План урока по ФГОС второго поколения .
( Из опыта работы ) Данные об учителе : Лунёва Ольга Викторовна , учитель технологии МБОУ «СОШ № 2»
г. Курска . Предмет : технология Класс 6 Учебник : (УМК) Павлова М.В. ; Сасова И.А. ; Гуревич М.И. .
Тема урока : Мода и мы . Художественное моделирование . Цели урока как планируемые результаты обучения , планируемый уровень достижения целей .
Вид планируемых
учебных действий
| Учебные действия
| Планируемый уровень достижения
результатов обучения
| Предметные
| Овладение терминами , понятиями , правилами художественного моделирования , дизайнерского проектирования изделия ; овладение алгоритмами решения организационных и технологических задач ;
| Понимание , основанное применение ;
творческий мини-проект .
| Регулятивные
| Планирование технологического процесса ; составление плана и последовательности действий ; выполнение техно-логических операций с соблюдением установленных норм , правил безопасности труда , санитарии и гигиены ; конт-роль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям ; выявление допущенных ошибок в процессе деятельности и обоснование способов их исправления .
| Самостоятельные действия по алгорит-му, планирование деятельности , самоконтроль , взаимоконтроль , оценка деятельности , самооценка .
| Познавательные
| Рациональное использование учебной и дополнительной технологической информации для проектирования объектов труда ; овладение способами научной органи-зации труда .
| Совместные действия учащихся в усло-виях взаимопомощи и взаимоконроля .
| Коммуникативные
| Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем,одноклассниками ; формирование рабочей группы с учетом общности интересов и возможностей коллектива , умение оформить коммуникационную и технологическую документацию ; публичная презентация и защита проектов изделия .
| Работа в парах и в группах ; публичная презентация и защита проекта .
| Личностные
| Умение провести самоанализ , самооценку , организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе ; развитие познавательных интересов и активности в данной области деятельности ; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности ; развитие образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
| Самоанализ , самооценка , взаимо-помощь , творческая деятельность .
| Основные понятия : мода , модель , художественное и техническое моделирование , художник-модельер ,
модельер-конструктор , стиль , индивидуальные особенности фигуры , зрительные иллюзии в одежде .
Межпредметные связи : изобразительное искусство , музыка, русский язык , литература , мировая художественная культура ,
история , история Курска и Курской области , физическая культура .
Ресурсы : компьютер , интерактивная доска , карандаши , пастель , комплекты раздаточного материала , наглядные пособия ,
учебная и дополнительная литература , журналы мод .
Этапы урока
| Формирование универсальных учебных действий
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
| Организацион-ный
| Личностные :
самоорганизация
Регулятивные : способность регулировать свои действия , прогно-зировать деятель-ность на уроке .
| Учитель приветствует обучающихся , проверяет готовность к уроку и выражает уверенность в успехе совмесной деятельности .
| Демонстрируют готовность к уроку . Ещё до звонка на урок организуют рабочее место в соответствии с требованиями и задачами урока .
| Целеполагание и мотивация
| Личностные :
осознание своих возможностей , важности само-развития.
Регулятивные :
умение регулиро-вать свои действия, определять последовательность технологических операций .
Познавательные : умение выделить и сформулировать цели и задачи ; уме-ние анализировать , осознанно и краси-во строить речевое высказывание
| Под музыку Вивальди «Времена года . Весна» учитель напоминает , что скоро наступит весна .
А в это время , как никогда , хочется быть красивыми .
Задаёт вопрос девочкам : «Вы хотите быть красивыми» .
Учитель говорит , что внутренняя красота человека важнее внешней . Напоминает народную мудрость «Встречают по одежке , а провожают по уму» и слова А.П.Чехова : «В человеке всё должно быть прекрасно : и лицо, и одежда , и душа , и мысли» .
Задает вопрос к обучающимся : «Как же
быть ?»
Предлагает обучающимся определить то , что помогает подобрать одежду , соответствующую современному времени .
Вопрос учителя : « Какой процесс помогает создать одежду , соответствующую нашим пожеланиям ?»
| Участвуют в беседе .
Отвечают : «Да , хотим» .
Отвечают : «Надо быть красивыми во всем» . Предполагаемый ответ : мода . Предполагаемый ответ : моделирование .
|
| Коммуникативные :
умение вести диалог с учителем , поддерживать беседу с одноклас-сниками .
| Сообщает обучающимся , что они сами опреде-лили тему урока : Мода . Художественное моделирование .
Учитель обращает внимание обучающихся на эпиграф к уроку :
Человек по натуре своей -- художник .
Он всюду так или иначе стремиться
вносить в свою жизнь красоту .
М.Горький
Учитель акцентирует внимание на то ,что в каждом есть художник . Правда , в ком-то он активно творит , а в ком-то крепко спит .
Показывает на изображение художника (нахо- дящееся у доски) с закрытыми глазами .
Предлагает задачу на перспективу --- разбудить в себе художника . Просит обучающихся определить конкретные цели и задачи урока .
| Записывают тему урока , которую определили сами , в тетрадь .
Обращают внимание на изображение художника .
Формулируют цель урока : научиться моделировать плечевую одежду ;
задачи : изучить правила и законы моделирования .
| Актуализация опорных знаний
| Предметные :
Знать основные технологические понятия и опреде-ления .
Регулятивные :
Планирование индивидуальной деятельности .
Личностные :
Проявление познавательных интересов и активности ; самооценка ; самоанализ .
Метапредметные :
Определение эффективных способов решения поставленной учебной задачи ; приведение приме-ров , подбор аргументов , обоснование путей и средств устране-ния ошибок ; диагностика результатов .
| Прежде , чем окунуться в мир моды , учитель предлагает вспомнить то , что уже о нём известно .
Задания :
1) Найти соответствие (термин – определение )
2) «Грамотей» (исправить ошибки в предлагаемых словах и словосочетаниях ) .
Примечание : задания представлены в приложении к плану урока .
Проводит фронтальный опрос в ходе которого обучающиеся распознают вид одежды по описанию .
Примечание : задание представлено в приложении к плану урока . Учитель предлагает подвести итоги выполнения индивидуальных заданий .
Учитель дает собственную оценку деятельности класса и предлагает перейти к изучению нового материала .
| Обучающиеся выполняют индивидуальные задания у доски
( два человека) .
Распознают вид одежды по описанию , осуществляя самоконтроль и взаимоконтроль .
Обучающиеся проверяют правильность выполнения заданий и оценивают деятельность одноклассников ; отвечающие у доски анализируют результаты своей деятельности и намечают пути устранения ошибок (если они есть) .
| Изучение нового материала
| Предметные : рациональное использование учебной и дополнительной информации ; ориентация в имеющихся средствах и технологиях ;
| Совместно с учащимися разрабатывает схему «Моделирование».
Примечание: схема представлена в приложении.
Учитель говорит : «Занимались и занимаются моделированием интересные талантливые люди.
Многие из них всемирно известны . О них вы узнаете из сообщений ваших товарищей .
Коко Шанель
Кристиан Диор
Пьер Карден
| Участвуют в разработке схемы «Моделирование» , которую записывают в тетрадь , работают с учебником «Технология» . 6 класс
( стр. 24).
Каждая группа обучающихся предлагает свои сообщения и презентации , (заранее подго-товленные) о знаменитых модельерах .
|
| владение способами графического представления информации .
Регулятивные :
планирование процесса познава-тельно-трудовой деятельности ;
определение адекватных способов решения учебной задачи .
Личностные : проявление познавательных интересов и активности в данной области деятельности ;
Развитие коорди-нации движения ;
овладение установками нормами и правилами научной организации труда ; самооценка умственных и физических способностей ; самореализация в процессе творческой деятельности .
Коммуникативные : формирование групп для выполне-ния творческого проекта , умение работать в группе и в парах;публичные презентации .
| Учитель предлагает вспомнить о советских и российских модельерах :
Вячеслав Зайцев
Валентин Юдашкин
Учитель : «Наша Курская земля богата талант-ливыми людьми и у нас есть свои известные модельеры .
Вера Геппа
Учитель благодарит за большую проделанную работу по подготовке сообщений и созданию презентаций и даёт высокую оценку деятельности обучающихся .
Интересуется , понравились ли презентации одноклассников и что нового они узнали из предложенной информации . Учитель задаёт вопрос : «Кто демонстрирует созданную модельерами одежду ?»
Учитель предлагает побывать на показе мод и пройтись в качестве моделей по импровизированному подиуму . После необычной физкультминутки следует задание : из предложенных слов ( существи-тельных) , выбрать те , которые ассоциируются с деятельностью модельера , о котором было сообшение .
Примечание : задание представлено в приложении .
В процессе выполнения задания учитель обращает внимание обучающихся на высказывания этих знаменитых модельеров о моде , одежде , костюме (высказывания закреплены на доске). Задаёт вопрос : «Что же помогает модельерам создавать такие красивые вещи ?» .
Учитель говорит : «Конечно , талант . Но не только» .
Просит отметить начинающих модельеров , что бы они учитывали при создании одежды . Обращает внимание на то , что учитывают про-фессионалы ( предлагает поработать с дополни-тельной информацией , заранее подготовленной учителем ).
Учитель спрашивает : «Что вы можете сказать о словосочетании « индивидуальные особеннос-ти» ?
Обобщает ответы обучающихся , даёт четкое определение задачи моделирования с учетом индивидуальных особенностей .
Скрыть недостатки фигуры и подчеркнуть её достоинства . Учитель интересуется как обучающиеся понимают термин «иллюзии в одежде» , просит найти синоним слову «иллюзия» .
Учитель характеризует основные иллюзии и просит учащихся определить возможности её использования в одежде : 1) белый квадрат на чёрном фоне кажется больше , чем чёрный на белом ;
2) размеры одинаковых отрезков , концы которых ограничены расходящимися или сходящимися линиями кажутся разными по величине ;
3) объём фигуры , её полнота воспринимаются по-разному в зависимости от общего тона или
| Сообщения и презентации обучающихся .
Обмениваются мнениями .
Ответ : модели . Под музыку девочки совершают дефиле ( участвуют в физкультминутке , соответствую-щей заявленой теме урока ). Выполняют задания (находят ас-социации) , советуясь в группах , анализируют результаты .
Обращают внимание на цитаты , понравившиеся высказывания
( по желанию ) записывают в тетрадь .
Участвуют в беседе , высказывают свои предположения : талант , фантазия и т. д. Советуются в группах отвечают на поставленный вопрос . Работают с дополнительной литературой , находят нужную информацию и озвучивают её .
При моделировании одежды учитывают :
-- направление моды
-- назначение моделей
-- возраст
-- индивидуальные особенности
фигуры
-- свойства ткани
-- условия эксплуатации модели
-- вид художественной отделки. Высказывают свои предположения : то , чем человек отличается от других ; неповторимые черты человека ; его «+» и «--» . Записывают задачи моделирования в тетрадь . Ответ : обман .
Определяют , где мы встречаемся с этим явлением ( сходятся рельсы
и т.д.).
Записывают определения в тетрадь .
Иллюзии– искажённое , неправильное восприятие действительности . Определяют возможность использования иллюзии в одежде.
1) Полные люди в одежде темных тонов будут смотреться стройнее ; 2) позволяет зрительно увеличить или уменьшить плечи , размеры лица и шеи ; 3) фигура в одежде с вертикальны-ми линиями (полосками) кажутся
Выше и стройнее, чем с горизонтальными ;
4)широкие бёдра можно скрыть с помощью расширяющейся книзу юбки или широко развёрнутой линией плеч ;
пышные рукава зрительно расширяют плечи ; большие карманы , складки – зрительно расширяют бёдра ; кокетки , защипы увеличивают объём груди .
| рисунка ; 4) отвлечение внимания от проблемных участков то есть ,тех , которые не выгодно смотрятся ;
Учитель говорит : «Молодцы , с заданием справились . Давайте попытаемся помочь нашим клиентам подобрать элементы одежды так , чтобы недостатки их фигуры были скрыты.
| Оперирование
Поисково– исследовательс-кий
Практический
Рефлексивный
Заключитель-ный:
| Предметные : владание алгорит-мами и методами решения задач ;
моделирование художественного
оформления объекта .
Личностные :
сочетание образ-ного и логического мышления в про-цессе творческой деятельности ;
самооценка .
Регулятивные :
самостоятельная органицация и выполнение творческой работы
диагностика результатов . Предметные :
владение алгорит-мами и методами решения организа-ционных и техно-логических задач ;
обоснование кри-териев и показате-лей качества промежуточных и конечных резуль-татов ;
документирование результатов .
Познавательные :
владение способами научной организации труда .
Личностные :
оценка своих способности и готовности к труду;оценка своего вклада в общий результат работы группы .
Коммуникативные:формирование рабочей группы и навыки работы в команде с учетом общности интере-сов ; публичная презентация .
Регулятивные :
планирование и координация совместной познавательноя деятельности .
оформление коммуникационной и технологической документации .
Предметные :
Выявление потреб-ностей , проектиро-вание и моделиро-вание изделий ; ориентация в имеющихся и воз-можных средствах создания объектов труда .
Познавательные ; приведение приме-ров , подбор аргу-ментов , формули-ровка выводов .
Личностные :
проявление познавательных интересов и активности в творческой работе ;
овладение установ-ками и нормами научной организа-ции труда , само-оценка , оценка своего вклада в работу группы .
Коммуникативные : формирование рабочей группы , работа в команде и парах ; публичные презентации .
Регулятивная : самостоятельная организация планирования и выполнение творческих работ , диагностика результатов . Предметная : выражение готов-ности к труду ; стремление к экономии и береж-ливости в расходо-вании времени и денежных средств ; классификация видов и назначение методов преобразо-вания материалов ; дизайнерское проектирование .
Метапредметные : диагностика результатов познавательно-трудовой деятель-ности ; формулиро-вание выводов , обобщение ,анализ, отражение в устной форме результатов своей деятельности
Личностные : самооценка ; эмо-циональная оценка деятельности ; раз-витие творческих способностей личности .
Коммуникативные : умение вести диа-лог , поддерживать беседу .
| Предлагает выполнить тестовое задание .
Примечание : тестовое задание представлено в приложении.
Сообщает об окончании работы над тестовым заданием и предлагает проверить и оценить его самостоятельно .
Учитель напоминает , что говорили об умении подобрать себе костюм , соответствующий направлениям моды и создающий единый образ.
Задаёт вопрос : «Как мы скажем о человеке , который именно так и одет ?» Учитель спрашивает : «Так что же такое
стиль ?»
Даёт определение стиля в одежде . Вопрос учителя : «Какие стили в одежде вам уже известны ?» Предлагает провести исследования ( в качестве научных сотрудников НИИ ) , а в качестве результата научной работы представить характеристику каждого стиля . Результаты исследований занести в таблицу .
Примечание : таблица представлена в приложении к плану урока .
В качестве примера учитель даёт характерис-тику фольклорного стиля . Заполненную таблицу демонстрирует на интерактивной доске.
Определяет время исследовательской работы (10 минут) .
Звучит музыка Моцарта «Ангел» .
Учитель заостряет внимание обучающихся на возможность консультаций в группах и между группами. Приветствуется взаимопомощь и поддержка .
В процессе выполнения задания учитель консультирует , отвечает на возникшие в процессе работы вопросы учащихся .
Учитель извещает об окончании работы , про-сит озвучить результаты .
Учитель корректирует , дополняет данные, полученные в процессе исследования и заполнения таблиц ; даёт эмоциональную оценку деятельности обучающихся .
Представляет новое направление –эклектику .
Предлагает записать определение в тетрадь .
Даёт советы , как можно создать костюм в этом направлении . Обращает внимание на главные моменты при выборе одежды : ВКУС и МЕРА . Учитель озвучивает следующее задание : выполнить заказы на моделирование женского лёгкого платья различных стилей .
Задаёт вопросы : «Что будете учитывать при худрожественном моделировании одежды ?
О чём должны помнить в процессе работы ?»
Работа расчитана на 15 минут .
В процессе творческой работы учитель консультирует , помогает , корректирует деятельность обучающихся . В качестве музыкального сопровождения работы звучит музыка из кинофильма «Москва слезам не верит».
Предлагает познакомиться с результатами творческой деятельности . Группам представить разработанные модели с аргументацией своего выбора .
Учитель просит оценить творческую деятельность одноклассников .
Учитель оценивает работу на уроке как плодотворную . Просит обучающихся подвести итоги урока . Задаёт вопросы классу : « Что нового вы узнали ?
Был ли урок интересным , что вам понравилось?
Как вы думаете , после нашего урока вам легче будет подобрать себе одежду ?»
Тихо звучит музыка Вивальди «Времена года . Весна».
Учитель даёт эмоциональную оценку деятель-ности обучающихся .
Заключительное слово учителя о том , что модный , со вкусом подобранный костюм , прическа к лицу – все это облегчает общение , влияет на настроение , придает уверенность в себе . Но не стоит забывать об истинной красоте человека . Одежда модная и модный лексикон ,
Ведут себя по-новому свободно.
Одно желательно , чтоб обзавелся он
Порядочностью самой старомодной . Учитель показывает на изображение художника, на которого он обратил внимание детей в начале урока .
Учитель восклицает : «И всё таки он в нас проснулся !»
Благодарит за урок . Прощается с классом .
| Выполняют индивидуальное тестовое задание ( 3 минуты ). Обучающиеся озвучивают резуль-таты выполнения , определяют их правильность , аргументируют , исправляют ошибки , производят самоанализ и самоконтроль ;
Самостоятельно оценивают результаты выполнения тестового задания (по заранее определённым критериям и показателям) .
Сдают выполненные тестовые задания с самостоятельно выставленной оценкой .
Участвуют в беседе , отвечают на вопрос . Предполагаемый ответ : стильно .
Записывают определение стиля . Перечисляют известные стили :
классический , романтический , спортивный , фольклорный .
Обучающиеся , получив задание , начинают работать в группах по четыре человека . Каждый из них заполняет часть таблицы ; в резуль-тате группа даёт характеристику каждого стиля одежды . ( стили выбираются по желанию) . В ка-честве дополнительного задания необходимо из предложенных фотографий выбрать модели своего ( выбранного группой ) стиля . Участники группы по очереди представляют результаты своих исследований . Руководитель группы обобщает данные , полученные в процессе индиви-дуальной и групповой работы , демонстрирует фотографии моделей соответствующих выбранному группой стилю . Оценивает работу группы .
1-ая группа – классический стиль
2-ая группа – романтический стиль
3-ая группа спортивный стиль . Записывают определение .
Эклектика – смешение стилей .
Записывают в тетрадь . Представители групп отвечают на поставленный вопрос ( индивиду-альные особенности , возраст , назначение одежды и т. д.) .
Перед выполнением работы правильно организовать рабочее место , распределить задания между участниками группы ( по два человека) . Аккуратно работать с пастелью и карандашами . Работают над творческим мини—проектом . Каждая группа модели-рует два изделия для женщин с определенными индивидуальными особенностями .
Над каждой моделью работают два участника группы , а группа в целом выполняет две модели в сти-ле, изученном на исследователь-ском этапе урока .
Защита творческого мини-проекта в виде презентации созданных эскизов моделей с учетом заданных индивидуальных особенностей женской фигуры . Стараются обосновать свой выбор .
Группы оценивают работу друг друга , анализируют , соглашаются или не соглашаются с выбором модели , предлагают свои решения задачи .
Дети отвечают : «Стиль , иллюзии , эклектика, характеристика стилей , сведения о модельерах и т . д .» .
Да , было интересно , понравились начало урока , работа в группах
( исследовательская и проект , презентации и т.д.).
Легче , так как мы много узнали о законах и правилах художествен-ного моделирования , о секретах создания костюма о которых должна знать каждая женщина .
Обратили внимание на изображение художника и удивились тому , что глаза его были открыты .
Приводят в порядок рабочее место . Покидают кабинет .
| |