ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СТАВРОПОЛЬСКий ГОСУДАРСТВЕННый МЕДИЦИНСКий университет
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ
«Утверждаю»
Заведующий кафедрой
Проф. К.С.Эльбекьян
«___»____________2013г.
Методическая разработка К практическому занятию для студентов 2-го курса
По направлению подготовки-240700.62-Биотехнология
Профиль - Технология лекарственных средств
Форма обучения-заочная Тема: № 3 «Седиментационная устойчивость коллоидных растворов.
Обсуждена на заседании кафедры
«___»____________2013
Протокол №_______________
Методическая разработка составлена
д.,б.,н..проф. К.С. Эльбекьян
«____»_________________2013г
г. Ставрополь, 2013г
Тема занятия №3: «Седиментационная устойчивость коллоидных растворов.
Цель занятия: вам необходимо овладеть учебной программой данного занятия и научиться применять учебный материал в своей будущей профессии Место проведения занятия – кафедра общей и биологической химии.
Сделайте записи в рабочей тетради по плану:
Дата
Номер занятия
Тема занятия
Основные вопросы темы
Краткое описание порядка выполнения лабораторных работ
Учебные вопросы занятия:
1. Виды устойчивости неорганических коллоидных растворов: кинетическая, агрегативная, конденсационная.
2. Коагуляция. Порог коагуляции. Правило Шульце-Гарди. Коллоидная защита.
3. Методы очистки коллоидных растворов: диализ, электродиализ, ультрафильтрация, компенсационный диализ, аппарат «искусственная почка» Рекомендуемая литература:
Основная:
1.Общая химия. Учебник. (В. А. Попков, С. А. Пузаков ), 976с, ГЭОТАР-Медиа, 2009г.
Дополнительная:
1.Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов. Учебник для медицинских вузов (Ю. А. Ершов, В. П. Попков, А. С. Берлянд и др)560с-М «Высшая школа»,1993г
2.Химия.Основы химии живого (В. И. Слесарев), 768с-С-Пб, Химиздат. 2000
3. Лабораторный практикум по общей химии. Учебное пособие под ред. В.И. Гончарова, 164 с., Ставрополь, СтГМА, 2002.
Ваши действия по подготовке к занятию и отработке программы занятия:
I.При подготовке к данному занятию:
1.1 Прочитайте рекомендуемую литературу по данной теме. Обратите внимание на:
Схему строения мицеллы золя гидроксида железа (III).
Обратить внимание на использование методов очистки коллоидных растворов в медицинских целях (аппарат « искусственная почка» ).
Необходимость знания данного материала для дальнейшего изучения химических явлений протекающих в организме.
1.3. При необходимости обратитесь к информационно-справочным материалам и поисковым системам в интернете, сравните изученный материал, сделайте анализ и на сравнении стройте запоминание.
1.4. Знание выученного материала Вы можете проверить по вопросам для самоконтроля и тест-контроля, которые даны в приложении,
Лабораторная работа №1.Коллоидная очистка золя гидроксида железа. В коллоидный мешочек наливают горячий золь гидроксида железа (III)и погружают его в стакан с дистиллированной водой. Через 10-20 минут в отдельной пробе омывающей воды с помощью раствора нитрата серебра устанавливают наличие хлорид-ионов. Полная очистка золя диализом в проточной горячей воде требует нескольких дней .
В выводе объяснить механизм диализа.
Для лучшего запоминания материала вы можете составить краткий конспект ответов на вопросы этой темы.
Лабораторная работа №2. Определения порога коагуляции золя гидроксида железа.
В три колбочки отмеряют по 5 мл золя гидроксида железа и за тем осторожно титруют: 1-ю – 1 моль/л раствором KCI, 2-ю – 0,1 моль/л раствором K2CrO4, 3-ю – 0,001 моль/л раствором K3[Fe(CN)6], до появления первой заметной на глаз мути. Порог коагуляции вычисляют по формуле: Спор.=200 .С.V, где С-молярная концентрация, V-наименьший объем в мл раствора электролита, достаточный для коагуляции золя, С пор.выражается в молях в 1л золя.
Данные внести в таблицу.
№пп
| электролит
| конц. р-ра
электролита
| коагулирующий
ион
| V мл.
| С пор.
| 1
| KCI
|
|
|
|
| 2
| K2CrO4
|
|
|
|
| 3
| K3[Fe(CN)6]
|
|
|
|
|
Оформляя вывод, Вы должны определить знак частиц золя гидроксида железа и записать значение порога коагуляции. Сопоставить результаты опыта с правилом валентности-значности Шульце-Гарди.
При отработке 1 вопроса следует ответить:
Дать характеристику кинетической, агрегативной, конденсационной устойчивости.
При отработке 2 вопроса следует ответить:
Дать определение процессу коагуляции, порогу коагуляции. Сформулировать правило Шульце- Гарди и проиллюстрировать на конкретном примере.
Охарактеризовать коллоидную защиту.
При отработке 3 вопроса следует ответить:
Назвать методы очистки коллоидных растворов. Охарактеризовать каждый из методов. По какому принципу работает аппарат «искусственная почка».
Эталон билета тест-контроля «на входе»
Билет № 1.
1. К электрокинетическим свойствам дисперсных систем относят:
а) электродиализ;
б)электроосмос;
в)электрофорез;
г)эффект Тиндаля;
д)опалесценцию.
2. Ионы, первыми адсорбирующиеся на поверхности агрегата, называются:
а) потенциалопределяющими;
б)диффузным слоем;
в)противоионами;
г)адсорбционным слоем.
3. Диализ – это способность мелкопористых мембран:
а)задерживать частицы дисперсной фазы и свободно пропускать ионы и молекулы;
б) задерживать ионы и молекулы и свободно пропускать дисперсную фазу;
в) задерживать нерастворимые частицы и свободно пропускать ионы, молекулы и дисперсную
фазу.
4. Правило Шульце- Гарди: коагулирующее действие иона коагулята тем больше, чем:
а)меньше его заряд;
б) больше его радиус;
в) больше его заряд;
г) меньше его радиус.
5.Способность белков препятствовать выпадению в осадок лиофобных золей и отложению на стенках сосудов холестериновых бляшек называется:
а)коагуляция;
б) коацервация;
в)седиментация;
г) коллоидная защита.
Эталон ответа на билет № 1
К электрокинетическим свойствам дисперсных систем относят электроосмос и электрофорез. Правильный ответ б,в
Ионы, первыми адсорбирующиеся на поверхности агрегата, называются потенциалопределяющими. Правильный ответ а.
Диализ- это способность мелкопористых мембран задерживать частицы дисперсной фазы и свободно пропускать ионы и молекулы НМС. Правильный ответ а.
Правило Шульце- Гарди: коагулирующее действие иона-коагулянта тем больше, чем больше его заряд. Правильный ответ в.
Способность белков препятствовать выпадению в осадок лиофобных золей и отложению на стенках сосудов холестериновых бляшек называется коллоидной защитой. Правильный ответ г.
Эталон билета программированного контроля «на выходе»
Билет № 10
Золь бромида серебра получен в избытке бромида калия. Изобразите схематически строение мицеллы, укажите потенциал – определяющий ион.
Что такое электроосмос?
Эталон ответа на билет № 10
AgNO3 + KBr →AgBr ↓+ KBO3
[{m AgBr · nBrˉ · (n-x) K+ }] · xK+
Brˉ - бромид – ион – это потенциал определяющий ион.
Электроосмос –это перемещение дисперсной среды по отношению к частицам дисперсной фазы по действием постоянного электрического тока.
Контрольные вопросы для защиты лабораторных работ:
Напишите строение мицеллы AgI при избытке AgNO3. Охарактеризуйте составляющие компоненты и факторы устойчивости частицы.
Напишите мицеллу AgI, полученную в избытке КI.
Напишите схему строения мицеллы золя гидроксида железа (III), полученного методом гидролиза.
Что называют коагуляцией? Каковы внешние признаки коагуляции?
В чем заключается отличие скрытой, медленной и быстрой коагуляции.
Какова зависимость порога коагуляции электролита от величины заряда коагулирующего иона?
Охарактеризуйте строение мицеллы BaSO4, полученной при взаимодействии
Ba(NO3) с избытком K2SO4.
Назовите факторы устойчивости мицеллы AgBr, полученной в избытке KBr.
Напишите эту мицеллу.
Что такое диализ? В чем сущность компенсационного диализа?
Сформулируйте правило Шульце-Гарди. Приведите пример.
Изобразите схематически строение мицеллы золя хлорида серебра, который получен в избытке хлорида натрия.
Чем обусловлена агрегативная устойчивость дисперсных систем?
Какова сущность пептизации?
Какие существуют методы получения дисперсных систем?
Назовите виды диализа.
|