Особенности кино как коммуникации





Скачать 49.04 Kb.
НазваниеОсобенности кино как коммуникации
Дата публикации04.07.2013
Размер49.04 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Хакимова А. Р.

Казань

Особенности кино как коммуникации

Сегодня качество подаваемой информации во многом не отвечает требованиям развивающейся личности. Такое положение дел выводит человека из состояния информационного баланса. В данной ситуации важно уметь регулировать информационные потоки своей жизни. К тому же источником данных об окружающем нас мире являются не только люди. К такого рода источникам отнесем кино. В современной научной традиции кино рассматривают с двух точек зрения:

- с одной стороны, кино – это произведение искусства;

- с другой – средство массовой информации.

Исходя из этого, для исследования кино с точки зрения коммуникации, определим данный феномен как семиозис, иными словами знаковый процесс. То есть кино для нас в качестве некого сообщения будет являть собой совокупность знаков. Однако совокупность знаков понятие слишком размытое и в общем виде представляется в нашем сознании простым текстом. Сам термин «текст» в семиотическом случае никакого сугубо лингвистического содержания не имеет и является только образным названием знаковой системы. Применительно к кино чаще используют понятие «кинотекст». Это явление весьма неоднозначно, вот почему, описывая сложный состав кинотекста, исследователи не пришли к одной единой точке зрения, предложив различные подходы.

Так, Ю. М. Лотман указывает, что кино по своей сути – это синтез двух повествовательных тенденций: изобразительной («движущаяся живопись») и словесной. Ю. Г. Цивьян как представитель таллиннской научной школы пишет: «в определенном приближении любой фильм можно определить как дискретную последовательность непрерывных участков текста. Назовем эту последовательность кинотекстом. … единицей кинотекста всегда является пара ядерных кадров».

Свой ракурс рассмотрения проблемы был предложен в рамках волгоградской научной школой (М. А. Ефремова, Е. Б. Иванова, Г. Г. Слышкин), исследователи которой определяют кинотекст как разновидность креолизованного текста – это «связное, цельное и завершенное сообщение, выраженное при помощи вербальных (лингвистических) и невербальных (иконических и / или индексальных) знаков, организованное в соответствии с замыслом коллективного функционально дифференцированного автора пари помощи кинематографических кодов, зафиксированное на материальном носителе и предназначенное для воспроизведения на экране и аудиовизуального восприятия зрителями». Однако в знаках и кодах кино предстает только перед исследователями. Для простого обывателя кино прежде всего – это зрелище, один из способов проведения досуга, тема для беседы в кругу друзей или даже способ завести новые знакомства. Сегодня коммуникационные возможности кино вышли далеко за рамки кинозалов. Таким образом, кинокоммуникация создает почву для коммуникации межличностной.

Широкой площадкой реализации таковой является Интернет. Интернет – среда массового общения, в котором тематика кино занимает одно из лидирующих мест. Кино – это повод зайти в глобальную сеть как минимум десятой части населения нашей многомиллионной страны. Причем, коммуникация имеет отнюдь не хаотичный характер, а четко структурирована в форме сообществ, форумов и в рамках специализированных сайтов.

Технологии пришли в наш дом и превратили любителя кино в ленивого потребителя масскульта. Однако в противовес этому выступают ценители так называемого «другого» кино, которые, напротив, организовывают совместные просмотры. Проходят таковые обычно (если брать в качестве примера город Казань) в высших учебных заведениях, а также различных клубах. Такие неофициальные формы кинопоказов несут определенные коммуникативные функции: самовыражения, идентификации и т. д. При этом стоит учесть тот факт, что коммуникация, постепенно с развитием практики кинопоказов выстраивается в целую сеть, основной целью которой становится поддержание интереса вокруг события. Формами проявления таковой в настоящий момент являются так называемые сообщества в Интернет-коммуникации на таких ресурсах как livejournal.ru и vkontakte.ru и т. д. Такое пусть формальное включение в подобного рода группы переводит коммуникацию на новый уровень, делает ее более осознанной.

Кино может выступать в роли искусства для искусства. Типичным примером является анекдот про кино. По кругу затрагиваемых тем и экспрессивных возможностей, которыми он располагает, анекдот мог бы соперничать с самим кино. Анекдот – это своего рода продолжение кинокоммуникации: фильм давно прошел в прокате, а истории из жизни его героев все еще популярны среди людей.

1. Передаваясь через вербальную коммуникацию, а теперь и через чтение книг и просмотр соответственных сайтов в Интернете, анекдот популяризирует кино.

2. Анекдот в отличие от кино малобюджетный вид творчества и может появляться в самых разных местах и при различных обстоятельствах. То есть даже у человека нет возможности написать в своем блоге мнение по поводу кино, он всегда может выразить свое мнение через сатирическую историю.

3. Анекдот – это прекрасный индикатор популярности кино. Однако в данном случае она находится в прямой пропорциональности с количеством: важно учитывать смысловой компонент сообщения.

4. Важным условием восприятия анекдота является данный факт: чтобы понять анекдот про фильм, нужно сначала его посмотреть. Такая схема понимания может создавать только благоприятные условия для популяризации той или иной картины.

5. Интерес представляет еще такое наблюдение: многие даже пусть очень значимые исторические лица получали свою долю истинной популярности в анекдотах, только став героями кинолент. Одним из наиболее ярких примеров является Чапаев. То же самое можно сказать и про литературного персонажа Штирлица.

Однако коммуникация по модели зритель – зритель не ограничивается только процессом совместного просмотра или обсуждения. Теперь кино можно видоизменять, переделывать, делать его таким, как им его видит сам зритель. Такие широкие возможности предоставляются в рамках молодого жанра независимого кино – кинематографа с «открытым кодом» («open source» cinema). Теперь зрители получат власть над тем, какие фильмы снимаются и в каком стиле. Примером похожей системы, активно используемой в сети, является Wikipedia – энциклопедия с открытым кодом. Подобная возможность добавляет в модель коммуникации: коммуникатор – сообщение – реципиент такой важный компонент, как обратная связь, без которой невозможна полноценная коммуникация.

Кино можно рассматривать с различных сторон, однако ракурс анализа не изменит сути. Коммуникативные ресурсы кино безграничны, потому что кино – это наша жизнь, написанная сценаристом, приукрашенная декоратором, смоделированная режиссером и сыгранная актерами. Насколько широка наша жизнь, настолько будет широко в своих возможностях и кино.

Литература

1. ВНШ Киноискусство Госкино СССР. Что такое язык кино [Текст] / Редкол.: Е. С. Громов, В. С. Соколов, Л. К. Козлов. – М. : Искусство, 1989. – 240 с.

2. Лотман, Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики [Текст] / Ю. Лотман. – Таллинн : Ээсти Раамат, 1973.

3. Лотман, Ю. Диалог с экраном [Текст] / Ю. Лотман, Ю. Цивьян. – Таллинн : Александра, 1994. - 216 с.

Интернет-ресурсы

1. Ворошилова, М. Б. Креолизованный текст: аспекты изучения [Электронный ресурс] / М. Б.Ворошилова. – Электрон. дан. – Новосибирск : Русский филологический портал, 2006. – Режим доступа: http://www.philology.ru., свободный. – Загл. с экр.

2. Постникова, Т. В. Коммуникация кинематографа в семиотике Ю.Б. Лотмана: философско-антропологический анализ [Электронный ресурс] / Т. В. Постникова. – Электрон. дан. – М.: Вестник Московского университета, 2006. – Режим доступа: http://www.philos.msu.ru., свободный. – Загл. с экр.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Особенности кино как коммуникации icon«Немое кино. Актёры немого кино. Влияние немого кино на кинематограф»
Ведь мы все люди, и каждый поймёт смысл фильма по-своему. Но все, же истинный смысл кино – показать людей, их отношения, их жизнь,...
Особенности кино как коммуникации iconРеферат по культурологии на тему: "Кино как новый элемент художественной культуры"
Естественно, что к нему привлечено внимание социологов, эстетиков, искусствоведов, теоретиков культуры всех, кого интересуют проблемы...
Особенности кино как коммуникации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В статье рассмотрены особенности современной научной коммуникации, как традиционные, так и электронные
Особенности кино как коммуникации iconФгос вопрос Каковы ключевые особенности фгос?
Современная теория коммуникации представляет собой достаточно разветвленную и многоуровневую структуру знаний о коммуникации и является...
Особенности кино как коммуникации iconГотов ли ребенок к школе?
Понимает грамматические конструкции и выполняет словесные поручения. (например: произносится предложение: «Петя пошел в кино после...
Особенности кино как коммуникации iconГендерные особенности вербализации концепта «мужчина» в интернет-дискурсе
Работа выполнена на кафедре межкультурной коммуникации и преподавания русского языка как иностранного гоу впо «Татарский государственный...
Особенности кино как коммуникации iconПрограмма фестиваля
Мое французское кино – инновация в мире кинофестивалей, цель которой заключается в поощрении зрительской симпатии к французскому...
Особенности кино как коммуникации iconОсновы коммуникации Основы коммуникации Вербальные коммуникации
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Особенности кино как коммуникации iconОтчет по курсу: «Интернет- коммуникации как один из новых инструментов...
Интернет-коммуникации в работе педагога-психолога моу «Центр диагностики и консультирования» используются постоянно для работы в
Особенности кино как коммуникации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Структура коммуникации: источники, аудитории, сообщения, каналы. Эффект коммуникации. Основные каналы коммуникации: характеристика...
Особенности кино как коммуникации iconУрок музыки в 5 классе по теме «Музыка в театре, кино, на телевидении»
...
Особенности кино как коммуникации iconСодержание
Н. Харджиев. О том, как Пушкин встретился с Эдгаром По Григорий Козинцев. Тынянов в кино
Особенности кино как коммуникации iconПрограмма учебной дисциплины основы теории коммуникации направление подготовки
Охарактеризовать на уровне теоретических обобщений феномен коммуникации, структуру взаимодействия сми и аудитории; расширить понимание...
Особенности кино как коммуникации iconУрок музыки в 4-м классе Тема урока «музыка и кино»
Образовательная: Формирование у учащихся теоретического знания о необходимой связи музыкального и кинематографического искусств;...
Особенности кино как коммуникации iconПрограмма спецкурса по теории русской культуры Особенности построения...
В программе и рекомендациях использованы материалы учебно-методического пособия «Введение в киноведение», автор Н. Б. Кириллова....
Особенности кино как коммуникации icon«Основы теории коммуникации»
«Основы теории коммуникации» для направления «Филология» (магистратура «Теория и практика речевой коммуникации»)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск