритель эволюции Аудиторных 2 часа. Вопросы:
Тема 8. Прогрессивная эволюция многоклеточных организмов Аудиторных 2 часа. Вопросы: 1. Торможение генетической информации (пенетратность, экспрессивность). 2. Механизмы ускорения эволюции под влиянием стресса у многоклеточных. 3.4. Лабораторные занятия Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены. 3.5 Самостоятельная работа Самостоятельная работа по курсу «Биохимические механизмы адаптации» включает самостоятельное изучение теоретического материала, написание реферата, решение задач и выполнение заданий. Трудоемкость самостоятельного изучения теоретического материала составляет 17 часов, написание реферата –12 часов, решение задач и выполнение заданий – 8 часов. В целом, трудоемкость самостоятельной работы составляет 37 часов. Темы самостоятельной работы Тема 1. Биохимические механизмы адаптации к холоду Тема 2. Биохимические механизмы адаптации к гипоксии Тема 4. Биохимические механизмы адаптации к физической нагрузке Тема 5. Простагландиновая стресс-лимитирующая система. Тема 6. Опиоидэргическая стресс-лимитирующая система При самостоятельной работе над теоретическим курсом студент пользуется методическими материалами из списка литературы, электронных методических изданий, перечня программного обеспечения, методических указаний, используемых в учебном процессе, приведенными в п.4 данной программы. ● Написание и защита реферата. Реферат выполняется в объеме не менее 10 страниц машинописного текста. Реферат содержит оглавление, введение, список использованной литературы. В тексте приводятся ссылки на используемые литературные источники. Количество используемых литературных источников не может быть менее 10. Допускается использование электронных информационных ресурсов с указанием источника. Рефераты выполняются по темам, представленным ниже. Допускается выполнение реферата по теме, не указанной в списке, при условии предварительного согласования данной темы с преподавателем. Темы рефератов:
При подготовке реферата студент пользуется методическими материалами из списка основной и дополнительной литературы, электронными методическими изданиями, методическими указаниями, используемыми в учебном процессе, приведенными в п.4 данной программы. Список литературы
Информационные ресурсы 1. Биохимия и молекулярная биология. Версия 1.0 [Электронный ресурс]: электрон. учеб.-метод. комплекс / Н.М. Титова, А. А. Савченко, Т.Н.Замай и др. – Электрон. дан. (172 Мб). - Красноярск: ИПК СФУ, 2008. – (Биохимия и молекулярная биология: УМКД № 175-2007/ рук. творч.коллектива Н.М. Титова). 1 электрон. опт. диск (DVD). Систем. требования: Intel Pentium (или аналогичный процессор других производителей) 1 ГГц; 512 Мб оперативной памяти; 94 Мб свободного дискового пространства; привод DVD; операционная система Microsoft Windows 2000 SP 4 / XP SP 2 / Vista (32 бит); Adobe Reader 7.0 (или аналогичный продукт для чтения файлов pdf). – (Номер гос. регистрации в ФГУП НТЦ «Информрегистр» 0320802400 от 21.11.2008 г.).
www.ncbi.nlm.nih.gav. www.molbiol.ru. www. high.stanford.edu. www.wikipedia.org. 4.2 Перечень наглядных и других пособий, методических указаний и материалов к техническим средствам обучения
2. Использование на лекциях доски прямой и обратной проекции (SMART Board) позволяет осуществлять пояснение непосредственно на самой презентации при помощи специальных маркеров, а также использовать через сети Интернет информационные ресурсы и анимации. 3. Электронный вариант задач по биохимическим механизмам адаптации. 4.3 Контрольно-измерительные материалы 1. Банк тестовых заданий для контроля знаний: промежуточное тестирование. 2. Перечень тем рефератов. 3. Задачи и задания. 4. Зачетные билеты. |
Биохимические механизмы адаптации Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 012300 Общая биохимия. В учебном пособии представлена... | Физиология человека и животных: физиологические механизмы адаптации Целью преподавания дисциплины «Физиология человека» является овладение студентами системой знаний об основах анатомии и физиологии... | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Психофизиологические механизмы адаптации человека и методы функциональной диагностики | Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный... Петухова Г. А. Механизмы биологической адаптации. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020803.... | ||
Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. Ф. 10 Биохимия Целью дисциплины является изучение строения и свойств макромолекул, входящих в состав живой материи, их химических превращений и... | Механизмы адаптации содружественных движений глаз и головы в условиях микрогравитации Работа выполнена в Государственном научном центре Российской Федерации – Институте медико-биологических проблем ран | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Физиологические механизмы адаптации к физическим нагрузкам для специальности “Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Механизмы же приспособления, возникшие в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных ситуациях, закрепляются... | ||
Программа дисциплины дисциплина сд. Ф. 5 Молекулярные механизмы Целью изучения дисциплины является: формирование представлений об основных теоретических и методологических подходах к изучению молекулярных... | Нейрофизиологические механизмы адаптации птиц к условиям острого и хронического десинхроноза Диссертационная работа выполнялась в лаборатории нейрофизиологии и иммунологии Института неврологии, психиатрии и наркологии амн... | ||
Рабочая программа дисциплины «Экология» Дисциплина «Экология» относится к основной вариативной части цикла б 6 Дисциплина обеспечивает логическую взаимосвязь между естественнонаучными... | Тематический план самостоятельной деятельности студентов дисциплины... Цитогенетический и биохимические методы. Анализы хромосомных и молекулярных заболеваний | ||
Рабочая программа социальная антропология наименование дисциплины... «общество-социальные механизмы-история-язык-человек» в условия повседневного существования | Рабочая программа по дисциплине Учет затрат, калькулирование и бюджетирование... Федерального, национально-регионального компонента, дисциплина по выбору, факультативная дисциплина, дисциплина специализации | ||
Рабочая программа дисциплины б в. Од управление маркетингом Профессиональный... Дисциплина в. Од. 6 «Управление маркетингом» относится к гуманитарно-социально-экономическому циклу. Вариативная часть, обязательная... | Фгос во рабочая программа дисциплины рабочая программа дисциплины... Педагогическое образование, профильная направленность: Профессиональное образование. Уровень образования магистр. Дисциплина читается... |