Скачать 58.51 Kb.
|
УРОК ЧТЕНИЯ в 4 классе, представленный на Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Мой лучший урок» Тема: К.Ушинский «Два плуга» Цель: 1) Познакомить с новым произведением. Учить читать и слушать текст, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, выявлять основную мысль текста, читать текст по ролям с элементами драматизации. 2) Развивать общеречевые навыки, словесно-логическое и наглядно-образное мышление, целостное восприятие текста, внимание, память, приучать пользоваться речью. Обогащать и уточнять активный и пассивный словарный запас, расширять кругозор. Совершенствовать навыки осознанного, беглого выразительного чтения. Формировать первоначальные языковые и познавательные отношения. Совершенствовать произносительную сторону речи. 3) Воспитывать положительные качества личности, уважение к труду и людям труда, трудолюбие, потребность в труде. Воспитывать любовь к родному краю, гордость за причастность к трудовым будням земляков. Воспитывать инициативность, познавательные интересы, познавательную активность, навыки сотрудничества. Подготовила и провела учитель начальных классов ГС(К)ОУ школы № 15 Гудзиева С.А., вышла в финал конкурса под № 2751511 г.Славянск-на-Кубани ХОД УРОКА:
-Встаньте ровно. Проверьте, всё ли готово к уроку. -На уроке присутствуют гости, давайте все вместе поздороваемся. -Тихо и правильно сядьте.
Стол, за которым ты сидишь, Кровать, в которой ты уснёшь, Тетрадь, ботинки, пара лыж, Тарелка, вилка, нож… И каждый гвоздь, и каждый дом, И каждый ломоть хлеба – Всё это сделано трудом, А не свалилось с неба. За всё, что сделано для нас, Мы благодарны людям. Придёт пора, настанет час, И мы трудиться будем. -А сейчас, пока вы школьники, главный ваш труд – учёба, поэтому работать на уроке надо так, чтобы получить хорошие, прочные знания, которые пригодятся вам в вашей будущей жизни.
-Сегодня на уроке мы узнаем много нового, интересного и полезного, познакомимся с новым разделом в учебнике чтения и новым произведением.
1)Речевая и дыхательная гимнастика: -Чтобы речь наша была правильной и красивой, давайте выполним речевую и дыхательную гимнастику. Сядьте ровно, положите руки на колени. 1 упражнение: Делаем полный вдох через нос на счёт 1,2,3; делаем выдох через рот на счет 1,2,3. (повторить 3 раза) 2 упражнение: Ладонью закрываем левую ноздрю, делаем вдох через правую ноздрю на счёт 1, 2, 3; закрываем правую ноздрю ладонью, делаем выдох через левую ноздрю на счёт 1, 2, 3. (повторить 3 раза) 3 упражнение «Надуваем шарик»: Делаем полный вдох, надуваем щёки, задерживаем дыхание, с шумом выдуваем воздух.(повторить 3 раза) 4 упражнение «Обиженная лошадка» 5 упражнение «Весёлая лошадка» 6 упражнение «Колокольчик» 7 упражнение «Вкусное варенье» 2) Проверка домашнего задания: -А теперь давайте проверим, как вы приготовили домашнее задание. -Как назывался раздел, который мы читали? - С какими сказками мы познакомились в этом разделе на уроках чтения? Кто придумал эти сказки? а)-Вспомните сказки о животных, которые вы читали. - Рассмотрите рисунки. Из каких сказок эти герои? ( иллюстрации с изображением дятла, зайца, лисы) -Расскажите, как у дятла появился такой наряд. За что росомахи отблагодарили дятла? -Расскажите, почему у зайца появились длинные уши? За что лоси наказали зайца? б) Пересказ сказки «Лиса и волк» с опорой на картинный план. в) Соотнесите названия животных с особенностями их характера: ЛИСА ДОБРЫЙ ГЛУПЫЙ ВОЛК УМНЫЙ ЗЛОЙ ЗАЯЦ ХИТРАЯ ТРУСЛИВЫЙ ДЯТЕЛ УМНАЯ ЖАДНЫЙ ЛОВКАЯ -Чему нас учат эти сказки? г) Прочитайте пословицу. Как вы понимаете её смысл? ГДЕ ТРУД, ТАМ И СЧАСТЬЕ. -К какой из прочитанных сказок она подходит? Объясните, почему вы так думаете. -Какой «клад» оставил отец своим сыновьям? В чём они нашли своё богатство? -Чему учит эта сказка?
1)Знакомство с новым разделом учебника -Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым разделом. Прочитайте, как он называется. О ТРУДЕ И ТРУДОЛЮБИИ. -Как вы думаете, о чём будут все произведения, помещённые в этом разделе? ФИЗМИНУТКА -Как называется наш родной край? Чем богат и знаменит наш любимый край? -Правильно. Но всё-таки самое главное богатство Кубани – люди, наши с вами земляки, выращивающие сады, возделывающие поля, делающие своим трудом нашу малую Родину ещё богаче и краше. А помогает им в этом техника. 2) Подготовительная беседа к восприятию нового произведения. -Разгадайте загадку. О какой умной машине в ней идёт речь? Овсом не кормят, кнутом не гонят, А как пашет - семь плугов тащит. (Трактор) (демонстрация иллюстрации) -А раньше, много лет назад люди обрабатывали землю вручную при помощи плуга. (демонстрация иллюстрации) -Кто из вас может объяснить, что такое плуг? -А вот как объясняет нам значение слова «плуг» толковый словарь: ПЛУГ – это сельскохозяйственное орудие для вспашки и обработки земли. 3)Знакомство с новым произведением: -Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом К.Д.Ушинского «Два плуга». -Внимательно послушайте рассказ. Чем он похож на сказку? а) Чтение рассказа учителем. Проверка первичного восприятия. 4) Работа над новым произведением: а)Чтение рассказа по цепочке и словарная работа: -Кто такой «земледелец»? -Кто такой «купец»? -Что такое «лавка купца»? -Как вы понимаете выражение «немедленно пошёл в работу»? -Как вы понимаете выражение «бесполезно провалялся»? -Как вы понимаете слово «земляки»? -Кого называют «старым знакомцем»? б) Чтение рассказа и анализ содержания по вопросам: -Где были сделаны плуги -Из чего были сделаны плуги? -К кому попали плуги? -Чем занимался плуг, попавший к земледельцу? -Чем занимался второй плуг в лавке купца? в) Выборочное чтение: -Прочитайте, как были сделаны плуги. -Прочитайте, как сложилась судьба одного плуга и как жил другой плуг. -Прочитайте, как при встрече выглядел плуг, бывший у земледельца. -Прочитайте, как выглядел плуг, пролежавший в лавке. -Чем похожи и чем отличаются плуги. Как вы думаете, отчего плуги стали разными? г) Чтение рассказа по ролям: -Сколько в рассказе действующих лиц? 5) Работа над идейным содержанием рассказа: -Отчего, плуг, попавший к земледельцу, блестел, как серебро? Что сделало его таким? -Почему заржавел второй плуг? Что сделало его таким? а) Логическое упражнение: -Подберите слова, характеризующие оба плуга: ПЛУГ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦА ПЛУГ КУПЦА ЛЕНИВЫЙ, ТРУДОЛЮБИВЫЙ, РЖАВЫЙ, БЛЕСТЯЩИЙ б) Работа над пословицей: -Если вы правильно составите пословицу, то сможете узнать, чему нас учит этот рассказ: ЛЕНЬ, ТРУД, А, ПОРТИТ, КОРМИТ -Давайте все вместе прочитаем пословицу. -Скажите, как надо жить каждому из нас, чтобы жизнь становилась лучше.
- С каким новым произведением познакомились на уроке? Кто его автор? Чему нас учит этот рассказ? -Скажите, как надо жить каждому из нас, чтобы жизнь становилась лучше?
Стр.62 (пересказ), подобрать свои пословицы о труде и трудолюбии. |