О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья век?





Скачать 213.54 Kb.
НазваниеО, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья век?
Дата публикации03.07.2014
Размер213.54 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Информатика > Вопрос
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА


  1. Название проекта: Я- исследователь, я открываю мир!

  2. ОВП: О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья век?

  3. Авторы проекта:

Дерень Наталья Константиновна, учитель английского языка и истории, МОУ “Гимназия №30 им. Музалева Д.Н.”;

Комарова Ирина Васильевна, зав. кафедрой ПиПНО, к.п.н, ГОУ ВПО “КГПУ”, руководитель проекта (e-mail: pipno@ kspu.karelia.ru);

Унчикова Марина Михайловна, учитель начальных классов, Почетный работник общего образования Министерства образования России, МОУ “Гимназия №30 им. Музалева Д.Н.”.

  1. Учебный предмет (или группа предметов), по которому проводится проект.

Проект реализует преемственно-перспективный подход к исследовательской деятельности выпускников начальной школы, предполагает интеграцию не только учебных дисциплин начальной школы (математика, русский язык, литература, естествознание, история и др.), но и дисциплин основного звена общеобразовательной школы (информатика, биология, химия, физика, обществознание, экология и др.).

4. Возраст школьников, участников проекта: 10 лет (выпускной класс начальной школы).

5. Даты проведения проекта в классе (таблица 1).

Таблица 1

Сроки проведения этапов проекта



Этап проекта

Примерные сроки

1

Прогноз исследовательских возможностей детей, определение возможной тематики исследований в классе


22 ноября 2004 года (0,5 урока)

2

Знакомство

класса с исследовательской деятельностью и ее этапами



29 ноября 2004 года (2 урока)

3

Определение исследовательских групп. Карта исследований.


6 декабря 2004 года (1 урок)

4

Проверка правильности выбора детьми групп


9 декабря 2004 года (0,5 урока)

5

Определение темы исследовательского проекта, защита ее


13 декабря 2004 года (1 урок)

6

Знакомство с методами исследования

20 декабря 2004 года (1 урок)

7

Работа с родителями

Конец 2-й четверти (1 встреча)

8

Разработка программы исследования

27 декабря 2004 года (1 урок)

9

Поиск информации в Интернете

28 декабря 2004 года (1 урок)

10

Обработка информации, полученной из Интернета. Получение информации из других источников.

В течение зимних каникул (время определяет сам ребенок)

11

Публичные выступления детей с первыми результатами исследования


17 января 2005 года (1 урок)

12

Сбор эмпирических данных

Февраль-апрель 2005 года (5-10 уроков)

13

Детские эксперименты. Практические опыты.

Февраль-апрель 2005 года (5-10 уроков)

14

Знакомство с программой Microsoft Power Point

24 марта 2005 года (2 урока)

15

Оформление детьми результатов исследования

Апрель-май 2005 года

16

Подготовка выступлений для защиты исследовательского проекта. Знакомство с программой Microsoft Publisher. Составление портфолио.


Май 2005 года

17

Тренинги публичного выступления

Май 2005 года (3 урока)

18

Проведение детско-родительской конференции

20 мая 2005 года

19

Подведение итогов участия детей и родителей в проектно-исследовательской деятельности. Постановка новых задач.


22 мая 2005 года




  1. Аннотация проекта.

    1. Соответствие выбранной темы для проекта стандартам российского образования.


Все 6 тем выбранных детьми проектов соответствуют государственному образовательному стандарту начального общего образования, как по федеральному, так и по национально-региональному компонентам. Есть соответствие относительно главных целей ГОСа: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка и др.

В результате освоения предметного содержания младшие школьники получают возможность приобрести общеучебные умения и навыки, освоить способы деятельности:

Познавательная деятельность: наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом; устное описание объекта наблюдения; проведение простейших измерений разными способами; использование приборов и инструментов для решения практических задач; работа с простейшими готовыми предметными, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; умение решать творческие задачи; самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации и др.

Речевая деятельность и работа с информацией: работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами; определение темы и главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении; построение монологического высказывания (по предложенной теме, по заданному вопросу); участие в диалоге (постановка вопросов, построение ответа); умение обосновывать высказанное суждение; овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера и др.

Организация деятельности: выполнение инструкций, точное следование алгоритмам; самостоятельное установление последовательности действий при решении учебной задачи; определение способов контроля и оценки деятельности; учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности) и др.

(Источник: http://www.teacher-edu.ru/wmc/standarts/sschool/1080046720)

Также проект соответствует:

  1. Федеральному Закону Российской Федерации «Об образовании», в котором сказано, что содержание образования должно обеспечивать формирование у школьников адекватной современному уровню знаний картины мира (ст. 14).

  2. Конвенции о правах ребенка, которая устанавливает права ребенка активно участвовать в своем собственном развитии, выражать свои взгляды, свое мнение; право на доступ ребенка к сбору и распространению информации и т.д. (ст. 12-17).

  3. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, в которой отмечается что «устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умения вести поиск и отбор информации)...» (Ст. 1.3).

  4. Информационному письму Министерства образования Российской Федерации от 21.05.2004 № 14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную».



    1. Перечень возможной тематики исследований учащихся в рамках проекта.


Тематика исследований учащихся в рамках проекта определена в результате педагогического исследования интересов и пожеланий младших школьников.

На этапе обсуждения перечня тем, предложенных самими детьми, в результате коллективной работы определились по принципу схожести интересов 6 исследовательских групп (таблица 2).

Таблица 2

Тематика исследований

Перечень тем для исследования, предложенные каждым ребенком

(1 этап проекта)

Перечень тем для исследования в группах, созданных по свободному выбору детьми

(3 этап)

Улицы, история Карелии, история городов, заброшенные места, Россия.

Живая природа.

Лошади.

Леса, озера, водопады.

Планета Земля, устройство мира.

Комнатные растения.

История автомобилей, автомобилестроение, корабли, воздушные змеи.

Школа.

Лингвистика.

Архитектура.

Снежный человек.

Библия.

Лекарственные растения.

Операционные системы.

Полезные ископаемые.

Птицы.

  1. История города Петрозаводска.

  2. Интересные механизмы.

  3. Аптека на подоконнике.

  4. История человека в отпечатках его пальцев.

  5. Иппотерапия.

  6. Сокровища Земли.




    1. Варианты представлений исследовательскими группами результатов самостоятельных исследований (таблица 3).

Таблица 3

№п/п

Тема проекта исследовательской группы

Результаты исследовательской работы

1

История города Петрозаводска как часть истории России

- мультимедийная презентация программы исследования

(программа Microsoft Power Point)

- списки литературы и Интернет-ресурсов по теме исследования (программа Microsoft Word)

- устные доклады перед всем классом

- рефераты (в том числе при помощи программы Microsoft Word) о Г.Р. Державине – первом губернаторе Олонецкой губернии

- график работы рабочего Петровского завода (на основе архивных данных)

- карта Петровской слободы (старый план города Петрозаводска)

- мультимедийная презентация результатов экскурсии в музей истории Онежского тракторного завода (программа Microsoft Power Point)

- мультимедийная презентация результатов исследовательской беседы со специалистом Национального государственного архива Карелии (программа Microsoft Power Point)

- сообщение об архиве и его документах

- мультимедийная презентация «Что такое архив?» (программа Microsoft Power Point)

- Мультимедийная презентация результатов исследовательской беседы с одним из авторов учебника по истории Карелии для школьников А.В. Пашковым (программа Microsoft Power Point)

- фотоотчет (программа Microsoft Power Point)

- видеозаписи хода исследования (видеокассеты и DVD)

- сценарий видеофильма «Петровская слобода»

- буклет о результатах исследования (программа Microsoft Publisher)

- выступление и защита проекта на детско-родительской конференции в гимназии №30 города Петрозаводска

- портфолио

2

Механизмы, которые помогают людям.

- мультимедийная презентация программы исследования

(программа Microsoft Power Point)

- списки литературы и Интернет-ресурсов по теме исследования (программа Microsoft Word)

- устные доклады перед всем классом

- реферат о И.П. Кулибине (программа Microsoft Word)

- измерения с помощью приборов

- наблюдения за действием механизмов на предприятиях

- чертежи, рисунки механизмов

- модель механизма самополива

- модель барометра

- модель сифона

- мультимедийная презентация результатов наблюдений за действием механизмов на работе у родителей (программа Microsoft Power Point)

- мультимедийная презентация результатов апробации механизма самополива (программа Microsoft Power Point)

- фотоотчет (программа Microsoft Power Point)

- видеозаписи хода исследования (видеокассеты и DVD)

- буклет о результатах исследования (программа Microsoft Publisher)

- выступление и защита проекта на детско-родительской конференции в гимназии №30 города Петрозаводска

- портфолио

3

Лекарственные растения на подоконнике

- мультимедийная презентация программы исследования

(программа Microsoft Power Point)

- списки литературы и Интернет-ресурсов по теме исследования (программа Microsoft Word)

- устные доклады перед всем классом

- реферат о Гиппократе (программа Microsoft Word)

- тест «Куда ты идешь» для одноклассников (программа Microsoft Word)

- мультимедийная презентация «Куда ты идешь?» (программа Microsoft Power Point)

- мультимедийная презентация «Что у нас получилось?» (программа Microsoft Power Point)

- диаграмма результатов теста (программа Microsoft Excel)

- опыты с выращиванием лекарственных растений

- замеры роста лекарственных растений в условиях класса и дома

- сравнение эффекта роста лекарственных растений в зависимости от условий жизни

- мультимедийная презентация результатов эксперимента с выращиванием лекарственных растений на подоконнике (программа Microsoft Power Point)

- фотоотчет (программа Microsoft Power Point)

- видеоотчет

- буклет о результатах исследования (программа Microsoft Publisher)

- выступление и защита проекта на детско-родительской конференции в гимназии №30 города Петрозаводска

- портфолио

4

История человека в отпечатках его пальцев

- мультимедийная презентация программы исследования

(программа Microsoft Power Point)

- списки литературы и Интернет-ресурсов по теме исследования (программа Microsoft Word)

- устные доклады перед всем классом

- рефераты об известных криминалистах (программа Microsoft Word)

- мультимедийная презентация «Секрет дактилоскопии» (программа Microsoft Power Point)

- мультимедийная презентация «Как найти следы?» (программа Microsoft Power Point)

- мультимедийная презентация «Как найти отпечатки?» (программа Microsoft Power Point)

- мультимедийная презентация результатов практических опытов (программа Microsoft Power Point)

- сбор и оценка дактилоскопического материала в классе

- коллекция отпечатков пальцев

- классификация отпечатков пальцев одноклассников и оформление диаграммы (программа Microsoft Excel)

- фотоотчет (программа Microsoft Power Point)

- видеозаписи хода исследования (видеокассеты и DVD)

- буклет о результатах исследования (программа Microsoft Publisher)

- выступление и защита проекта на детско-родительской конференции в гимназии №30 города Петрозаводска

- портфолио

5

Иппотерапия

- мультимедийная презентация программы исследования

(программа Microsoft Power Point)

- списки литературы и Интернет-ресурсов по теме исследования (программа Microsoft Word)

- устные доклады перед всем классом

- практические работы («Я на лошади», «Я и лошадь»)

- разыгрывание воображаемых ситуаций «Что значит быть инвалидом»

- оценка приспособленности пространственной среды для инвалидов

- наблюдение за ходом иппотерапии

- общение с животными

- мультимедийная презентация «Что мы знаем о лошади?» (программа Microsoft Power Point)

- мультимедийная презентация «Строение и настроение лошади» (программа Microsoft Power Point)

- мультимедийная презентация «Известный-неизвестный ученый» (программа Microsoft Power Point)

- мультимедийная презентация «Что значит быть инвалидом?» (программа Microsoft Power Point)

- мультимедийная презентация «Лечение лошадью» (программа Microsoft Power Point)

- реферат о В.О. Ковалевском и его знаменитой семье (программа Microsoft Word)

- сочинения об инвалидах

- наблюдение за сеансом лечения ребенка с помощью лошади

- фотоотчет (программа Microsoft Power Point)

- видеозаписи хода исследования (видеокассеты и DVD)

- песни о лошадях (включая исполнение)

- буклет о результатах исследования (программа Microsoft Publisher)

- выступление и защита проекта на детско-родительской конференции в гимназии №30 города Петрозаводска

- портфолио

6

Что такое вода?

- мультимедийная презентация программы исследования

(программы Microsoft Power Point и Microsoft Word)

- списки литературы и Интернет-ресурсов по теме исследования (программа Microsoft Word)

- устные доклады перед всем классом

- реферат об А. Лавуазье (программа Microsoft Word)

- таблица «Состав воды» (программа Microsoft Word)

- мультимедийная презентация «Первые шаги исследователя» (программа Microsoft Power Point)

- мультимедийная презентация «Что такое вода?» (программа Microsoft Power Point)

- мультимедийная презентация «Свойства воды» (программа Microsoft Power Point)

- мультимедийная презентация «Можно ли пить воду некипяченой?» (программа Microsoft Power Point)

- визитка группы (программа Microsoft Publisher)

- количество воды в организме человека (программа Microsoft Excel)

- фотоотчет (программа Microsoft Power Point)

- видеозаписи хода исследования (видеокассеты и DVD)

- буклет о результатах исследования (программа Microsoft Publisher)

- выступление и защита проекта на детско-родительской конференции в гимназии №30 города Петрозаводска

- портфолио




    1. Выбранные учителем-координатором проекта подходы к разработке критериев оценивания представляемых работ школьников.


Известный специалист в области детского развития Дж. Брунер говорил: «Умственная деятельность ученого, сделавшего мировое открытие, и умственная деятельность ребенка, который познает мир, одинаковы по своим внутренним механизмам».

Исследовательские проекты выпускников начальной школы рассматриваются как квазиисследования, что и определяет основные подходы к оцениванию их работ. Квазиисследование подчеркивает субъективность получаемого в ходе исследования нового знания или продукта и имеет важное педагогическое значение в плане развития творческой личности школьника. Для оценки результатов проектной деятельности исследовательских групп за основу взята система оценки, разработанная в школах Международного Бакалавриата. Примерный перечень критериев «позволяют увидеть различные стороны деятельности учащихся в ходе работы над проектом, а также оценить результат этой работы:

  • Обоснование и постановка цели, планирование путей ее достижения.

  • Полнота использования информации, разнообразие ее источников.

  • Творческий и аналитический подход к работе.

  • Соответствие требованиям оформления письменной части работы.

  • Анализ процесса и результата работы.

  • Личная заинтересованность автора, его вовлеченность в работу.

  • Качество проведения презентации.

  • (Возможны дополнительные критерии, предложенные самими учащимися)». Источник: газета «Школьный психолог», 2004. №46

Критерии оценивания мультимедийных презентаций, выполненных младшими школьниками, разработаны на основе рекомендаций программы Intel и учитывают, что дети впервые знакомятся с программой Microsoft Power Point (таблица 4).
Таблица 4

Параметры оценивания презентации ученика

Критерии оценивания

Максимальное количество баллов

Содержание

- Содержание раскрывает цель и задачи исследования.

- Использование коротких слов и предложений.

- Заголовки привлекают внимание.

5

5

5


15


Оформление

- В презентации есть фотографии, рисунки или диаграммы.

- Текст легко читается на фоне презентации.

- Используются анимационные эффекты.

- Все ссылки работают.

5

5

5

5



20


Грамотность

- Нет орфографических и пунктуационных ошибок.

- Используются научные понятия (термины).

- Информация дается точная, полезная и интересная.

- Есть ссылки на источники информации.


5

5

5

5



20



40-55 баллов оценивается как «отличная работа»

25-40 баллов оценивается как «хорошая работа»




    1. Предполагаемые учителем к использованию дидактические материалы.

Анкета об истории Петрозаводска.

Тест об истории города Петрозаводска.

Кроссворд о механизмах.

Кроссворд о лекарственных растениях. Тест «Куда ты идешь?»

Тест о дактилоскопической экспертизе.

Деловая игра «Моя первая лекция».

Опыты о свойствах воды (7 опытов).


  1. Вопросы, на которые ищут ответы учащиеся в процессе работы над учебным проектом и самостоятельным исследованием (таблица 5).


Таблица 5



Название проекта

Основополагающий вопрос

Проблемный вопрос

Исследовательские вопросы

1

История города Петрозаводска как часть истории России

Как из настоящего попасть в прошлое?

Как возникает будущее?

Что произошло в 1703 году?

История Петрозаводска - это история России?

Кто самый выдающийся государственный деятель в истории Петрозаводска?

Что было на месте современных зданий Петрозаводска?

Где найти информацию о прошлом?


Что означает термин «город»?

Что на месте Петрозаводска было до создания города?

Почему Петр I решил основать город Петрозаводск?

Почему Петрозаводск основан в 1703 году?

Каковы условия труда рабочих Петровских заводов?

Какие исторические объекты есть в Петрозаводске?

Какие исчезнувшие исторические объекты Петрозаводска известны?

Кто написал учебник по истории Петрозаводска?

2

Механизмы, которые помогают людям.

Как облегчить жизнь?

Интересны ли механизмы вокруг нас?

Нужны ли механизмы нашим родителям?

Можно ли что-то изобрести самому?

Кто такой И.П. Кулибин и почему важно знать о нем?

Что означает термин «робот»? Когда и почему он появился?

Какие бывают механизмы?

Как устроены механизмы?

Как выглядит чертеж механизма?

Какими механизмами пользуются наши родители на работе?

Можно ли сделать механизм самому?

3

Лекарственные растения на подоконнике

Как помочь себе?

Какое растение можно назвать лекарственным?

Может ли ребенок сделать лекарство самостоятельно?

Кто такой Гиппократ? Чем он знаменит?

Что такое лекарственные растения?

Зачем растениям дают латинские названия?

Как получают и хранят лекарственные растения?

Какие из комнатных растений можно использовать в лечебных целях?

Можно ли вырастить лекарственное растение дома?

Как относятся к своему здоровью одноклассники?

4

История человека в отпечатках его пальцев.

Где найти прошлое?

Как найти следы прошлого в настоящем?

Что можно узнать по отпечаткам пальцев?

Что такое криминалистика?

Что означает термин «дактилоскопия»?

Почему спорят о том, кто первым открыл дактилоскопию?

Чем след пальца отличается от отпечатка пальца?

Как снимать отпечаток пальца? Что по нему можно узнать?

Что такое след? Когда его изучают?

Что такое «дактилокарта»?

Какие материалы используют криминалисты?

Можно ли преступника определить по внешнему виду?

Как тренируются криминалисты?

Что такое экономические преступления и как за них наказывают?

5

Иппотерапия

Где найти счастье?

Могут ли люди жить без лошадей?

Может ли лошадь стать врачом человека?

Чем лошадь может лечить больных людей?

Что мы знаем о лошадях?

Какова история развития лошади?

Кто изучал и описал эту историю?

Как лошадь связана с человеком?

Кто такой инвалид? Как он живет?

Что означает термин «иппотерапия»?

В чем состоит эффект иппотерапии?

Как ухаживают за лошадьми?

Можно лечить при помощи других животных?

Как помочь больному человеку?

6

Что такое вода?

Без чего нет жизни?

Что есть жизнь?

Что такое вода?

Кем были родители воды?

Вода и суши – чего больше на Земле?

Можно ли воду назвать сокровищем Земли?

Как заставить воду исчезать и появляться вновь?

Что для человека значит «вода»?

Почему вода – «великий уравнитель»?

Менделеев и вода – что их связывает?

Кто такой Антуан Лавуазье и какое отношение он имеет к воде?

Из чего состоит вода?

Что такое «формула воды»? Кто первый открыл ее?

Что такое «молекула»?

Бывает ли в природе чистая вода?

Может ли вода лечить?

В чем сила воды?

Может ли вода давить?

Как вода увеличивается в объеме? Как она поднимается выше себя?

Что такое конденсация?

Как сделать дождь на подоконнике?

Как получить капли воды из воздуха?

Когда иголка не тонет?




  1. Ссылка на веб-сайт учебного проекта: http://www.kspu.karelia.ru/projects/world


ТЕМАТИЧЕСКИЕ СПИСКИ ЛИТЕРАТУРЫ
Тема 1: История города Петрозаводска как часть истории России.

http://library.karelia.ru (Национальная библиотека республики Карелия)

http://archives.karelia.ru (национальный архив)

http://history.ptz.ru (история нашего города)

http://300.ptz.ru/hist (страницы истории - 300 лет Петрозаводску)

Афанасьева А.Н. и др. история нашего края. – Петрозаводск: «Карелия», 1973.

Варухина Т.А. История Карелии. –Петрозаводск: ПГУ, 2000.

Кондратьев Ф.Г. Петрозаводск: Города и районы Карелии. – Петрозаводск, 1975.

Мулло И.М. Петровская слобода. – Петрозаводск: Карелия, 1981.

Петрозаводск: Страницы истории и культура города. – Петрозаводск, 1997.

Сивирева Т.В. История Петрозаводска. 300 лет истории. – Петрозаводск: Карелия, 2001.

Филимончик С.Н., Гольденберг М.Л. История Петрозаводска: Учебное пособие. – Петрозаводск: Карелия, 2003.

Ямщиков С.В. и др. Древняя живопись Петрозаводска. – Петрозаводск: Карелия, 1986.
Тема 2: Механизмы, которые помогают людям.

http://lenta2.cust.ramtel.ru/science/2004/05/25/origami/

Зигуненко С.Н. Здравствуйте, я – робот!: Научно-художественная литература. – М.: Детская литература, 1986.

Как роботы работать научились. – М.: Малыш, 1989.

Крымов Я.Т. Что такое робот? – Ленинград: Детская литература, 1986.

Хочу все знать: Научно-художественный сборник. – Ленинград: Детская литература, 1979.

Черненко Г.Т. Путешествие в страну роботов. – Ленинград: Детская литература, 1988.

Что умеют машины: Рассказы об автомашине. – Ленинград: Детская литература, 1986.
Тема 3: Лекарственные растения на подоконнике.

Алеева Г.А., Лаврова К.Г. Цветы в вашем доме. – Петрозаводск: Карелия, 1992.

Гортинский Г.Б. Комнатные растения – целители в вашем доме. – М.: «Фонтан», 2003.

Фецо Ф. Ботаник – любитель: Описание интересных растений и поучительных опытов с ними. – СПб., 1987.
Тема 4: История человека в отпечатках его пальцев.

http://www.1september.ru/ru/him/2000/no20_1.htm

http://www.ronl.ru/reft/16010/reft_part_1.shtml

http://galaxy.com.na/publications/library/100/10.htm

Винберг А.И. Криминалистика.- М., 1971.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Криминалистика. – М., 2000.
Тема 5: Иппотерапия.

http://homosapiens3.narod.ru/pr-hum/kovalevskii.htm

http://preriya.narod.ru/Evol/drenie.html

http://www.spbzoo.ru/index.php?page=hello&m_act=10

http://kladina.narod.ru/kuzmina/kuzmina.htm

Уотсон М.Г., Лайон Р., Монтгомери С. Лошади /Пер. с нем. – М.: Профиздат, 2001.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные. – М., 2000.

Тема 6: Что такое вода?

http://www.dutum.narod.ru

http://media/viva/03_01/26.shtml::Wednesday,09.-Apr-2003,23:15:03

Афонькин С.Ю. Приключения в капле воды. – Петрозаводск: Карелия, 1991.

Вода, люди, история // Экологическое образование: Научно-методический журнал. – 2002. - №4. – С.32-38.

Меркулов А.П. Самая удивительная на свете жидкость. – М.: Советская Россия, 1978.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Сокровища Земли. – М., 2000.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья век? iconЮ. а гусев наука как духовная парадигма: «О, сколько нам открытий...
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья век? iconО, сколько нам открытий чудных
Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья век? iconА. С. Пушкин «О сколько нам открытий чудных…»
Сегодня интерес к чтению, посещению библиотеки сократился в несколько раз. Причины очевидны: распространение интернета, появление...
О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья век? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Холмс и Уотсон", благодарят всех аспирантов кафедры Иверологии, и корреспондентов со всех концов снговии и всей планеты, благодаря...
О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья век? iconРеформа корпоративного законодательства: что день грядущим нам готовит. Ответы на вопросы
Регистрация участников II всероссийского форума по корпоративному законодательству
О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья век? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня к нам пришел гость. Поздоровайтесь с ним. Пришел он к нам не просто так, а попросить помощи: нам нужно попасть в страну «Волшебных...
О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья век? iconРеферат по дисциплине математика «Десятичные дроби. Что мы знаем о них?» Работу
«Сколько?» : сколько овец в стаде, сколько мер зерна собрано с поля, сколько верст от села до уездного центра и т д так появились...
О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья век? iconСколько мы живем, столько мы и общаемся. Общение наше далеко не всегда...
Общение гораздо сложнее плавания по морю, и тем не менее ученым удалось составить ряд обобщенных правил, которые могут нам помочь....
О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья век? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Установите закономерность и вы узнаете, сколько препятствий нам предстоит преодолеть?
О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья век? iconКонкурс Фаррахова Ф. А., с. Аккузево Наименование объекта
Илишевского района неотделима от истории человечества. Ранняя её часть делится на каменный, бронзовый и ранний железный века. Самый...
О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья век? iconЧто смысла в наш век лишено. Припев: На вопросы нам наука даст ответы
Этот урок мы посвятим учёному и гражданину Н. И. Вавилову
О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья век? iconУроки о вечном : «лавка забытых вещей». Прялка
Сколько дум передумано, в какие дальни дали улетали мысли девичьи да женские за работой на прялке! Сколько песен и сказок родилось...
О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья век? iconМеждународный интернет-конкурс
Наша пионерская дружина носила имя Героя Советского Союза Зои Космодемьянской. Сколько добрых дел были сделаны нами, вдохновляясь...
О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья век? iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Р. 1 История географических открытий
Большую часть эволюции науки о Земле можно представить на примерах географических открытий, главное место в которых занимают дальние...
О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья век? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ой, кажется, нам всем дали добро! Оказывается сколько многго полезных людей у нас на ека-маме!
О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья век? iconДанилов А. А., Косулина Л. Г. Учебник История России, XIX век
Рабочая программа по истории для 8 класса состоит из двух больших модулей: Новая история ( 19 век) и история России (19 век); составлена...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск