Эволюция урока в общеобразовательных учебных заведениях России (на примере урока математики)





Скачать 334.99 Kb.
НазваниеЭволюция урока в общеобразовательных учебных заведениях России (на примере урока математики)
страница1/4
Дата публикации28.07.2014
Размер334.99 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3   4


На правах рукописи

Марушкина Ираида Алексеевна

Эволюция урока

в общеобразовательных учебных заведениях России (на примере урока математики)



13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени
кандидата педагогических наук
Калуга – 2010

Работа выполнена в государственном образовательном

учреждении высшего профессионального образования

«Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Саввина Ольга Алексеевна
Официальные оппоненты: академик РАО, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, профессор Колягин Юрий Михайлович;
доктор педагогических наук, доцент

Ромашина Екатерина Юрьевна



Ведущая организация: государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский государственный университет»
Защита состоится «30» июня 2010 года в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 212.085.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ГОУ ВПО «Калужский государственный педагогический университет им. К.Э. Циолковского» по адресу: 248023, г. Калуга, ул. Ст. Разина, 26.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «КГПУ им. К.Э. Циолковского».
Автореферат размещен на Интернет–сайте Калужского государственного педагогического университета имени К. Э. Циолковского: www.kspu.kaluga.ru
Автореферат разослан 29 мая 2010 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук,

доцент Е.И. Малахова




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Стратегические задачи современной школы, намеченные в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», указывают на то, что от «подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны». Ключевой характеристикой российского образования должны становиться как передача знаний и технологий, так и «формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению», развитие личности. Эти задачи находятся в русле тенденций, сложившихся в истории отечественного образования на протяжении столетий, поэтому обращение сегодня к историческому опыту особенно важно.

Уже более 200-х лет, со дня принятия первого Устава народных училищ России (1786 г.), урок остается основной формой организации образовательного процесса в средней школе России. Предпринятые в России попытки заменить урок другими формами обучения (белл-ланкастерской системой в начале XIX века и бригадно-лабораторным методом в начале 1920-х гг.) оказались неудачными, приведшими к падению уровня математического образования. Урок снова и снова возвращался в школу, доказав свою жизнеспособность.

В течение всей школьной жизни учащийся посещает за 11 лет приблизительно 11 220 уроков (ежегодно 34 учебных недели по 30 уроков. И так в течение 11 лет). Это более 7480 часов человеческой жизни. Если к этому времени еще добавить часы, затраченные на подготовку к урокам (выполнение домашнего задания), то становится очевидным, что развитие личности ребенка происходит главным образом на уроках.

В силу своей специфики все математические дисциплины воспитывают и развивают учащихся. Нет, наверное, ни одного учебного предмета, выстроенного в такой логической последовательности, где выводимые истины сами становятся основой для следующих. Уроки математики учат детей не только строгим логическим доказательствам, но и воспитывают в них такие нравственные качества личности, как честность, «любовь к истине», настойчивость.

С 1990-х гг. Россия перешла к новой системе социально-политических и экономических отношений; общеобразовательные учреждения получили право самостоятельно выбирать как методы и средства, так и формы организации образовательного процесса, что способствовало процессу модернизации современного урока математики и, более того, поиску форм организации обучения, альтернативных уроку (в качестве примера можно привести увлечение методом Монтессори в Тульской, Московской и др. областях). Чтобы оценить их действенность, важно видеть не только результат, но и сравнить их с отечественным историческим опытом организации и проведения уроков математики.

Проблему организации и проведения уроков в дореволюционной России начали разрабатывать педагоги Н.А. Бобровников, Н.Ф. Бунаков, М.И. Демков, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский, Ф.И. Янкович де Мириево и др., методисты-математики Ф.И. Буссе, Д.Д. Галанин, П.С. Гурьев, В.Р. Мрочек, М.Г. Попруженко, А.Ф. Фролов, Ф.В. Филиппович и др. Организацию занятий в трудовой школе XX века рассматривали советские педагоги И.И. Векслер, А.М. Воронец, А.В. Ланков, А.Н. Шапошников и др. Вопросы о месте урока в учебно-воспитательном процессе, об организации урока, типологии уроков, методах обучения на уроке развивались в трудах советских педагогов М.А. Данилова, Б.П. Есипова, М.И. Махмутова, И.Т. Огородникова, М.Н. Скаткина и др., методистов-математиков Е.С. Березанской, Ф.Ф. Нагибина, В.В. Репьева и др.

Идеи реализации личностно-ориентированного обучения на уроках нашли отражение в исследованиях Г.Д. Кирилловой, Л.Г. Петерсон, И.С. Якиманской и др.

Особенности организации урока в современных условиях рассматриваются в диссертационных исследованиях С.Г. Манвелова (на примере урока математики) и С.Н. Ячиновой (на примере целеполагающего элемента уроков).

История классно-урочной системы в контексте становления и развития средней школы России затронута в работах С.Ф. Егорова, Ш.И. Ганелина, В.В. Королева, Т.Д. Корнейчик, З.И. Равкина, А.И. Пискунова и др.

Дидактика урока в советской школе рассмотрена в диссертациях Л.А. Степашко, С.А. Золотаревой, Т.А. Филатовой, Е.В. Елисеевой. В них подробно описано развитие урока в различных хронологических границах (середина 1950-х – середина 1960-х гг.; середина 1960-х – середина 1970-х гг.; середина 1970-х – середина 1980-х гг.), но без привлечения материалов, касающихся обучения математике.

Формы организации обучения математике рассмотрены в исследованиях по истории отечественного математического образования (монографиях Т.С. Авдеевой, И.К. Андронова, Ю.М. Колягина, Т.С. Поляковой, О.А. Саввиной, О.В. Тарасовой и др., а также в публикациях В.М. Бусева, Ю.А. Дробышева, Г.В. Кондратьевой, О.Н. Куприковой, В.Е. Пыркова, И.М. Смирновой, Р.С. Черкасова и др). Однако история урока математики затронута в этих исследованиях лишь попутно. Специально историческому контексту становления урока математики уделено внимание лишь в диссертационном исследовании В.Я. Саннинского, в котором была рассмотрена эволюция элементов урока математики, но в ограниченных хронологических рамках (до 1950-х гг.).

Между тем изучить феномен урока математики в контексте истории отечественного математического образования (начиная с XVIII в. до настоящего времени) необходимо еще и потому, что эффективность этой формы организации образовательного процесса проверена длительной и широкой практикой. Причем в отличие от индивидуальных форм обучения она требует гораздо меньших экономических затрат.

Поиск инноваций в конструировании урока требует выявления тенденций в развитии теории и практики урока, опоры на исторический опыт. Анализ исследований в этом направлении устанавливает их неполноту, что позволяет констатировать, что в настоящее время обострились противоречия между:

– процессами модернизации современного урока математики и необходимостью сохранения традиций его организации и проведения в теории и истории отечественного образования;

– историко-культурной и педагогической потребностью в осмыслении исторического опыта построения урока математики в общеобразовательных учреждениях России и отсутствием целостного взгляда на его эволюцию в отечественных исследованиях.

Необходимость разрешения названных противоречий обусловила выбор темы и послужила основанием для формулировки проблемы исследования: каковы особенности становления и развития урока математики как основной формы организации обучения в отечественной образовательной практике и педагогической теории?

Объект исследованияэволюция форм организации образовательного процесса в средней школе России с конца XVIII в. по настоящее время.

Предмет исследованиягенезис урока математики в общеобразовательных учебных заведениях России.

Цель исследования – реконструировать историю эволюции урока математики в общеобразовательных учебных заведениях России с конца XVIII в. по настоящее время.

Хронологические рамки исследования: с момента принятия Устава народных училищ России 1786 г. по настоящее время. Выбор нижней границы обусловлен тем, что Уставом 1786 г. была узаконена классно-урочная система обучения. Выбор верхней границы – тем, что урок продолжает оставаться основной формой организации образовательного процесса в современной средней школе.

Задачи исследования:

  1. установить соотношение теории и практики организации урока математики на разных этапах развития отечественного образования (в т. ч. установить соотношение требований к уроку, регламентированных нормативными документами и сложившихся в практике организации урока математики на разных этапах развития отечественного образования);

  2. выявить особенности постановки целей урока математики в различные исторические периоды;

  3. показать динамику продолжительности урока в указанных хронологических границах;

  4. раскрыть тенденции в использовании методов обучения на уроках математики в отечественной образовательной практике с конца XVIII в. по настоящее время;

  5. обосновать эволюционный характер развития урока математики в общеобразовательных учебных заведениях России и разработать периодизацию его истории с конца XVIII в. по настоящее время.

Методологической основой исследования явились положения, раскрывающие закономерности общественно-исторического развития: положение о всеобщей связи и взаимной обусловленности явлений и процессов, о социальной деятельности человека, развитии социальных систем и роли системы образования в активном становлении личности. Исследование основывалось на диалектическом подходе к изучению исторических процессов, базирующемся на принципах научной объективности и историзма и позволяющем рассматривать обучение как изменяющийся и развивающийся во времени процесс с учетом конкретных социокультурных условий.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

    • изучение, анализ, систематизация исторической литературы, педагогических первоисточников и периодики, архивных документов;

    • аналитико-синтетический метод изучения фактов в единстве с историческим подходом к изучаемым явлениям;

    • эмпирико-реалистический подход, суть которого заключается в сопоставлении официальных документов, событий и фактов, которые имели место в реальной практике конкретных учебных заведений;

    • сравнительно-исторический метод (анализ и оценка опыта преподавания математики в дореволюционной средней школе России в ретроспективном плане);

    • диахронный анализ и оценка выявленных тенденций в практике и методике обучения математике в дореволюционной России.

Источники исследования:

а) опубликованные:

  • официальные материалы: циркуляры, уставы, учебные планы средних учебных заведений, постановления, распоряжения, приказы; декреты Советской власти, Постановления ЦК КПСС; справочно-статистические материалы о средней школе;

  • труды, доклады съездов (I и II Всероссийских съездов преподавателей математики (1911–1912 гг. и 1913–1914 гг.), протоколы педагогических комитетов учебных заведений;

  • периодическая печать (дореволюционные журналы, а также периодика советского и современного периодов);

  • программы по математике средней школы (дореволюционной и советской);

  • материалы совещаний, конференций.

б) материалы государственного архива Тульской области (Ф. 326, Ф. 616); материалы Российского государственного исторического архива (Ф. 732, Ф. 733, Ф. 736).

Основные этапы исследования. Исследование осуществлялось в несколько этапов.

Первый этап (2005–2006 гг.). Изучение историко-педагогической, историко-математической и учебно-методической литературы конца XVIII – начала XXI вв. Выявление степени разработанности темы, определение исходных параметров исследования (объекта, предмета, цели, задач).

Второй этап (2006–2008 гг.). Сравнительно-сопоставительный анализ документов, регламентирующих организацию урока в общеобразовательных учреждениях России, архивных материалов и свидетельств учителей разных поколений. Систематизация и обобщение материалов исследования, апробация и публикация его результатов.

Третий этап (2008–2010 гг.). Проверка и уточнение основных положений диссертации, оформление результатов исследования.

На протяжении всего исследования уточнялись разночтения и факты, связанные с историей урока математики, поэтому на всех этапах продолжалось изучение источников и архивных материалов.

Научная новизна: 1) на основе изучения обширного круга источников впервые дано целостное представление об эволюции урока математики в отечественных общеобразовательных учебных заведениях; 2) обоснована периодизация становления и развития урока математики; 3) установлен новый круг персоналий, оставивших заметный след в истории урока математики (Н.А. Бобровников, Н.В. Бугаев, П.С. Гурьев, Ф.В. Филиппович, А.Ф. Фролов и др.); 4) выявлен и введен в научный оборот ряд новых историко-педагогических фактов (применение П.С. Гурьевым на уроках математики разноуровневого раздаточного материала, постановка им вопроса о рациональном использовании времени на уроке математики; разработка методики организации объяснения на уроках алгебры у В. П. Ермакова, на уроках геометрии – у А.Н. Острогорского; разработка методики организации объяснения, закрепления, ведения опроса, проверки домашнего задания у А.Ф. Фролова, В. Омельянович-Павленко; разработка методики проведения самостоятельной работы на уроках математики у П.С. Гурьева).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем: 1) дано комплексное представление об эволюции урока математики в отечественной средней школе; 2) установлен вклад отечественных педагогов-математиков в развитие дидактики урока математики; 3) показан эволюционный характер становления и развития урока в общеобразовательных учреждениях России; 4) раскрыты сущностные стороны урока математики в их историческом развитии; 5) установлена цикличность использования методов на уроках математики в общеобразовательных учебных заведениях России XVIII-XXI вв.

Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты: 1) могут быть применены при изучении и характеристике основных тенденций отечественного образования XVIII-XXI вв.; 2) позволят обогатить курс истории образования новыми сведениями; 3) могут быть востребованы в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров; 4) ориентируют на возрождение традиций в области математического образования; 5) содержат факты и выводы, использование которых в процессе обучения в вузе будет способствовать повышению профессиональной культуры и укреплению патриотического сознания учителя математики.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Эволюция урока в общеобразовательных учебных заведениях России (на примере урока математики) iconУрока математики И. В. Вдовенко, учитель математики, мбоу «Федоровская...
Целеполагание в условиях метапредметной деятельности учащихся на примере урока математики
Эволюция урока в общеобразовательных учебных заведениях России (на примере урока математики) iconТема урока: Оператор выбора Класс: 10а Цели
Программа изучения курса русского языка по выбору предназначена для практического усвоения русского языка в общеобразовательных учебных...
Эволюция урока в общеобразовательных учебных заведениях России (на примере урока математики) iconУрока математики программа «Школа России»
Технологическая карта урока математики программа «Школа России» в 1 классе оу лебяженская сош
Эволюция урока в общеобразовательных учебных заведениях России (на примере урока математики) iconПлан подготовки и проведения Всероссийского открытого урока по «Основам...
Цели: Пропаганда социальной значимости курса «Основы безопасности жизнедеятельности», поднятие его престижа
Эволюция урока в общеобразовательных учебных заведениях России (на примере урока математики) iconУрок математики. 8 класс. Тип урока : урок изучения нового материала....
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25
Эволюция урока в общеобразовательных учебных заведениях России (на примере урока математики) iconПлан-конспект урока Предмет История России
Цель урока: Ознакомить обучающихся с разнообразием основных форм рельефа Земли на примере гор
Эволюция урока в общеобразовательных учебных заведениях России (на примере урока математики) iconПрограмма для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы и студентов средних
Программа предназначена для учащихся старших классов общеобразовательных школ, для студентов колледжей и высших учебных заведений...
Эволюция урока в общеобразовательных учебных заведениях России (на примере урока математики) iconАнализ урока 16 февраля 2010 год
Сш №2 г. Витебска я присутствовала на уроке математики в 6 «А» классе. Урок проводился учителем математики Халимоненко Валентиной...
Эволюция урока в общеобразовательных учебных заведениях России (на примере урока математики) iconХод урока Организационный этап
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25
Эволюция урока в общеобразовательных учебных заведениях России (на примере урока математики) iconКонспект урока Предмет : обучение грамоте
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25
Эволюция урока в общеобразовательных учебных заведениях России (на примере урока математики) iconКонспект открытого урока обучение чтению. Тема: «Буквы М,м. Закрепление»
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25
Эволюция урока в общеобразовательных учебных заведениях России (на примере урока математики) iconУрок решения ключевых задач содержательных метрических
...
Эволюция урока в общеобразовательных учебных заведениях России (на примере урока математики) iconМетодическое описание: Тип урока: изучение новых знаний. Цель урока:...
Содействовать эстетическому воспитанию школьников на примере произведений литературы и искусства
Эволюция урока в общеобразовательных учебных заведениях России (на примере урока математики) iconО проведении "урока россии" в общеобразовательных
России Министерство образования Российской Федерации рекомендует накануне Дня Конституции Российской Федерации (12 декабря) провести...
Эволюция урока в общеобразовательных учебных заведениях России (на примере урока математики) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На тему «Эволюция антимонопольной политики государства и её влияние на развитие конкуренции (на примере России и Китая)»
Эволюция урока в общеобразовательных учебных заведениях России (на примере урока математики) iconУрока математики в 3 классе по теме «Площадь прямоугольника»
Слайд 1 Сегодня я представлю вашему вниманию фрагмент урока математики в 3 классе по теме «Площадь прямоугольника». У данного урока...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск