Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 117.71 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации21.06.2014
Размер117.71 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Информатика > Пояснительная записка



Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №1

городского округа город Мантурово Костромской области




Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость

Методическая разработка урока физики, 10 класс










Платонова Ольга Борисовна, учитель физики







2009 год

Пояснительная записка

Урок «Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость» - урок в теме Динамика материальной точки.

Тип урока: комбинированный

Данный урок ставит целью формирование у учащихся умений получать информацию, развивать умения обобщать, конкретизировать, выделять главное, делать выводы

Использование специальной «космической» терминологии усиливает игровой момент. В то же время, это не упрощает урок, скорее наоборот, а заставляет учащихся серьезно работать над поставленной задачей.

Разработка урока «Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость»

Цель: рассмотрение движения тела в гравитационном поле; вычисление первой космической скорости

Задачи:

Образовательная:

  1. Закрепление и применение полученных знаний для вывода первой космической скорости.

Развивающая:

  1. Изложение материала, расширяющего кругозор учащихся.

  2. Обсуждение вопросов и решение задач, требующих творческой инициативы и активности учащихся.

  3. Развивать умение логично излагать свою точку зрения, отстаивать ее

  4. Развивать умение представления полученной информации, в том числе и с помощью информационных технологий

Воспитательная:

  1. Воспитание чувства патриотизма по отношению к городу и стране, побуждение к творческой деятельности, направленной на изучение истории города и градообразующего предприятия.

  2. Выработка работоспособности, внимательности учащихся, умения излагать и воспринимать новый материал.


Технические средства:

  • - персональный компьютер

  • - мультимедиапроектор

  • - фото- и видеоматериалы на магнитных и оптических носителях информации

  • - демонстрационный экран

Раздаточный материал:

Карточки с индивидуальными заданиями

Информационные технологии:

  • мультимедийные проекты учащихся

Программные ресурсы :

  • Презентация «Искусственные спутники Земли».ppt

  • Презентация «Первый спутник»

  • Презентация «Первый полет живых существ и человека в космос»

  • Презентация «Первый выход человека в открытый космос»

Подготовка к уроку

При подготовке к уроку учащиеся повторяют темы «движение по окружности» и «закон всемирного притяжения». Трое учащихся готовят небольшие выступления с презентациями по теме урока.

План проведения урока:

  1. Вступительное слово учителя – введение в урок – игру, определение стратегии игры.

  2. Повторение изученного (актуализация знаний)

  3. Формулирование темы урока, целей

  4. Приобретение новых знаний

  5. Изложение материала развивающего характера

  6. Обобщение информации по теме урока, коррекция полученных знаний.

  7. Домашнее задание

Ход урока:

Этапы

Время

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Организация работы

1-2 минуты

Подготовка к работе на уроке

Объявление темы урока и порядка работы на уроке

Повторение изученного (актуализация знаний)


10 минут

Дифференцированная: - работа по индивидуальным заданиям - участие во фронтальной беседе

Распределение индивидуальных заданий по карточкам и проведение фронтальной беседы с использованием дидактического материала

Приобретение новых знаний


15 минут

Восприятие и запись нового материала

Изложение нового материала в форме диалога с учащимися

Закрепление новых знаний

5 минут

Решение задач по новой теме

Контроль работы учащихся у доски и на местах

Изложение материала развивающего характера


10 минут

Дифференцированное: - сообщения и использованием информационных технологий - восприятие материала сообщений

Оказание необходимой технической помощи учащимся, делающим сообщения

Подведение итога урока, выставление оценок, задание на дом

2-3 минуты

 

 




    1. Здравствуйте, ребята. Готовясь к уроку я нашла такое стихотворение:

Преодолев земное притяженье,
Ракета от Земли оторвалась…
И не было счастливее мгновенья –
Здесь новая эпоха началась.

Ступень… вторая…

Третья отделилась,
Сгорая в атмосфере без следа…
А над Землей внезапно появилась
Стремительно летящая звезда.

И Человечество застыло в изумленье:
Летящий в небе серебристый шар –

Рук человеческих великое творенье

Был послан от Земли Вселенной в дар



Что за шар - рук человеческих великое творенье был послан от Земли Вселенной в дар? Тема нашего урока «Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость». Сегодня на уроке мы с вами узнаем всякое ли тело может стать спутником Земли, и что для этого нужно, рассчитаем космические скорости и поговорим о полетах в космос.

По какой траектории движется спутник?

Давайте вспомним некоторые вопросы теории.

2. Повторение изученного (актуализация знаний)

- работа по индивидуальным заданиям

  • работа по карточкам. Один из учеников работает у доски по карточке.

  • Один из учащихся решает задачу, заданную на дом, на доске, чтобы впоследствии можно было использовать это решение для изложения нового материала. (Период обращения первого космического корабля “Восток” - спутника Земли - равнялся 90 минутам. Средняя высота спутника над поверхностью Земли 320 км. Радиус Земли 6400 км. Вычислить линейную скорость космического корабля и записать ее в км/с. (7,8 км/с))

- фронтальная бесед:

1. С помощью каких опытов можно убедиться, что мгновенная скорость тела, движущегося по окружности, направлена по касательной к окружности?

2. Куда направлено ускорение тела при его движении по окружности с постоянной по модулю скоростью? Как называется это ускорение?

3. Можно ли считать движение по окружности с постоянной по модулю скоростью равномерным? Почему?

4. Можно ли считать движение по окружности равноускоренным? Почему?

5. По какой формуле можно вычислить модуль вектора центростремительного ускорения?

  1. Изложение нового материала. (приложение 1 - презентация)

2 КАДР Вопрос:

Как будет двигаться тело, если бросить его в горизонтальном направлении? (По параболе)

3 КАДР Вопрос:

Какой моделью мы пользуемся, когда рассматриваем такое движение?

(Плоская Земля и однородное гравитационное поле)

4 КАДР Вопрос:

Можно ли пользоваться такой моделью, если рассматривать движение тела вокруг Земли?

(Нет, так как в этом случае нельзя пренебрегать размерами и формой земли, а ускорение свободного падения в разных точках имеет различное значение и направление)

5 КАДР Вопрос:

А что нужно сделать, чтобы тело стало искусственным спутником Земли?

Писатели-фантасты уже несколько веков рисуют нам картины создания искусственных спутников Земли. И один из таких проектов вовсе не кажется безнадежным. Вообразите себе пушку, стоящую на высокой башне. Если из пушки выстрелить, то ядро, описав дугу, упадет на землю. Если же положив в пушку побольше пороху увеличить скорость, куда упадет ядро? (дальше)

При этом Земля вследствие вращения как бы “убегает” от ядра. А если продолжать увеличивать начальную скорость? (все дальше и дальше)

Наконец, можно выстрелить так, что ядро никогда не упадет. Оно будет кружить вокруг нашей планеты, то есть превратится в искусственный спутник Земли. Для этого нужно подобрать такую начальную горизонтальную скорость, чтобы поверхность Земли из-за ее шарообразности удалялась от тела как раз на столько, на сколько тело приближается к Земле благодаря притяжению к ней.

Рассчитаем, с какой скоростью должно вылететь ядро, чтобы стать искусственным спутником Земли, то есть обращаться вблизи Земли по круговой орбите.

6 КАДР Построим модель: 1. Земля является однородным шаром с радиусом 6400 км.

2. Какие силы должны действовать на тело? (На тело не действуют никакие силы, кроме силы тяготения, направленной к центру Земли)

3. Спутник будем считать материальной точкой.

7-10 КАДР

Гравитационная сила, действующая на спутник

М – масса Земли

m – масса спутника

R – радиус Земли

h – высота спутника над поверхностью Земли.

Сила тяготения сообщает спутнику центростремительное ускорение



но по II закону Ньютона



Отсюда получаем равенство:



или:

, то есть имеем выражение для скорости:



11 -12 КАДР Какие выводы можно сделать:

  1. Скорость спутника зависит от его высоты над поверхностью Земли

  2. Скорость не зависит от массы спутника

Если принять h = 0, то вблизи поверхности Земли

и

и тогда



13 КАДР

Вычисляя, получаем, что скорость равна приблизительно 7924 м/с (сравним эту скорость с той, которую получил ученик, решавший задачу у доски)

Тело, скорость которого равна 7,9 км/с и направлена горизонтально относительно поверхности Земли, становится искусственным спутником, движущимся по круговой орбите на небольшой высоте над Землей.

14 КАДР – Если тело достигает 2 и 3 космических скоростей

15 КАДР оставить



Космическая скорость

Значение

км/с

Вид траектории

Движение тела

Первая

7,9

окружность

Спутник Земли

 

11,2>v>7,9

Эллипс

 

Вторая

11,2

парабола

Покидает пределы Солнечной системы




  1. Сообщения учащихся с использованием мультимедийных презентаций.

Человек рассчитал и смог создать тело, которое стало спутник, но на этом исследование космоса не завершено, человек сам совершает полет: как это было мы сейчас узнаем.

  • Первый спутник

  • Первый полет живых существ и человека в космос.

  • Первый выход человека в открытый космос.

  1. Подведение итогов урока и домашнее задание.

Ваш космический корабль произвел вынужденную посадку на одну из планет Солнечной системы. Определить скорость космического корабля для запуска его на круговую орбиту планеты. Атмосферы планет разреженные (можно пренебречь силами сопротивления).

№ варианта

Планета

Масса планеты

Радиус планеты, км

1-я космическая скорость




Земля

Мз = 5,976·1024кг

6 370

 7924 м/с

В 1

Меркурий

0,056 Мз

2 435

 

В 2

Марс

0,11 Мз

3 395

 

В 3

Плутон

0,18·Мз

3000

 

§34
Ниже приводится вариант задания для индивидуальной работы слабых учеников

Фамилия, имя

Укажите на рисунке направление вектора ускорения в точке А при равномерном движении тела по окружности




Укажите на рисунке направление вектора скорости в точке А при равномерном движении тела по окружности

Запишите формулу центростремительного ускорения

 

Запишите Закон всемирного тяготения

 

Как двигалась бы Луна, если бы на нее не действовала сила тяготения?

 





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск