Скачать 107.33 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новошимкусская средняя общеобразовательная школа Яльчикского района Чувашской Республики» Конспект открытого урока по химии в 10 классе «Строение предельных одноатомных спиртов. Изомерия и номенклатура» Подготовила учитель химии Прохорова Светлана Николаевна с. Новые Шимкусы 2011г. Девиз: Чтобы познать невидимое, Смотри внимательно на видимое. (Древняя мудрость) Цель: Ознакомление учащихся со строением предельных одноатомных спиртов, с изомерией и номенклатурой, влиянием спиртов на живой организм. Задачи:
Оборудование и реактивы:
Ход урока:
3.1. Постановка познавательной задачи урока. 3.2. Понятие о спиртах: состав и строение спиртов. 3.3. Номенклатура спиртов и классификация спиртов. 3.4. Изомерия спиртов. 3.5. Групповая работа. 3.6. Выступление учащегося «Влияние этанола на организм человека». 4.Закрепление. 5.Рефлексия. 6.Домашнее задание пар.20, упр. 5-7, стр. 88 1.Организационный момент. 2.Повторение состава и свойств углеводородов. О каких углеводородах идет речь в загадках? По свойствам на алкены мы похожи Взаимодействуем с бромной водой мы тоже. В молекулах П-связи – наказанье, Наш суффикс –ин подскажет вам названье… (Алкины)
А теперь проведем небольшой химический диктант. Учитель зачитывает утверждение, может выборочно попросить объяснить свой ответ любого учащегося. Диктант проводится письменно, организуется работа учащихся в парах. Один из учащихся выполняет задание у доски, другой работает на компьютере, проходит тест. 1. В названиях имеют суффикс -ан. (Алканы) 2.Для них характерна sp2-гибридизация атомных орбиталей. (Алкены, диены,) 3. В молекулах содержат только сигма – связи. (Алканы, циклоалканы) 4. Имеется одна двойная связь в молекулах. (Алкены) 5.Обязательно присутствует циклический фрагмент в молекуле. (Циклоалканы) 6. Для них характерна sp-гибридизация атомных орбиталей (Алкины) 7.Общая формула этих углеводородов СпН2п. (Алкены, циклоалканы) 8.Для них характерны в основном реакции замещения. (Алканы, циклоалканы) 9.В молекулах обязательно присутствует тройная связь. (Алкины) 10. В названиях имеют суффикс –ин (Алкины)
3. Постановка познавательной задачи урока. Вещества мы не простые И известны с древних пор. В медицине применимы: Дать инфекции отпор. По свойствам мы не так просты, А называемся … (спирты) Итак, тема нашего урока сегодня – “ Строение предельных одноатомных спиртов. Изомерия и номенклатура”. Сегодня мы с вами познакомимся с составом, строением, изомерией и номенклатурой этих соединений. А также узнаем, какие бывают спирты и какие опасности могут быть скрыты в физических свойствах спиртов. 4. Состав и строение спиртов. Задача: Вещество известно человеку с глубокой древности Его название означает с арабского языка “одурманивающий”. Оно широко применяется в различных областях народного хозяйства. Обладает дезинфицирующими свойствами. О каком веществе идет речь, если известно, что при сгорании 3,45г его образовалось 6,6г СО2 и вода массой 4,05г? Плотность паров этого вещества по воздуху равна 1,59. (Ответ – этанол С2Н5ОН.) Общая формула всех одноатомных спиртов СпН2п+1ОН или ROH. Рассмотрим строение молекулы спирта на примере С2Н5ОН – этилового спирта. Один из атомов водорода отличается от других атомов.(Вопрос учащимся – Почему?)Он соединен с атомом углерода через кислород. Следовательно, можно предположить, что он будет вести себя по-другому. На чем основано это предположение? На этот вопрос вы ответите сами, так как знаете, что кислород обладает более высокой электроотрицательностью.Он будет оттягивать на себя электроны атома водорода. Связь О-Н получается полярной. Это обозначается направленной стрелочкой: О Н. Именно эта группа -ОН в спиртах и будет определять их химические свойства, т.е. их химическую функцию. Такие группы называются функциональными. Функциональной называется группа атомов, определяющая химические свойства вещества. То, что остается в молекуле спирта после мысленного удаления функциональной группы, называют углеводородным радикалом. Теперь мы можем вывести определение спиртов… (формулируют сами учащиеся, предлагают разные варианты определения спиртов) Спиртами называются органические вещества, молекулы которых содержат одну или несколько функциональных гидроксильных групп, соединенных с углеводородным радикалом. Спирты – это производные углеводородов, в молекулах которых один или несколько атомов водорода замещены на функциональные (гидроксильные) группы. Спирты – это органические соединения, в молекулах которых содержатся одна или несколько гидроксильных групп, соединенных с углеводородным радикалом. 5.Номенклатура спиртов.
СН3ОН – метиловый спирт. (С2Н5ОН,С3Н7ОН – называют самостоятельно.)
СН3ОН – метанол. Основные принципы номенклатуры спиртов:
(Учащиеся выполняют задание по номенклатуре спиртов, записанное на доске) Задание на доске: Назовите по систематической номенклатуре спирты: 6. Классификация спиртов. (диск Кирилла и Мефодия) (На столах учащихся – схема классификации спиртов) Спирты по-разному классифицируют.
2. По количеству гидроксильных групп различают спирты: одноатомные – содержат одну ОН-группу (например, СН3-СН2-ОН этанол); двухатомные – содержат две ОН-группы (например, НО-СН2-СН2-ОН этиленгликоль или этандиол-1,2); трехатомные – содержат три ОН-группы в молекуле (например, НО-СН2-СНОН-СН2-ОН глицерин или пропантриол-1,2,3). 3. По характеру атома углерода. В зависимости от валентности спиртовой группировки спирты бывают: первичные – содержат одновалентную спиртовую группировку –СН2ОН (например, СН3-СН2ОН этанол); вторичные – содержат двухвалентную спиртовую группировку =СНОН (например, СН3-СНОН-СН3 пропанол-2); третичные – содержат трехвалентную спиртовую группировку =С-ОН (например, 2-метилбутанол-2: (Из представленных ранее формул учащиеся находят спирты, формулы спиртов разных классификаций) Задание 1. Какие из приведенных спиртов являются: а) первичными; б) вторичными; в) третичными? Составьте структурную формулу третичного спирта, содержащего пять атомов углерода, назовите его. Задание 2. Как называются вещества: Задание 3. Напишите все возможные изомеры вещества C4H9OH. (На столах учащихся схема видов изомерии спиртов, идет повторение понятий “изомеры” и “изомерия”.) 7. Изомерия спиртов Для спиртов характерны следующие виды изомерии:
Например,
Например,
Например,
(Учащиеся выполняют задание на закрепление на отдельных карточках.) Задание: Среди приведенных формул найдите изомеры пентанола-1 и определите вид изомерии. Дайте названия всем соединениям: 8.Групповая работа (работает 5 групп. 1группа- строители составляют шарстержневую модель этанола и метанола. 2группа - практики, исследуют физические свойства этанола. 3 группа – теоретики, пользуясь дополнительной информацией рассказывают о метиловом спирте. 4 группа – теоретики пользуясь дополнительной информацией рассказывает о этиловом спирте. 5 группа –практики, исследуют влияние этанола на молекулы белков) Каждая группа отвечает на поставленные вопросы. 9. Выступление учащегося «Влияние этанола на организм человека». 4. Закрепление. 5. Рефлексия. Что нового вы узнали из сегодняшнего урока? Где вы можете применять полученные знания на практике? Понравился ли вам наш урок? Почему? 6. Домашнее задание. Пар .20. упр. 5,6,7. Страница 88. С2Н5ОН – наркотик. Под влиянием этанола у человека ослабляется внимание, затормаживается реакция, нарушается корреляция движений. При продолжительном употреблении вызывает глубокие нарушения нервной системы, заболевания сердечно-сосудистой системы, пищеварительного тракта, наступает тяжелая болезнь – алкоголизм. Классификация спиртов. 1.По характеру углеводородного радикала спирты бывают: предельные – углеводородный радикал содержит только одинарные связи (например, СН3ОН метанол, С4Н9ОН бутанол); непредельные – содержат ненасыщенный углеводородный радикал (например, СН2=СН-СН2ОН аллиловый спирт); ароматические – содержат ароматический углеводородный радикал (например, С6Н5-СН2ОН бензиловый спирт). 2. По количеству гидроксильных групп различают спирты: одноатомные – содержат одну ОН-группу (например, СН3-СН2-ОН этанол); двухатомные – содержат две ОН-группы (например, НО-СН2-СН2-ОН этиленгликоль или этандиол-1,2); трехатомные – содержат три ОН-группы в молекуле (например, НО-СН2-СНОН-СН2-ОН глицерин или пропантриол-1,2,3). 3. По характеру атома углерода. В зависимости от валентности спиртовой группировки спирты бывают: первичные – содержат одновалентную спиртовую группировку –СН2ОН (например, СН3-СН2ОН этанол); вторичные – содержат двухвалентную спиртовую группировку =СНОН (например, СН3-СНОН-СН3 пропанол-2); третичные – содержат трехвалентную спиртовую группировку =С-ОН например 2-метилбутанол-2) Задание 1. Какие из приведенных спиртов являются: а) первичными; б) вторичными; в) третичными? Составьте структурную формулу третичного спирта, содержащего шесть атомов углерода, назовите его. Задание 2. Как называются вещества: Для спиртов характерны следующие виды изомерии:
Например,
Например,
Например,
(Учащиеся выполняют задание на закрепление на отдельных карточках.) Задание: Среди приведенных формул найдите изомеры пентанола-1 и определите вид изомерии. Дайте названия всем соединениям: Задание 3. Напишите все возможные изомеры вещества C4H9OH. |
План-конспект открытого урока по химии в 8 классе Тема: Кислоты,... Цели урока: познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот | Конспект открытого урока во 2в классе Учитель начальных классов мбоу... Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова | ||
Конспект урока риторики во 2 классе. Тема: Опорные слова План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г | Конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме:... План-конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме: " learning more about each other" | ||
План конспект открытого урока по физической культуре в 6-м классе... План – конспект открытого урока по физической культуре в 6-м классе б по разделу "Волейбол" | Конспект открытого урока 18. 04. 2013 в 6 классе «Г» на тему: «Возвратные... План-конспект открытого урока 18. 04. 2013 в 6 классе «Г» на тему: «Возвратные местоимения в английском языке» | ||
Конспект открытого урока чтения в 3 классе Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | Конспект урока математики 2, 3 классы План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г | ||
Конспект открытого урока по окружающему миру План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Конспект урока по английскому языку в 10 классе «Социальные сети» Английский язык, 10класс, (Абрамова В. С.) 15. 11. 2012 План-конспект открытого урока | ||
Конспект урока по химии в 10 классе Тема. Витамины План-конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение арифметических задач на уроке математики с целью повышения... | Урок химии в 8 классе по теме: «Основания» Конспект урока может быть использован учителями химии при изучении темы «Основания» в 8 классе | ||
Конспект урока по теме «Равнобедренный треугольник и его свойства» План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория | Конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина... План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория | ||
Конспект открытого урока по математике во 2А классе. Учитель: Белицкая... План-конспект открытого урока по математике во 2А классе. Учитель: Белицкая Ольга Николаевна, первая квалификационная категория | Разработка урока английского языка в 5 классе по теме present Simple План-конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме: " learning more about each other" |