Скачать 296.44 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Видновский художественно-технический лицей Утверждаю Директор МБОУ Видновского художественно - технического лицея ______________ Николаева И.В. «_____»________________ Рабочая программа по химии для 9 классов, учитель Светлова Ирина Ивановна 2014 2 Содержание 1. Пояснительная записка 3 2. Содержание программы 3-6 3. КИМы (текущий тематический итоговый контроль) 7-8 4. Календарно- тематическое планирование 10 5. Список литературы 14 3 Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе авторской программы к учебнику Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана «Химия – 9»- М. Просвещение 2011 год. Программа полностью соответствует требованию Государственного стандарта общего образования. Учебник включён в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования на 2014 – 2015 учебный год. Программа рассчитана на 2 часа в неделю. Количество часов по авторской программе – 70, что соответствует учебному плану лицея для 9 класса. Подробное и доступное раскрытие и изложение основных тем в выбранной мною программе, объединение знаний физики, биологии, географии, экологии в единое понимание естественного мира, способствует полноценному усвоению изучаемого материала, и поэтому может быть использовано в 9-х классах разного профиля. Программа предполагает реализацию цели: сформировать интерес учащихся к познанию законов химии, более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений, развивать полученные первоначально теоретические сведения о богатом фактическом материале химии элементов, сохранить присущий средней школе высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Доступность – одна из основных особенностей учебников выбранного мною автора. Методология химии раскрывается путём ознакомления учащихся с историей развития химического знания, органично вплетённой в основной и дополнительный тексты. Не введено никаких специальных методологических понятий и терминов, которые трудны для понимания учениками этого возраста. Перестановка тем и разделов обоснованна, завершена, Распределение часов по темам произведено по авторской программе. Решение следующих задач: Усвоение учащимися знаний основных химических законов и теорий; акцентировать внимание на рассмотрение наиболее сложных аспектов теоретического содержания; реализация межпредметных связей с курсом физики и биологии 9 класса. Организация интеллектуальной познавательной деятельности одарённых школьников. В курсе 9 класса учащиеся изучают теорию электролитической диссоциации, окислительно-восстановительные реакции, некоторые вопросы общей химии (закономерности протекания химических реакций), углубляют знания по теме «Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева» на примере характеристик подгрупп некоторых элементов. Продолжается изучение основных законов химии (закон Авогадро), отрабатываются навыки в выполнении практических работ и решении качественных и расчётных задач. Система заданий готовит учащихся к промежуточной и итоговой аттестации. 4 Содержание программы включает в себя следующие разделы: Раздел 1. Многообразие химических реакций (19 часов). 1. Классификация химических реакций (7 часов). Уметь: проводить расчёты по формулам и уравнениям химических реакций, различать абсолютную и относительную плотность газов, понимать смысл формулы химического соединения и уравнения реакций. 2. Химические реакции в водных растворах (12 часов) Уметь: разделять электролиты на сильные и слабые, записывать сокращённые и полные уравнения, формулировать необратимого протекания реакций обмена. Классифицировать реакции по обратимости, понимать сущность окислительно-восстановительных реакций. Раздел 2. Многообразие веществ. (49 часов) Неметаллы. Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов - простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл». Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение. Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды) их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве. Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (П) и (VI), их получение, свойства и применение Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народно хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион. Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойств и применение. Оксиды азота (П) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения. Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения. Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион. 5 Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности. Уметь: характеризовать: химические свойства элементов-неметаллов на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева, формулировать общие свойства неметаллов как химических элементов и простых веществ, дать описание элементам данной подгруппы, определять степени окисления, окислительные и восстановительные свойства. Знать аллотропные модификации неметаллов. Составлять: уравнения химических реакций, характерных для важнейших неметаллов и их соединений; распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы. Знать/понимать: важнейшие химические понятия: неметаллы, аллотропия; важнейшие вещества и материалы: серная, соляная, азотная кислоты, аммиак, минеральные удобрения. Металлы. Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения. Общая характеристика элементов главной подгруппы второй группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы - простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Уметь: формулировать общие свойства металлов как химических элементов и простых веществ. Описывать и анализировать изученные вещества, качественную определять наличия в соединениях металлов. знать/понимать: 6 важнейшие химические понятия: металлы, металлическая кристаллическая решетка, амфотерность ; коррозия, окислители, восстановители; важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, называть изученные вещества характеризовать: химические элементы-металлы на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов общие химические свойства металлов; составлять: уравнения химических реакций, характерных для важнейших металлов и их соединений; определять: возможность протекания реакций с участием металлов на основании их положения в электрохимическом ряду напряжений; распознавать опытным путем: катионы натрия, кальция, бария, алюминия, железа. Программа направлена на формирование знаний и умений: - пользоваться знаниями о простых и сложных веществах – металлах и неметаллах, генетических рядах металлов и неметаллов, основных, амфотерных и кислотных оксидах, амфотерных гидроксидах, о составе, классификации и общих свойствах солей в свете теории электролитической диссоциации, представлений о процессе окисления-восстановления; - умение классифицировать химические реакции по различным признакам: число и состав реагирующих и образующихся веществ, тепловой эффект, использование катализатора, направление, изменение степени окисления; - умение определять типы химической связи, типы кристаллических решёток; - умение решать задачи по темам: количество вещества; молярный объём газов; число Авогадро; расчет молярных масс по химическим формулам; решение задач и упражнений на расчёт доли массовой или объёмной; нахождение массы (объёма) компонента смеси; расчёт по формулам соединений; расчёт задач по уравнениям химических реакций; - работать с учебной и научной литературой, составлять конспект, план, реферат; - работать с лабораторным оборудованием; - владеть языком предмета. В результате изучения предмета учащийся должен знать: - классификацию простых веществ; основные законы химии; правило составления химических формул; Периодический закон и Периодическую систему химических элементов; роль физических и химических процессов в живых системах; теорию электролитической диссоциации; - роль отечественных учёных в становлении химической науки. КИМ ы: 4 контрольные работы, 6 практических работ. 7 Даты и темы контрольных работ:
Критерии оценивания самостоятельных письменных и контрольных работ. Оценка "5" ставится, если ученик: выполнил работу без ошибок и недочетов или допустил не более одного недочёта. Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой ошибки и одного недочета, или не более двух недочётов; Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: не более двух грубых ошибок; или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. Оценка "2" ставится, если ученик: допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; или если правильно выполнил менее половины работы. Оценка устного ответа Оценка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный. Оценка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя. Оценка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный. 8 Оценка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя. Контрольно-измерительные материалы: «Контрольные и проверочные работы по химии» 8 класс М.В.Зуева. «Задания для текущего и итогового контроля по химии 8 – 9 класс» А.М.Рудецкий. «Лабораторный практикум по химии 9 класс», О.С.Габриелян. Химия. Задания в карточках. Некрасова Л.И.Катаева П.Г Даты и темы практических работ:
Перечень практических и лабораторных работ с указанием оборудования и реактивов
|
Использование икт на уроках биологии Беляева Ирина Ивановна, мкоу «Мамоновская оош» Верхнемамонский район Воронежская область, учитель биологии и химии I квалификационной... | Зиныч Ирина Ивановна мкоу «Усть-Ишимский лицей «Альфа» Омская область учитель начальных классов Цель: Познакомить коллег с методиками закрепления школьного учебного материала на вокальных занятиях с 1-2 классами | ||
Жиляева Ирина Георгиевна, учитель информатики; Тищенко Надежда Ивановна,... Выявить причинно-следственные связи между особенностями климата, природой, размещением населения материка Африка | Сценарий урока онз по русскому языку в 3 классе по системе Л. В.... Автор: Тимофеева Ирина Викторовна, учитель начальных классов моу «Гимназия №5» г. Оренбурга | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В состав мо входят восемь учителей: Ирина Борисовна учитель информатики, Эльвира Равильевна учитель математики, Ольга Евгеньевна... | Урока тема урока Боева Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №40» г. Новошахтинска Ростовской области | ||
Рабочая программа по химии для 8 класса. Учитель химии Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Подготовила учитель русского языка и литературы моу сош 40 г. Твери Королева Ирина Ивановна | ||
Урок по 45 минут. Класс: 10 класс Автор: Балацкая Ирина Ивановна – учитель географии моу «сош №33 имени Героя России Н. Смирнова» | Рабочая программа по химии 8 класс Рабочая программа учебного курса химии для 8 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии... | ||
Рабочая программа элективного курса «Практикум по решению расчетных... Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.... | Рабочая учебная программа Галиаскарова Ирина Рэмовна (учитель начальных... Учебник: «Окружающий мир» для 2 класса. В 2 ч. /А. А. Плешаков, «Просвещение»,2011 | ||
Рабочая программа по химии класс: 9 Количество часов: 68 часов Уровень:... Н. Н. Гара. Химия. –М.: Просвещение, 2008г. 56., учебник Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман для 9 класса общеобразовательных учр., -12-е... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор: Суханова Ирина Ивановна, учитель немецкого языка, моу «Гимназия №2» Мариинского района, Кемеровская область, г. Мариинск | ||
Рабочая программа по химии для 10 класса на 2013/2014 учебный год... ... | Рабочая программа по химии для 10 класса к учебнику О. С. Габриелян пояснительная записка Рабочая программа учебного курса химии для 10 класса составлена на основе примерной программы среднего общего образования по химии,... |