Скачать 118.56 Kb.
|
Информационно – методическое письмо «Особенности ЕГЭ – 2010 г. по химии» Итоговая аттестация по химии выпускников старшей школы, изучавших предмет на профильном уровне, в 2010 году будет проводиться, как и в предыдущие годы, в соответствии со Спецификацией контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 года по химии и Кодификатором, которые уже представлены на сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) Охарактеризуем кратко содержание данных документов. 1. Назначение экзаменационной работы. Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по химии, а также учитывают Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по химии 1999 года. 2. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих документов: 1. Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по химии (Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.). 2. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по химии (Приказ Минобразования России № 56 от 30.06.1999 г.). 3. Структура экзаменационной работы Каждый вариант экзаменационной работы состоит из трех частей и включает 45 заданий. Одинаковые по форме представления и уровню сложности задания сгруппированы в определенной части работы. Часть 1 содержит 30 заданий с выбором ответа. Их обозначение в работе: А1; А2; А3; А4 … А30. Часть 2 содержит 10 заданий с кратким ответом. Их обозначение в работе: В1; В2; В3 … В10. Часть 3 содержит 5 заданий с развернутым ответом. Их обозначение в работе: С1; С2; С3; С4; С5. Общее представление о количестве заданий в каждой из частей экзаменационной работы работы дает таблица 1. Распределение заданий по частям экзаменационной работы Таблица 1
Задания с выбором ответа построены на материале практически всех важнейших разделов школьного курса химии. В своей совокупности они проверяют на базовом уровне усвоение значительного количества элементов содержания, предусмотренных стандартом образования (43 из 51) из всех четырех содержательных блоков курса – «Химический элемент», «Вещество», «Химическая реакция», «Познание и применение веществ и химических реакций». Выполнение заданий с выбором ответа предполагает использование знаний для определения одного верного ответа из четырех предложенных вариантов ответа. Задания с кратким ответом также построены на материале важнейших разделов курса химии, но в отличие от заданий с выбором ответа имеют повышенный уровень сложности. Это проявляется, прежде всего, в том, что выполнение таких заданий предполагает: а) осуществление большего числа учебных действий, чем в случае заданий с выбором ответа; б) установление ответа и его запись в виде набора чисел. В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом: 1. Задания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах. 2. Задания на выбор нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов (множественный выбор). 3. Расчетные задачи. Задания с развернутым ответом – самые сложные в экзаменационной работе. В отличие от заданий с выбором ответа и кратким ответом, они предусматривают одновременную проверку усвоения нескольких (двух и более) элементов содержания из различных содержательных блоков и подразделяются на следующие типы: – задания, проверяющие усвоение основополагающих элементов содержания, таких, например, как «окислительно-восстановительные реакции»; – задания, проверяющие усвоение знаний о взаимосвязи веществ различных классов (на примерах превращений неорганических и органических веществ); – расчетные задачи. Задания с развернутым ответом ориентированы на проверку умений: – объяснять обусловленность свойств и применения веществ их составом и строением; характер взаимного влияния атомов в молекулах органических соединений; взаимосвязь неорганических и органических веществ; сущность и закономерность протекания изученных типов реакций; – проводить комбинированные расчеты по химическим уравнениям. 4. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию и видам умений 4.1. При определении содержания проверочных заданий экзаменационной работы по отдельным блокам учебного материала учитывалось, прежде всего, какой объем каждый из них занимает в курсе химии. Например, было принято во внимание, что в системе знаний, определяющих уровень подготовки выпускников по химии, наиболее значительный объем занимают элементы содержания блока «Вещество». По этой причине доля заданий, проверяющих усвоение содержания данного блока, составила в экзаменационной работе 47% от общего числа всех заданий. Доля заданий, проверяющих усвоение элементов содержания отдельных блоков учебного материала, также определена пропорционально их объему (см. таблицу 2 Спецификации). 4.2. В целях соотнесения содержания экзаменационной работы с общими целями обучения химии в средней школе предлагаемые в ней задания ориентированы на проверку овладения выпускниками определенными видами умений, которые соответствуют требованиям к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по химии (см таблицу 3 Спецификации ЕГЭ – 2010). 5. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности. В экзаменационную работу включаются задания различного уровня сложности (базового – Б, повышенного – П, высокого – В) (см. таблицу 4). Распределение заданий по уровню сложности Таблица 4
6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом. Ответы на задания части 1 (А) и части 2 (В) автоматически обрабатываются после сканирования бланков ответов №1. Ответы к заданиям части 3 проверяются экспертной комиссией, в состав которой входят методисты, опытные учителя и преподаватели вузов. Верное выполнение каждого задания части 1 оценивается 1 баллом. В части 2 верное выполнение заданий В1–В8, оценивается 2 баллами, заданий В9 и В10 – 1 баллом. Задания части 3 (с развернутым ответом) имеют различную степень сложности и предусматривают проверку от 2 до 5 элементов содержания. Наличие в ответе каждого элемента оценивается в 1 балл, поэтому максимальная оценка верно выполненного задания составляет от 2 до 5 баллов (в зависимости от степени сложности задания). Проверка заданий части 3 осуществляется на основе сравнения ответа выпускника с поэлементным анализом приведенного образца ответа. Задания с развернутым ответом могут быть выполнены выпускниками различными способами. Поэтому приведенные в инструкции указания по оцениванию ответов следует использовать применительно к варианту ответа, предложенному экзаменуемым. Это относится, прежде всего, к способам решения расчетных задач. За верное выполнение всех заданий экзаменационной работы можно максимально получить 66 первичных баллов. 7. Минимальное количество баллов ЕГЭ Варианты КИМ по химии разработаны в расчете на все категории выпускников образовательных учреждений, выбравших экзамен по химии в качестве экзамена по выбору. В связи с тем, что уровень подготовки различных категорий выпускников неодинаков, отправной точкой становится учет возможностей получения минимального количества баллов выпускниками, изучавшими химию на базовом уровне. Минимальное количество баллов ЕГЭ определяется на основе минимальных требований, предъявляемых к базовому уровню подготовки выпускников образовательных учреждений. Для получения минимального числа баллов экзаменуемому необходимо продемонстрировать:
8. Дополнительные материалы и оборудование В аудитории во время экзамена у каждого экзаменуемого должны быть следующие материалы и оборудование: − периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; − таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде; − электрохимический ряд напряжений металлов; − непрограммируемый калькулятор. 9. Изменения в спецификации КИМ 2010 г. по сравнению с 2009 г. Экзаменационная работа 2010 г. по своей структуре аналогична работе 2009г. В ней сохранено общее количество заданий – 45. Сохранение прежней структуры экзаменационной работы признано целесообразным. Вместе с тем работа 2009 г. имеет свои особенности:
10. Рекомендации по подготовке к экзамену.
− учебники, имеющие гриф Министерства образования РФ «рекомендовано» или «допущено»; − пособия, включенные в перечень учебных изданий, допущенных Министерством образования РФ; − пособия, рекомендованные ФИПИ для подготовки к единому государственному экзамену. Желательно также использовать пособия: 1) Единый государственный экзамен: химия: контрольные измерительные материалы: 2005 - 2006 / Под общ. ред. Кавериной А.А. – М.: Просвещение, 2006. 2) Единый государственный экзамен: Химия: Контрольные измерительные материалы 2007. – М.: Вентана-Граф, 2007. 3) Единый государственный экзамен 2008. Химия. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ– М.: Интеллект-Центр, 2007. 4) ЕГЭ 2009. Химия. Федеральный банк экзаменационных материалов/ Авт. – сост. А.А.Каверина, Ю.Н.Медведев, Д.Ю. Добротин – М.: Эксмо, 2008. баллов.
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2010 года составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни) по химии (приказ Минобразования РФ от 05. 03 2004 г. № 1089). При составлении Кодификатора учитывался также Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по химии (приказ Минобразования России № 56 от 30.06.1999 г.). Новизна подходов к разработке кодификатора для ЕГЭ 2010 г. проявилась в следующем.
Проректор И.А.Грешилова Никифорова Елена Ивановна (3022) 44-48-50 |
«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной... Дмитриева И. М., доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита | «Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной... Ответственный редактор – доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления Е. Н. Бизяркина (сф башГУ) | ||
Экологическое сознание и экологическая культура Забайкальский краевой институт повышения квалификации и переподготовки работников образования | Информационно- методическое письмо Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки | ||
Центр мониторинга образования и обеспечения единого государственного... Печатается по решению Редакционно-издательского совета гоу дпо забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной... | Правила приема слушателей в Забайкальский краевой институт повышения... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки | Законы здорового питания Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования | ||
Публичный доклад о деятельности Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования | Служба по контролю в области образования Красноярского края Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)... | ||
Центр воспитания и гражданского образования Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)... | ||
Конференция посвящается 20-летию Конституции Российской Федерации Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования | Программа занятий Кулинарного клуба "Кулинарное искусство" Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования | ||
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования | «Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной... «Педагогический марафон», в соответствии с приказом отдела образования Савинского муниципального района Ивановской области от 10.... |