Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ставропольск





Скачать 71.69 Kb.
НазваниеГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ставропольск
Дата публикации20.11.2017
Размер71.69 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Химия > Методическая разработка
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКий ГОСУДАРСТВЕННый МЕДИЦИНСКий университет

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ

«Утверждаю»

Заведующий кафедрой

Проф. К.С.Эльбекьян

«___»____________2013г.

Методическая разработка
К практическому занятию для студентов 2-го курса

По направлению подготовки-240700.62-Биотехнология

Профиль - Технология лекарственных средств

Форма обучения-заочная
Тема: № 3 «Седиментационная устойчивость коллоидных растворов.

Обсуждена на заседании кафедры

«___»____________2013

Протокол №_______________

Методическая разработка составлена

д.,б.,н..проф. К.С. Эльбекьян

«____»_________________2013г

г. Ставрополь, 2013г

Тема занятия №3: «Седиментационная устойчивость коллоидных растворов.

Цель занятия: вам необходимо овладеть учебной программой данного занятия и научиться применять учебный материал в своей будущей профессии
Место проведения занятия – кафедра общей и биологической химии.

Сделайте записи в рабочей тетради по плану:

  • Дата

  • Номер занятия

  • Тема занятия

  • Основные вопросы темы

  • Краткое описание порядка выполнения лабораторных работ

Учебные вопросы занятия:

1. Виды устойчивости неорганических коллоидных растворов: кинетическая, агрегативная, конденсационная.

2. Коагуляция. Порог коагуляции. Правило Шульце-Гарди. Коллоидная защита.

3. Методы очистки коллоидных растворов: диализ, электродиализ, ультрафильтрация, компенсационный диализ, аппарат «искусственная почка»
Рекомендуемая литература:

Основная:

1.Общая химия. Учебник. (В. А. Попков, С. А. Пузаков ), 976с, ГЭОТАР-Медиа, 2009г.

Дополнительная:

1.Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов. Учебник для медицинских вузов (Ю. А. Ершов, В. П. Попков, А. С. Берлянд и др)560с-М «Высшая школа»,1993г

2.Химия.Основы химии живого (В. И. Слесарев), 768с-С-Пб, Химиздат. 2000

3. Лабораторный практикум по общей химии. Учебное пособие под ред. В.И. Гончарова, 164 с., Ставрополь, СтГМА, 2002.

Ваши действия по подготовке к занятию и отработке программы занятия:

I.При подготовке к данному занятию:

1.1 Прочитайте рекомендуемую литературу по данной теме. Обратите внимание на:

  • Схему строения мицеллы золя гидроксида железа (III).

  • Обратить внимание на использование методов очистки коллоидных растворов в медицинских целях (аппарат « искусственная почка» ).

  • Необходимость знания данного материала для дальнейшего изучения химических явлений протекающих в организме.

1.3. При необходимости обратитесь к информационно-справочным материалам и поисковым системам в интернете, сравните изученный материал, сделайте анализ и на сравнении стройте запоминание.

1.4. Знание выученного материала Вы можете проверить по вопросам для самоконтроля и тест-контроля, которые даны в приложении,

Лабораторная работа №1.Коллоидная очистка золя гидроксида железа.
В коллоидный мешочек наливают горячий золь гидроксида железа (III)и погружают его в стакан с дистиллированной водой. Через 10-20 минут в отдельной пробе омывающей воды с помощью раствора нитрата серебра устанавливают наличие хлорид-ионов. Полная очистка золя диализом в проточной горячей воде требует нескольких дней .

В выводе объяснить механизм диализа.

Для лучшего запоминания материала вы можете составить краткий конспект ответов на вопросы этой темы.

Лабораторная работа №2. Определения порога коагуляции золя гидроксида железа.

В три колбочки отмеряют по 5 мл золя гидроксида железа и за тем осторожно титруют: 1-ю – 1 моль/л раствором KCI, 2-ю – 0,1 моль/л раствором K2CrO4, 3-ю – 0,001 моль/л раствором K3[Fe(CN)6], до появления первой заметной на глаз мути. Порог коагуляции вычисляют по формуле: Спор.=200 .С.V, где С-молярная концентрация, V-наименьший объем в мл раствора электролита, достаточный для коагуляции золя, С пор.выражается в молях в 1л золя.

Данные внести в таблицу.

№пп

электролит

конц. р-ра

электролита

коагулирующий

ион

V мл.

С пор.

1

KCI













2

K2CrO4













3

K3[Fe(CN)6]














Оформляя вывод, Вы должны определить знак частиц золя гидроксида железа и записать значение порога коагуляции. Сопоставить результаты опыта с правилом валентности-значности Шульце-Гарди.


  • При отработке 1 вопроса следует ответить:

  • Дать характеристику кинетической, агрегативной, конденсационной устойчивости.

  • При отработке 2 вопроса следует ответить:

  • Дать определение процессу коагуляции, порогу коагуляции. Сформулировать правило Шульце- Гарди и проиллюстрировать на конкретном примере.

  • Охарактеризовать коллоидную защиту.

  • При отработке 3 вопроса следует ответить:

  • Назвать методы очистки коллоидных растворов. Охарактеризовать каждый из методов. По какому принципу работает аппарат «искусственная почка».

Эталон билета тест-контроля «на входе»

Билет № 1.

1. К электрокинетическим свойствам дисперсных систем относят:

а) электродиализ;

б)электроосмос;

в)электрофорез;

г)эффект Тиндаля;

д)опалесценцию.

2. Ионы, первыми адсорбирующиеся на поверхности агрегата, называются:

а) потенциалопределяющими;

б)диффузным слоем;

в)противоионами;

г)адсорбционным слоем.

3. Диализ – это способность мелкопористых мембран:

а)задерживать частицы дисперсной фазы и свободно пропускать ионы и молекулы;

б) задерживать ионы и молекулы и свободно пропускать дисперсную фазу;

в) задерживать нерастворимые частицы и свободно пропускать ионы, молекулы и дисперсную

фазу.

4. Правило Шульце- Гарди: коагулирующее действие иона коагулята тем больше, чем:

а)меньше его заряд;

б) больше его радиус;

в) больше его заряд;

г) меньше его радиус.

5.Способность белков препятствовать выпадению в осадок лиофобных золей и отложению на стенках сосудов холестериновых бляшек называется:

а)коагуляция;

б) коацервация;

в)седиментация;

г) коллоидная защита.

Эталон ответа на билет № 1

  1. К электрокинетическим свойствам дисперсных систем относят электроосмос и электрофорез. Правильный ответ б,в

  2. Ионы, первыми адсорбирующиеся на поверхности агрегата, называются потенциалопределяющими. Правильный ответ а.

  3. Диализ- это способность мелкопористых мембран задерживать частицы дисперсной фазы и свободно пропускать ионы и молекулы НМС. Правильный ответ а.

  4. Правило Шульце- Гарди: коагулирующее действие иона-коагулянта тем больше, чем больше его заряд. Правильный ответ в.

  5. Способность белков препятствовать выпадению в осадок лиофобных золей и отложению на стенках сосудов холестериновых бляшек называется коллоидной защитой. Правильный ответ г.



Эталон билета программированного контроля «на выходе»

Билет № 10

  1. Золь бромида серебра получен в избытке бромида калия. Изобразите схематически строение мицеллы, укажите потенциал – определяющий ион.

  2. Что такое электроосмос?

Эталон ответа на билет № 10

  1. AgNO3 + KBr →AgBr ↓+ KBO3

[{m AgBr · nBrˉ · (n-x) K+ }] · xK+

Brˉ - бромид – ион – это потенциал определяющий ион.

  1. Электроосмос –это перемещение дисперсной среды по отношению к частицам дисперсной фазы по действием постоянного электрического тока.

Контрольные вопросы для защиты лабораторных работ:

  1. Напишите строение мицеллы AgI при избытке AgNO3. Охарактеризуйте составляющие компоненты и факторы устойчивости частицы.

  2. Напишите мицеллу AgI, полученную в избытке КI.

  3. Напишите схему строения мицеллы золя гидроксида железа (III), полученного методом гидролиза.

  4. Что называют коагуляцией? Каковы внешние признаки коагуляции?

  5. В чем заключается отличие скрытой, медленной и быстрой коагуляции.

  6. Какова зависимость порога коагуляции электролита от величины заряда коагулирующего иона?

  7. Охарактеризуйте строение мицеллы BaSO4, полученной при взаимодействии

Ba(NO3) с избытком K2SO4.

  1. Назовите факторы устойчивости мицеллы AgBr, полученной в избытке KBr.

Напишите эту мицеллу.

  1. Что такое диализ? В чем сущность компенсационного диализа?

  2. Сформулируйте правило Шульце-Гарди. Приведите пример.

  3. Изобразите схематически строение мицеллы золя хлорида серебра, который получен в избытке хлорида натрия.

  4. Чем обусловлена агрегативная устойчивость дисперсных систем?

  5. Какова сущность пептизации?

  6. Какие существуют методы получения дисперсных систем?

  7. Назовите виды диализа.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ставропольск iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ставропольск iconГосударственное бюбжетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия»...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ставропольск iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ставропольск iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия»...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ставропольск iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ставропольск iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ставропольск iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ставропольск iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ставропольск iconРабочие программы дисциплин Титул Министерство здравоохранения и...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ставропольск iconРабочие программы дисциплин Титул Министерство здравоохранения и...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ставропольск iconРабочие программы дисциплин Министерство здравоохранения и социального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ставропольск iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ставропольск iconМинистерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ставропольск iconРабочая программа Министерство здравоохранения и социального развития...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ставропольск iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ставропольск iconФ едеральное государственное автономное образовательное учреждение...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск