Афанасьева М. Н. Мбоу средняя общеобразова тельная школа с углубленным





Скачать 77.47 Kb.
НазваниеАфанасьева М. Н. Мбоу средняя общеобразова тельная школа с углубленным
Дата публикации22.07.2013
Размер77.47 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы
Опыт преподавания пропедевтического курса химии

в 5 – 7 классах школы

Афанасьева М. Н.

МБОУ «Средняя общеобразова-

тельная школа с углубленным

изучением отдельных предметов

53» города Курска

Химия – удивительная наука. С одной стороны, она очень конкретна и имеет дело с бесчисленными полезными и вредными веществами вокруг нас и внутри нас. Поэтому химия нужна всем: повару, шоферу, садоводу, строителю. С другой стороны, эта наука весьма абстрактная: она изучает мельчайшие частицы, которые не увидишь в самый сильный микроскоп, рассматривает громоздкие формулы и сложные законы.

Если считать первыми химиками древнеегипетских жрецов, то химия – наука – старушка, ей несколько тысяч лет. Вместе с тем постоянно открываются новые области этой старой науки, синтезируются новые вещества, появляются новые методы их получения и исследования. И старая наука молодеет…

Изучать химию в школе трудно. Если с самого начала это дело не ладится, то вскоре все становится непонятно, а значит, скучно. Другое дело, когда возникает интерес – тогда дело идет на лад, у человека развивается особая, химическая смекалка, растет кругозор. Тогда и захочется узнать больше, разобраться в проблемах химии глубже. Это понятно: ведь нас повсюду окружают химические вещества, которые могут подвергаться необыкновенным превращениям и задавать нам удивительные загадки.

Одной из главных проблем преподавания химии в школе является сокращение количества часов в основной (до 2-х в неделю) и старшей (до 1 часа в неделю) школах, и как следствие снижение интереса у детей к предмету. В связи с этим необходимость введения пропедевтического курса в 5- 7 классах является одним из вариантов выхода в сложившейся ситуации. И еще один довод в пользу раннего введения курса химии: переход на государственные образовательные стандарты 2 поколения и как следствие - введение внеурочной деятельности в школе 2 ступени.

Итак, что такое пропедевтика. Пропеде́втика (от др. греч. προπαιδεύω — предварительно обучаю) — введение в какую-либо науку или искусство, сокращенное систематическое изложение науки или искусства в элементарной форме, приготовительный (предварительный, вводный) курс, предшествующий более глубокому изучению предмета. [Википедия].

Вопрос 1: нормативная база. У нас государственный образовательный стандарт, в котором изучение предмета «Химия» предполагается в течение 140 часов (класс не указывается, есть темы изучения). То есть, теоретически изучение химии может начинаться в любом классе основной общей школы (5 – 9 класс, но не менее 140 часов). Государственный образовательный стандарт говорит что изучать, но не говорит когда изучать.

Вопрос 2: учебный план. Федеральный базисный учебный план предполагает изучение химии в 8 и 9 классах по 2 часа в неделю. Но есть компонент образовательного учреждения и химию можно поставить хоть с 5 класса, но предмет будет в учебном плане называться «Химия», а не «Химия. Пропедевтический курс» и тогда химию по стандарту можно начинать изучать не с 8 класса, а хоть с 5 – естественно сделав пояснения к учебному плану образовательного учреждения.

Вопрос 3: учебники. Да, есть учебное пособие Габриеляна «Химия. Вводный курс», есть учебник «Физика. Химия» Гуревича для 5- -6 классов, но в федеральном перечне учебников на 2012 – 2013 учебный год этих учебников нет, и нет вообще ни одного учебника, по которому можно официально работать в 5 – 7 классах.

Таким образом, учитывая все вышесказанное, я считаю, что пропедевтический курс химии возможен только в рамках внеурочной деятельности (кружковые занятия).

Для обучающихся 5 класса разработан курс «Химия и человек», в котором предполагается ознакомление с первоначальными химическими понятиями, химической символикой, важнейшими веществами; отработка простейших экспериментальных умений, формирование умений обращаться с простейшими приборами.

У детей есть диск с учебным пособием (CD – RW). В течение года ребенок может добавлять информацию на этот диск и пользоваться данным материалом при выполнении домашних заданий и работы в классе. Программа выполнена в формате электронного пособия и очень просты в применении.

Что изучается:

п\п

Тема раздела

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

1

Введение

3

2

1

2

Тела и вещества

10

5

5

3

Химические явления

9

6

3

4

Земля – место обитания человека

10

8

2

5

Заключение

1

1

-




Итого

33

22

11


В 6 – 7 классах - курс «История химии» (68 часов) – формирование знания основ химической науки через изучение истории химии, химических знаков и теорий; понимание обучающимися химической стороны явлений окружающего мира, роль этих явлений в жизни человеческого общества.

п\п

Тема раздела

Количество часов

1.

Введение

2

2.

Химическая практика в древности (до н.э.)

6

3.

«Химические теории» до начала новой эры

4

4.

Алхимия

4

5.

Развитие химических ремесел до начала промышленной революции

4

6.

Искусство эксперимента

2

7.

Формирование представлений о составе и химических свойствах веществ.

4

8.

Развитие химической теории

16

9.

Развитие экспериментальной химии

8

10.

Промышленная химия

14

11.

Заключение

4




Итого

68


Однако в этом учебном году мы скорректировали программу. Есть в школе долгосрочный химический проект, который длится более 10 лет – называется «Периодическая система Менделеева в картинках». Начался он с комикса: когда много лет назад в классе ИЗО в 9 классе изучали 5 группу таблицы Менделеева – я рассказала интересную историю открытия сурьмы (Интересное толкование этого слова приводит Ярослав Гашек в рассказе «Камень жизни»: Летом 1460 года игумен одного из немецких монастырей Леонардус в поисках мифического философского камня получил тяжелый порошок с металлическим блеском; случайно скормленный свиньям этот порошок будто бы оказался для них полезным. Отец – настоятель решил испробовать действие новооткрытого «камня жизни» на монахах своей обители. Измельченный в порошок этот камень был добавлен в тощую монастырскую кашу. Наутро все сорок подопытных монахов в страшных мучениях умерли. Уцелел только сам Леонардус, который той каши не ел. Так будто бы и была открыта сурьма. Не берусь судить, что в этой истории правда, что вымысел, однако и английское и немецкое название сурьмы (antimony, antimony) действительно можно перевести как «антимонахин», «средство против монахов») – один из учеников на следующий урок принес рисунок. Так началась коллективная работа. Сначала появилась история открытия, потом рисунки, затем знак элемента, потом внешний вид элемента, и последний штрих – явление радиоактивности.

Сейчас в 6 классе мы изучаем химические элементы, а история химии – немного позднее (со 2 полугодия) 6 класса.

При изучении курса «История химии» конечно помогают презентации.

И несколько слов о курсе природоведения 5 класса. Замечательный учебник Пакуловой, Ивановой является, на мой взгляд, первым пропедевтическим пособием по химии: там есть:

Глава 2. Строение и свойства вещества

П.6 Тела и вещества

П.7 Свойства твердых тел, жидкостей и газов

П.8 Вещества и смеси

П.9 Молекулы. Атомы. Элементы

П.12 Разнообразие веществ

П.14 Химические явления. Горение

П.15 Окисление

Глава 3. Воздух

П. 16 Воздух – смесь газов

Глава 4. Вода

П. 23 Работа воды в природе

Глава 5. Горные породы

П. 26 Полезные ископаемые. Металлы.

Подвести итог выступления я хочу историей: Когда – то давно, еще в начале XX века, два мальчика, два брата переселились со своей большой семьей в Петербург.

Мальчики очень любили гулять вместе.

Они покупали у торговки семечки и отправлялись в Румянцевский лес. И старший поэт и книгочей – рассказывал сочиняемые на ходу истории. Это были целые повести и романы, полные самых невероятных приключений и подвигов.

Для младшего это была школа творчества. Вскоре он и сам принялся рассказывать своим друзьям такие истории, писать стихи, читать запоем. Но не меньше, чем литература, его влекла наука. А больше всего он интересовался тайнами превращения веществ – химией.

Мальчик стал инженером – химиком, руководил лабораторией, создал проект первого в России завода эфирных масел.

А старший брат стал одним из первых детских писателей страны:
http://t2.gstatic.com/images?q=tbn:and9gcrthwf4mcpl2qkqpofldfn4lmi8mkyc2du8o6rhaio7zje-zbwjpa

И вместе они издавали журнал для детей «Робинзон»: для будущих географов, физиков и химиков. Так, с виртуальных путешествий получилось серьезное дело.

Очень хочется, чтобы пропедевтика заинтересовывала детей так, чтобы они понимали, что без химии современный человек не сможет прожить так, как не может он без воды и воздуха.

И в финале говорят дети:

Химия – чудесная страна,

Химия – прикольная наука.

Много разного она изобрела

Со времен, когда аборигены съели Кука.

      Менделеев, Нобель и Бертло

             Ломоносов, Зинин, Пристли, Гук

Химии конечно повезло

  Главная она у всех наук.

Порох, краски, лаки и лекарство

Химия придумала для нас.

Химия – одно большое царство

Помогает жить она сейчас.

                        Учим химию довольно мы уж много.

               Много предстоит  нам впереди.

                         Не страшны нам формулы природы

                      Верим – мы  на правильном пути!!!

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Афанасьева М. Н. Мбоу средняя общеобразова тельная школа с углубленным iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Моу «Средняя общеобразова-тельная школа №21» в образовательной сети города базовая опорная школа с функциями ресурсного центра для...
Афанасьева М. Н. Мбоу средняя общеобразова тельная школа с углубленным iconАфанасьева О. В., Дж. Дули, Михеева И. В., Б. Оби, В. Эванс. 2-е изд
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Копьёвская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных...
Афанасьева М. Н. Мбоу средняя общеобразова тельная школа с углубленным iconОбразовательная программа основного общего образования мбоу «Средняя...
Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением английского языка»
Афанасьева М. Н. Мбоу средняя общеобразова тельная школа с углубленным iconКонспект урока «Строение и жизнедеятельность бактерий» 1 фио (полностью)...
Моу «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38»
Афанасьева М. Н. Мбоу средняя общеобразова тельная школа с углубленным iconОбразовательная программа моу «Средняя школа №20»
Мбоу «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №2 с углублённым изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального...
Афанасьева М. Н. Мбоу средняя общеобразова тельная школа с углубленным iconМбоу «Средняя общеобразовательная школа №86 с углубленным изучением отдельных предметов»
Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №86 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г. Казани
Афанасьева М. Н. Мбоу средняя общеобразова тельная школа с углубленным iconРабочая программа мбоу «Средняя общеобразовательная школа №55 с углубленным...
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе мбоу «сош №55 с углубленным изучением отдельных предметов»
Афанасьева М. Н. Мбоу средняя общеобразова тельная школа с углубленным iconПриказ №386 от 29. 04. 2013 года Расписание проведения промежуточной...
Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №34 с углубленным изучением отдельных предметов» в 2012-2013 учебном году
Афанасьева М. Н. Мбоу средняя общеобразова тельная школа с углубленным iconМбоу «Средняя общеобразовательная школа №41 с углубленным изучением отдельных предметов»

Афанасьева М. Н. Мбоу средняя общеобразова тельная школа с углубленным iconГ. Г. Гиматдинова / директора по увр
Мбоу камскополянская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением
Афанасьева М. Н. Мбоу средняя общеобразова тельная школа с углубленным iconБланк ответов №1
Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №37 с углублённым изучением отдельных предметов»
Афанасьева М. Н. Мбоу средняя общеобразова тельная школа с углубленным iconМбоу «Средняя общеобразовательная школа №82» с углублённым изучением...

Афанасьева М. Н. Мбоу средняя общеобразова тельная школа с углубленным iconРабочая программа по учебному предмету «Английский язык» для учащихся...
«Средняя общеобразовательная школа №20 с углубленным изучением отдельных предметов»
Афанасьева М. Н. Мбоу средняя общеобразова тельная школа с углубленным iconПрограмма элективного курса
Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №9 с углублённым изучением отдельных предметов» емр рт
Афанасьева М. Н. Мбоу средняя общеобразова тельная школа с углубленным icon«31» м а я 2011 года публичный доклад
Мбоу "Средняя общеобразовательная школа №32 с углубленным изучением отдельных предметов"
Афанасьева М. Н. Мбоу средняя общеобразова тельная школа с углубленным iconДата и время проведения Олимпиады
Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №37 с углублённым изучением отдельных предметов»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск