Афанасова Людмила Владимировна, учитель информатики Новотаволжанской СОШ
Тема урока: Создание альбома «Новая Таволжанка в годы войны. Героические страницы села»
Класс: 9
Цель урока: создание альбома к 64-летию Великой Победы на основе имеющегося в школьном музее исторического и краеведческого материала с использованием информационных технологий.
Задачи урока:
Образовательная: обобщение и применение для решения реальной задачи знаний о способах и методах создания документов с использованием информационных технологий (текстовый и графический редакторы, электронные таблицы); объединение полученных документов в альбом; использование межпредметных связей информатики с другими предметами (история, краеведение). Воспитательная: воспитание у школьников патриотизма, любви к Родине, родному селу, памяти о героях-земляках, о героических страницах Новой Таволжанки, связанных с Великой Отечественной войной.
Развивающая: развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся; развитие памяти, внимательности, умения работать с дополнительной литературой, правильно выбирать источники дополнительной информации.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.
Структура урока:
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока – 2 мин.
2. Мотивация – 8 мин.
3. Актуализация опорных знаний и умений – 7 мин.
4. Практическая работа – 15 мин.
5. Физкультминутка – 1 мин.
6. Выступления учащихся, просмотр альбома – 5 мин.
7. Домашнее задание – 2 мин.
8. Подведение итогов – 2 мин.
9. Рефлексия – 3 мин.
Оборудование урока: компьютеры, проектор, файл презентации, файлы с заготовками для практической работы, карточки с описанием работы, папка для оформления альбома, файл сетевого ресурса, материалы из экспозиций музея (фотографии, письма, фронтовые вещи). Ход урока:
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 1. Организационный момент
| Приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу, проверяет отсутствующих и готовность учащихся к работе.
Формулирует цели и тему урока. На предыдущих уроках вы научились обрабатывать текстовую, графическую и числовую информацию с помощью текстового, графического редакторов и электронной таблицы. Сегодня мы обобщим полученные знания. Для этого проведем не обычный урок, а урок-практикум, где смоделируем одно из направлений работы издательства – создание альбомов. Какой же альбом мы попытаемся создать?
В этом году отмечается 64-летие Великой Победы над немецко-фашистскими захватчиками. Наше село не осталось в стороне от войны, гремевшей 4 года на бескрайних просторах нашей Родины. В школьном музее собран большой материал, посвященный событиям тех огненных лет.
Нам предстоит создать альбом, в котором мы, используя материалы музея, расскажем о героических страницах нашего села с использованием ваших знаний и умений в области современных информационных технологий.
Тема нашего сегодняшнего урока «Создание альбома «Новая Таволжанка в годы войны. Героические страницы села».
| Приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места
Записывают тему урока
| 2. Мотивация
| Создает условия для формирования проблемы на основе мотивации.
Хотелось бы начать наш сегодняшний урок словами нашего земляка, ныне известного белгородского поэта В. Молчанова из стихотворения «Памяти павших» (записаны на доске):
Не надо слез, и слов не надо лишних –
Еще не все задачи решены.
Не надо, как о мертвых, о погибших –
В священные минуты тишины.
Обочь дорог от Волги до Берлина,
Вовек не помышлявшие о зле,
Они лежат в земле своей родимой
И в неродимой горестной земле.
1500 наших односельчан было призвано в ряды Красной Армии во время Великой Отечественной. 600 из них полегли на поле боя. Война принесла в наши семьи и другие тяжелые испытания. Сейчас давайте посмотрим презентацию, посвященную тем незабываемым дням в нашем селе. Просмотр презентации.
| Слушают учителя
| 3. Актуализация опорных знаний и умений
| Предлагает учащимся, используя ранее накопленные знания, ответить на вопросы теста, которые необходимы для выполнения практической работы на уроке Подводит итоги тестирования, сообщает ответы, комментирует решение
| Выполняют задания теста
| 4. Практическая работа
| Организует работу учащихся за компьютерами. Приступаем к практической работе. Каждый из вас получит индивидуальное задание. Это - тексты, посвященные героическим страницам истории нашего села во время войны.
Тексты заранее подготовлены вашими одноклассниками по материалам школьного музея и оформлены в виде текстовых файлов. К каждому тексту имеется дополнительный материал в виде фотографий, рисунков, данных для диаграммы. Всего вам предлагается 10 таких текстов.
Название темы
Начало войны. Захват Новой Таволжанки.
Новая Таволжанка во время оккупации.
Партизанское движение.
Освобождение Новой Таволжанки.
Формирование 14 противотанковой бригады.
Юные саперы Новой Таволжанки.
Герой Советского Союза И.П.Сериков.
Герой Советского Союза Д.Ф.Ушаков.
Учителя-фронтовики нашей школы.
Мемориальный комплекс села.
Задание (пример)
Создать страницу альбома «Новая Таволжанка в годы войны. Героические страницы села»
Открыть файл с текстовой заготовкой.
Проверить текст на отсутствие орфографических ошибок, устранить двойные пробелы.
Установить для текущей страницы альбома следующие параметры: размер полей – по 1 см., ориентация – альбомная.
Расположить материал в две колонки.
Для основного текста установить выравнивание по ширине страницы, отступ первой строки.
Заголовок страницы альбома оформить с использованием фигурного текста WordArt.
Вставить в страницу альбома дополнительный материал (рисунок Paint, фотографию, диаграмму Excel).
Сохранить полученный документ на компьютер №1 в папку ALBOM по сети под заданным именем.
Распечатать полученную страницу на принтере.
Контролирует выполнение работы, и в случае появления проблемы помогает её решить.
| Получают задания практической работы по созданию текстового документа, самостоятельно выполняют все пункты
| 5. Физминутка
| Проведение физминутки
| Выполняют физминутку
| 6. Выступления учащихся, просмотр альбома
| Опрос учащихся по выполненным заданиям. Показ работ учащихся Сейчас главный редактор, ученик вашего класса, объединит все страницы в альбом, а пока он это делает, слово для сообщений предоставляется учащимся класса.
Два-три учащихся в течение 2-3 минут делают краткие сообщения о своих страницах. Далее полученный альбом демонстрируется всему классу.
| Отвечают на вопросы. Демонстрируют свои работы
| 7. Домашнее задание
| Выдает домашнее задание и инструктаж по его выполнению. За короткое время урока мы успели сделать далеко не все страницы, посвященные войне в нашем селе. Во многих ваших семьях остались военные фотографии, живы еще воспоминания о тех или иных эпизодах, связанных с участием ваших родственников в войне.
Задание на дом: собрать этот материал и дополнить им страницы нашего журнала.
| Записывают домашнее задание
| 8. Подведение итогов
| Подводит итоги урока и сообщает оценки Заканчивает урок строками стихотворения В.Молчанова «Памяти павших», с которого был начат: урок
Мы жизнью им обязаны до гроба.
И не теряя кровного родства,
Скорбит о них спасенная Европа,
Склонилась непреклонная Москва.
В бушлатах и шинелишках потертых
Солдаты шли в бессмертный свой запас.
…Не надо о погибших, как о мертвых –
Они как прежде защищают нас.
| Слушают, учатся самостоятельно делать выводы, обобщать
| 9. Рефлексия
| Создает условия для обобщения полученной информации, для само- и взаимоконтроля и личного осмысления Создание совместного Web-ресурса в редакторе FrontPage. В нем находится HTML-документ с вопросами по уроку
Какая часть урока понравилось вам больше всего?
Какая часть презентации произвела на вас наибольшее впечатление?
Какой подобный альбом вы хотели бы создать на будущих уроках?
Урок закончен. Мы с вами отлично поработали. Большое всем спасибо за работу. До свидания!
| Отвечают на предложенные вопросы и знакомятся с ответами своих одноклассников на совместном Web-ресурсе
|
|