Учебно-методический комплекс дисциплины «Информатизация здравоохранения»





Скачать 179.38 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «Информатизация здравоохранения»
Дата публикации27.06.2014
Размер179.38 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Информатика > Учебно-методический комплекс

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Учебно-методический комплекс дисциплины «Информатизация здравоохранения»

Разработал: Гайнуллина Ю.И

Идентификационный номер:

УМКД.11(66) – 060400 – М2.В.ДВ.3.-2013

Контрольный экземпляр находится на кафедре профилактической медицины

Лист

из


лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)

ШКОЛА БИОМЕДИЦИНЫ
описание: c:\users\medved~1.ev\appdata\local\temp\finereader11\media\image1.jpeg

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Информатизация здравоохранения
Направление подготовки 060400.68 - «Общественное здравоохранение»
Форма подготовки очная


Школа биомедицины

Кафедра профилактической медицины

курс _1___ семестр 2 __

лекции 8 час.

практические занятия_12__час.

лабораторные работы_______час.

консультации

всего часов аудиторной нагрузки 20 час.

самостоятельная работа _52 _час.

реферативные работы

контрольные работы

зачет _2__ семестр

экзамен__ семестр
Рабочая программа составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 800 от 22 декабря 2009 г.
Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры профилактической медицины, протокол № _9_от «26» июня 2012_г.
Заведующий кафедрой: д.м.н., к.т.н. профессор Кику П.Ф.

Составитель: д.м.н., доцент Гайнуллина Ю.И.
Аннотация

Рабочая программа курса включает 8 часов лекционных, 12 часов практических занятий и 52 часа самостоятельной работы магистра. Учебная программа раскрывает содержание курса, порядок изучения материала. В программе представлены наиболее существенные аспекты курса, помогающие обучающимся понять суть информационного менеджмента, без чего невозможны эффективные взаимодействия в обществе.

Планы практических занятий определяют круг важных проблем, теоретическое понимание которых важно для их практического решения. Практические занятия предназначены для самостоятельной проработки магистрами ключевых проблем на основе активного привлечения как классической, так и современной литературы.

Контрольные вопросы позволяют определить степень соответствия знаний имеющимся требованиям. Использование контрольных вопросов и тестов облегчает усвоение теории, позволяет воспринимать учебную дисциплину как конкретную, практическую, рациональную науку, дает возможность эффективнее использовать время на занятиях.

Список рекомендуемой литературы содержит как перечень учебников, так и ряд монографических изданий, которые могут быть использованы при подготовке к занятиям или тестированию, в работе над темами теоретических сообщений.

Итоговой формой контроля знаний студентов, в соответствии с Учебным планом, является зачет. В соответствующем разделе учебно-методического комплекса приводится перечень вопросов, которые могут быть использованы для его проведения.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способность и готовность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

- готовность к использованию на практике умений и навыков в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК-4);

- способность воспринимать и применять представления о научной картине мира (ОК-9);

- способность и готовностью к организации и проведению научных исследований в соответствии со специализацией, включая выбор цели и формулировку задач, планирование, подбор адекватных методов, обработка, анализ и представление полученных данных (ПК-1);

- способностью к администрированию в рамках соответствующей специализации; к разработке и работе с нормативной документацией в области общественного здоровья, к патентной работе (ПК-10).

Реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий (6 часов).

Цель дисциплины:

- овладение магистром теоретическими основами медицинской информатики и практикой применения современных информационных и телекоммуникационных технологий в медицине и здравоохранении.

Задачи дисциплины.

Важными задачами дисциплины «Информатизация здравоохранения» являются

  • изучение магистрами теоретических основ медицинской информатики, необходимых для ее применения в медицине и здравоохранении;

  • освоение магистрами современных средств информатизации, в т. ч. прикладных и специальных компьютерных программ для решения задач медицины и здравоохранения с учетом новейших информационных и телекоммуникационных технологий;

  • формирование представлений о методах информатизации врачебной деятельности, автоматизации клинических исследований, информатизации управления в системе здравоохранения;

  • изучение средств информационной поддержки принятия врачебных решений;

  • освоение магистрами практических умений по использованию медицинских информационных систем в целях диагностики, профилактики, лечения и реабилитации.

Преподавание курса связано с другими курсами государственного образовательного стандарта: Философские проблемы науки и техники: введение в общественное здоровье/здравоохранение, Информационные технологии, Организация и экономика здравоохранения, основы системного анализа и информационно-аналитического моделирования, информационные технологии, информационные технологии в медико-биологических исследованиях, информационный менеджмент в здравоохранении.

Начальные требования к изучению дисциплины: Курс «Информатизация здравоохранения» является практическим курсом, углубляющим ранее полученные знания в области информатизации управления, придающим практическую направленность и системность в рамках специальности «Общественное здравоохранение».

Знания и умения, полученные в результате изучения дисциплины.

В результате изучения дисциплины «Информатизация здравоохранения» обучающиеся должны:

Знать:

  • математические методы решения интеллектуальных задач и их применение в медицине;

  • теоретические основы информатики, сбор, хранение, поиск, переработка, преобразование, распространение информации в медицинских и биологических системах, использование информационных компьютерных систем в медицине и здравоохранении;

  • методы, программные и технические средства медицинской статистики, используемые на различных этапах получения и анализа биомедицинской информации;

  • государственные стандарты, посвященные электронной истории болезни, а также способам и средствам защиты персональных данных в медицинских информационных системах;

  • принципы автоматизации управления учреждениями здравоохранения с использованием современных информационных технологий;

  • основные подходы к формализации и структуризации различных типов медицинских данных, используемых для формирования решений в ходе лечебно-диагностического процесса;

  • алгоритмы и программные средства поддержки принятия решений в ходе лечебно-диагностического процесса.

Уметь:

  • пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности

  • проводить текстовую и графическую обработку медицинских данных с использованием стандартных средств операционной системы и общепринятых офисных приложений, а также прикладных и специальных программных средств;

  • использовать статистические и эвристические алгоритмы, методы получения знаний из данных, экспертные системы для диагностики и управления лечением заболеваний.

Владеть:

  • базовыми технологиями преобразования информации – текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет;

  • терминологией, связанной с современными информационными и телекоммуникационными технологиями применительно к решению задач медицины и здравоохранения;

  • базовыми технологиями преобразования информации с использованием систем управления базами данных;

  • основными навыками использования медицинских информационных систем и Интернет-ресурсов для реализации профессиональных задач.


I. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА

(8 часов, в т.ч. с использованием 4 часа)

Тема 1. 2 часа. Error: Reference source not found. Error: Reference source not found.

Роль автоматизированных информационных систем в медицинских организациях, научных исследованиях, учебном процессе, фармацевтических организациях. История информатизации в России. Кафедры медицинской информатики. Проблемы информатизации в здравоохранении. Концепция информатизации в медицине. Трудности внедрения медицинских информационных систем. Информационные системы в обязательном и добровольном медицинском страховании.

Тема 2. 2 часа Error: Reference source not found.Error: Reference source not found

Главная цель информатизации в здравоохранении. Общие цели информатизации в здравоохранении. Информационная поддержка принятия решений. Задачи информатизации. Создание имитационных моделей медико-демографических процессов. Создание информационных систем для скрининга, для анализа завершенных НИР, для управления здравоохранением. Интеграция медицинских информационных систем с зарубежными системами. Этапность реализации проектов информатизации, уровни управления и сроки отдельных этапов.

Тема 3. 2 часа. Error: Reference source not found.Error: Reference source not found.

Государственная поддержка информатизации здравоохранения. Интеграция информатизации здравоохранения – проблемы, перспективы и задачи. Этапность реализации программ информатизации здравоохранения. Необходимость расширения преподавания информатики для врачей и руководителей всех уровней системы здравоохранения. Прогноз развития медицинских информационных технологий. Этапы внедрения информатизации в здравоохранении.

Тема 4.Error: Reference source not found.Error: Reference source not found.

Методика расчета затрат на информатизацию здравоохранения. Затраты на информатизацию поликлинической сети. Затраты на информатизацию больничной сети. Затраты на информатизацию в системном плане и создание замкнутых систем управления. Затраты на информатизацию аптечной службы. Затраты на подготовку специалистов для информатизации. Значение информатизации здравоохранения для повышения качества медицинской помощи.

II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА

(12 часов, в т.ч. с использованием методов активного обучения 2 часа)

Занятие 1. «Понятие информации. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации. Методы и средства информатизации в медицине и здравоохранении» (2 ч.).

1. Информация и информационный процесс. Виды информации. Информатика как самостоятельная наука.

2. Предмет и задачи медицинской информатики. Основные этапы развития отечественной медицинской информатики.

3. Особенности медицинской информации. Классы и виды медицинских информационных систем.
Занятие 2. «Базовые технологии преобразования информации. Информационные системы медицинских организаций» (2 ч.).

1. Возможности стандартных программных приложений (текстовый редактор, электронные таблицы) и пакетов статистической обработки для решения задач практической медицины и научно-медицинских исследований.
Занятие 3. «Информационная поддержка лечебно-диагностического процесса» (2 ч.).

    1. Информационная модель лечебно-диагностического процесса. Элементы врачебной деятельности как объект информатизации.

    2. Формализация и структуризация медицинской информации. Основные требования к составлению формализованных медицинских документов.

    3. Особенности принятия решений в медицине. Алгоритмы анализа информации - статистические и основанные на знаниях.

    4. Возможности экспертных систем.


Занятие 4. «Автоматизированные медико-технологические системы клинико-лабораторных исследований и функциональной диагностики» (2 ч.).

1. Организация технологического процесса в медицинской лаборатории. Актуальность автоматизации лабораторной деятельности. Структура и функции лабораторных информационных систем. Системы генетической диагностики и анализа.

2. Медицинские приборно-компьютерные системы для функциональных исследований физиологических систем организма. Компьютерная обработка и анализ сигналов и изображений. Информационная поддержка интерпретации полученных результатов.

3. Практическое занятие по теме: «Информационные системы в управлении здравоохранением территориального и федерального уровней» 2 часа.

4. Цели, задачи, структура, основные функции и принципы разработки автоматизированных информационных систем для муниципального, территориального, федерального уровней здравоохранения.

5. Основные источники информации. Группы анализируемых показателей. Способы представления и обработки данных.

6. Организационное и правовое обеспечение медицинских информационных систем (МИС). Основные стандарты обмена медицинской информацией. Возможности интеграции МИС. Основные понятия и определения в сфере информационной безопасности и защиты информации.
Занятие 5. «Телекоммуникационные технологии и Интернет- ресурсы в медицине» (2 ч.).

  1. Понятие телемедицины.

  2. Нормативно-правовая база развития телемедицины в РФ.

  3. Дистанционное обучение.

  4. Применение телекоммуникационных технологий в клинической практике.

  5. Интернет-ресурсы для поиска профессиональной информации.


III. Контроль достижениЯ целей курса

Вопросы к зачету

  1. Социальные аспекты создания и внедрения информационных технологий в медицине.

  2. Проблемы адаптации людей с ограниченными физическими возможностями в современной информационной среде, российский опыт.

  3. Использование информационных технологий для прогнозирования  эпидемиологических процессов.

  4. Информационные технологии в управлении здравоохранением.

  5. Корпоративная отраслевая информационно-вычислительная система.

  6. Информационные технологии при формировании инфраструктуры медицинских организаций.

  7. Использование распределенных баз данных в медицине.

  8. Использование информационных технологий при дистанционно-заочной переподготовке и повышении квалификации врачей.

  9. Роль информатизации в развитии системы непрерывного медицинского образования

  10. Программно-инструментальные средства обработки данных в медицине.

  11. Базовые информационные технологии управления в условиях страховой медицины.

  12. Автоматизация решения задач дополнительного лекарственного обеспечения.

  13. Автоматизация деятельности амбулаторно-поликлинического звена.

  14. Автоматизация деятельности скорой и неотложной медицинской помощи.

  15. Автоматизация деятельности стационарного этапа оказания медицинской помощи.

  16. Автоматизированное рабочее место врача.

  17. Использование информационных систем при организации адресной медико-социальной помощи населению.

  18. Использование информационных систем при определении характеристики здоровья населения региона.

  19. Технология работы с базами медицинских данных.

  20. Программное обеспечение систем управления базами медицинских данных.

  21. Применение локальных и глобальных компьютерных сетей для обмена медицинскими данными.

  22. Построение и эксплуатация информационных систем, используемых в сфере социальной защиты населения.

  23. Информационные технологии в здравоохранении и их использование в лечении и диагностике.

  24. Электронное рабочее место врача, организация сети поликлиники.

  25. Интранет – корпоративные сети, защита информации в корпоративных сетях.

  26. Информатизация Территориального фонда обязательного медицинского страхования.

  27. Информационные технологии в органах управления здравоохранением.

  28. Медицинский информационный центр – его цели, задачи, функции.

  29. Правовые информационные базы данных, «Консультант+», «Гарант», «Кодекс».

  30. Поиск информации в правовых информационных системах и базах данных.

  31. Информационные технологии в сфере обязательного и добровольного страхования населения.

  32. Информационные технологии учета полисов обязательного медицинского страхования. Переход к универсальной электронной карте.

  33. Информационные технологии в образовательном процессе медицинской школы.

  34. Информационная безопасность и защита информации в медицине.

  35. Анализ медико-социальных проблем региона с помощью информационных компьютерных технологий.

  36. Интеллектуализация информационных систем медицинского назначения.

  37. Научная организация труда практического врача, организатора здравоохранения, использование ИКТ в его работе.

  38. Информационные технологии в дистанционном образовании.

  39. Математические модели в области управления и принятия решений.

  40. Моделирование процессов организации медицинской помощи.

  41. Информационные технологии в управлении качеством медицинской помощи.

  42. Работа с кадрами медицинской организации, управление кадрами в информационных компьютерных системах.

  43. Электронная система управления медицинской организацией 1С-предприятие.

  44. Системы поддержки принятия врачебных решений – Дока+ и другие.

  45. Телекоммуникационные технологии в медицине, способы передачи информации.

  46. Информатизация органов медико-социальной экспертизы.

  47. Способы защиты информации в сети Интернет, борьба с вирусами аппаратная и программная защиты социальных баз данных.

  48. Подготовка специалистов по работе с информационными технологиями в медицине.

IV. Тематика и перечень курсовых работ и рефератов.
Рефераты

  1. Проблемы создания электронной истории болезни.

  2. Проблема защиты персональных данных в медицинских информационных системах.

  3. Перспективы использования медицинских информационных систем для проведения эпидемиологических исследований.

  4. Перспективы использования медицинских информационных систем для проведения клинико-экономических исследований.

  5. Психологические проблемы коллектива медицинской организации при переходе к работе в условиях глобальной информатизации.

  6. Экономическая эффективность систем персонифицированного учета лекарственных средств.

  7. Проблемы и перспективы использования телемедицины.

  8. Зарубежный опыт использования систем персонифицированного учета лекарственных средств.

  9. Экономическая эффективность внедрения систем поддержки принятия врачебных решений.

  10. Системы поддержки принятия врачебных решений как инструмент управления качеством медицинской помощи.


V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

1. Кобринский Б.А., Зарубина Т.В. Медицинская информатика: Учебник. М: изд. "Академия", 2009. – 192 с.

2. Гусев С.Д. Медицинская информатика: Учебное пособие.- Красноярск: Издательства, ООО" Версо ", 2009.- 464 с.

3. Посвалюк Н. Э., Ступак В. С., Казеннов В. Е. и др. Социально-экономические аспекты развития телемедицинских сетей на Дальнем Востоке ; Хабаровск : Изд-во Дальневосточного медицинского университета , 2010. - 218 с.

4. Санников А.Г., Егоров Д.Б., Скудных А.С., Рухлова С.А. Практикум по медицинской информатике: автоматизированное рабочее место врача и системы поддержки принятия врачебного решения. – Тюмень: П.П.Ш., 2009. – 116с.
Дополнительная литература


  1. Богданов А.К., Проценко В.Д. Практические применения современных методов анализа изображений в медицине: Учебное пособие. – М.: РУДН, 2008. – 119с.: ил.

  2. Гаспарян С.А., Пашкина Е.С. Страницы истории информатизации здравоохранения России. – М.:2002. -304с.

  3. Гельман В.Я. Медицинская информатика: практикум. – СПб: Питер, 2001. -480с. – (Серия "Национальная медицинская библиотека").

  4. Карась С.И. Информационные основы принятия решений в медицине: Учебное пособие. – Томск: Печатная мануфактура, 2003.- 145с.

  5. Кузнецова А. Microsoft Access 2003. Русская версия. Учебный курс. – СПб.: Питер; Киев: Издательский дом BHV, 2006. – 365 с.: ил.

  6. Медицинская информатика: Учебное пособие / В.И. Чернов, О.В. Родионов, И.Э. Есауленко и др. – Воронеж, 2004. – 282 с.: ил.

  7. Назаренко Г.И., Гулиев Я.И., Ермаков Д.Е. Медицинские информационные системы: теория и практика/ Под ред. Г.И. Назаренко, Г.С. Осипова. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005. – 320с.

  8. Николаев Е.И. Синтез телекоммуникаций для лучевой диагностики. Вестник Российской Военно-медицинской академии. №4 (28), 2009. Приложение. «Современные возможности лучевой диагностики заболеваний и повреждений в многопрофильном лечебном учреждении». Сборник научных трудов юбилейной научно-практической конференции, посвященной 80-летию основания кафедры рентгенологии и радиологии Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова. Санкт-Петербург, 24 – 25 ноября 2009 г, стр. 95, 96.

  9. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения: Учебное пособие для практических занятий / Под ред. В.З. Кучеренко. – М.:ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 192 с.

  10. Чернов В.И., Родионов О.В., Есауленко И.Э. и др. Медицинская информатика: Учебное пособие.- Воронеж, 2004. – 282с.: ил.

  11. Фигурнов В. Э. IBM PC для пользователя. Изд. 7. –М., Инфра-М, 2008. –640с.

Электронные образовательные ресурсы

  1. Воронков Б.Н. Кибернетические системы в медицине: Практическое пособие. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. - 31 с. http://window.edu.ru/resource/956/26956

  2. Коврижных Д.В. 8 уроков в программе MAPLE для студентов-медиков: Учебное пособие. - Волгоград: Перемена, 2004. - 76 с. http://window.edu.ru/resource/932/53932

  3. Телешев В.А., Резайкин А.В. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по медицинской информатике. Издание третье, дополн. - Екатеринбург: УГМА, 2009. - 55 с. http://window.edu.ru/resource/368/62368

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «Информатизация здравоохранения» iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Информатизация здравоохранения» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины «Информатизация здравоохранения» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Информатизация здравоохранения» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Информатизация здравоохранения» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Информатизация здравоохранения» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины «Информатизация здравоохранения» iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Информатизация здравоохранения» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Информатизация здравоохранения» iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Информатизация здравоохранения» iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины «Информатизация здравоохранения» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины «Информатизация здравоохранения» iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины «Информатизация здравоохранения» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Информатизация здравоохранения» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Риторика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Информатизация здравоохранения» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информатика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Информатизация здравоохранения» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск