Рабочая программа учебной дисциплины физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ для специальности





Скачать 268.34 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ для специальности
страница1/2
Дата публикации24.02.2015
Размер268.34 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Химия > Рабочая программа
  1   2



Областное образовательное автономное учреждение

среднего профессионального образования

«Липецкий медицинский колледж»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

И ТЕХНИКА ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
для специальности

060604 Лабораторная диагностика

2011 год


ОДОБРЕНА

Цикловой методической комиссией

и утверждена на заседании ЦМК ОПД и МОЕНД

№__ « __» 20___г

Председатель ЦМК

____________Тюменцева Л.В.

Автор: Сысоева Т.В.преподаватель химии ОО АУ СПО «Липецкий медицинский колледж» высшей категории
Рецензенты:

Гридасова Н.В.преподаватель биохимии высшей категории ОО АУ СПО «Липецкий медицинский колледж»
РостовцеваЛ.В.

Главный внештатный специалист УЗО по клинической и лабораторной диагностике


Составлена в соответствии с ФГОС к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности Лабораторная диагностика


Заместитель директора

по учебной работе

____________Корнаухова Т.А.




СОДЕРЖАНИЕ


стр.
  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





4
  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


6
  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины


15
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


17



1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Физико-химические методы исследования и

техника лабораторных работ


    1. 1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины Физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060604 Лабораторная диагностика.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ» относится к профессиональному циклу.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- готовить рабочее место, посуду, оборудование для проведения анализов с соблюдением техники безопасности и противопожарной безопасности;

- выполнять основные операции, предшествующие или сопутствующие проведению лабораторных исследований;

- владеть практическими навыками проведения качественного и количественного анализа методами, не требующими сложного современного оборудования;

- готовить приборы к лабораторным исследованиям;

- работать на фотометрах, спектрофотометрах, иономерах, анализаторах;

- проводить калибровку мерной посуды, статистическую обработку результатов количественного анализа, оценивать воспроизводимость и правильность анализа.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- устройство лабораторий различного типа, лабораторное оборудование и аппаратуру;

- правила техники безопасности при проведении лабораторных исследований в клинико-диагностических лабораториях различного профиля и санитарно-гигиенических лабораториях;

- теоретические основы лабораторных исследований, основные принципы и методы качественного и количественного анализа;

- классификацию методов физико-химического анализа;

- законы геометрической оптики;

- принципы работы микроскопа;

- понятия дисперсии света, спектра;

- основной закон светопоглощения;

- сущность фотометрических, электрометрических, хроматографических методов;

- принципы работы иономеров, фотометров, спектрофотометров;

- современные методы анализа;

- понятия люминесценции, флуоресценции;

- методики статистической обработки результатов количественных определений, проведения контроля качества выполненных исследований, анализа ошибок и корригирующие действия.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 180 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 120 часов;

самостоятельная работа обучающегося 60 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы


Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

180

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

120

в том числе:




практические занятия

88

в том числе:

60

Подготовка реферативных сообщений.

Решение расчетных и ситуационных задач.

Работа с учебником (составление плана, тезисов конспектов).

Работа с учебно-методическими пособиями и сборником тестовых заданий.

Составление таблиц, схем, логико-дидактических структур по теме занятия.

Создание электронных презентаций по конкретной теме.

Работа с обучающе-контролирующей программой.

Подготовка к практическим занятиям, к зачету по конкретному раздаточному материалу, предложенному преподавателем (домашняя работа).




Итоговая аттестация в форме экзамена





2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

«Физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Устройство медицинских лабораторий, организация работы. Техника безопасности при работе в лаборатории.





4


Тема 1.1.

Изучение видов медицинских лабораторий,

организации работы.

Содержание учебного материала

Виды, назначение медицинских лабораторий, организация работы. Лабораторное оборудование и аппаратура.



2



2

Тема 1.2

Изучение техники безопасности при работе в лаборатории.

Содержание учебного материала

Правила техники безопасности при проведении лабораторных исследований в клинико-диагностических лабораториях различного профиля и санитарно-гигиенических лабораториях. Противопожарная безопасность.



2



2


Раздел 2.

Лабораторная посуда, оборудование, химические реактивы.





70




Тема 2.1.

Изучение видов лабораторной посуды, вспомогательных принадлежностей.


Содержание учебного материала

Виды лабораторной посуды общего, специального назначения. Выбор посуды для проведения анализа. Определение цены деления; работа с мерной лабораторной посудой. Правила обращения с различными видами лабораторной посуды. Техника безопасности при работе со стеклянной посудой. Вспомогательные принадлежности, их назначение. Правила нагревания различных видов лабораторной посуды.

Правила предстерилизационной обработки лабораторной посуды, методы очистки. Пробы на остатки скрытой крови, моющих средств. Правила проведения контроля качества предстерилизационной обработки посуды.

Виды градуированных пипеток, пипетки Мора. Правила пипетирования при проведении лабораторных исследований в клинико-диагностических лабораториях различного профиля. Виды технических работ в лаборатории, их выполнение.
Практические занятия

  1. Изучение видов лабораторной посуды, вспомогательных принадлежностей.

  2. Правила работы с дозаторами


1




2


4
4


3
3

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Уход за посудой. Правила нагревания лабораторной посуды (конспект дополнительной литературы).

2. Предстерилизационная обработка лабораторной посуды с контролем качества (конспект дополнительной литературы).

3. Пипетки для ультра- и микроисследований: виды, правила работы (конспект дополнительной литературы).



12

Тема 2.2.

Изучение видов лабораторного оборудования.

Содержание учебного материала

Виды нагревательных приборов. Спиртовка, правила подготовки к работе, правила работы; техника безопасности. Виды лабораторных бань, назначение. Электронагревательные приборы, устройство, правила работы; техника безопасности.

Основные методы дезинфекции, стерилизации лабораторной посуды. Подготовка посуды к стерилизации. Режимы воздушной и паровой стерилизации. Контроль работы стерилизаторов термоиндикаторами.


1



2

3

Практические занятия

  1. Изучение видов лабораторных нагревательных приборов.


4


  1. Изучение методов дезинфекции, стерилизации лабораторной посуды.

4





Тема 2.3.

Изучение методов микроскопии, техники микроскопии.

Содержание учебного материала

Принцип работы микроскопа, методы микроскопии. Виды микроскопов, их назначение. Устройство биологического микроскопа. Подготовка микроскопа к работе, техника безопасности при работе; правила обращения. Подготовка к работе с естественным освещением

Правила приготовления, микроскопии нативного и окрашенного препаратов. Техника безопасности при работе с потенциально инфицированным материалом. Уход за микроскопом.

2



2



Практические занятия

  1. Изучение видов микроскопов, их назначение, устройство.


4



3

  1. Выполнение приготовления, микроскопии нативного и окрашенного препаратов.

4

3

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Специальные методы световой микроскопии, применение в лабораторной диагностике (конспект дополнительной литературы).

  2. Электронная микроскопия, особенности, применение (электронные ресурсы - реферат).

  3. Современные анализаторы изображения (электронные ресурсы - реферат).


8




Тема 2.4.

Изучение правил фильтрования и центрифугирования.


Содержание учебного материала

Сущность фильтрования, центрифугирования; отличительные особенности. Виды фильтров, правила выбора. Способы фильтрования, применяемая посуда, приборы. Правила фильтрования. Виды центрифуг. Правила центрифугирования, отбора центрифугата.

Приготовление бумажных простых и складчатых фильтров. Способы фильтрования, применяемая посуда, приборы. Проведение фильтрования различными способами. Проведение центрифугирования, техника безопасности.



2



2



Практические занятия

1. Выполнение фильтрования, центрифугирования.


4

3

Тема 2.5.

Изучение правил хранения, применения различных химических реактивов.


Содержание учебного материала

Классификации химических реактивов, правила хранения, пользования. Методы очистки химических реактивов от примесей; выбор метода очистки. Техника безопасности при работе с едкими, токсичными, легковоспламеняющимися реактивами. Устройство дистиллятора, правила работы.



2



2


Практические занятия

  1. Изучение правил хранения, применения различных химических реактивов, методов очистки.





4




3

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Виды дистилляции, условия проведения (конспект дополнительной литературы).





2





Тема 2.6.

Изучение видов лабораторных весов, техники взвешивания.



Содержание учебного материала

Устройство аптечных, технохимических весов; точность взвешивания. Подготовка весов к работе. Правила работы с разновесом, весами. Техника безопасности при работе с химическими реактивами.

Устройство торсионных, аналитических весов; точность взвешивания. Подготовка весов к работе; правила работы. Виды современных электронных весов, правила работы.



2





2

Практические занятия

  1. Выполнение взвешивания на лабораторных весах.


4


3

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1. Аналитические весы (конспект дополнительной литературы).



2




Раздел 3.

Растворы, приготовление растворов различной концентрации.





20





Тема 3.1.

Растворы, приготовление растворов различной концентрации.
Тема 3.2

Растворы, приготовление растворов аналитической концентрации


Содержание учебного материала

Классификации растворов. Способы выражения технических и аналитических концентраций растворов, расчетные формулы. Виды термометров, ареометров. Правила определения удельной плотности, температуры различных растворов.

Расчет, приготовление растворов кислот, солей, щелочей технической концентрации. Лабораторная посуда, весы, необходимые для приготовления растворов технической концентрации.


2



2


Лабораторная посуда, весы, необходимые для приготовления растворов аналитической концентрации. Приготовление растворов из фиксаналов. Техника безопасности при работе с химическими реактивами.



2



2

Практические занятия

  1. Изучение классификаций растворов, способов выражения концентраций. Выполнение определения удельной плотности, температуры растворов.


4


3

Практическое занятие

  1. Приготовление растворов технической концентрации.


4


3

Практическое занятие

  1. Приготовление растворов аналитической концентрации.


4


3

Практическое занятие

  1. Итоговое по разделам: «Лабораторная посуда, оборудование, реактивы. Микроскопия. Приготовление растворов различной концентрации».




4


3

Раздел 4.

Основы химического анализа.





14



Тема 4.1.

Изучение основ качественного анализа.


Содержание учебного материала

Основные положения качественного анализа. Деление ионов на аналитические группы. Способы проведения качественных реакций. Анализ вещества неизвестного состава.





2



Практические занятия

  1. Изучение основ качественного анализа.анализ катионов I, III, V аналитических групп

  2. Биологическая роль катионов I, III, V групп


4


3

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Аналитические группы катионов, анионов (конспект дополнительной литературы).Биологическая роль катионов и анионов на организм человека.





6




Тема 4.2.

Изучение основ количественного анализа.

Тема 4.3

Титриметрические методы анализа

Содержание учебного материала

Задачи, методы количественного анализа. Сущность гравиметрического анализа, основные операции. Посуда, оборудование гравиметрического анализа.


2




2



Сущность титриметрического анализа, методы. Техника титрования. Кислотно-основное титрование, виды, выбор индикатора. Метод осаждения, аргентометрия. Окислительно-восстановительная титриметрия., виды, применение. Расчетные формулы в титриметрическом анализе.



2



2

Практические занятия

  1. Выполнение методов титриметрического анализа.


4



3

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Типы гравиметрических определений, применение в медицинских лабораториях (конспект дополнительной литературы).


2

Раздел 5.

Физико-химические методы анализа





50




Тема 5.1.

Изучение фотометрических методов анализа.


Содержание учебного материала

Основные принципы количественного анализа. Классификация методов физико-химического анализа. Сущность фотометрических, электрометрических, хроматографических методов.

Методы визуальной колориметрии; сухая химия. Основной закон светопоглощения Бугера-Ламберта-Бера. Определение концентрации исследуемого раствора методами визуальной колориметрии.

Сущность фотометрического метода, приборы. Устройство, принцип работы КФК-2, КФК-3. Подготовка приборов к работе. Определение оптической плотности, прозрачности, концентрации исследуемого раствора на фотометрических приборах. Правила выбора рабочей кюветы. Построение спектральной кривой, выбор спектра.

Приготовление рабочих разведений из стандартного раствора. Построение калибровочного графика, работа с ним. Расчет коэффициента факторизации.


2



2

Практические занятия

  1. Изучение КФК-1. Выполнение определения оптической плотности, прозрачности, концентрации исследуемого раствора с помощью КФК-1.


4



3

  1. Изучение КФК-3, спектрофотометра. Выполнение определения оптической плотности, прозрачности, концентрации исследуемого раствора с помощью КФК-3.


4




3

  1. Построение калибровочных графиков. Итоговая практическая работа по фотометрии





4


3

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Методы визуальной колориметрии (конспект дополнительной литературы).

  2. Выбор рабочей кюветы, оптимального спектра на фотометрических приборах (конспект дополнительной литературы).

  3. Флуориметрия, применение в лабораторной диагностике (конспект дополнительной литературы).

  4. Современные фотометрические анализаторы, применение в лабораторной диагностике (электронные ресурсы - реферат).





12




Тема 5.2.

Изучение электрометрических методов анализа.


Содержание учебного материала

Ионометрический метод анализа, методы. Принцип работы иономера, рН-метра. Подготовка приборов к работе, калибровка, проведение измерения.

Сущность, виды электрофореза. Комплекс для проведения электрофореза.



2



2

3

Практические занятия

1. Выполнение электрометрических методов анализа.


4


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Типы электродов ионометрии, правила применения (конспект дополнительной литературы).

  2. Роль рН в организме человека. Буферные системы в организме человека


6


Тема 5.3.

Изучение оптических, хроматографических методов анализа.



Содержание учебного материала

Сущность, виды хроматографии. Проведение бумажной, тонкослойной хроматографии.

Классификация оптических методов. Сущность рефрактометрии. Подготовка рефрактометра к работе. Определение коэффициента рефракции, концентрации исследуемых растворов на рефрактометре. Сущность поляриметрии, особенности.


2




2
3

Практические занятия

1. Выполнение рефрактометрии, хроматографии.


4

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Поляриметрия, особенности метода (конспект дополнительной литературы).

  2. Гематологические анализаторы, применение в лабораторной диагностике (электронные ресурсы - реферат).


6


Раздел 6.

Метрологическая характеристика методов анализа.




14





Тема 6.1.

Изучение внутрилабораторного контроля качества

количественных определений.


Содержание учебного материала

Виды лабораторных погрешностей, причины. Внутрилабораторный контроль качества, термины. Виды контрольного материала, применение. Методики статистической обработки результатов количественных определений. Оценка воспроизводимости и правильности результатов анализа.

Калибровка мерной посуды. Проведение контроля качества выполненных исследований. Статистическая обработка результатов количественных определений с оценкой воспроизводимости и правильности результатов анализа. Анализ ошибок и корригирующие действия.


2


2


Практические занятия

  1. Выполнение статистической обработки результатов количественных определений.


4



3



  1. Итоговое по разделам: «Физико-химические методы исследования» и «Метрологическая характеристика методов анализа».


4


3


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Роль и место лабораторной диагностики в медицине


4










Всего



180







Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ для специальности iconПрограмма учебной дисциплины «Физико-химические методы исследования...
Государственное автономное образовательное учреждение спо со «Саратовский областной базовый медицинский колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ для специальности iconПояснительная записка Курс «Физико-химические методы исследования»
Курс «Физико-химические методы исследования» преподается в течение 6 семестра (одо), предназначен для магистрантов, обучающихся по...
Рабочая программа учебной дисциплины физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ для специальности iconТехника лабораторных исследований
Примерная программа учебной дисциплины «Аналитиче­ская химия и техника лабораторных исследований» разработана на основе Федерального...
Рабочая программа учебной дисциплины физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ для специальности icon1. Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке...
Цель дисциплины "Физико-химические методы исследования" — формирование у студентов системных теоретических знаний, умений и навыков...
Рабочая программа учебной дисциплины физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ для специальности iconРабочая программа учебной дисциплины «Физико-химические методы аналитического контроля»
Направление подготовки 220700 «Автоматизация технологических процессов и производств»
Рабочая программа учебной дисциплины физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ для специальности iconРабочая программа учебной дисциплины «Экоаналитическая химия и физико-химические методы анализа»
Задачи изучения дисциплины: формирование у студентов навыков проведения химического анализа, в том числе современными физико-химическими...
Рабочая программа учебной дисциплины физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ для специальности iconРабочая программа по дисциплине б 5 Физико-химические методы исследования
Товароведение и экспертиза в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров
Рабочая программа учебной дисциплины физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ для специальности iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Физико-химические методы...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа учебной дисциплины физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ для специальности iconРабочая программа учебной дисциплины «аналитическая химия и физико-химические методы анализа»
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр, специальное звание «бакалавр техники и технологий»
Рабочая программа учебной дисциплины физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ для специальности iconФорма 2 Аннотация дисциплины базовой (вариативной) части цикла Аннотация...
Гос спо по специальности 080106. 51 «Финансы (по отраслям)», утвержденный Министерством образования РФ «18» марта 2002 г., протокол...
Рабочая программа учебной дисциплины физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ для специальности iconРабочая программа по дисциплине опд. Р. 01 Физико-химические методы...
Дисциплина «Физико-химические методы распознавания фальсификации товаров» предполагает научить студентов современным методам распознавания...
Рабочая программа учебной дисциплины физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ для специальности iconРабочая программа по дисциплине в методы исследования свойств сырья и продуктов питания
Цель дисциплины – формирование системы знаний по основам физико-химические методов анализа, привитие умений провести рациональный...
Рабочая программа учебной дисциплины физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ для специальности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель преподавания дисциплины «Физико-химические методы исследования сорбентов и катализаторов» состоит в развитии компетенций, связанных...
Рабочая программа учебной дисциплины физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ для специальности iconРабочая программа учебной дисциплины «физико-химические процессы в энергетике»
Профиль(и) подготовки: Технология воды и топлива на тепловых и атомных электростанциях
Рабочая программа учебной дисциплины физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ для специальности iconРабочая программа учебной дисциплины «Физико-химические основы водоподготовки»
Целью дисциплины является изучение технологии очистки теплоносителя и обеспечения оптимального водно-химического режима на тэс и...
Рабочая программа учебной дисциплины физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ для специальности iconРабочая программа по дисциплине
Целью освоения дисциплины «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» является формирование базовых, системных и информационных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск