Кафедра инфекционных болезней





Скачать 254.91 Kb.
НазваниеКафедра инфекционных болезней
Дата публикации14.12.2014
Размер254.91 Kb.
ТипСамостоятельная работа
100-bal.ru > Химия > Самостоятельная работа
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ
«УТВЕРЖДАЮ»

Декан медицинского факультета,

доцент Захохов Р.М.

«_____« ___________________20013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ЭЛЕКТИВНОГО ЦИКЛА ДЛЯ СТУДЕНТОВ 6 КУРСА

«Гемоконтактные гепатиты. Избранные вопросы этиологии, клиники, дифференциальной диагностики и лечения»

Практические занятия часа - 50

Лекции - 16

Самостоятельная работа – 19

Итог-85

Нальчик

2013
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры инфекционных болезней
__________________________________________2004 г.

Зав. кафедрой, профессор Б.С. Нагоев

Составители: профессор Нагоев Б.С., профессор Иванова М.Р.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для цикла элективного курса

«Вирусные гепатиты. Избранные вопросы этиологии, клиники, дифференциальной диагностики и лечения»

Цель: совершенствование знаний студентов 6 курса специальности «ЛД» по актуальным проблемам инфекционных болезней, посвященным гемоконтактным гепатитам. Дача углубленной информации о иммунопатогенезе, особенностях клиники, диагностики и лечения диффузных заболеваний печени, вызванных вирусными агентами. Предстоит тщательный разбор вопросов касающихся хронических вирусных гепатитов и их лечения.


№№

Тема

Всего часов

В том числе



Форма контроля

лекции

Практич.и семинар. занятия

Самостоят. работа

1.

Введение. Вирусные гепатиты




1

5




Устно

2.

Вирусный гепатит В: этиология, эпидемиология, патогенез и патанатомия




1

5




Устно

3.

Вирусный гепатит В. Классификация, клиника, осложнения, диагностика




1

5

2

Устно

4.

Хронический вирусный гепатит В. Лечение острого и хронического вирусного гепатита




1

5

2

Устно

5.

Вирусный гепатит Д и G. Этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика и особенности лечения




2

4

2

Устно

6.

Вирусный гепатит С: этиология, эпидемиология, патогенез, патанатомия.




1

5

2

Устно

7.

Клиника острого и хронического вирусного гепатита С





2

4

2

Устно

8.

Диагностика и лечение острого и хронического вирусного гепатита С




2

4

2

Устно

9.

Цирроз печени: клиника, диагностика и лечение




2

4

2

Устно

10.

Гепатоцеллюлярная карцинома




2

4

2

Устно

11.

Алкогольная болезнь печени




2

4




Устно

12.

Подведение итогов. Письменная работа







4

3

Письменно




Итого




16

50

23





Тема №1. Введение. Вирусный гепатит В: этиология, эпидемиология, патогенез и патанатомия
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: ознакомление слушателей с современным состояние данной проблемы. Обеспечить совершенствование и приобретение новых знаний, умений и навыков по этиологии, патогенезу, особенностям паталогоанатомической картины.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:Оценка готовности слушателей к занятию (50-60 минут), разбор узловых учебных вопросов (60 минут), клинический разбор больных или решение ситуационных задач (60 минут).

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: учебные таблицы, ситуационные задачи, набор вопросов по тестовому контролю. Тематические больные.

ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СЛУШАТЕЛЕЙ: Исходный уровень знаний определяется путем опроса ли письменного тестирования. Промежуточный контроль осуществляется путем клинического разбора тематических больных или решения ситуационных задач, заданий.

РЕФЕРАТ: Определение болезни. Исторические данные. Частица Дейна, ее антигенное строение. Генетическая структура вируса. Особенности мутантных штаммов. Генотипы вирусов. Эндемическое распространение генотипов вирусов. Клиническое значение генотипов вируса гепатита В. Эпидемиология. Источник инфекции. Эпидемиологическая значимость «здоровых» вирусоносителей и больных хроническими вирусными гепатитами. Механизм передачи. Искусственные и естественные пути передачи. Значение перкутанных и полового пути передачи. Восприимчивость. Группы риска. Иммунитет. Вирусная иммуногенетическая концепция патогенеза. Связь формирования хронического течения HBV-инфекции с типом главного комплекса гистосовместимости человека. Особенности взаимодействия вируса с гепатоцитами и клетками иммунной системы. Фазы патогенеза с точки зрения современного представления на иммуногенез этой инфекции. Особенности реактивации хронической HBV-инфекции: причины и последствия. Механизмы цитолиза гепатоцитов и холестаза. Особенности фульминантного гепатита и хронического активного гепатита. Особенности не цитолитических механизмов ингибирования инфекции. «Здоровое HBsAg-носительство»: объяснение патогенетических механизмов формирования. Морфологические изменения в печени. Описание лимфо-гистиоцитарной инфильтрации, механизма формирования зональных и мостовидных некрозов в центролобулярной области печеночной дольки, внутрипеченочного холестаза в желчных капиллярах.

В итоге занятия слушатели должны:

А) ЗНАТЬ: особенности возбудителя вирусного гепатита В, антигенное строение частицы Дейна. Источники инфекции, пути передачи, значение хронических, безжелтушных и субклинических форм гепатита В в передаче инфекции. Патогенетические механизмы повреждения печени при ВГВ.

Б) УМЕТЬ: на основании клинико-эпидемиологических и лабораторных данных выставить иммунопатогенетическую фазу течения хронической HBV-инфекции и понимать дальнейший прогноз течения инфекции. Практически интерпретировать значение разных генотипов вируса в , «дикого» и мутантного штаммов.
Тема №2. Вирусный гепатит В. Классификация, клиника, осложнения, диагностика
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: изучение особенностей клинического течения острого и хронического вирусного гепатита В, современной клиническое и морфологической классификации; углубление знаний о новых методах диагностики

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:Оценка готовности слушателей к занятию (50-60 минут), разбор узловых учебных вопросов (60 минут), клинический разбор больных или решение ситуационных задач (60 минут).

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: учебные таблицы, ситуационные задачи, набор вопросов по тестовому контролю, мультимедийный проектор. Тематические больные.

ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СЛУШАТЕЛЕЙ: Исходный уровень знаний определяется путем опроса ли письменного тестирования. Промежуточный контроль осуществляется путем клинического разбора тематических больных или решения ситуационных задач, заданий.

РЕФЕРАТ. Клинические особенности фульминантного гепатита и хронического активного гепатита. Морфологические изменения в печени. Роль иммунокомплексных процессов с участием HBsAg в формировании внепеченочных поражений. Инкубационный период и его длительность. Продолжительность и клинические проявления преджелтушного периода. Варианты преджелтушного периода. Клиническая характеристика желтушного периода. Период реконвалесценции. Клинические диагностические критерии вирусного гепатита В. Варианты течения гепатита В. Критерии тяжести, осложнения. Клиническая характеристика острой печеночной энцефалопатии (ОПЭ I-IV степени). Клинические особенности хронической HBV-инфекции. Зависимость фазы хронической инфекции от клинических проявлений. Значение иммунокомплексного синдрома в клинике. Рецидивы и обострения болезни. Исходы и прогноз острого вирусного гепатита В, клиническая характеристика его форм. Исходы, прогноз. Значение клинико-эпидемиологических данных. Иммунологическая диагностика. Диагностика с помощью методов молекулярной биологии. Значение различных иммунологических маркеров вирусного гепатита В для диагностики и прогноза течения. Биохимические исследования: выявление гиперферментемии, нарушений пигментного и белкового обмена и их клиническая интерпретация. Инструментальные методы исследования. Дифференциальный диагноз.

В итоге занятия слушатели должны:

А) ЗНАТЬ: Оценку степени тяжести ВГВ. Осложнения и исходы вирусного гепатита В. Клиника острой печеночной недостаточности, стадии печеночной энцефалопатии. Лабораторную диагностику вирусного гепатита В, включающую определение маркеров в ИФА и вирусных частиц методом ПЦР.

Б) УМЕТЬ: на основании клинико-эпидемиологических данных выставить диагноз вирусный гепатит В, определить степень тяжести заболевания и распознать начинающиеся осложнения, провести дифференциальную диагностику с другими вирусными гепатитами, механической желтухой на фоне желчекаменной болезни и на фоне новообразования, гемолитическими желтухами, иерсиниозами, амебиазом, лептоспирозом, токсическими поражениями печени. Интерпретировать лабораторные данные.
Тема №3. Хронический вирусный гепатит В. Лечение острого и хронического вирусного гепатита
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: изучение особенностей современного этиотропного лечения хронического гепатита В. Средства, применяемые для противовирусной терапии. Определение механизмов их действия. Отбор кандидатов для противовирусной терапии с набором прогностически благоприятных признаков.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:Оценка готовности слушателей к занятию (50-60 минут), разбор узловых учебных вопросов (60 минут), клинический разбор больных или решение ситуационных задач (60 минут).

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: учебные таблицы, ситуационные задачи, набор вопросов по тестовому контролю, мультимедийный проектор. Тематические больные.

ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СЛУШАТЕЛЕЙ: Исходный уровень знаний определяется путем опроса ли письменного тестирования. Промежуточный контроль осуществляется путем клинического разбора тематических больных или решения ситуационных задач, заданий.

РЕФЕРАТ. Значение режима, диетотерапии. Методы и средства патогенетической и иммунокоррегирующей терапии. Принципы и методы неотложной терапии острой печеночной недостаточности. Лечение других осложнений вирусного гепатита В. Этиотропная терапия хронического гепатита В. Предикторы благоприятного ответа на противовирусную терапию: факторы хозяина и вируса. Коррекция неблагоприятных факторов хозяина. Зарегистрированные противовирусные препараты для лечения хронического гепатита В. Особенности интерферонов:механизм действия. Короткоживущие и пегелированные интерфероны. Показания для назначения препаратов интерферона. Сроки лечения. Схемы мониторинга противовирусной терапии. Аналоги нуклеозидов: механизмы действия. Дозы и сроки лечения аналогами нуклеозидов. Возможности мутаций вируса гепатита В при лечении аналогами нуклеозидов – схемы преодоления. Проспективные препараты для лечения хронической вирусной инфекции, вызванной вирусом гепатита В. Реабилитация переболевших. Профилактика. Значение раннего и активного выявления больных и вирусоносителей. Санитарно-гигиенические мероприятия. Диспансеризация переболевших и носителей. Перспективы активной и пассивной иммунизации. Вакцина I и II поколений. Экстренная профилактика. Специфический иммуноглобулин В.

В итоге занятия слушатели должны:

А) ЗНАТЬ: Тактику терапии больных вирусным гепатитом В с применением препаратов интерферона и аналогов нуклеозидов при хронической форме инфекции вирусного гепатита В. Патогенетическую терапию острых и хронических форм инфекции вирусом гепатита В, в том числе, особенности терапии фульминантной формы вирусного гепатита В Специфическую плановую и экстренную профилактику вирусного гепатита В.

Б) УМЕТЬ: Интерпретировать лабораторные данные, назначить базис-терапию; провести специфическую противовирусную терапиютерапию при хронических формах вирусного гепатита В. Уметь амбулаторно вести больных с хронической HBV0-инфекцией, не нуждающихся в специфической терапии.

Тема №4. Вирусный гепатит Д и G. Этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика и особенности лечения
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: ознакомление слушателей с современным состояние данной проблемы. Обеспечить совершенствование и приобретение новых знаний, умений и навыков по этиологии, патогенезу, особенностям клинических проявлений, возможных осложнений и мерами их предотвращения или коррекции; диагностике, дифференциальной диагностике, этиологической специфической, патогенетической и симптоматической терапией.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:Оценка готовности слушателей к занятию (50-60 минут), разбор узловых учебных вопросов (60 минут), клинический разбор больных или решение ситуационных задач (60 минут).

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: учебные таблицы, ситуационные задачи, набор вопросов по тестовому контролю. Тематические больные.

ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СЛУШАТЕЛЕЙ: Исходный уровень знаний определяется путем опроса ли письменного тестирования. Промежуточный контроль осуществляется путем клинического разбора тематических больных или решения ситуационных задач, заданий.

РЕФЕРАТ: Определение болезни. Исторические данные. Этиология. Возбудитель ВГД и его облигатная связь с вирусом гепатита В. Этиология вируса гепатита G, обсуждение его лимфотропности Эпидемиология. Значение больных хроническими формами ВГВ для передачи дельта-инфекции. Определяющее значение гемотрансфузий, введения препаратов крови. Дополнительное значение полового и перкутанных (бытовых) путей передачи. Группы риска. Патогенез. Механизм патогенеза дельта-инфекции при ко- и супер-инфицировании. Значения вируса гепатита G в механизмах поражения печени. Вопросы его патогенности. Инкубационный период. Особенности преджелтушного периода. Желтушный период, его клиническая характеристика. Клиника ко- и супер-инфекции при дельта-инфицировании. Осложнения, прогноз и исходы. Значение клинико-эпидемиологических данных. Определяющая роль иммунологической диагностика. Метод ПЦР для выявления РНК вирусов дельта и G. Дифференциальный диагноз. Терапия дельта-инфекции. Применение противовирусных препаратов, их схемы и эффективность терапии. Прогноз. Профилактика. Специфическая вакцинация против гепатита В для профилактики дельта-инфекции. Активное выявление больных и вирусоносителей. Организация мер по предупреждению посттрансфузионного гепатита. Диспансеризация переболевших, больных хроническим гепатитом и вирусоносителей.

В итоге занятия слушатели должны:

А) ЗНАТЬ: особенности возбудителя вирусного гепатита G и Д, облигатную связь Д с вирусом В. Источники инфекции, пути передачи. Значение хронических форм гепатита В для поддержания передачи дельта-инфекции. Патогенез дельта-инфекции при ко- и суперинфицировании. Оценку степени тяжести ВГВ. Осложнения и исходы вирусного гепатита G и Д. Лабораторную диагностику вирусного гепатита G и Д, включающую определение маркеров в ИФА и вирусных частиц методом ПЦР. Тактику терапии больных вирусным гепатитом Д с применением препаратов интерферона и аналогов нуклеозидов. Специфическую плановую и экстренную профилактику вирусного гепатита В для предотвращения развития дельта-инфекции.

Б) УМЕТЬ: на основании клинико-эпидемиологических данных выставить диагноз вирусный гепатит G или Д, определить степень тяжести заболевания и распознать начинающиеся осложнения, провести дифференциальную диагностику с другими вирусными гепатитами, механической желтухой на фоне желчекаменной болезни и на фоне новообразования, гемолитическими желтухами, иерсиниозами, амебиазом, лептоспирозом, токсическими поражениями печени. Интерпретировать данные пункционной биопсии печени, лабораторные данные, назначить специфическую и базис-терапию; провести специфическую и неспецифическую профилактику.
Тема №5. Вирусный гепатит С: этиология, эпидемиология, патогенез, патанатомия.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: ознакомление слушателей с современным состояние данной проблемы. Обеспечить совершенствование и приобретение новых знаний, умений и навыков по этиологии, патогенезу, особенностям клинических проявлений, возможных осложнений и мерами их предотвращения или коррекции; диагностике, дифференциальной диагностике, этиологической специфической, патогенетической и симптоматической терапией.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:Оценка готовности слушателей к занятию (50-60 минут), разбор узловых учебных вопросов (60 минут), клинический разбор больных или решение ситуационных задач (60 минут).

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: учебные таблицы, ситуационные задачи, набор вопросов по тестовому контролю. Тематические больные.

ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СЛУШАТЕЛЕЙ: Исходный уровень знаний определяется путем опроса ли письменного тестирования. Промежуточный контроль осуществляется путем клинического разбора тематических больных или решения ситуационных задач, заданий.

РЕФЕРАТ: Современные представления об антигеном строении вируса гепатита С. Структурные и неструктурные белки вируса. Генетические модификации вируса. Генетическая гетерогенность. Особенности генотипов вируса гепатита С. Механизмы репликации вируса в гепатоцитах и в других клетках организма. Эпидемиология. Источники инфекции: больные и «здоровые» вирусоносители, роль больных безжелтушными формами в передаче ВГС. Определяющее значение гемотрансфузий, введения препаратов крови. Дополнительное значение полового и перкутанных (бытовых) путей передачи. Группы риска. Патогенез. Особенности действия вируса С на гепатоциты при остром и хроническом вирусных гепатитах С. Значение дефектов иммунной системы для формирования хронического гепатита. Участие возбудителя гепатита С в формировании ряда аутоиммунных внепеченочных поражений, первичного рака печени. Иммуногистохимические особенности поражения печени. Значение апоптоза в патогенезе HCV-инфекции.

В итоге занятия слушатели должны:

А) ЗНАТЬ: особенности возбудителя вирусного гепатита С, антигенное строение вируса С, значение генотипов вируса, его распространенность в различных странах. Источники инфекции, пути передачи, значение хронических, безжелтушных и субклинических форм гепатита С в передаче инфекции. Патогенетические механизмы повреждения печени при ВГС.

Б) УМЕТЬ: на основании клинико-эпидемиологических и лабораторных данных выставить иммунопатогенетическую фазу течения хронической HСV-инфекции и понимать дальнейший прогноз течения инфекции. Практически интерпретировать значение разных генотипов вируса.
Тема №6. Клиника острого и хронического вирусного гепатита С
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: изучение особенностей клинического течения острого и хронического вирусного гепатита С, современной клиническое и морфологической классификации; углубление знаний о новых методах диагностики

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:Оценка готовности слушателей к занятию (50-60 минут), разбор узловых учебных вопросов (60 минут), клинический разбор больных или решение ситуационных задач (60 минут).

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: учебные таблицы, ситуационные задачи, набор вопросов по тестовому контролю, мультимедийный проектор. Тематические больные.

ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СЛУШАТЕЛЕЙ: Исходный уровень знаний определяется путем опроса ли письменного тестирования. Промежуточный контроль осуществляется путем клинического разбора тематических больных или решения ситуационных задач, заданий.

РЕФЕРАТ. Инкубационный период. Особенности преджелтушного периода. Желтушный период, его клиническая характеристика. Безжелтушные и стертые формы при ВГС. Частота перехода в хронический гепатит при желтушных и безжелтушных формах при ВГС-инфекции. Феномен «мнимого» выздоровления. Хронический гепатит С, его особенности. Другие исходы ВГС. Осложнения, прогноз и исходы. Значение клинико-эпидемиологических данных. Определяющая роль иммунологической диагностика. Сроки выявления антител к вирусу при остром вирусном гепатите С. Тест-системы различных поколений для выявления антител к вирусу. Метод ПЦР для выявления РНК вируса С. Значение биохимических показателей. Диагностика хронического гепатита С. Роль пункционной биопсии печени в диагностике бессимптомно протекающих случаев. Дифференциальный диагноз. Особенности терапии острых и хронических гепатитов С. Прогноз. Профилактика. Активное выявление больных и вирусоносителей. Организация мер по предупреждению посттрансфузионного гепатита. Диспансеризация переболевших, больных хроническим гепатитом и вирусоносителей.

Зависимость фазы хронической инфекции от клинических проявлений. Значение иммунокомплексного синдрома в клинике. Рецидивы и обострения болезни. Исходы и прогноз острого вирусного гепатита С, клиническая характеристика его форм. Исходы, прогноз. Значение клинико-эпидемиологических данных. Иммунологическая диагностика. Диагностика с помощью методов молекулярной биологии. Биохимические исследования: выявление гиперферментемии, нарушений пигментного и белкового обмена и их клиническая интерпретация. Инструментальные методы исследования. Дифференциальный диагноз.

В итоге занятия слушатели должны:

А) ЗНАТЬ: Оценку степени тяжести ВГС. Осложнения и исходы вирусного гепатита С. Клинику острого и хронического вирусного гепатита С. Внепеченочные проявления хронического вирусного гепатита С. Лабораторную диагностику вирусного гепатита С, включающую определение маркеров в ИФА и вирусных частиц методом ПЦР.

Б) УМЕТЬ: на основании клинико-эпидемиологических данных выставить диагноз вирусный гепатит С, определить степень тяжести заболевания и распознать начинающиеся осложнения, провести дифференциальную диагностику с другими вирусными гепатитами, механической желтухой на фоне желчекаменной болезни и на фоне новообразования, гемолитическими желтухами, иерсиниозами, амебиазом, лептоспирозом, токсическими поражениями печени. Интерпретировать лабораторные данные.
Тема №7. Диагностика и лечение острого и хронического вирусного гепатита С
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: изучение особенностей современного этиотропного лечения острого и хронического гепатита С. Средства, применяемые для противовирусной терапии. Определение механизмов их действия. Отбор кандидатов для противовирусной терапии с набором прогностически благоприятных признаков.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:Оценка готовности слушателей к занятию (50-60 минут), разбор узловых учебных вопросов (60 минут), клинический разбор больных или решение ситуационных задач (60 минут).

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: учебные таблицы, ситуационные задачи, набор вопросов по тестовому контролю, мультимедийный проектор. Тематические больные.

ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СЛУШАТЕЛЕЙ: Исходный уровень знаний определяется путем опроса ли письменного тестирования. Промежуточный контроль осуществляется путем клинического разбора тематических больных или решения ситуационных задач, заданий.

РЕФЕРАТ. Значение режима, диетотерапии. Методы и средства патогенетической и иммунокоррегирующей терапии. Этиотропная терапия острого и хронического гепатита С. Предикторы благоприятного ответа на противовирусную терапию: факторы хозяина и вируса. Коррекция неблагоприятных факторов хозяина. Зарегистрированные противовирусные препараты для лечения острого и хронического гепатита С. Особенности интерферонов:механизм действия. Короткоживущие и пегелированные интерфероны. Показания для назначения препаратов интерферона. Сроки лечения. Схемы мониторинга противовирусной терапии. Аналоги нуклеозидов: механизмы действия. Дозы и сроки лечения аналогами нуклеозидов. Проспективные препараты для лечения хронической вирусной инфекции, вызванной вирусом гепатита С. Реабилитация переболевших. Профилактика. Значение раннего и активного выявления больных и вирусоносителей. Санитарно-гигиенические мероприятия. Диспансеризация переболевших и носителей. Перспективы активной и пассивной иммунизации.

В итоге занятия слушатели должны:

А) ЗНАТЬ: Тактику терапии больных вирусным гепатитом С с применением препаратов интерферона и аналогов нуклеозидов при острой и хронической форме инфекции вирусного гепатита С. Патогенетическую терапию острых и хронических форм инфекции вирусом гепатита С.

Б) УМЕТЬ: Интерпретировать лабораторные данные, назначить базис-терапию; провести специфическую противовирусную терапию при острых и хронических формах вирусного гепатита С. Уметь амбулаторно вести больных с хронической HCV-инфекцией, не нуждающихся в специфической терапии.
Тема №8. Цирроз печени: клиника, диагностика и лечение
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:Оценка готовности слушателей к занятию (50-60 минут), разбор узловых учебных вопросов (60 минут), клинический разбор больных или решение ситуационных задач (60 минут).

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: учебные таблицы, ситуационные задачи, набор вопросов по тестовому контролю. Тематические больные.

ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СЛУШАТЕЛЕЙ: Исходный уровень знаний определяется путем опроса ли письменного тестирования. Промежуточный контроль осуществляется путем клинического разбора тематических больных или решения ситуационных задач, заданий.

РЕФЕРАТ. Ознакомление слушателей с современным состояние проблемы заболеваемости хроническими вирусными гепатитами в мире по данным ВОЗ, процент исходов в цирроз печени, гепатоцеллюлярную карциному, показатели смертности от данной нозологии. Состояние заболеваемость хроническими вирусными гепатитами в Российской Федерации. Распределение показателей заболеваемости по возрастным группам. Акцентирование внимания на эпидемиологические показатели заболеваемости хроническими вирусными гепатитами в группе молодых лиц, возрастание заболеваемости в 2-2,5 раза по сравнению с предыдущими тремя годами. Приведена современная гистологическая и клиническая классификация хронических вирусных гепатитов. Особо отмечен современный подход к классификации активности патологического процесса при хронических вирусных гепатитах, при котором даже при отсутствии клинических и биохимических показателей активности имеются гистологические изменения, которые позволяют провести окончательную оценку. Даны клинико-биохимические и гистологические критерии, свойственные для каждой формы заболевания по современной классификации. Обращено внимание и на хронические гепатиты не вирусной этиологии. Даны клинические особенности алкогольного, лекарственного и аутоиммунного гепатита. Определены клинико-гистологические критерии циррозов печени. Дана их классификация- как вирусной, так и не вирусной этиологии. Особо рассмотрены специфические и не специфические осложнения, возникающие при хронических вирусных гепатитах. Дана интерпретация иммунологических данных при проведении современных лабораторных исследованиях при хронических вирусных гепатитах. Так, определены критерии хронизации вирусных гепатитов при определении антигенов и антител вирусных гепатитов в ИФА, оценка активности процесса при проведении полимеразной цепной реакции. Даны современные принципы лечения хронических вирусных гепатитов. В частности, схемы лечения гепатита В, С и микст-гепатитов с использованием препаратов рекомбинантного интерферона, пролонгированных интерферонов, нуклеозидных аналогов: ребетола, рибаверина, ламивудина и др. Обращено внимание на отечественные препараты с противовирусной активностью- амиксин, фосфоЛив, ронколейкин, тамерит. Разобраны вопросы показания к трансплантации печени при циррозах для каждой этиологической группы отдельно.

В итоге занятия слушатели должны:

А) ЗНАТЬ: этиологическую структуру вирусных гепатитов. Место вирусных гепатитов в структуре хронических заболеваний печени. Основы патогенеза острых, хронических вирусных гепатитов и цирроза печени. Циррозы печени вирусной этиологии: клиника, лабораторная диагностика, оценка степени тяжести по шкале Чайльда-Пью, интерпретацию результатов гистологического исследования биоптата печени (индекс гистологической активности, индеек фиброза). Тактику терапии больных вирусными гепатитами с использованием специфических противовирусных препаратов в виде моно- и комбинированной терапии, новые патогенетические препараты.

Б) УМЕТЬ: Установить наличие у больного острого или хронического вирусного гепатита, а также цирроза печени, определить этиологию, патогенетические механизмы, определить степень тяжести, назначить необходимые биохимические и иммунологические обследования и правильно интерпретировать полученные данные. Выявить развившиеся осложнения и провести их коррекцию. Назначить адекватную этиологическую, патогенетическую, симптоматическую, синдромную терапию, оценить ее эффективность и, при необходимости, провести ее коррекцию.
Тема №9. Гепатоцеллюлярная карцинома.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:Оценка готовности слушателей к занятию (50-60 минут), разбор узловых учебных вопросов (60 минут), клинический разбор больных или решение ситуационных задач (60 минут).

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: учебные таблицы, ситуационные задачи, набор вопросов по тестовому контролю. Тематические больные.

ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СЛУШАТЕЛЕЙ: Исходный уровень знаний определяется путем опроса ли письменного тестирования. Промежуточный контроль осуществляется путем клинического разбора тематических больных или решения ситуационных задач, заданий.

РЕФЕРАТ. Определение понятия. Распространненость епатоцеллялярной карциномы в мире. Эндемичные регионы.Значение вирусных агентов в развитии гепатоцеллюлярной карциномы. Онкогенность возбудителей вирусных гепатитов В, С, Д. Статичстические данные по значению вирусов гепатита в формировании гепатоцеллюлярной карциноме. Особенности онкогенного эффекта вируса гепатита В. Особенности онкогенного эффекта вируса гепатита С. Влияние морфологических изменений в ткани печени на частоту формирования гепатоцеллюлярной карциномы. Другие ко-факторы, приводящие к атипичным митозам в ткани печени. Особенности патогенеза процесса. Клинические признаки заболевания. Значение инструментальных методов диагностики в постановке диагноза. Неинвазионнные методы диагностики. Эластография. Лечебная тактика ведения больных с гепатоцеллюлярной карциномой. Хирургические методы лечения гепатоцеллюлярной карциномы. Специфическая и неспецифическая профилактика гепатоцеллюлярной карциномы.

В итоге занятия слушатели должны:

А) ЗНАТЬ: Определение понятия. Значение вирусных агентов в развитии гепатоцеллюлярной карциномы. Онкогенность возбудителей вирусных гепатитов В, С, Д. Влияние морфологических изменений в ткани печени на частоту формирования гепатоцеллюлярной карциномы. Другие ко-факторы, приводящие к атипичным митозам в ткани печени. Особенности патогенеза процесса. Клинические признаки заболевания.

Б) УМЕТЬ: Установить наличие у больного гепатоцеллялярной карциномы. Уметь интерпретировать гистологические и инструментальные данные. Выявлять факторы риска у больного в плане развития ГЦК. Назначить хирургическое или консервативное лечение.

Тема №10. Алкогольная болезнь печени.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:Оценка готовности слушателей к занятию (50-60 минут), разбор узловых учебных вопросов (60 минут), клинический разбор больных или решение ситуационных задач (60 минут).

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: учебные таблицы, ситуационные задачи, набор вопросов по тестовому контролю. Тематические больные.

ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СЛУШАТЕЛЕЙ: Исходный уровень знаний определяется путем опроса ли письменного тестирования. Промежуточный контроль осуществляется путем клинического разбора тематических больных или решения ситуационных задач, заданий.

РЕФЕРАТ. Определение понятия. Дозы этанола, приводящие к алкогольной болезни печени. Патогенетические особенности алкогольного поражения печени. Значение аутоиммунологических механизмов в развитии поражения печени. Морфологическая характеристика алкогольного поражения печени. Клиника острого и хронического алкогольного гепатита. Печеночные и внепеченочные проявления заболевания. Прогноз, осложнения и исходы. Значение сочетания алкогольного и вирусного поражения печени. Алкогольный цирроз печени: особенности течения. Диагностика алкогольной болезни печени: биохимические маркеры. Терапевтическая тактика. Значение гепатопротекторов в лечении алкогольной болезни печени. Острая алкогольная дистрофия печени. Печеночно-почечная недостаточность. Схемы терапии.

В итоге занятия слушатели должны:

А) ЗНАТЬ: Определение понятия. Патогенетические особенности алкогольного поражения печени. Морфологическая характеристика алкогольного поражения печени. Клиника острого и хронического алкогольного гепатита. Печеночные и внепеченочные проявления заболевания. Прогноз, осложнения и исходы.

Б) УМЕТЬ: Установить наличие у больного алкогольной болезни печени. Уметь интерпретировать гистологические и инструментальные данные. Выявлять факторы риска у больного в плане развития осложнений. Назначить лечение.
Тема №10. Подведение итогов.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:Оценка готовности слушателей к занятию (50-60 минут), разбор узловых учебных вопросов (60 минут), итоговая письменная работа (60 минут).

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: учебные таблицы, ситуационные задачи, набор вопросов по письменному контролю.

ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СЛУШАТЕЛЕЙ: Исходный уровень знаний определяется путем опроса ли письменного тестирования. Итоговый контроль осуществляется путем написания контрольной работы по пройденному материалу.
Темы для самостоятельной подготовки
1. Первичный билиарный цирроз.

2. Лекарственное поражение печени.

3. Вирусный гепатит и беременность.

4. Печеночная энцефалопатия.

5. Синдром портальной гипертензии
Рекомендуемая литература:

1. Покровский В.И., Пак С.Г. и др. Инфекционные болезни: учебник для студентов ВУЗов. М., 2005-2006.
2. Серова В.В., Апросина З.Г. Хронический вирусный гепатит.-М»» Медицина», 2004.-382с.
3. Радченко В.Г., Шабров А.В., Зиновьева Е.Н. Основы клинической гепатологии.- СПб: «Диалект», 2005.- 562с.
4. Шерлок Ш., Дули Дж. Заболевания печени и желчных путей.- М: «Гэотар-Мед», 2002
5. Майер К.-П. Гепатит и последствия гепатита.- М: «Гэотар-Мед», 2004
6. Нагоев Б.С. Гемоконтактные вирусные гепатиты. Нальчик; КБГУ, 2002
7. Нагоев Б.С. Острые и хронические вирусные гепатиты. Нальчик: Эльбрус, 2006
8. Нагоев Б.С., Иванова М.Р. Вирусный гепатит С. Нальчик: Издательство КБНЦ РАН, 2002
9. Нагоев Б.С., Абидов М.Т., Понежева Ж.Б. Хронические вирусные гепатиты. Майкоп: Издательство КБНЦ РАН, 2005
10. Нагоев Б.С. Иванова М.Р. Диагностика и лечение вирусных гепатитов, Нальчик, 2005
11.Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В., Кулагина М.Г., Бродов Л.Е. Инфекционные болезни. Учебник, 2012
12.Жуков-Вережников Н. Н. Многотомное руководство по микробиологии клинике и эпидемиологии инфекционных болезней. 2012
С.738
13.Покровский В.И., Пак С.Г., Брико Н.И., Данилкин Б.К. Инфекционные болезни и эпидемиология. Учебник ГЭОТАР- Медиа, 2012, С.1008
14.Медицинская протозоология. Паразитические простейшие человека. Учебное пособие Под ред. Н. В. Чебышева, В. П. Сергиева ГЭОТАР-Медиа, 2013, С. 264

Структура рейтинга:
1-я рейтинговая точка – текущая успеваемость

«5»-24

«4» -22

«3»- 20
2-я рейтинговая точка – курация больного + 10 баллов за посещаемость

«5» - 13+10+23

«4» - 11+10=21

«3» - 9+10=19
3-я рейтинговая точка – итоговая письменная работа

«5» - 23

«4» - 21

«3» - 19

Итого:

«5» - 70

«4» - 64

«3» - 58

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кафедра инфекционных болезней iconРабочая учебная программа по дисциплине детские инфекционные болезни...
Цель изучения дисциплины: подготовка врача к выполнению лечебно-диагностической, профилактической и медико-просветительской деятельности...
Кафедра инфекционных болезней iconИнфекционные болезни, фтизиатрия
Цель освоения дисциплины «Инфекционные болезни. Фтизиатрия»: овладение знаниями в области инфекционных болезней и фтизиатрии, а также...
Кафедра инфекционных болезней iconКафедра инфекционных болезней
«Хронические диффузные заболевания печени. Избранные вопросы клиники, дифференциальной диагностики и лечения»
Кафедра инфекционных болезней iconКлинико-лабораторные и иммунологические особенности острых гепатитов...
А. А. Ключарева, Белорусская медицинская академия последипломного образования, кафедра инфекционных болезней
Кафедра инфекционных болезней iconРеспублики Беларусь Витебский государственный медицинский университет...
Антирабическая вакцинация. Ослюнение кистей собакой, страдающей бешенством. Ссадины II пальца правой кисти
Кафедра инфекционных болезней iconРабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для...
...
Кафедра инфекционных болезней iconРабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для...
...
Кафедра инфекционных болезней iconАлтайский государственный медицинский университет кафедра детских инфекционных болезней
Инфекция простого герпеса клинически проявляется поражением многих органов и тканей, сопровождается появлением группирующихся пузырьковых...
Кафедра инфекционных болезней iconРабочая учебная программа по дисциплине «тропические болезни» для...
Гоу впо северный государственный медицинский университет (г. Архангельск ) Федерального агентства по здравоохранению и социальному...
Кафедра инфекционных болезней iconЗначение ассоциаций микроорганизмов в этиологии и профилактике инфекционных...
...
Кафедра инфекционных болезней iconРуководство по эпидемиологии инфекционных болезней: в 2 т. / В. И....
Группа №
Кафедра инфекционных болезней iconПрограмма рекомендуется для направления подготовки (специальности)...
Целью специализации является глубокое овладение теоретическими и практическими знаниями особенностей проявления инфекционных болезней...
Кафедра инфекционных болезней icon«инфекционные болезни»
...
Кафедра инфекционных болезней iconУчебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Педиатрия»
Д. м н., профессор кафедры эпидемиологии и инфекционных болезней гбоу впо «Оренбургская государственная медицинская академия» мз...
Кафедра инфекционных болезней iconКонтрольная работа по дисциплине «Эпидемиология»
Закон РФ о вакцинопрофилактике инфекционных болезней предусматривает проведение защитных мероприятий против эпидемически- значимых...
Кафедра инфекционных болезней iconПрименение электрохимических и йодсодержащих препаратов для лечения...
Животные, кролики, йодсодержащий препарат-йодпротектин, электрохимические растворы, лечение, профилактика, иммунологические и биохимические...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск