Скачать 129.61 Kb.
|
Реализация деятельностного подхода в преподавании химии Одним из перспективных направлений развития современного химического образования является организация обучения в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта общего и среднего (полного) образования второго поколения. Основная цель образования, в соответствии с требованиями ФГОС, состоит в развитии личности школьников посредством формирования у них универсальных учебных действий, создания условий для развития творческих способностей и приобретения опыта деятельности. Для достижения указанной цели целесообразно использовать системно - деятельностный (компетентностный) подход – метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Рассмотрим, как можно реализовать деятельностный подход в обучении на примере одного из уроков химии в 9 классе (Приложение 1). Для этого воспользуемся планом урока по теме «Получение и применение водорода» (9 класс), составленного в виде логико-смысловой модели.
Как видим, на первое место на уроке по организации собственной деятельности обучающихся выходят развивающие и воспитывающие задачи, которые способствуют достижению метапредметных и личностных результатов.
На первом – ориентировочно-мотивационном этапе урока обучающиеся приходят в зоне активного развития. Через серию вопросов выясняем знания обучающихся. Вопросы следует сформулировать так, чтобы вывести на проблему урока. Можно использовать фронтальную беседу, мысленное моделирование, самостоятельную работу, проблемный эксперимент, творческую задачу и т.д. Как только возникает проблема, обучающиеся переходят в зону ближайшего развития, то есть проблема возникает на границе двух зон. Проблема выводит на мотив: «А зачем нам это?», мотив определяет цель, идя к которой через составленный план и способ действий решаются задачи урока. В плане указывается, какими средствами будет реализован способ. Что? Зачем? Как? – вот путь, по которому ученик сам проходит на первом этапе урока. Одновременно осуществляется само - и взаимооценка. Второй – операционально-исполнительский этап можно назвать путем к поставленной цели. Он включает реализацию намеченного плана, продолжается само - и взаимооценка. На третьем – рефлексивно-оценочном этапе обучающиеся выполняют задания на рефлексию, подытоживают число баллов и осуществляют самооценку и взаимооценку. В конце урока показываем опыт или задаем вопрос, который позволяет перекинуть «мостик» к следующему уроку.
Системы предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся. Присутствующие на уроке увидели бы, что работа обучающихся идет в группах – четверках. Дети коллективно обсуждают вопросы учителя. Когда ответ готов, кто-то из группы отвечает на вопрос устно или письменно у доски. Ошибки на доске исправляют сами дети. Из мнения групп рождается правильный ответ. Дети сами оценивают себя, выставляя баллы на полях тетради. Сами выявляют проблему, сами формулируют тему урока, составляют план работы, способ действий, делают вывод в конце урока. На завершающем этапе урока обучающиеся подсчитывают баллы и выставляют каждый сам себе самооценку, лидер группы ставит взаимооценку. Ее ученики выставляют в дневники и в тетрадь самооценивания. В журнал переносится часть оценок после самостоятельных и контрольных работ, если оценки совпадут. Отметим положительные стороны уроков по организации собственной деятельности обучающихся:
Приложение 1 План-конспект урока «Получение и применение водорода» − Подумаешь, Америку открыл! Еще в пеленках это мы знавали! А я один, как клад, ее открыл И позабыть ее смогу едва ли Она во мне. Я жил ее тая… Я, стиснув зубы, в муках, На пределе Ее добыл. Вот истина моя! Тема урока: «Получение и применение водорода» Тип урока: комбинированный урок,урок развернутого оценивания. Вид урока: проблемно-развивающий. Задачи урока: Воспитательные: отрефлексировать отношения обучющихся:
Развивающие: продолжить формирование УУД – умения к самоорганизации учебной деятельности, сотрудничеству, коммуникации; создать условия для творческого саморазвития личности. Обучающие: через систему познавательных задач добиться осознанного перевода во внутренний план представления о получении и областях применения водорода. Средства обучающихся: принцип активности, модели предыдущих уроков и данного урока, знания о физических и химических свойствах водорода, распространении водорода в природе, способах сбора газа в лаборатории; нужное для процесса познания оборудование и реактивы – порошок железа, раствор соляной кислоты, спиртовка, держатель, пробирки, спички; наборы для химического моделирования. Средства учителя: умение организовать условия для развития обучающихся; магнитная доска, мел; доброжелательное отношение и взаимопонимание с обучающимися. Ход урока I. Ориентировочно-мотивационный этап (10 минут) Организационный момент Учитель: сегодня на уроке мы с вами работаем в группах на баллы. Работаем в небольших группах – четверках. Все проблемы решаем вместе. Девиз урока: «Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их» (Сенека Младший). Задание 1.1. Ориентация и выход на учебную задачу урока 1.1.1. Взаимоконтроль и взаимооценка выполнения домашнего задания. (2б). 1.1.2. Построение ориентировочной основы для постановки проблем данного урока.
(? – состав, свойства, получение и применение)*
* Ожидаемые ответы обучающихся приведены в скобках. Очевидные ответы опущены.
Задание 1.2. Мотивация Водород широко используется в жизни человека. С помощью него получают многие нужные вещества, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни: соляную кислоту, нашатырный спирт, удобрения и даже маргарин. Задание 1.3. Формулировка темы и цели урока.
(Получение и применение водорода). Запишите тему урока в тетрадь. (1 б).
(Выяснить способы получения водорода и его сбора. Рассмотреть области применения водорода; совершенствовать умения составлять уравнения реакций). (1б) Задание 1.4. Планирование
1 2 3 4 Получение водорода Получение водорода Способы Применение в лаборатории в промышленности сбора водорода водорода II. Операционно-исполнительский этап (20 минут) Задание 2.1. Реализация 1-го пункта плана. Рассмотрение способов получения водорода в лаборатории.
(2Н2О → 2Н2 ↑ + О2 ↑)
(Fe + 2НСl → FeCl2 + H2↑)
Выполнение лабораторного опыта «Получение водорода». (Инструктаж по технике безопасности) (Водород смешался с воздухом и образовался гремучий газ – горючий пар) Задание 2.2. Реализация 2-го пункта плана. Рассмотрение способов получения водорода в промышленности.
(Воду, природный газ, так как они широко распространены в природе)
(СН4 + 2Н2О → СО2↑ + 4Н4↑) Задание 2.3. Реализация 3-го пункта плана. Рассмотрение способов сбора водорода.
(1б). (Метод вытеснения воды, так как водород мало растворим в воде)
Задание 2.4. Реализация 4-го пункта. Рассмотрение областей применения водорода.
Задание 2.5. Сформулировать вывод.
(Основные способы получения водорода в лаборатории: разложение воды электрическим током, взаимодействие активных металлов с растворами кислот. Основной промышленный способ получения водорода – взаимодействие метана с водой. Области применения водорода зависят от его свойств). III. Рефлексивно-оценочный этап. (10 минут) Задание 3.1.
(Что бы предотвратить образование гремучего газа) Задание 3.2.
(Zn + 2НCl → ZnCl2 + Н2↑; Sn + 2HCl → SnCl2 + H2↑) Задание 3.3.
(Опускать пробирку с отверстием в стакан с раствором кислоты и вынимать из стакана, когда надо прекратить реакцию мгновенно.) Задание 3.4. Самооценка. Подсчет баллов. 31 – 25 баллов – «5» 24 – 20 баллов – «4» 19 -16 баллов – «3» 15 и менее баллов – «2» Эти оценки выставляются в дневник. Задание 3.5. Взаимооценка. Задание 3.6. Осмысление домашнего задания. Творческое задание на выбор (массив заданий):
Задание 3.7. Переход к проблеме следующего урока.
Но прежде, чем мы с вами расстанемся, оцените урок, «нажав» на соответствующую кнопку:
СПАСИБО ЗА РАБОТУ! |
Форма Динамика учебных достижений обучающихся за последние три года Приоритетные направления собственной педагогической деятельности (тема самообразования) | Методические рекомендации для студентов и руководителей (базовых... Работа по организации производственной практики студентов проводится в три этапа | ||
Положение о проведении муниципального этапа республиканского конкурса Цели и задачи: Использование коллективной деятельности, как игрового приема вызвать положительные эмоции от собственной деятельности;... | Эволюция урока в общеобразовательных учебных заведениях России (на примере урока математики) Охватывает четыре этапа эволюции урока математики (см с. 21). II период (1917 – 1932 гг.) – отказ от урока как основной формы организации... | ||
Бюллетень содержит информацию в помощь законотворческой деятельности и включает три раздела Сведения о переводах зарубежных законодательных актов, опубликованных в сериальных изданиях и сборниках | Свою работу с книгой строй в три этапа «Дошкольное образование», отражающая не только уровень знаний, умений и опыта, достаточных для достижения целей своей деятельности,... | ||
Повторение изученного в 5 классе Урок второго этапа учебной деятельности – осознание генезиса способов деятельности (Эксперимент Проектирование комптентностно ориентированной... | Урок русского языка (обучение письму) в 1-ом классе. Тема. Письмо буквы Ц Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности при выполнении компонентов учебной деятельности, формирование навыков рефлексии... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Говоря об организации проектной деятельности в процессе обучения учащихся, вряд ли кто-то из учителей-предметников задумывался над... | Урок По изо (2 класс) Тема: «Обитатели подводного мира» Цели и задачи: Использование коллективной деятельности, как игрового приема вызвать положительные эмоции от собственной деятельности;... | ||
Обучение – это целенаправленный процесс организации учебной деятельности... Это вызвано в получении независимой объективной информации об учебных достижениях обучающихся, о результатах деятельности образовательных... | Урок математики в 1 интегрированном классе полной модели по программе... Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности учеников (формирования умения ориентировки в задании) | ||
Аналитический отчет о педагогической деятельности Высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние три года | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В ходе урока учитель организует самостоятельную работу обучающихся по выявлению особенностей географического положения Курганской... | ||
Урок 1 сентября в 1 классе «Посвящение в первоклассники» «Муха-цокотуха», «Три поросенка», «Курочка Ряба», «Буратино», «Три Медведя», «Красная Шапочка» | Конспект непосредственно образовательной деятельности "Праздничная открытка" Методические рекомендации по организации и проведению 2 (зонального) этапа областного конкурса «Лидер в образовании Оренбуржья –... |