Скачать 31.18 Kb.
|
Традиционное определение гласит, что картография – наука о картах как особом способе изображения действительности, их создании и использовании (Международная картографическая ассоциация). Согласно государственным нормативным документам картография – область науки, техники и производства, охватывающая изучение, создание и использование картографических произведений. Таким образом, картография существует в трех формах:
Как любая сложная система знаний картография состоит из нескольких разделов:
Теоретическая концепция – это определенная система взглядов на предмет и метод картографии. В ней отражается уровень понимания и истолкования процессов, определяющих развитии картографической науки и производства на данном этапе. В настоящее время в картографии оформилось несколько теоретических концепций. Познавательная или модельно-познавательная концепция рассматривает картографию как науку о познании действительности посредством картографического моделирования, а саму карту – как модель действительности. В этой трактовке картографии предстает как познавательная наука, имеющая самое близкое отношение к естественным и социально-экономическим наукам (прежде всего к наукам о Земле) и теории познания. Эта концепция разрабатывалась в основном отечественными картографами Н.Н.Баранским, К.А.Салищевым, А.В.Гедыминым, А.Г.Исаченко и их последователями еще с 1940-х гг. Коммуникативная концепция – в ней картография предстает как наука о передаче пространственной информации, а карта – как канал информации. Таким образом, картография оказывается одной из отраслей информатики, она тесно связывается с теорией информации, автоматикой, теорией восприятия. Основной вклад в формирование данной концепции в 60-70-е годы внесли западные картографы Е.Арнбергер, А.Колачный, А.Робинсон и др. Языковая (картоязыковая) концепция трактует картографию как науку о языке карты, а карту – как особый текст, составленный с помощью условных знаков («написанный на языке карты»). В данном случае картография выступает как отрасль лингвистики и семиотики (науки о языках), а предметом ее исследования становится картографические знаковые системы. Развитие этой системы взглядов произошло в 1970-80-е гг. главным образом благодаря трудам А.Ф.Асланикашвили, А.А.Лютого, Я.Правды и др. Существуют и другие теоретические построения, акцентирующие внимание на иных особенностях картографии и порой сочетающие разные точки зрения. Таковы метакартография (по А.Ф.Асланикашвили), в которой общая теория картографии строится на логико-философских принципах теории отражения, картология (по Л.Ратайскому), совмещающая представления о модельных и коммуникативных функциях картографии, и некоторые другие. Картография предстает в них, с одной стороны, как наука о познании мира, с другой – как средство коммуникации, а с третьей – как особое языковое образование. Это свидетельствует о многогранности картографии, разносторонности свойств и разнообразии функций карты. В 80-х годах прошлого столетия начинает формироваться новая геоинформационная концепция. Согласно ей картография рассматривается как наука о системном информационно-картографическом моделировании и познании геосистем. Она тесно связана с геоинформатикой. Науками о Земле и обществе. Карта предстает как образно-знаковая геоинформационная модель действительности, иначе говоря, она одновременно и инструмент познания, и способ аналогового моделирования действительности, и средство передачи информации в цифровой форме.[1] |
Положение о порядке рассмотрения обращений граждан и организации... Положением об Управлении, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19. 04.... | Разработка проекта серии школьно краеведческих атласов регионов эфиопии Работа выполнена на кафедре Картографии Московского государственного университета геодезии и картографии | ||
Реферат Пояснительная записка к проекту Программы развития геодезии и картографии на основе Пл «Центральный ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт геодезии, аэросъемки и картографии им. Ф. Н. Красовского» | Пособие честолюбца Книга предназначена для студентов, аспирантов, научных работников. В ней рассматриваются основные положения и понятия современной... | ||
Сид филд “сценарий” Книга предназначена для студентов, аспирантов, научных работников. В ней рассматриваются основные положения и понятия современной... | Логопсихология и онтогенез речевой деятельности Книга предназначена для студентов, аспирантов, научных работников. В ней рассматриваются основные положения и понятия современной... | ||
Ирина Черепанова дом колдуньи Книга предназначена для студентов, аспирантов, научных работников. В ней рассматриваются основные положения и понятия современной... | Воронин Константин Иванович На черноморских фарватерах Книга предназначена для студентов, аспирантов, научных работников. В ней рассматриваются основные положения и понятия современной... | ||
1. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности Колледж геодезии и картографии миигаиК является структурным подразделением федерального государственного бюджетного образовательного... | Заседание Парламентской Ассамблеи Совета Европы (пасе) Книга предназначена для студентов, аспирантов, научных работников. В ней рассматриваются основные положения и понятия современной... | ||
Доклад о состоянии и использовании земель в Республике Саха (Якутия)... Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии | 21-23 октября 2009г. II международную научно-теоретическую конференцию... Книга предназначена для студентов, аспирантов, научных работников. В ней рассматриваются основные положения и понятия современной... | ||
Хериберт Курт(Heribert Kurt), технический эксперт и коммерческий директор Heimbach Filtration Книга предназначена для студентов, аспирантов, научных работников. В ней рассматриваются основные положения и понятия современной... | Права человека на Северном Кавказе: оценки пасе и реальность. Материалы пресс-конференции Книга предназначена для студентов, аспирантов, научных работников. В ней рассматриваются основные положения и понятия современной... | ||
Основные формы диагностики достижений1 В современной педагогической практике выделяют две основные группы диагностических средств | Communities Delegation Communiqué 19th Global Fund Board Meeting, 5th-6th May 2009 Книга предназначена для студентов, аспирантов, научных работников. В ней рассматриваются основные положения и понятия современной... |