Скачать 69.25 Kb.
|
Физика, 9 класс – углубленное изучение Тема. ИСКУССТВЕННЫЕ СПУТНИКИ ЗЕМЛИ Тип урока. Изучение нового материала. Цель. С помощью информационных технологий раскрыть тему ИСЗ. ЗАДАЧИ: 1. В ходе исследования выяснить, при какой скорости тело можно считать ИСЗ. 2. Развивать умения и навыки: 1) работы с информационными источниками; 2) работы с электронными таблицами; 3) анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы; 4) решать задачи по данной теме. 3.Формирование патриотизма, чувства гордости за свою страну. ФОПД:- фронтальная; -индивидуальная. Методы: поисковый. Приемы: компьютерный эксперимент, посещение «музея» Тех. Средства: Интерактивная доска; Интернет- http://www.webpark.ru/comment/50817 Электронный учебник « Библиотека электронных наглядных пособий. Физика 7-11 класс. (Библиотека. Механика. Модель «Гора Ньютона»), Диск. Физика 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий. Под редакцией Н.К. Ханнанова. Раздел физика 7-11, тема Закон всемирного притяжения)» Структура урока:
ХОД УРОКА Заставка на доске 1-тема урока (слайд 1) 2- фотография И. Ньютона (слайд 2) Организационный момент Земля имеет естественный спутник – Луну. А как вы думаете, может ли Земля иметь ИСЗ? Это мы и выясним на уроке и узнаем, какое количество может Земля иметь ИСЗ. На предыдущих уроках, мы уже познакомились с движением тел под действием силы тяжести: тело, брошенное вертикально вверх, под углом к горизонту. И сегодня, рассмотрим еще один вид движения, когда тело движется равномерно по круговой орбите вблизи поверхности Земли. У нас сегодня не обычный урок, урок мы проводим в компьютерном классе. Целевая установка На этом уроке, мы проведем компьютерно - лабораторный эксперимент, в ходе которого выясним, при каких условиях тело может стать ИСЗ; исследуем, по каким траекториям могут двигаться ИСЗ, узнаем, когда был запущен первый ИСЗ. Компьютерная модель, на которой мы будем проводить, эксперимент называется «Гора Ньютона» (слайд3), это копия рисунка, сделанного Ньютоном. На этом рисунке изображен земной шар, а на нем показана гора, с вершины которой бросают камни, придавая им различные по модулю горизонтально направленные скорости. Ребята, вы выполняете предложенные задания, следуя четко пунктам данной работы, заносите результаты, делаете вывод. Желаю всем успеха. (Один ученик выполняет работу на интерактивной доске. После каждого задания проводим анализ выполненной работы, подводим промежуточные итоги) РАБОЧИЙ ЛИСТ Работа с диском. Библиотека электронных наглядных пособий. Физика 7-11 класс. (Библиотека. Механика. Модель «Гора Ньютона»). ЗАДАНИЕ 1
«Брошенный камень отклонится под действием силы тяжести от прямолинейного пути и, описав кривую траекторию, упадет, наконец, на Землю. Если бросить с большей скоростью, то он упадет дальше. При отсутствии сопротивления воздуха и при достаточно большой скорости тело вообще может не упасть на Землю, а будет описывать круговые траектории…» И. Ньютон.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ЗАДАНИЕ 2
При затруднении воспользуйся подсказками: -Какой вид движения? -Какие силы действуют на ИСЗ? -Запишите формулу ускорения, которое сообщает данная сила? -Запиши второй закон Ньютона. -Получи формулу скорости. Сформулируйте и запишите, какую скорость называют первой космической ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рассчитайте, чему равна космическая скорость и сравните результат с лабораторным экспериментом из задания № 1 ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ЗАДАНИЕ 3
Результаты запишите в таблицу
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ЗАДАНИЕ 4 1.Задайте значения угла бросания и начальной скорости. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2.Сравните значения круговой и начальной скорости, сделайте вывод. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ЗАДАНИЕ 5 Работа с электронными таблицами в программе Microsoft Office Excel. ЗАДАЧА. Какую скорость должен иметь спутник Земли, движущийся по круговой орбите на высоте 1000-3000 км (с шагом 100 км) над поверхностью Земли? (Rз=6400 км, Мз=6*10 ^24 кг, G=6,67*10 ^-11 Н*м^2/ кг^2) ??? Как вы думаете, запуск ИСЗ происходит с экватора или с полюсов. (Устно) ________________________________________________________________________________________________________________________________________ После выполнения ЗАДАНИЯ 1 ученики (выборочно) проговаривают свои выводы. Сравниваем - с выводом Ньютона (слайд 3) ЗАДАНИЕ 2 выполняет один ученик на интерактивной доске. Остальные задания учащиеся выполняют на местах, с последующим анализом и выводами. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Заставка на экране – фото ИСЗ (слайд 4) А что же там за горизонтом?- вопрос, который никогда не давал человечеству покоя. Если экспедиция Колумба открыла огромный новый континент, названный Америкой, то космические исследования открыли для человечества в миллионы и миллиарды раз больший континент-космос со всеми его планетами, звездами и др. небесными телами. Нас живущих в 21 веке, уже не удивляют запуски ИСЗ, космических ракет. А буквально где-то лет 100 назад, жизнь ученого К.Э. Циолковского (слайд 5) можно считать подвигом. «Основной мотив моей жизни,- писал он,- не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперед. Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы, но я надеюсь, что мои работы, может быть и в отдаленном будущем, дадут обществу горы хлеба и бездну могущества». (слайд 6) Циолковского за его идеи освоения космоса, считали сумасшедшим, даже родные дети. Ребята, а каких ученых вы можете назвать, которые внесли большой вклад в создание ИСЗ. Первый ИСЗ представлял собой шар из алюминиевого сплава диаметром 58 см и массой 83,6 кг. Запуск состоялся 4 октября 1957 г. Просмотр видеофрагмента - Орбитальные станции (Диск. Физика 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий. Под редакцией Н.К. Ханнанова. Раздел физика 7-11, тема Закон всемирного притяжения) Полет Ю. А. Гагарина на космическом корабле «Восток» показал практическую возможность полетов человека в космос. Просмотр видеофрагмента – полет Ю. Гагарина. (Диск. Физика 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий. Под редакцией Н.К. Ханкова. Раздел физика 7-11, тема Закон всемирного притяжения) 2 января 1959 г. Был осуществлен запуск ИСЗ со второй космической скорости. А сейчас, мы с вами побываем в музее Космонавтики. -Краткое обсуждение. Продолжи фразу: «Меня удивило…» ИТОГ УРОКА. Заканчивая урок, скажите, что вы, узнали нового… Сегодня на уроке мы выяснили, какие тела называют ИСЗ, узнали, особенность движения ИСЗ, спутники всегда находятся в свободном падении, вывели и рассчитали первую космическую скорость (7900 м/с). Выяснили, как зависит скорость от высоты запуска. Рассмотрели траектории движения ИСЗ. И закончить урок, я хочу словами: «Все, что существует на свете, когда-то было мечтой…» (слайд 7) Домашнее задание: используя литературу, Интернет-ресурсы подготовить материал по теме: «Практическое применение ИСЗ». |
Тезисы к уроку физики в 9 классе по теме: «Искусственные спутники Земли» Место урока: Тема Законы Ньютона. Урок проводится после темы «Закон всемирного тяготения» | Конспект урока физики по теме «Искусственные спутники Земли» ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок «Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость» урок в теме Динамика материальной точки | Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли (урок физики... «Недели физики и астрономии». Лекционный характер материала отражает исторический ход развития взглядов видения Вселенной от учения... | ||
Собрать основные сведения о Марсе, полученные за годы изучения с... Земли. Астрономами были сделаны величайшие открытия на Марсе – спутники (Фобос и Деймос) и каналы. С началом космической эры произошел... | Реферат по астрономии спутники Сатурн имеет, по крайней мере, 28 спутников (ранее было известно 18) и 12 из них больше 100 км в диаметре. Все спутники, кроме Гипериона... | ||
Конспект урока по биологии с мультимедийной поддержкой Тема урока... Тема урока: «Искусственные системы. Агроценозы, факторы повышения их продуктивности» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вода образует водную оболочку нашей планеты. Вода занимает три четверти поверхности Земли. В природе ею заполнены чаши океанов, моря,... | ||
Казьменко Артем Анатольевич 10 класс мбоу сош №2 сельского поселения... Но в то же время, нисколько не тревожась, употребляют продукты, содержащие искусственные пищевые добавки и консервирующие вещества.... | Конкурс «Педагогическая мастерская» Урок биологии в 11 классе Тема... Тема урока: «Искусственные системы. Агроценозы, факторы повышения их продуктивности» | ||
Доклад о состоянии и использовании Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,... | Доклад о состоянии и использовании Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,... | ||
Министерство экономического развития российской федерации Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,... | Развития российской федерации федеральная служба Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,... | ||
Министерство экономического развития российской федерации федеральная служба Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,... | Доклад о состоянии и использовании земель в ростовской области в 2011 году Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической... |