Скачать 77.47 Kb.
|
Опыт преподавания пропедевтического курса химии в 5 – 7 классах школы Афанасьева М. Н. МБОУ «Средняя общеобразова- тельная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 53» города Курска Химия – удивительная наука. С одной стороны, она очень конкретна и имеет дело с бесчисленными полезными и вредными веществами вокруг нас и внутри нас. Поэтому химия нужна всем: повару, шоферу, садоводу, строителю. С другой стороны, эта наука весьма абстрактная: она изучает мельчайшие частицы, которые не увидишь в самый сильный микроскоп, рассматривает громоздкие формулы и сложные законы. Если считать первыми химиками древнеегипетских жрецов, то химия – наука – старушка, ей несколько тысяч лет. Вместе с тем постоянно открываются новые области этой старой науки, синтезируются новые вещества, появляются новые методы их получения и исследования. И старая наука молодеет… Изучать химию в школе трудно. Если с самого начала это дело не ладится, то вскоре все становится непонятно, а значит, скучно. Другое дело, когда возникает интерес – тогда дело идет на лад, у человека развивается особая, химическая смекалка, растет кругозор. Тогда и захочется узнать больше, разобраться в проблемах химии глубже. Это понятно: ведь нас повсюду окружают химические вещества, которые могут подвергаться необыкновенным превращениям и задавать нам удивительные загадки. Одной из главных проблем преподавания химии в школе является сокращение количества часов в основной (до 2-х в неделю) и старшей (до 1 часа в неделю) школах, и как следствие снижение интереса у детей к предмету. В связи с этим необходимость введения пропедевтического курса в 5- 7 классах является одним из вариантов выхода в сложившейся ситуации. И еще один довод в пользу раннего введения курса химии: переход на государственные образовательные стандарты 2 поколения и как следствие - введение внеурочной деятельности в школе 2 ступени. Итак, что такое пропедевтика. Пропеде́втика (от др. греч. προπαιδεύω — предварительно обучаю) — введение в какую-либо науку или искусство, сокращенное систематическое изложение науки или искусства в элементарной форме, приготовительный (предварительный, вводный) курс, предшествующий более глубокому изучению предмета. [Википедия]. Вопрос 1: нормативная база. У нас государственный образовательный стандарт, в котором изучение предмета «Химия» предполагается в течение 140 часов (класс не указывается, есть темы изучения). То есть, теоретически изучение химии может начинаться в любом классе основной общей школы (5 – 9 класс, но не менее 140 часов). Государственный образовательный стандарт говорит что изучать, но не говорит когда изучать. Вопрос 2: учебный план. Федеральный базисный учебный план предполагает изучение химии в 8 и 9 классах по 2 часа в неделю. Но есть компонент образовательного учреждения и химию можно поставить хоть с 5 класса, но предмет будет в учебном плане называться «Химия», а не «Химия. Пропедевтический курс» и тогда химию по стандарту можно начинать изучать не с 8 класса, а хоть с 5 – естественно сделав пояснения к учебному плану образовательного учреждения. Вопрос 3: учебники. Да, есть учебное пособие Габриеляна «Химия. Вводный курс», есть учебник «Физика. Химия» Гуревича для 5- -6 классов, но в федеральном перечне учебников на 2012 – 2013 учебный год этих учебников нет, и нет вообще ни одного учебника, по которому можно официально работать в 5 – 7 классах. Таким образом, учитывая все вышесказанное, я считаю, что пропедевтический курс химии возможен только в рамках внеурочной деятельности (кружковые занятия). Для обучающихся 5 класса разработан курс «Химия и человек», в котором предполагается ознакомление с первоначальными химическими понятиями, химической символикой, важнейшими веществами; отработка простейших экспериментальных умений, формирование умений обращаться с простейшими приборами. У детей есть диск с учебным пособием (CD – RW). В течение года ребенок может добавлять информацию на этот диск и пользоваться данным материалом при выполнении домашних заданий и работы в классе. Программа выполнена в формате электронного пособия и очень просты в применении. Что изучается:
В 6 – 7 классах - курс «История химии» (68 часов) – формирование знания основ химической науки через изучение истории химии, химических знаков и теорий; понимание обучающимися химической стороны явлений окружающего мира, роль этих явлений в жизни человеческого общества.
Однако в этом учебном году мы скорректировали программу. Есть в школе долгосрочный химический проект, который длится более 10 лет – называется «Периодическая система Менделеева в картинках». Начался он с комикса: когда много лет назад в классе ИЗО в 9 классе изучали 5 группу таблицы Менделеева – я рассказала интересную историю открытия сурьмы (Интересное толкование этого слова приводит Ярослав Гашек в рассказе «Камень жизни»: Летом 1460 года игумен одного из немецких монастырей Леонардус в поисках мифического философского камня получил тяжелый порошок с металлическим блеском; случайно скормленный свиньям этот порошок будто бы оказался для них полезным. Отец – настоятель решил испробовать действие новооткрытого «камня жизни» на монахах своей обители. Измельченный в порошок этот камень был добавлен в тощую монастырскую кашу. Наутро все сорок подопытных монахов в страшных мучениях умерли. Уцелел только сам Леонардус, который той каши не ел. Так будто бы и была открыта сурьма. Не берусь судить, что в этой истории правда, что вымысел, однако и английское и немецкое название сурьмы (antimony, antimony) действительно можно перевести как «антимонахин», «средство против монахов») – один из учеников на следующий урок принес рисунок. Так началась коллективная работа. Сначала появилась история открытия, потом рисунки, затем знак элемента, потом внешний вид элемента, и последний штрих – явление радиоактивности. Сейчас в 6 классе мы изучаем химические элементы, а история химии – немного позднее (со 2 полугодия) 6 класса. При изучении курса «История химии» конечно помогают презентации. И несколько слов о курсе природоведения 5 класса. Замечательный учебник Пакуловой, Ивановой является, на мой взгляд, первым пропедевтическим пособием по химии: там есть: Глава 2. Строение и свойства вещества П.6 Тела и вещества П.7 Свойства твердых тел, жидкостей и газов П.8 Вещества и смеси П.9 Молекулы. Атомы. Элементы П.12 Разнообразие веществ П.14 Химические явления. Горение П.15 Окисление Глава 3. Воздух П. 16 Воздух – смесь газов Глава 4. Вода П. 23 Работа воды в природе Глава 5. Горные породы П. 26 Полезные ископаемые. Металлы. Подвести итог выступления я хочу историей: Когда – то давно, еще в начале XX века, два мальчика, два брата переселились со своей большой семьей в Петербург. Мальчики очень любили гулять вместе. Они покупали у торговки семечки и отправлялись в Румянцевский лес. И старший поэт и книгочей – рассказывал сочиняемые на ходу истории. Это были целые повести и романы, полные самых невероятных приключений и подвигов. Для младшего это была школа творчества. Вскоре он и сам принялся рассказывать своим друзьям такие истории, писать стихи, читать запоем. Но не меньше, чем литература, его влекла наука. А больше всего он интересовался тайнами превращения веществ – химией. Мальчик стал инженером – химиком, руководил лабораторией, создал проект первого в России завода эфирных масел. А старший брат стал одним из первых детских писателей страны: И вместе они издавали журнал для детей «Робинзон»: для будущих географов, физиков и химиков. Так, с виртуальных путешествий получилось серьезное дело. Очень хочется, чтобы пропедевтика заинтересовывала детей так, чтобы они понимали, что без химии современный человек не сможет прожить так, как не может он без воды и воздуха. И в финале говорят дети: Химия – чудесная страна, Химия – прикольная наука. Много разного она изобрела Со времен, когда аборигены съели Кука. Менделеев, Нобель и Бертло Ломоносов, Зинин, Пристли, Гук Химии конечно повезло Главная она у всех наук. Порох, краски, лаки и лекарство Химия придумала для нас. Химия – одно большое царство Помогает жить она сейчас. Учим химию довольно мы уж много. Много предстоит нам впереди. Не страшны нам формулы природы Верим – мы на правильном пути!!! |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Моу «Средняя общеобразова-тельная школа №21» в образовательной сети города базовая опорная школа с функциями ресурсного центра для... | Афанасьева О. В., Дж. Дули, Михеева И. В., Б. Оби, В. Эванс. 2-е изд Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Копьёвская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных... | ||
Образовательная программа основного общего образования мбоу «Средняя... Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением английского языка» | Конспект урока «Строение и жизнедеятельность бактерий» 1 фио (полностью)... Моу «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38» | ||
Образовательная программа моу «Средняя школа №20» Мбоу «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №2 с углублённым изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального... | Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №86 с углубленным изучением отдельных предметов» Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №86 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г. Казани | ||
Рабочая программа мбоу «Средняя общеобразовательная школа №55 с углубленным... Заместитель директора по учебно-воспитательной работе мбоу «сош №55 с углубленным изучением отдельных предметов» | Приказ №386 от 29. 04. 2013 года Расписание проведения промежуточной... Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №34 с углубленным изучением отдельных предметов» в 2012-2013 учебном году | ||
Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №41 с углубленным изучением отдельных предметов» | Г. Г. Гиматдинова / директора по увр Мбоу камскополянская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением | ||
Бланк ответов №1 Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №37 с углублённым изучением отдельных предметов» | Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №82» с углублённым изучением... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Английский язык» для учащихся... «Средняя общеобразовательная школа №20 с углубленным изучением отдельных предметов» | Программа элективного курса Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №9 с углублённым изучением отдельных предметов» емр рт | ||
«31» м а я 2011 года публичный доклад Мбоу "Средняя общеобразовательная школа №32 с углубленным изучением отдельных предметов" | Дата и время проведения Олимпиады Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №37 с углублённым изучением отдельных предметов» |