Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 130.83 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации28.11.2013
Размер130.83 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
MODERN SYSTEMS OF COMMUNICATION IN THE SCIENTIFIC COMMUNITY

Burganova Tanzilya A.

Kazan State Power Engineering University, burganova@yandex.ru

The paper describes the features of modern scientific communication, both traditional and electronic.

Scientific communication, electronic communication, network resources
СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ кОММУНИКАЦИИ

в научном сообществе

Бурганова Танзиля Ахметкаримовна

Казанский государственный энергетический университет, burganova@yandex.ru

В статье рассмотрены особенности современной научной коммуникации, как традиционные, так и электронные.

Научные коммуникации, электронные коммуникации, сетевые ресурсы
Уже в средние века были предприняты усилия по процедурному оформлению процесса научной коммуникации. В десятках европейских университетов трактат или критические заметки, подготовленные одним из схоластов, переписывались и отправлялись всем заинтересованным в дискуссии коллегам. Тем самым были заложены основы системы оперативной связи, согласованных действий и самоорганизации научных сообществ.

Массированное изучение научных коммуникаций социологами, психологами, специалистами по информатике и др. в конце 50 – начале 60-х гг. было связано с поиском возможности интенсифицировать исследовательскую деятельность, справиться с так называемым информационным взрывом, удовлетворить отчетливую потребность в организационной перестройке американской науки в послевоенных условиях.

При этом коммуникационную интерпретацию получили практически все информационные процессы, происходящие в современной науке, начиная с массива дисциплинарных публикаций и важнейших информационных собраний (конференции, симпозиумы, конгрессы…) и функционирования мощных систем научно-технической информации и кончая личными контактами ученых по поводу мелких эпизодов исследовательской деятельности.

В процессе изучения научных коммуникаций были получены серьезные результаты, во многом определившие основные направления исследования науки и практики ее организации во второй половине ХХ в.

Во-первых, изучение коммуникаций в науке имело большое методологическое значение, так как в них удалось свести в единую картину данные, полученные в ходе эпистемологических, социологических и социально-психологических исследований.

Представления, а главное, массивы эмпирических данных о развитии знания в процессе взаимодействия исследователей, оказались настолько интересными, что их интерпретация в понятиях различных дисциплин в значительной мере стимулировала формирование в 60 – 70-х гг. таких направлений исследования, как изучение научных революций в постпозитивистских концепциях, новые подходы к социально-психологическим особенностям научного творчества, науковедение, информатика и др.

Во-вторых, были выявлены основные коммуникационные структуры, которые позволяют в считанные недели подключить к срочной экспертизе важного исследовательского результата практически всех участников мирового научного сообщества данной дисциплины. Эти, как правило, двухуровневые структуры включают сравнительно небольшую группу признанных лидеров, находящихся в постоянном деловом общении, и их сотрудников и аспирантов, получающих значительную часть информации через лидеров и обеспечивающих ее оперативное обсуждение.

В-третьих, была получена систематическая картина обработки знания сообществом на наименее изученном этапе – между получением результата и его публикацией. Процедуры и события экспертизы знания в предпубликационный период позволили существенно продвинуться в теоретическом и эмпирическом исследовании важнейших процессов творческого взаимодействия ученых.

Впечатляющим прикладным результатом реализации этого подхода явилось создание в Филадельфийском институте научной информации системы указателей научных ссылок (Science Citation Index, Social Science Citation Index и т.п.) – одной из самых эффективных информационных систем современной науки.

В-четвертых, выяснилась зависимость интенсивности коммуникаций от состояния работы над проблемой. На этой основе получила теоретическое обоснование и эмпирическое подтверждение введенная в научный оборот Д.Берналом и Д.Прайсом гипотеза о «невидимых колледжах» – самоорганизующихся коммуникативных объединениях исследователей, работающих над новой перспективной проблематикой.

На материале ряда эмпирических исследований (в анализе сочеталось изучение историко-научных свидетельств, информационных потоков, анкетных опросов и интервью) были выделены (Н.Маллинз, Б.Гриффит) четыре фазы, через которые проходит научная специальность (термин, обозначающий содержательно и организационно оформленное объединение внутри некоторой крупной дисциплины) в своем становлении: нормальная фаза, коммуникационная сеть, сплоченная группа, специальность. Для каждой из этих фаз характерны специфические структуры взаимодействия, эволюционирующие от коммуникации через сотрудничество к соавторству и, наконец, к ученичеству.

1. Нормальная фаза. Это период относительно разрозненной работы участников будущего сообщества в небольших группах над близкой по содержанию проблематикой. Общение в основном идет через стандартные каналы, причем участники идентифицируют себя с различными уже конституированными исследовательскими направлениями. Коммуникационная активность колеблется в диапазоне фоновых значений, что является причиной определения этой фазы как «нормальной». Фаза завешается обычно опубликованием работы, в которой содержатся программа разработки новой проблематики и прогноз ее перспективности [1, с 54].

2. Фаза формирования и развития коммуникационной сети. Как правило, новый подход к исследованию проблематики, сформулированный лидером одной из исследовательских групп, вызывает энтузиазм у научной молодежи и приводит в новое направление определенное число сторонников, но в то же время этот подход не получает признания в дисциплинарном сообществе в целом. Участники формируют сеть устойчивых коммуникаций, существенно дополняющую существующие каналы информационного обмена. В ходе этого процесса происходит первичная стратификация (выделение ключевых фигур новой коммуникационной сети), распределение исследовательских групп по фронту исследований.

3. Фаза интенсивного развития программы нового направления за счет действий «сплоченной группы». Эта группа формулирует и отбирает для остронаправленной разработки небольшое число наиболее важных проблем, в то время как остальные участники сети ориентируются на сплоченную группу в планировании своих исследований и обеспечивают тем самым разработку проблематики по всему фронту. Контакты между сплоченной группой и остальным сообществом дисциплины обособляются и резко активизируются. Именно эти структуры обычно называются «невидимым колледжем».

4. Фаза институционализации новой специальности. Научные результаты, полученные «невидимым колледжем», обеспечивают новому направлению признание сообщества. Возникают новые направления исследования, базирующиеся на программе сплоченной группы. Специальность получает формальные средства организации (журналы, библиографические рубрики, кафедры и т.д.), и отношения участников снова переходят в нормальную фазу.

Развитие коммуникаций в технических науках имеет определенную специфику, обусловленную тем, что целью технических наук является не только и не столько получение нового знания, сколько создание на основе имеющегося и нового знания новых изделий, материалов, технологий для удовлетворения общественных потребностей. Поскольку технические науки выполняют социальный заказ, то возникновение новых направлений в технических науках происходит двояко. С одной стороны, развитие технических наук тесно связано с успехами естественных наук и каждый прорыв в естественных науках может стимулировать возникновение новых направлений в технических науках в полном соответствии с концепцией Н.Маллинза. С другой стороны, общественные потребности, выраженные в виде государственного или корпоративного субсидирования, тоже способны серьезно влиять на возникновение и развитие новых направлений.

По мере осознания важности научных коммуникаций как одного из главных факторов, определяющих степень эффективности научных исследований, все больше разворачивается их изучение. В качестве основных направлений исследований научных коммуникаций в литературе выделяются следующие [1, с 56]:

1. Исследование коммуникационных характеристик документальных информационных потоков. В социологическом плане основное место среди этих исследований занимает выявление локальных (дисциплинарных, проблемных и т.п.) научных сообществ, их структуры и динамики путем анализа научных журналов, сетей цитирования, взаимодействия представителей научных центров и дисциплин.

2. Исследование коммуникационных событий. Главное место в этих исследованиях занимает выявление интенсивности и организационных особенностей оперативных контактов представителей научного сообщества на симпозиумах, конференциях и конгрессах.

3. Исследование «невидимых колледжей». Методы исследования «невидимых колледжей» связаны с такими задачами, как выявление локального сообщества, описание характеризующей это сообщество коммуникационной сети.

4. Исследование научной коммуникации в крупных исследовательских центрах и их подразделениях. Такие исследования дают руководству центра неоценимый материал для совершенствования научных коммуникаций, повышения эффективности научных исследований.

Кроме вышеперечисленных, в технических науках имеются дополнительные направления исследований научных коммуникаций, обусловленные тем, что процесс создания технических устройств состоит из нескольких стадий: собственно научные исследования; разработка структурных, электрических, кинематических, пневматических, гидравлических и т.п. схем; разработка конструкции; изготовление макетных и опытных образцов и их испытание. К этим работам могут привлекаться десятки научных центров, конструкторских бюро и их подразделений. Как правило, они связаны между собой договорными отношениями, и в систему научных коммуникаций между ними, кроме обычных, входят такие документы, как технические требования, технические задания, научно-технические отчеты, пояснительные записки, программы и методики испытаний и т.д. Социологическое исследование научных коммуникаций (и не только научных коммуникаций, а всего спектра взаимоотношений) между научными центрами, связанными решением одной проблемы, может дать дополнительную информацию для повышения эффективности работ. Поскольку оригинальные результаты научно-технических работ обычно защищаются патентами или авторскими свидетельствами на изобретения, при социологических исследованиях научных коммуникаций в технических науках информационные потоки по этим документам тоже должны учитываться.

За последнее десятилетие в развитии научных коммуникаций произошли серьезные изменения. В совокупном информационном пространстве дисциплинарной области, традиционно источником информации для ученого служили печатные издания. С развитием средств компьютерной техники, информационных технологий, мировых компьютерных сетей конкурентным бумаге носителем информации стала электронная среда, что привело к росту материалов, доступных не только в печатном, но и в электронном (а зачастую только в электронном) виде. В современных условиях получение качественных научных результатов для исследователя становится возможным лишь при условии обращения к национальным и международным компьютерным банкам и базам данных, специализированным онлайновым источникам информации и непосредственной сетевой коммуникации в «виртуальных сообществах». Владение информационными технологиями, умение работать с электронными ресурсами и навыки ориентации в универсальном академическом гиперпространстве становятся своего рода обязательным элементом стандарта при подготовке специалистов высшей квалификации, что в свою очередь оказывает влияние на формы признания научных вкладов и типы профессиональных карьер.

Сетевые ресурсы можно разделить на следующие типы

1) справочно-информационные:

  • поисковые средства (или средства навигации) – поисковые системы, каталоги, указатели ресурсов;

  • базы и банки данных – фактографические (например, адресные) и документальные (библиографические, реферативные, текстовые), графические базы данных, экспертные системы с базами знаний;

  • электронные публикации – книги, периодические издания (научные, публицистические и художественные журналы, газеты), препринты, тезисы и доклады конгрессов, конференций, симпозиумов, существующие только в компьютерном виде и/или имеющие печатные аналоги;

  • онлайновые справочные издания – общие и специализированные энциклопедии, словари и справочники;

2) коммуникационные:

  • электронная почта, списки тематической рассылки посредством электронной почты;

  • электронные доски объявлений, форумы или конференции в режиме разделения времени;

  • интерактивные телеконференции в режиме реального времени – «чаты» аудио- и видеоконференции;

3) исследовательские:

  • архивы данных научных исследований и статистика;

  • электронные публикации проектов, рабочих материалов и научных отчетов;

4) образовательные:

  • учебные планы, краткие и развернутые конспекты курсов, программ по учебным дисциплинам;

  • системы дистанционного образования;

5) организационные:

  • онлайновые компьютерные социальные сети (on-line computer-supported social networks), деятельность которых определяется как телеработа или телекоммутация (telework, telecommuting).

На базе сети Интернет в науке началось образование универсального информационного пространства, в рамках которого преодолеваются междисциплинарные разграничения внутри отдельных отраслей знания, складываются сетевые научные коллективы, протекает обмен научной информацией в профессиональных «виртуальных сообществах» (virtual communities, по терминологии западных исследователей). Социальная организация науки в условиях компьютерных коммуникаций трансформируется от более формальных устоявшихся иерархических институтов в сторону менее формальных «невидимых колледжей» (электронный вариант: дискуссионные группы, электронные форумы).

Каждый электронный форум, проходит через один и тот же цикл:

1. Начальный энтузиазм:

а) участники представляют себя остальным;

б) они восторгаются тем, как чудесно найти родственные души.

2. Евангелизм:

а) участники недовольны тем, как мало народа посылают письма на их форум;

б) они активизируют дискуссионные цепочки;

в) возникают случайные цепочки.

4. Сообщество:

а) множество цепочек, одни более актуальны, чем другие;

б) обмениваются множеством советов и информацией;

в) одни эксперты помогают другим экспертам и менее опытным коллегам;

г) развиваются дружеские контакты;

д) новички щедро и терпеливо приветствуются;

е) все (включая новичков и экспертов) с удовольствием задают друг другу вопросы, предлагают ответы и обмениваются мнениями.

5. Дискомфорт от разноплановости:

а) количество посланий растет;

б) не все цепочки привлекательны для каждого участника;

в) люди начинают сетовать о количестве «шумовых сигналов»;

ж) все больше места тратится на жалобы по поводу посторонних дискуссий, чем собственно дискуссионные цепочки.

6. Зрелость:

а) некоторые участники уходят;

б) количество уходящих и новичков становится примерно равным, и, таким образом, состав форума стабилизируется.

Анализируя специфику сетевых научных интеракций, Р. Клинг считает, что телеконференции «едва ли заменят социальную энергию живого общения на традиционных конференциях», однако «информационная динамика современного Интернета с подчеркнуто фокусированной и целенаправленной коммуникацией» может поднять роль телефорумов в академическом общении [2, с 439]. Интернет определяется как «социально структурированный носитель», новый канал «социальной информации», способный значительно расширить коммуникационные и информационные возможности для исследовательских и образовательных процессов.

Следует, однако, отметить, что с использованием Интернета в научных коммуникациях не все безоблачно. Технические проблемы связи не являются единственным затруднением для рядового пользователя Интернета. Одна из наиболее острых проблем глобальной сети связана с ограничением свободного доступа к информации. Если справочно-библиографическую информацию можно получить через онлайновые библиографические каталоги отрытого доступа и некоторые аннотированные базы данных в формате библиографических и аннотированных описаний (citations and abstracts), то работа с базами по научной периодике, содержащими, например, полные тексты статей, графические объекты (изображения, таблицы, диаграммы и т.д.) возможна лишь при условии абонирования или подписки на эти базы. Закрыты для свободного доступа многие архивы социальных и статистических данных, коллекции электронных публикаций, особенно цифровые библиотеки по научной периодике и научно-исследовательской деятельности, отдельные электронные периодические издания, онлайновые справочники и энциклопедии, практически все системы дистанционного образования (помимо отдельных курсов) и продукты программного обеспечения.

Есть свои проблемы и в сетевых дискуссионных форумах. Телеконференции и тематические списки рассылки пока еще не вписаны в структуру институциональных научных коммуникаций, не легитимированы сообществом. Обмен информацией в телеконференциях имеет более неформальный характер, чем на «живых» симпозиумах и конференциях. Можно предположить, что сетевые коммуникации в определенной мере противостоят традиционным формам научных контактов. В телекоммуникационные процессы более вовлечены те, кто находится на периферии научного сообщества, чей профессиональный статус не сформирован, не определен и не признан участниками институциональных форм научного обмена, или же те, кто по той или иной причине не вписан в рамки научной институции. В первую очередь, это студенты-выпускники, аспиранты, молодые ученые, которые в силу возрастных особенностей более адаптированы к восприятию нетрадиционных способов общения и при этом стремятся занять более высокие позиции в сообществе за счет технологической мобильности (осведомленности).

В технических науках электронные средства коммуникации имеют дополнительные особенности, как положительные, так и отрицательные. Благодаря Интернету разработчику новой техники стала доступной вся мировая справочная информация по всем комплектующим изделиям, полуфабрикатам, материалам и т.д. Стало возможным приглашать для выполнения отдельных частей работы любую фирму в любой точке страны, а при решении таможенных вопросов, и в любой стране, исходя только из научно-технической целесообразности и экономической выгоды. В качестве отрицательных факторов необходимо отметить то, что в каталогах большинства информационно-поисковых систем технические науки вообще не представлены. Например, разработчик систем автоматизации для нефтедобычи вынужден искать необходимую информацию в разделах «Естественные науки – Физика», «Науки о Земле – Геология», «Промышленность – Приборостроение». Кроме того, интеллектуальные возможности информационно-поисковых систем пока невысоки: на запрос конкретной научно-технической информации на пользователя «вываливается» огромное количество рекламной или повторяющейся информации только по признаку наличия ключевых слов, и в этой массе очень трудно найти действительно полезную информацию.

Несмотря на эти, по-видимому, временные недостатки электронных сетей, их роль в научных коммуникациях, в повышении эффективности научных исследований, очевидно, будет возрастать.
Литература

  1. Введение в социологию науки. Ч.1. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 1992.

  2. Kling R. The Internet for sociologists // Contemporary Sociology: A Journal of Reviews. 1997. Vol.26. №4.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск