Рабочая программа учебной дисциплины «аналитическая химия и физико-химические методы анализа»





Скачать 233.77 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «аналитическая химия и физико-химические методы анализа»
Дата публикации17.04.2015
Размер233.77 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Химия > Рабочая программа
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»


Согласовано

Утверждаю


___________________

Руководитель ООП

по направлению 240100

проф. Н.М. Теляков


_______________________

Зав.кафедрой ОиФХ

проф. Чиркст Д.Э.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ И ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА»

Направление подготовки: 240100 Химическая технология
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр, специальное звание «бакалавр техники и технологий»

Форма обучения: очная

Составители: доцент каф.ОФХ О.В.Черемисина

доцент каф. ОФХ Т.Е.Литвинова
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2012

1. Цели и задачи дисциплины: целью изучения дисциплины «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» является приобретение студентами знаний в области методов анализа состава вещества; изучение теоретических основ аналитической химии и получение практических навыков в проведении аналитических работ. Данная дисциплина должна рассматриваться как теоретическая и практическая база, с помощью и на основе которой возможно получение достоверных данных о составе вещества. Задача дисциплины в том, чтобы на основании полученных знаний студент, будущий специалист мог ориентироваться в способах определения состава вещества, выбрать наиболее оптимальный метод аналитического контроля технологического процесса в производстве органических веществ и переработке топлива.

2. Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» относится к циклу математических и естественнонаучных дисциплин и входит в его базовую часть. Для изучения дисциплины студент должен обладать знаниями по дисциплине «Общая и неорганическая химия», устанавливаемыми ФГОС ВПО для направления 240100 «Химическая технология», для квалификации выпускника бакалавр. Дисциплина является предшествующей для изучения последующих дисциплин цикла Б.2 (математические и естественнонаучные дисциплины) в базовой части - физическая химия, коллоидная химия, экология; профессионального цикла, в базовой части - Безопасность жизнедеятельности, Общая химическая технология, Химические реакторы, Системы управления химико-технологическими процессами.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурных компетенций:

умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, способность в письменной и устной речи правильно (логически) оформить результаты мышления (ОК-2);

способность и готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

саморазвитие, повышение своей квалификации и мастерства, способность приобретать новые знания в области естественных наук (ОК-7);

профессиональных компетенций

использовать знания о строении вещества, природе химической связи в различных классах химических соединений для понимания свойств материалов и механизма химических процессов, протекающих в окружающем мире (ПК-3);

владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ПК-5);

способность и готовность осуществлять технологический процесс в соответствии с регламентом и использовать технические средства для измерения основных параметров технологического процесса, свойств сырья и продукции (ПК-7);

умение планировать и проводить физические и химические эксперименты, проводить обработку их результатов и оценивать погрешности, математически моделировать физические и химические процессы и явления, выдвигать гипотезы и устанавливать границы их применения (ПК-21);

способность использовать знание свойств химических элементов, соединений и материалов на их основе для решения задач профессиональной деятельности (ПК-23).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основные этапы качественного и количественного химического анализа; теоретические основы и принципы химических и физико-химических методов анализа - спектральных, хроматографических; методы разделения и концентрирования веществ; методы метрологической обработки результатов анализа.

Уметь: провести качественный и количественный анализ органического соединения с использованием химических и физико-химических методов анализа; выбрать метод анализа для заданной аналитической задачи и провести статистическую обработку результатов аналитических определений.

Владеть: методами проведения химического анализа и метрологической оценки его результатов.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

3










Аудиторные занятия (всего)

102

102










В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

51

51










Практические занятия (ПЗ)
















Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)

51

51










Самостоятельная работа (всего)

68

68










В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат
















Другие виды самостоятельной работы

68

68




























Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
















Общая трудоемкость час

зач. ед.

170

170










5

5










5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Понятие об аналитической химии

Предмет и задачи аналитической химии. Отбор проб. Пробоподготовка. Классификация методов определения состава вещества: элементарный, молекулярный, фазовый анализ. Понятие о погрешности и способы ее определения.


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

2.

Методы разделения и концентрирования

Классификация методов концентрирования и разделения. Методы, основанные на выделении компонента в самостоятельную фазу: осаждение, перегонка, отгонка. Методы, основанные на распределении вещества между фазами: экстракция, сорбция. Мембранные методы и методы внутрифазного разделения.

3.

качественный химический анализ

Систематический качественный анализ. Распределение катионов по аналитическим группам в кислотно-основном методе. Качественные реакции катионов, анионов, органических соединений. Особенности проведения качественных реакций.

4.

Количественный химический анализ

Весовой анализ. Реакции, лежащие в основе объемных методов количественного анализа. Теория индикаторов. Методы титриметрического анализа: кислотно-основной, окислительно-восстановительный, осадительный, комплексонометрический.

5.

Электрохимические методы анализа

Кондуктометрические методы анализа. Электропроводность растворов электролитов. Подвижность ионов. Зависимость электропроводности от концентрации. Потенциометрические методы анализа. Уравнение Нернста. Ионометрия. Полярографический анализ. Кулонометрия и амперометрия.

6.

Спектральные эмиссионные методы анализа

Атомные и молекулярные спектры. Спектральный анализ Спектры первичного излучения. Метод атомной эмиссии. Спектры вторичной эмиссии. Природа возникновения люминесценции. Флуоресцентный анализ. Рентгено-спектральный флуоресцентный анализ. Закон Мозли.

7.

Абсорбционная спектроскопия

Спектры атомного и молекулярного поглощения. Закон Бугера-ламберта-Бера. Атомно-абсорбционный анализ. Анализ о спектрам поглощения в ультрафиолетовой и видимой областях спектра. Инфракрасная спектроскопия. Нефелометрия и турбидиметрия. Закон Релея. Рефрактометрия.

8.

Другие спектральные методы анализа

Введение в масспектрометрию, методы ядерного магнитного резонанса, его роль для исследования органических соединений. Электронный парамагнитный резонанс, его использование для изучения радикальных реакций.

9.

Хроматография

Основы теории тарелок в хроматографии. Эффективность, селективность. Газо-адсорбционная и газо-жидкостная хроматография. Основные носители. Механизмы распределения. Область применения. Твердо-жидкостная колоночная хроматография: типы, область применения. Жидкостная колоночная хроматография, типы сорбентов, метод ВЖХ. Ионообменная хроматография: применение для анализа органических и неорганических веществ. Тонкослойная хроматография: особенности выбора состава и способа подачи элюента. Ситовая (гельпроникающая) хроматография. Бумажная хроматография

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Физическая химия

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2.

Коллоидная химия

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3.

Экология

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4.

Безопасность жизнедеятельности

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5.

Общая химическая технология

+

+

+

+

+

+

+

+

+

6.

Химические реакторы

+

+

+

+

+

+

+

+

+

7.

Системы управления химико-технологическими процессами

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин

СРС

Все-го

час.

1.

Понятие об аналитической химии

2




2




4

8

2.

Методы разделения и концентрирования

6




3




6

15

3.

качественный химический анализ

2




6




8

16

4.

Количественный химический анализ

6




6




8

20

5.

Электрохимические методы анализа

6




14




10

30

6.

Спектральные эмиссионные методы анализа

6




2




8

16

7.

Абсорбционная спектроскопия

10




14




10

34

8.

Другие спектральные методы анализа

4










4

8

9.

Хроматография

9




4




10

23

6. Лабораторный практикум

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

Трудо-емкость

(час.)

1.

1

Пробоподготовка в весовом методе анализа

2

2.

2

Экстракция

3

3.

3

Качественные реакции катионов

2

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

Трудо-емкость

(час.)

4.

3

Качественный систематический анализ

4

5.

4

Кислотно-основное титрование щелочи и одноименной соли слабой кислоты

2

6.

4

Окислительно-восстановительное титрование

2

7.

4

Комплексонометрическое титрование

2

8.

5

Кондуктометрическое определение константы диссоциации слабой кислоты

2

9.

5

Кондуктометрическое кислотно-основное титрование

2

10.

5

Определение содержания сильной кислоты и одноименной соли слабого основания кондуктометрическим методом

2

11.

5

Определение концентрации хлорид-иона методом прямой кондуктометрии

2

12.

5

Потенциометрическое кислотно-основное титрование

2

13.

5

Потенциометрическое титрование с ионоселективным электродом

2

14.

5

Потенциометрическое титрование в неводных средах

2

15.

6

Определение тяжелых металлов методом рентгено-спектральным флуоресцентным методом

2

16.

7

Получение спектра поглощения и определение аналитической длины волны для окрашенного комплекса соли металла в видимой области спектра поглощения

2

17.

7

Фотометрическое определение содержания железа

2

18.

7

Фотометрическое определение концентрации железа (III) в присутствии никеля

2

19.

7

Фотометрическое определение цветности воды

2

20.

7

Определение сульфат-иона турбидиметрическим методом.

2

21.

7

Фотометрическое определение содержания никеля в сточных водах

2

22.

7

Получение и анализ инфракрасных спектров поглощения

2

23.

9

Разделение катионов меди и цинка методом ионообменной хроматографии

2

24.

9

Разделение смеси углеводородов методом хроматографии

2

7. Практические занятия (семинары)

не предусмотрено учебным планом и основной образовательной программой

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)

1.

7

Получение спектра поглощения и определение аналитической длины волны для окрашенного комплекса соли металла в видимой области спектра поглощения

2

2.

7

Определение сульфат-иона турбидиметрическим методом.

2

3.

9

Разделение катионов меди и цинка методом ионообменной хроматографии

2

4.

9

Разделение смеси углеводородов методом хроматографии

2

8. Примерная тематика курсовых проектов (работ)_______ ___________________________________

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1. Золотов Ю.А. и др. Основы аналитической химии в 2-х книгах. Книга 1. Общие вопросы. Методы разделения. 351 с. Книга 2. Методы химического анализа. 494 с. М.: Высшая Школа. 2004 г.

2. Харитонов Ю.Я. Аналитическая химия. М.: Высшая школа. 2005.

3. Васильев В.П. Аналитическая химия. М.: Дрофа. 2004.

4. Васильев В.П. Аналитическая химия. Лабораторный практикум. М.: Дрофа. 2004.

5. Чиркст Д.Э., Черемисина О.В., Иванов И.И., Кужаева А.А., Чистяков А.А., Сулимова М.А., Литвинова Т.Е. Аналитическая химия. Качественный анализ. Методические указания к лабораторным работам. СПб. СПГГИ. 2010 г.

6. Чиркст Д.Э., Черемисина О.В., Иванов И.И., Чистяков А.А., Лобачева О.Л., Литвинова Т.Е. Аналитическая химия. Количественный анализ. Методические указания к лабораторным работам. СПб. СПГГИ. 2010.

б) дополнительная литература

1. Аналитическая химия. Химические методы анализа. Ред. Петрухин О.М. М.: Химия, 1993.

2. Практикум по физико-химическим методам анализа. Ред. Петрухин О.М. М.: Химия, 1987.

3. Пилипенко А.Т., Пятницкий И.В. Аналитическая химия. М.: Химия, 1990.

4. Неорганическая химия. Растворы. Сборник задач. Ред. Дибров И.А. СПб: Изд-во СПГГИ, 2000.

5. Краткий справочник физико-химических величин. Издание 9. ред. Равдель А.А., Пономарева А.М. 10-е издание. СПб.: Иван Федоров. 2003.

в) программное обеспечение

программа химических расчетов HSC производства компании Outotec

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

http://www.chem.msu.su/cgi-bin/tkv.pl

http://www.twirpx.com

http://www.sciteclibrary.ru/

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Лаборатория общей и неорганической химии, лаборатория физической химии, лаборатория прикладной химии, компьютерные классы, специализированная аудитория 3532.

11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Преподавание дисциплины основано на организации внутри дисциплины и междисциплинарных образовательных модулей, представляющих совокупность теоретических представлений и практических навыков по каждой дидактический единице во взаимосвязи с последующими и смежными дисциплинами, целью которых является приобретение студентом компетенций, знаний и умений, установленных ФГОС ВПО для направления 240100 «Химическая технология»

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация является совокупностью данных по успешности выполнения студентом требований ФГОС ВПО, учебного плана, примерной учебной программы (посещение теоретических и лабораторных занятий, своевременное выполнение лабораторного практикума, заданий по самостоятельной работе).

Разработчики:

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Доцент кафедры общей и физической химии

О.В.Черемисина

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Доцент кафедры общей и физической химии

Т.Е.Литвинова

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «аналитическая химия и физико-химические методы анализа» iconРабочая программа по дисциплине Аналитическая химия и физико-химические методы анализа
Цели и задачи дисциплины: Освоение теоретических основ современных химических методов анализа, аналитических методик и приемов, статистической...
Рабочая программа учебной дисциплины «аналитическая химия и физико-химические методы анализа» iconРабочая программа учебной дисциплины «Экоаналитическая химия и физико-химические методы анализа»
Задачи изучения дисциплины: формирование у студентов навыков проведения химического анализа, в том числе современными физико-химическими...
Рабочая программа учебной дисциплины «аналитическая химия и физико-химические методы анализа» iconРабочая программа по дисциплине
Целью освоения дисциплины «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» является формирование базовых, системных и информационных...
Рабочая программа учебной дисциплины «аналитическая химия и физико-химические методы анализа» iconРабочая программа по дисциплине
Целью освоения дисциплины «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» является формирование базовых, системных и информационных...
Рабочая программа учебной дисциплины «аналитическая химия и физико-химические методы анализа» iconФорма 2 Аннотация дисциплины базовой (вариативной) части цикла Аннотация...
Гос спо по специальности 080106. 51 «Финансы (по отраслям)», утвержденный Министерством образования РФ «18» марта 2002 г., протокол...
Рабочая программа учебной дисциплины «аналитическая химия и физико-химические методы анализа» iconПояснительная записка Курс «Физико-химические методы исследования»
Курс «Физико-химические методы исследования» преподается в течение 6 семестра (одо), предназначен для магистрантов, обучающихся по...
Рабочая программа учебной дисциплины «аналитическая химия и физико-химические методы анализа» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Аналитическая химия цели и задачи...
Цель дисциплины «Аналитическая химия»: научить студентов основам количественного анализа
Рабочая программа учебной дисциплины «аналитическая химия и физико-химические методы анализа» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Физико-химические методы...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа учебной дисциплины «аналитическая химия и физико-химические методы анализа» iconРабочая программа учебной дисциплины «Физико-химические методы аналитического контроля»
Направление подготовки 220700 «Автоматизация технологических процессов и производств»
Рабочая программа учебной дисциплины «аналитическая химия и физико-химические методы анализа» iconРабочая программа по дисциплине В. В 4 Физико-химические методы анализа
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «аналитическая химия и физико-химические методы анализа» iconРабочая программа учебной дисциплины физико-химические методы исследования...
Автор: Сысоева Т. В. преподаватель химии оо ау спо «Липецкий медицинский колледж» высшей категории
Рабочая программа учебной дисциплины «аналитическая химия и физико-химические методы анализа» iconРабочая программа дисциплины современные методы экспресс-анализа...
Программой-минимум кандидатского экзамена по специальности 02. 00. 02 «Аналитическая химия» по химическим наукам, утвержденной приказом...
Рабочая программа учебной дисциплины «аналитическая химия и физико-химические методы анализа» iconРабочая программа по дисциплине опд. Р. 01 Физико-химические методы...
Дисциплина «Физико-химические методы распознавания фальсификации товаров» предполагает научить студентов современным методам распознавания...
Рабочая программа учебной дисциплины «аналитическая химия и физико-химические методы анализа» iconРабочая программа по дисциплине в методы исследования свойств сырья и продуктов питания
Цель дисциплины – формирование системы знаний по основам физико-химические методов анализа, привитие умений провести рациональный...
Рабочая программа учебной дисциплины «аналитическая химия и физико-химические методы анализа» iconУтверждено на заседании Ученого совета философского факультета протокол №10 от 2 июля 2011 г
...
Рабочая программа учебной дисциплины «аналитическая химия и физико-химические методы анализа» iconПрограмма учебной дисциплины «Физико-химические методы исследования...
Государственное автономное образовательное учреждение спо со «Саратовский областной базовый медицинский колледж»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск