|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
| «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой д.м.н., доцент Декан факультета д.м.н.
Самодова О.В. Турабов И.А.
«___»_______________20 г. «___»_______________20 г.
Рассмотрено на заседании кафедры
Протокол № ___ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине «инфекционные болезни»
По направлению подготовки Педиатрия 060103 (31.05.02)
Курс V
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) экзамен
Кафедра Инфекционных болезней
Трудоемкость дисциплины 144 (час.)/ 4 (зач. ед.)
Архангельск, 2014 1. Цель и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины является - формирование знаний, умений и навыков диагностики, лечения и профилактики инфекционных болезней.
Задачи:
- приобретение студентами знаний по вопросам диагностики, лечения и профилактики инфекционных болезней;
- формирование навыков распознавания инфекционного заболевания при осмотре больного, дифференциальной диагностики с другими инфекционными и неинфекционными заболеваниями, протекающими со сходной симптоматикой, на основе ведущих синдромов;
- формирование умений оказания неотложной помощи на догоспитальном и госпитальном этапах;
- формирование навыков общения с больными с учетом этики и деонтологии в зависимости от выявленной патологии и особенностей пациентов; 2.Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Инфекционные болезни» относится к циклу профессиональных дисциплин по специальности 31.05.02 «Педиатрия» высшего профессионального медицинского образования, изучается в 9- 10 семестрах.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 060103 Педиатрия. Раздел С3. Профессиональный цикл.
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
Коды формируемых компетенций
| Компетенции
| ОК-№
| Общекультурные компетенции
| ОК - 8
| способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну
| ПК -№
| Профессиональные компетенции
| ПК -5
| способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала у больных детей и подростков, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного ребенка и подростка
| ПК -15
| способность и готовность к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом
| ПК -21
| способность и готовность осуществлять детям и подросткам первую врачебную помощь вслучае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояниях, проводить госпитализацию детей и подростков в плановом и экстренном порядке
|
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
Знать:
- санитарно-гигиенические требования к устройству, организации и режиму работы инфекционных больниц, отделений, полных боксов, полубоксов;
- основы организации амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи пациентам с инфекционной патологией;
- принципы диспансерного наблюдения и реабилитацию перенесших инфекционные заболевания;
- осуществление специфической и неспецифической профилактики инфекционных заболеваний;
- эпидемиологию инфекционных, паразитарных заболеваний, осуществление противоэпидемических мероприятий;
- этиологию, патогенез, диагностику, лечение и профилактику наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний; клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных инфекционных заболеваний, протекающих в типичной форме;
- современные методы клинической, лабораторной и инструментальной диагностики больных инфекционного профиля;
- принципы и методы оказания неотложной помощи при инфекционных заболеваниях;
- основные принципы диагностики, лечения и реабилитация инфекционных болезней, показания к госпитализации;
- клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний у больных с инфекционной патологией;
Уметь:
- собрать анамнез; провести опрос больного, его родственников, провести физикальное обследование пациента с инфекционной патологией, направить на лабораторно-инструментальное обследование, на консультацию к специалистам;
- интерпретировать результаты обследования пациента с инфекционной патологией, поставить предварительный диагноз, наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза; сформулировать клинический диагноз;
- разработать больному с инфекционным заболеванием план лечения с учетом течения болезни, подобрать и назначить лекарственную терапию;
- вести медицинскую документацию различного характера;
Владеть:
- методами ведения медицинской учетно-отчетной документации;
- методами общего клинического обследования больного с инфекционными заболеваниями;
- интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики у больнх с инфекционной патологией;
- алгоритмом постановки предварительного диагноза больным с последующим направлением их на дополнительное обследование и к врачам-специалистам;
- алгоритмом постановки развернутого клинического диагноза больным инфекционными заболеваниями;
- алгоритмом выполнения основных врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, возникших вследствие инфекционных заболеваний.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц.
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестр
| Аудиторные занятия (всего)
| 70
| 9-10
| В том числе:
|
|
| Лекции (Л)
| 20
| 9-10
| Клинические практические занятия (КПЗ)
| 50
| 9-10
| Самостоятельная работа (всего)
| 38
| 9-10
| Экзамен
| 36
| 10
| Общая трудоемкость (час.)
| 144
| 9-10
|
5. Содержание дисциплины: 5.1. Содержание разделов дисциплины
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
| 1
| 2
| 3
| 1
| Раздел 1.
Общая часть
| Название темы: Общие вопросы инфекционных болезней.
Общие вопросы инфекционных болезней. Устройство и принцип работы инфекционного стационара. Нормативные документы. Основные клинические синдромы инфекционных болезней. Принципы диагностики, лечения и профилактики инфекционных заболеваний. Схема истории болезни.
| 2.
| Раздел 2.
Бактериозы
| 2.1. Подраздел – острые кишечные инфекции Название темы: САЛЬМОНЕЛЛЕЗ
Определение. Этиология. Эпидемиология. Патогенез, патологическая анатомия. Клиника. Классификация сальмонеллеза. Осложнения. Прогноз. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение. Профилактика. Противоэпидемические мероприятия. Название темы: БРЮШНОЙ ТИФ
Определение. Этиология. Эпидемиология. Патогенез, патологическая анатомия. Клиническая классификация. Клиника. Осложнения. Лабораторная диагностика. Дифференциальный диагноз. Прогноз. Лечение. Профилактика. Принципы диспансеризации реконвалесцентов. Название темы: ШИГЕЛЛЕЗ
Определение. Этиология. Эпидемиология. Патогенез, патологическая анатомия. Клиника. Клиническая классификация дизентерии. Осложнения. Хроническая дизентерия и ее варианты. Прогноз. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение. Правила выписки из стационара. Реабилитация реконвалесцентов. Профилактика. Мероприятия в очаге. Диспансерное наблюдение реконвалесцентов. Название темы: ПИЩЕВЫЕ ТОКСИКОИНФЕКЦИИ
Определение. Этиология. Эпидемиология. Патогенез, патологическая анатомия. Клиника. Осложнения. Прогноз. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение. Профилактика. Название темы: БОТУЛИЗМ
Определение. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Патологическая анатомия. Клиника. Осложнения. Прогноз. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение. Профилактика. 2.2. Подраздел – зоонозные инфекции Название темы: ЛЕПТОСПИРОЗ
Определение. Этиология. Эпидемиология. Резервуары и источники инфекции в природе. Патогенез, патологическая анатомия. Клиника. Клиническая классификация лептоспироза. Прогноз. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение. Профилактика. Специфическая профилактика Название темы: БРУЦЕЛЛЕЗ.
Определение. Этиология. Характеристика возбудителя.
Эпидемиология. Патогенез, патологическая анатомия. Клиника. Клиническая классификация бруцеллеза. Осложнения. Исходы. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение. Реабилитация. Профилактика. 2.3. Подраздел – Риккетсиозы Название темы: Сыпной тиф. Болезнь Бриля.
Определение. Этиология. Эпидемиология. Сезонность. Патогенез, патологическая анатомия. Клиника. Осложнения. Исходы. Диагностика. Лечение. Профилактика. 2.4. Подраздел – Особоопасные инфекции Название темы: ХОЛЕРА
Определение. Этиология. Эпидемиология. Патогенез, патологическая анатомия. Клиника. Классификация холеры (по степени дегидратации). Осложнения. Прогноз. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение. Правила выписки из стационара. Прогноз. Профилактика. Международные правила и карантинные мероприятия по борьбе с холерой. Название темы: ЧУМА
Определение. Этиология. Эпидемиология. Патогенез, патологическая анатомия. Клиника. Клиническая классификация. Осложнения. Исходы. Прогноз. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение. Правила выписки из стационара. Профилактика и мероприятия в очаге. 2.5. Подраздел – инфекции наружных покровов Название темы: СИБИРСКАЯ ЯЗВА
Определение. Этиология. Эпидемиология. Патогенез, патологическая анатомия. Клиническая классификация Клиника. Исходы. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение. Реабилитация. Профилактика. Показания и методы специфической профилактики. Название темы: СТОЛБНЯК
Определение болезни. Этиология. Патогенез, патоморфология. Клиническая классификация. Клиническая картина. Осложнения. Исходы. Диагностика, дифференциальный диагноз. Лечение. Профилактика.
| 3
| Раздел 3.
Вирусные инфекции
| 3.1. Подраздел – Вирусные гепатиты Название темы: ВИРУСНЫЙ ГЕПАТИТ А
Определение. Этиология. Эпидемиология. Патогенез, патологическая анатомия. Клиника. Классификация вирусных гепатитов. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение. Прогноз. Профилактика. Правила выписки больных из стационара. Диспансеризация. Название темы: ВИРУСНЫЙ ГЕПАТИТ В.
Этиология. Эпидемиология. Патогенез и патологическая анатомия. Клиника. Осложнения. Лечение. Реабилитация переболевших. Профилактика. Диспансеризация переболевших и носителей. Название темы: ВИРУСНЫЙ ГЕПАТИТ С.
Определение. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение.
Профилактика. Диспансеризация. 3.2. Подраздел – ВИЧ - инфекция Название темы: ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ
Определение. Этиология. Классификация. Эпидемиология. Патогенез, патологическая анатомия. Клиника. Критерии ВОЗ. Характеристика основных оппортунистических инфекций. Особенности клинического течения ВИЧ-инфекции у детей.
Диагностика. Лечение. Терапия неотложных состояний.
Профилактика. Юридические и медико-деонтологические проблемы СПИД. 3.3. Подраздел – ОРВИ
Название темы: ГРИПП
Определение. Этиология. Пандемические и эпидеммические штаммы вируса. Эпидемиология. Патогенез, патологическая анатомия. Клиника. Клиническая классификация гриппа. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение. Профилактика. Название темы: ПАРАГРИПП
Определение. Этиология. Эпидемиология. Патогенез, патологическая анатомия. Клиника. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Прогноз. Лечение. Неотложная терапия при стенозе гортани. Профилактика. Название темы: АДЕНОВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ
Определение. Этиология. Эпидемиология. Патогенез, патологическая анатомия. Клиника. Осложнения. Прогноз.
Диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение. Профилактика. Название темы: РЕСПИРАТОРНО-СИНЦИТИАЛЬНАЯ ИНФЕКЦИЯ
Определение. Этиология. Эпидемиология. Патогенез, патологическая анатомия. Клиника. Прогноз. Диагностика. Лечение. Профилактика. Название темы: РИНОВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ
Определение. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Лечение. Профилактика. Название темы: КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ
Определение. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Лечение. Профилактика. 3.4. Подраздел – инфекции наружных покровов Название темы: БЕШЕНСТВО
Определение заболевания. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клинические периоды. Диагностика. Лечение. Профилактика бешенства. 3.5. Подраздел – геморрагические лихорадки
Название темы: ГЕМОРРАГИЧЕСКИЕ ЛИХОРАДКИ ( геморрагическая лихорадка с почечным синдромом (глпс), крымская (южная) геморрагическая лихорадка, омская геморрагическая, лихорадка лихорадка денге)
Определение. Общая клинико-эпидемиологическая классификация геморрагических лихорадок. Этиология. Эпидемиология. Природноочаговость. Патогенез и патологическая анатомия. Клиника. Прогноз. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение. Профилактика. Диспансеризация переболевших. 3.6. Подраздел – Особоопасные инфекции
Название темы: ГЕМОРРАГИЧЕСКИЕ ЛИХОРАДКИ (лихорадка эбола. ласса, марбург. желтая лихорадка)
Определение. Этиология. Эпидемиология. Патогенез и патологическая анатомия. Клиника. Осложнения. Прогноз. Диагностика. Лечение. Профилактика. Карантинные мероприятия.
| 4
| Раздел 4. Паразитарные инфекции
| Название темы: МАЛЯРИЯ
Определение. Этиология. Эпидемиология. Патогенез и патологическая анатомия. Клиника. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Прогноз. Лечение. Профилактика.
|
5.2. Разделы дисциплин и виды занятий
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Л
| КПЗ
| СРС
| Всего часов
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 1.
| Общая часть
| 2
| 5
| 9
| 16
| 2.
| Бактериозы
| 8
| 15
| 10
| 33
| 3.
| Вирусные инфекции
| 10
| 25
| 10
| 45
| 4.
| Паразитарные инфекции
| -
| 5
| 9
| 14
|
| ИТОГО
| 20
| 50
| 38
| 108
|
6. Интерактивные формы проведения занятий
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Интерактивные формы проведения занятий
| Длительность
(час.)
| 1.
| Раздел – бактериозы
подраздел ОКИ
| Ролевая игра: «Острая дизентерия»
| 2
| 2.
| Раздел – вирусные инфекции
Подраздел Вирусные гепатиты
| Решение кейс - заданий на тему:
«Дифференциальная диагностика желтух»
| 2
| 3.
| Раздел – паразитарные инфекции
| Решение кейс - заданий на тему:
«Малярия»
| 2
| Итого (час.)
| 6
| Итого (% от аудиторных занятий)
| 8,5%
|
7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов - 38 час.
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Виды самостоятельной работы
| Формы контроля
| 1.
| Общая часть
| Курация больных с написанием кураторского листа
2. Решение ситуационных задач.
| Проверка выполненных заданий
| 2.
| Бактериозы
| Написание и защита рефератов по темам:
Новые методы диагностики, проблемы и перспективы их использования.
2. Доклады клинических случаев на внутригрупповой и межгрупповой конференции.
| Проверка выполненных заданий
| 3.
| Вирусные инфекции
| Решение ситуационных задач
Решение кейс - заданий на темы: «Вирусный гепатит А»; «Дифференциальная диагностика желтух»
3. Разработка памяток населению о мерах профилактики ВИЧ-инфекции
| Проверка выполненных заданий
| 4.
| Паразитарные инфекции
| Написание и защита рефератов по теме: малярия
Ситуационные задачи по теме: «Паразитарные инфекции»
| Проверка выполненных заданий
|
8. Формы контроля
8.1. Формы текущего контроля
- устные (собеседование, доклад, защита рефератов)
- письменные (проверка тестов, эссе, рефератов, решение ситуационных задач, написание кураторского листа). 8.2. Формы промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
Этапы проведения экзамена (зачета)
1. Этап - _Тестовый контроль
(название этапа)
2. Этап - собеседование по теоретическим вопросам инфекционной патологии;
(название этапа)
3. Этап- решение ситуационных задач с трактовкой результатов лабораторных и инструментальных исследований.
(название этапа) Вопросы к зачету и экзамену приводятся в приложении №4 к рабочей учебной программе «Фонд оценочных средств».
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
9.1 Основная литература:
Ющук Н.Д. Инфекционные болезни / Н.Д. Ющук, Ю.Я. Венгеров. – М.: Медицина, 2009. – 542 с.
Инфекционные болезни и эпидемиология: учеб. для студентов вузов / В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин, 2009. – 813 с.
Инфекционные болезни у детей: учеб. для пед.фак. мед. вузов / И.Д. Анненкова и др.; под ред. В.Н. Тимченко, 2008.- 607 с.
Инфекционные болезни: национальное руководство /Под ред.Н.Д.Ющука, Ю.Я.Венгерова. – М.:ГЭОТАР-Медиа,2011. – 1056 с. – (Серия «Национальные руководства»).
9.2. Дополнительная литература
А.П.Зильбер, Д.Д.Жданов. Реанимация и интенсивная терапия. Учебное пособие. Москва, 2007
Назаренко Г.И. Клиническая оценка результатов лабораторных исследований / Кицкун А.А. – М.: Медицина, 2009 – 544 с.
Ющук Н.Д. Лекции по инфекционным болезням: учеб. пособие для студентов мед. вузов / Н.Д. Ющук, О.Я. Венгеров, 2007. – 1030 с.
ВИЧ-инфекция и СПИД. 2006 : клин. рекомендации/ Федер. науч. - метод. центр по профилактике и борьбе со СПИДом; гл. ред. В.В. Покровский. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. -113 с.
9.3. ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ, ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ:
Сайты в интернете:
«Вестник инфектологии и паразитологии» http //www.infectology.spb. ru
Журнал «Инфекционные болезни» http //www.journals. uchicago.edu/JAD/home.html
Инфекционные болезни и эпидемиология [Электронный ресурс]: учебник/ В.И.Покровский и [др.].- 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 816 с. : ил. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/cgi-bin/mb4
Ющук Н. Д. Инфекционные болезни [Электронный ресурс]: учебник/ Н. Д.Ющук, Н. В.Астафьева, Г. Н. Кареткина. - М.: Медицина, 2007. - 304 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/cgi-bin/mb4
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Мультимедийный проектор, ноутбук, экран 11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине Уважаемые студенты! Перед Вами анкета «Удовлетворенность студентов преподаванием дисциплины по выбору Природно-очаговые и паразитарные инфекции у детей
Для ответа на вопрос необходимо отметить (заштриховать, зачеркнуть, поставить точку) степень удовлетворенности из расчета, что 100% соответствует наибольшей степени удовлетворенности по данному показателю, а 0% - наименьшей.
Оцените, насколько вы удовлетворены учебно-методическим обеспечением дисциплины (учебники, учебные пособия, атласы методические рекомендации для студентов)
О——О——О——О——О——О——О——О——О——О
% 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100%
Оцените, насколько вы удовлетворены чтением лекций
О——О——О——О——О——О——О——О——О——О
% 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100%
Оцените, насколько вы удовлетворены проведением практических занятий
О——О——О——О——О——О——О——О——О——О
% 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100%
Оцените, насколько вы удовлетворены организацией текущего контроля знаний (тестирование, опросы)
О——О——О——О——О——О——О——О——О——О
% 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100%
Оцените уровень ваших знаний, приобретенных при изучении данной дисциплины
О——О——О——О——О——О——О——О——О——О
% 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100%
В результате изучения этой дисциплины данная сфера приобрела для меня намного большую значимость:
Да
Нет
Выделите что-либо особенное, что вам понравилось в данной дисциплине и / или методах её преподавания_________________________________________________
_______________________________________________________________________
Назовите факторы, препятствующие успешному изучению инфекций (вы можете выбрать любое количество вариантов)
О сам виноват, не готовился к занятиям
О требуется освоить большой объем материала в короткие сроки
О завышенные требования к знаниям студента при оценке
О недостаток учебных материалов
О другое (впишите, что именно?)___________________________________________
Укажите количество пропущенных занятий: ________ и причину пропуска (ув/неув) ______
Учитывая все предыдущие ответы, дайте общую оценку дисциплине
О——О——О——О——О——О——О——О——О——О
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Спасибо за работу! Автор (ы):
Занимаемая должность
| Фамилия, инициалы
| Подпись
| Ассистент
кафедры инфекционных болезней СГМУ
| Поздеева М.А.
|
| Доцент
кафедры инфекционных болезней СГМУ
| Агафонов В.М.
|
| Доцент
кафедры инфекционных болезней СГМУ
| Крылова И.А.
|
|
Рецензент (ы):
Место работы
| Занимаемая должность
| Фамилия, инициалы
| Подпись
| СГМУ, кафедра педиатрии
| доцент
| Смирнова Г.П.
|
|
|
|
|
|
Приложение к рабочей программе № 1
|