Скачать 211.83 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа к курсу «Учимся читать» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и учебным планом МБОУ «СОШ № 58 с углубленным изучением отдельных предметов». Программа основана на методическом пособии «Обучение школьников эффективному чтению» - издательство «Учитель», 2013г., и предназначена для работы в классах коррекции IV вида. У детей с нарушениями зрения и зрительных функций наблюдается снижение эффективности образной памяти и связанные с этим вторичные отклонения в становлении познавательной деятельности, а в процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение. Методическое пособие разработано для учащихся 2-6 классов. Во втором классе дети проходят подготовительный этап (опорные слова, опорная сеть). Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, риторикой, ИЗО). Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Владение навыками качественного, продуктивного чтения – необходимое и обязательное условие формирования такой личности. Перед школой стоит задача обучить детей осваивать текстовый материал новыми, более эффективными средствами и способами для управления собственной учебной и образовательной деятельностью. Решить поставленную задачу позволяет курс «Учимся читать». Данный курс носит сугубо практический характер, учит умелому, успешному, эффективному взаимодействию ученика с текстом и способствует, таким образом, процессу формирования у учащихся учебно-информационных умений и навыков, которые обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации учебного текста для решения учебных задач. Понятия и инструментальные знания вводятся постольку, поскольку они необходимы для формирования названных умений. Основные задачи курса:
Планирование учебного материала. Обучение приемам эффективного чтения строится по следующим направлениям: 1) изучение дифференциального алгоритма чтения; 2) изучение семи блоков интегрального алгоритма чтения; 3) изучение зрительного образа интегрального алгоритма чтения; 4) обучение составлению графической схемы алгоритма эффективного чтения; 5) отработка на текстовом материале умения составлять графическую схему алгоритма эффективного чтения; 6) отработка на устно воспринимаемом текстовом материале умения представлять мысленно зрительный образ алгоритма и выстраивая «в уме» схему текста («слуховые разминки»); 7) систематический замер качества чтения (уровня усвоения содержания); 8) отслеживание динамики результатов замеров. В процессе обучения эффективному чтению (то есть чтению по алгоритму) у детей формируется важнейшее умение – умение рационально организовывать процесс своей работы с текстовым материалом и делать его максимально успешным. Особенности построения курса. Вся программа курса построена по основным содержательным линиям: – формирование умений количественного и качественного сжатия текста (термины опорное слово, опорная сеть, доминанта); – изучение семи шагов «внедрения» в содержание текста (применяемый термин – 7 правил чтения); – изучение способа фиксировать полученную в результате спланированного внедрения в текст информации в виде графической схемы (применяемый термин – схема текста); – практическое освоение способов и приемов составления письменной (и устной) схемы текста. Программа курса разделена на 14 разделов, каждый из которых может изучаться в течение одного или нескольких занятий (в зависимости от возрастных и психологических особенностей учащихся, а также от уровня их подготовленности).
Содержание курса Планируемые результаты Предметные умения: — осознавать значимость чтения для личного развития; — формировать потребность в систематическом чтении; — использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); — уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; — пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Регулятивные умения: — уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; — уметь самостоятельно работать с новым произведением; — уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх; — уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. Познавательные учебные умения: — прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги; — отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; — ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом); — составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; — пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. Коммуникативные учебные умения: — участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; — оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; — высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги; — участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков; — соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д. Достичь планируемых результатов мне поможет пройденная курсовая подготовка и методическая тема, над которой я работаю в межаттестационный период. Моя методическая тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе как средство формирования универсальных учебных действий у учащихся классов коррекции IV вида». Методическая тема школы «Развитие проектировочной деятельности педагогов и учащихся в рамках ФГОС». Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках урочной деятельности (окружающий мир, литературное чтение, русский язык) и внеурочной деятельности («Мои истоки»). Курсовая подготовка:
Диагностика навыков чтения Методика проведения диагностики навыков осмысленного – эффективного – чтения разработана она на основе методики количественно-качественного измерения трёх параметров чтения (скорости, качества и продуктивности), созданной Л. Н. Засориной. Анализ полученных при проверке данных позволяет увидеть, как формируется навык осмысленного чтения. Диагностика качества чтения (уровень усвоения фактического материала текста) происходит в конце каждого занятия или – минимум – в конце учебной недели. Процедура коллективной проверки качества чтения состоит из следующих этапов: 1. Каждому ученику раздаётся экземпляр общего для всех текста. По сигналу учителя дети начинают молча или вслух (вполголоса) – по заданию – читать. 2. Когда текст прочитан, ребёнок сообщает о своей готовности отвечать на вопросы (или встаёт, или поднимает руку) и откладывает текст в сторону. 3. Когда текст прочитан всеми учащимися, учитель задаёт 10 вопросов по содержанию текста, на которые дети отвечают письменно. По этим ответам видно, как дети усвоили прочитанное.
Календарно-тематическое планирование
Описание материально-технической базы
Водоватов Ф.Ф. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений. – М.: «Академия», 2000. – 184 с. Ермолаева А.А. Моделирование на уроках в начальной школе: модели, разработки уроков, практические задания, проектная деятельность. – М.: Глобус, 2009.- 144 с. Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 208 с. Иволгина Е.Г. Что такое? Кто такой? Откуда эти слова? - Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2000.-53 с. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. Пособие для учителя. – М., 2006.-168 с. Платонова С.М. Открытые уроки. Классы коррекции. – Волгоград: ООО «Экстремум», 2005. – 172 с. Поташник М.М. Как подготовить и провести открытый урок. Методическое пособие – М.: Педагогическое сообщество России, 2011.-144 с. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2010. – 272 с. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / А. Б. Воронцов и др. ; под ред. А. Б. Воронцова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. Руднянская Е.И. Интегрированные уроки по общеобразовательным дисциплинам в начальной школе. – Волгоград Из-во «Учитель», 2005. – 70 с. Соколова Ю. Речь и моторика. – М.: Эскимо, 2004.- 48 с. Сухин И.Г. Литературные викторины для маленьких читателей. – М.: Рольф, 2001. – 192 с. Узорова О.В. Физкультурные минутки. – М.: ООО «Из-во Астрель», 2004. – 96 с. Умнова М.С. Нестандартные уроки в начальной школе. – М.: Глобус, 2008. – 240 с. Шинкарчук С.А. Литературные усадьбы. – СПб.: ИД «Литера», 2008.- 96 с. 2. Интернет-ресурсы
|
Конспект урока в 7 классе Учитель В. И. Лунькова Тема урока «Отряды... Сегодня на уроке мы учимся читать учебник на высшем уровне –читать и понимать даже то, что не написано | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учимся читать; развивающая игра знакомство с алфавитом, выбор букв, составление слов | ||
Конспект урока литературы в 5 классе. Тема Учимся читать и понимать... Развитие читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций | Урок 38. Учимся читать букву «A»,смотрите наши карточки. Все упражнения... Файл с заданиями располагается на странице Родионовой Т. Л. в дневнике ру в папке 9 класс | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Познакомиться с понятием о былине как жанре фольклора и ее особенностями. Познакомиться с былиной «Добрыня и Змея». Учимся сравнивать... | Программа курса «Бионика» или «Учимся у природы» Программа курса «Бионика» или «Учимся у природы» для 9 11 классов общеобразовательных школ учителя биологии мбоу сош №3 г. Рассказово... | ||
Белякова Надежда Александровна Нет, не в том смысле, что бессовестно врала всем вокруг, а действительно сочиняла. Из-за этого до самой школы я отлынивала от попыток... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Чтобы научиться читать хорошо, ребенок должен читать не менее 10-15 минут в день. Но помните, что первокласснику не рекомендуется... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Если хочешь научиться хорошо читать, старайся читать не менее 10 – 15 минут в день | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Английский язык 5а кл.: стр. 41 №4 читать, переводить, с 42 №5 читать, переводить, с 55 №2 письменно | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Все знают, что читать лежа плохо, от этого портится зрение. В крайнем случае, разрешите детям читать, сидя в постели | Рабочая программа по интегрированному краеведческому курсу Учитель Мустафина Т. В Рабочая программа по курсу «Краеведение» для 4 а класса разработана на основе программы интегрированного краеведческого курса в содержании... | ||
Рабочая программа по курсу «История» Рабочая программа по курсу «История» предназначена для профильных классов общеобразовательной школы. Составлена на основе федерального... | Учимся говорить и писать правильно Учебные задания к курсу «Русский язык и культура речи» Индивидуальные задания: методические рекомендации к выполнению индивидуальных заданий по дисциплине «Информационное обеспечение товароведения... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: 1 Познакомить с новым произведением. Учить читать и слушать текст, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, выявлять... | Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного... |