Скачать 41.93 Kb.
|
Конспект урока по русскому языку в 7-м классе по теме "Деепричастный оборот». Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ» 40 г. Твери Королева Ирина Ивановна Ход урока I. Организационный момент. Я изучаю то, чем наш язык богат, Что все богатство мира отражает. Людей, животных, вещи называет, Хранит надежно наших знаний клад. Все наши мысли, опыт и мечты Несет из поколенья в поколенье, И в нем литературные творенья Находят свой источник красоты. П.Чесноков. II. Фронтальный опрос. – Что обозначает деепричастие? – Признаки каких частей речи есть у деепричастия? – Что общего имеют и чем различаются деепричастия и глаголы, деепричастия и наречия? – Каким членом предложения является деепричастие? – Изучив причастие, мы познакомились с причастным оборотом. О каком обороте сегодня пойдет речь? Цели урока: -повторение грамматических особенностей деепричастий и закрепление умения находить их в тексте и использовать в речи; -знакомство с деепричастным оборотом; -формирование и совершенствование навыков постановки знаков препинания при одиночных деепричастиях и деепричастном обороте. III. Работа с текстом. Изучение нового материала. Нет н..чего св..тлее и бе..корыстнее любви матери. С первого дня р..ждения ребенка мать ж..вет его дыханием, его сл..зами и улыбками. Как со..нце посыла..т свои лучи согревая все ж..вое, так и любовь матери согрева..т ребенка. Приобщая дитя к ж..зни мать вкладывает в его уста родной язык, вобравший бога..ство разума, мысли и чувства народа. Она помогает постич.. веч..ные ценности наполняя его духовной силой. Не это ли держит мир? Задания. Вставить пропущенные орфограммы, объяснить их. Определить тип речи, стиль. Озаглавить текст. Найти деепричастия. – Назовите слова, которые относятся к деепричастиям, зависят от них. – Деепричастия, как и причастия, могут иметь при себе зависимые слова. Что представляет собой причастие с зависимыми словами? – А деепричастие с зависимыми словами? – От каких слов мы поставим вопрос к деепричастиям с зависимыми словами? – Поставьте от определяемого слова к деепричастному обороту вопрос и определите, каким единым членом предложения он является? – Определите место деепричастного оборота в предложениях. – Когда обособляется причастный оборот? – В отличие от причастного оборота деепричастный оборот в любой позиции выделяется запятой. Итак, деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами, которое в предложении является одним членом предложения – обстоятельством. На письме деепричастие и деепричастный оборот выделяются запятыми. – Какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в речи? Деепричастия и деепричастные обороты употребляются в разных стилях речи. Они разнообразят речь, делают ее более емкой, выразительной, передают различные смысловые оттенки. IV. Закрепление изученного материала. Слово “мама” пусть всегда пребудет И пробьется сквозь любой затор Даже в сердце каменном пробудит Заглушенный совести укор. Р.Гамзатов Объяснить значение непонятных слов (по толковому словарю). Синтаксический разбор предложения. (Найдите основу предложения, охарактеризуйте, постройте схему). Глагол “ пробьется” замените деепричастием; – выпишите деепричастие с зависимыми словами; – найдите слово с относящимся к нему деепричастным оборотом; – расставьте необходимые знаки препинания; – охарактеризуйте получившееся предложение. Вывод о деепричастии и деепричастном обороте. V. Минута отдыха. Прослушивание старинной горской легенды. “Было у матери трое сыновей. Двое – дети как дети, а третий вырос негодяем. И почему он стал таким, никто не мог объяснить. И хотя третий сын был совсем плохим человеком, мать любила и жалела его. И случилось так: после долгого отсутствия негодный сын заявился домой… И безобразничал, и обижал мать. В своих бесчинствах он зашел так далеко, что сбежались соседи и стали укорять, срамить его, пытались напомнить, сколько обид мать ему простила. Но не внял негодный сын словам людей, не унялся, а стал грозить, что убьет мать, если соседи не замолчат и не уберутся по своим делам. Никто не поверил ему, никто не мог поверить: как это можно – убить родную мать? И не ушли, тогда он вбежал в дом и действительно убил мать и, чтобы привести в трепет и покорность всех окружающих, выбежал из дома на улицу с кровоточащим материнским сердцем в руках. Он так торопился, что споткнулся о порог и выронил из окровавленных рук материнское сердце. Сердце упало в придорожную пыль, и оцепеневшие от ужаса люди услышали, как оно, кровоточащее, сказало тихим голосом матери: ты не ушибся, сынок? Тебе не больно?” Какие чувства вы испытали, прослушав эту легенду? VI. Самостоятельная работа. Тест. 1. Деепричастие отвечает на вопросы: А) Что делал? Что сделал? Б) Что делая? Что сделав? В) Каков предмет? 2. Укажите, признаки какой части речи имеет деепричастие. А) Глагола и прилагательного. Б) Наречия и прилагательного. В) Глагола и наречия. 3. Деепричастие – А) изменяемая часть речи. Б) неизменяемая часть речи. 4. Продолжите предложение: Деепричастие с зависимыми словами называется ___________________________________ 5. Укажите на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении: Орел (1) расправив (2) крылья (3) взлетел со скалы. А) 1, 2, 3 Б) 1, 2 В) 1, 3 6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. А) Ребята, сбежавшие наверх, смотрели на новенького. Б) Виноград вился карабкаясь по соседним деревьям. В) Вот бегает дворовый мальчик, в салазки Жучку посадив. Ключ: 1. Б), 2. В), 3. Б), 4. Деепричастный оборот, 5. В), 6. Б) VII. Итог урока. Домашнее задание. |