Скачать 117.71 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №1 городского округа город Мантурово Костромской области
2009 год Пояснительная записка Урок «Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость» - урок в теме Динамика материальной точки. Тип урока: комбинированный Данный урок ставит целью формирование у учащихся умений получать информацию, развивать умения обобщать, конкретизировать, выделять главное, делать выводы Использование специальной «космической» терминологии усиливает игровой момент. В то же время, это не упрощает урок, скорее наоборот, а заставляет учащихся серьезно работать над поставленной задачей. Разработка урока «Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость» Цель: рассмотрение движения тела в гравитационном поле; вычисление первой космической скорости Задачи: Образовательная:
Развивающая:
Воспитательная:
Технические средства:
Раздаточный материал: Карточки с индивидуальными заданиями Информационные технологии:
Программные ресурсы :
Подготовка к уроку При подготовке к уроку учащиеся повторяют темы «движение по окружности» и «закон всемирного притяжения». Трое учащихся готовят небольшие выступления с презентациями по теме урока. План проведения урока:
Ход урока:
Преодолев земное притяженье, Ракета от Земли оторвалась… И не было счастливее мгновенья – Здесь новая эпоха началась. Ступень… вторая… Третья отделилась, Сгорая в атмосфере без следа… А над Землей внезапно появилась Стремительно летящая звезда. И Человечество застыло в изумленье: Летящий в небе серебристый шар – Рук человеческих великое творенье Был послан от Земли Вселенной в дар Что за шар - рук человеческих великое творенье был послан от Земли Вселенной в дар? Тема нашего урока «Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость». Сегодня на уроке мы с вами узнаем всякое ли тело может стать спутником Земли, и что для этого нужно, рассчитаем космические скорости и поговорим о полетах в космос. По какой траектории движется спутник? Давайте вспомним некоторые вопросы теории. 2. Повторение изученного (актуализация знаний) - работа по индивидуальным заданиям
- фронтальная бесед: 1. С помощью каких опытов можно убедиться, что мгновенная скорость тела, движущегося по окружности, направлена по касательной к окружности? 2. Куда направлено ускорение тела при его движении по окружности с постоянной по модулю скоростью? Как называется это ускорение? 3. Можно ли считать движение по окружности с постоянной по модулю скоростью равномерным? Почему? 4. Можно ли считать движение по окружности равноускоренным? Почему? 5. По какой формуле можно вычислить модуль вектора центростремительного ускорения?
2 КАДР Вопрос: Как будет двигаться тело, если бросить его в горизонтальном направлении? (По параболе) 3 КАДР Вопрос: Какой моделью мы пользуемся, когда рассматриваем такое движение? (Плоская Земля и однородное гравитационное поле) 4 КАДР Вопрос: Можно ли пользоваться такой моделью, если рассматривать движение тела вокруг Земли? (Нет, так как в этом случае нельзя пренебрегать размерами и формой земли, а ускорение свободного падения в разных точках имеет различное значение и направление) 5 КАДР Вопрос: А что нужно сделать, чтобы тело стало искусственным спутником Земли? Писатели-фантасты уже несколько веков рисуют нам картины создания искусственных спутников Земли. И один из таких проектов вовсе не кажется безнадежным. Вообразите себе пушку, стоящую на высокой башне. Если из пушки выстрелить, то ядро, описав дугу, упадет на землю. Если же положив в пушку побольше пороху увеличить скорость, куда упадет ядро? (дальше) При этом Земля вследствие вращения как бы “убегает” от ядра. А если продолжать увеличивать начальную скорость? (все дальше и дальше) Наконец, можно выстрелить так, что ядро никогда не упадет. Оно будет кружить вокруг нашей планеты, то есть превратится в искусственный спутник Земли. Для этого нужно подобрать такую начальную горизонтальную скорость, чтобы поверхность Земли из-за ее шарообразности удалялась от тела как раз на столько, на сколько тело приближается к Земле благодаря притяжению к ней. Рассчитаем, с какой скоростью должно вылететь ядро, чтобы стать искусственным спутником Земли, то есть обращаться вблизи Земли по круговой орбите. 6 КАДР Построим модель: 1. Земля является однородным шаром с радиусом 6400 км. 2. Какие силы должны действовать на тело? (На тело не действуют никакие силы, кроме силы тяготения, направленной к центру Земли) 3. Спутник будем считать материальной точкой. 7-10 КАДР Гравитационная сила, действующая на спутник М – масса Земли m – масса спутника R – радиус Земли h – высота спутника над поверхностью Земли. Сила тяготения сообщает спутнику центростремительное ускорение но по II закону Ньютона Отсюда получаем равенство: или: , то есть имеем выражение для скорости: 11 -12 КАДР Какие выводы можно сделать:
Если принять h = 0, то вблизи поверхности Земли и и тогда 13 КАДР Вычисляя, получаем, что скорость равна приблизительно 7924 м/с (сравним эту скорость с той, которую получил ученик, решавший задачу у доски) Тело, скорость которого равна 7,9 км/с и направлена горизонтально относительно поверхности Земли, становится искусственным спутником, движущимся по круговой орбите на небольшой высоте над Землей. 14 КАДР – Если тело достигает 2 и 3 космических скоростей 15 КАДР оставить
Человек рассчитал и смог создать тело, которое стало спутник, но на этом исследование космоса не завершено, человек сам совершает полет: как это было мы сейчас узнаем.
Ваш космический корабль произвел вынужденную посадку на одну из планет Солнечной системы. Определить скорость космического корабля для запуска его на круговую орбиту планеты. Атмосферы планет разреженные (можно пренебречь силами сопротивления).
§34 Ниже приводится вариант задания для индивидуальной работы слабых учеников Фамилия, имя
|