Скачать 234.08 Kb.
|
МИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АЛТАЙСКИЙ ТЕХНИКУМ ИНФОРМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ – ФИЛИАЛ ГОУ ВПО “МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)” УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА (дополнительных образовательных услуг) ________________________ОПЕРАТОР ЭВМ_______________________ Наименование курса Пояснительная записка Учебная программа дополнительных образовательных услуг «Оператор ЭВМ» предназначена для реализации компитенций в офисной работе. Основной задачей дополнительных образовательных услуг «Оператор ЭВМ» является обеспечение «компьютерной грамотности» (в любом понимании этого термина). Обучающиеся должны быть готовы к работе на ЭВМ, знать принципы, технологий в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности. Данная программа обучает работника офиса. Готовит специалистов, которые востребованы во всех организациях и вырабатывает компетенции в значительной степени определяют эффективность управления коллективами, их служебную культуру. Программа предусматривает проведение значительного числа практических занятий, на которых слушатели обучаются работе на персональном компьютере, работе с офисной техникой, использовать образцы и стандарты унифицированной системы организационно-распорядительной документации, находящейся в обороте государственных и коммерческих структур. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Тема 1. Вводное занятие Ознакомление учащихся с оборудованием компьютерного класса, режимом работы, формами организации труда и правилами внутреннего распорядка. Учебно-производственные и воспитательные задачи курса. Профессия и ее назначение. Содержание труда операторов электронно-вычислительных машин. Роль практического (производственного) обучения в формировании навыков эффективного и качественного труда операторов ЭВМ. Профессиональная компетентность и мастерство как залог конкурентоспособности на рынке труда. Вредные воздействия ПЭВМ на пользователя. Вредные воздействия пользователя на ПЭВМ. Правила безопасной работы. Первая помощь при несчастных случаях. Поддержка санитарного состояния оборудования и рабочих мест в соответствии с нормами. Расстановка учащихся по рабочим местам. Тема 2. Организация работы на электронно-вычислительных машинах Установка оборудования. Расположение монитора и системного блока в зависимости от имеющегося свободного рабочего пространства, взаимная ориентация их. Регулирование положения и режимов работы монитора с учетом норм и правил. Выбор места нахождения клавиатуры. Требования к положению рук на ней. Соединение и подключение монитора, системного блока и клавиатуры. Установка периферийных устройств. Правила подключения принтера, сканера, акустических колонок, модема и др. Самостоятельная организация рабочего места оператора электронно-вычислительных машин. Студент должен уметь:
Примерные виды работ:
Тема 3. Освоение методов работы с клавиатурой и вводными устройствами Клавиатура - основной инструмент взаимодействия пользователя с ЭВМ. Понятие о технических стандартах. Стандартная клавиатура IBM-совместимых ПЭВМ. Ввод буквенно-цифровой информации, специальных управляющих символов и т.д. Десятипальцевый метод или метод набора текста вслепую. Программы для обучения работе с клавиатурой. Обучение пользованию русской и латинской клавиатурой в программах "тренажер клавиатуры". Работа с манипулятором типа "мышь". Настройка клавиш «мыши» для дальнейшей работы. Отработка приемов свободного владения «мышью». Использование «мыши» как средства общения с компьютером. Изучение устройства графического манипулятора «мыши». Демонстрация возможных неполадок «мыши». Устранение загрязнения «мыши». Студент должен уметь:
Примерные виды работ:
Тема 4. Работа с файловыми менеджерами Запуск файлового менеджера (Norton Commander, Total Commander, Windows Commander и др.) Показ общего вида экранного поля. Работа с функциональными клавишами, использование подсказок. Работа с командным меню. Команды: дерево директорий, поиск файлов, вызов последних введенных пользователем команд, режим EGA. Переключение, включение, выключение панелей. Сравнение директорий. Создание меню пользователя. Создание файла расширения. Работа с панелями, краткая и полная информация, информационная панель, дерево директорий, быстрый просмотр, включение, выключение панелей, порядок сортировки файлов, повторное считывание информации, фильтр, смена дисковода. Файлы: просмотр, редактирование, копирование, переименование или перемещение файлов; создание директории, удаление файлов и директорий, установка атрибутов выделения и снятия выделения с группы файлов. Опции: конфигурация, установка вызываемого редактора, автоматическая выдача на экран меню пользователя, панель клавиш, полный экран, мини-статус, часы, сохранение установленных режимов. Поиск файлов. Установка атрибутов. Настройка параметров "оболочки". Студент должен уметь:
Примерные виды работ:
Тема 5. Работа с программами-детекторами компьютерных вирусов Установка и работа с программой Антивирус Касперского. Диалоговое окно программы. Помощь (подсказки). Список отчета. Дерево дисков. Статистика. Настройка установок программы Антивирус Касперского. Проверка диска по умолчанию. Эвристический анализ. Проверка памяти, загрузочных секторов, подкаталогов. Действия программы при обнаружении инфицированных, неизлечимых или подозрительных файлов. Приемы установки и работы с другими антивирусными программами. Студент должен уметь:
Примерные виды работ:
Тема 6. Работа с программами-утилитами Запуск пакета программ. Форматирование дисков независимо от типа дисковода. Режим быстрого форматирования. Восстановление ошибочно удаленных файлов. Запуск программы, анализ текущей директории. Прогноз успешности восстановления. Восстановление ошибочно отформатированного диска. Проверка жесткого или гибкого диска на наличие физических или логических нарушений. Анализ файловой структуры диска, оптимизация диска. Оптимизация физического расположения файлов на диске. Ускорение работы ЭВМ при оптимизации. Scan Disk. Интерфейс программы. Проведение диагностики файлов и папок с помощью программ Scan Disk. Расшифровка сообщений диалоговых окон. Обнаружение "потерянных" секторов. Студент должен уметь:
Примерные виды работ:
Тема 7. Работа с программами-архиваторами Сжатие файлов с помощью архиватора . Основные функции архиватора:
Краткое знакомство с наиболее высокоэффективными архиваторами RAR, АСЕ, AIN, ARJ. Интерактивный архиватор WinRAR. Запуск архиватора. Диалоговое окно архиватора. Последовательность работы при архивации файлов и каталогов. Архиватор для работы в среде Windows - WinZip. Пользование упаковщиками, восстановление удаленных файлов. Инструкции по применению различных архиваторов. Студент должен уметь:
Примерные виды работ:
Тема 8. Работа в операционной среде Windows Ознакомление с возможностями и преимуществом Windows. Настройка внешнего вида и других параметров Windows. Настройка меню задач. Работа с окнами: изменение размеров, перемещение окон, минимизация и раскрытие окон. Пиктограммы. Переход в другие окна. Навыки работы с "мышью". Освоение способов запуска Windows-приложений. Перезагрузка Windows. Выход из Windows и выключение. Управление файлами и каталогами в Windows. Переходы на диски и в каталоги. Запуск исполняемых модулей, запуск прикладных программ, соответствующих типу файла с данными. Создание каталогов. Переименование, копирование, перемещение, удаление файлов и каталогов. Выделение и работа с группами файлов. Просмотр свойств файлов, задание атрибутов, значков. Автоматический поиск файлов.. Основные навыки использования системы (работа с графическим интерфейсом, использование системных программ, работа с обучающими программами). Работа в MS Office. Запуск средств MS Office и работа с ними, опции панели инструментов. Поиск и открытие документов. Создание документов MS Office, работа с элементами диалогового окна. Загрузка приложений. Студент должен уметь:
Примерные виды работ:
Тема 9. Работа в Word Открытие, создание и сохранение документов. Открытие документа на жестком или сетевом диске, открытие копии документа, документа только для чтения. Открытие предыдущей версии документа. Создание нового документа (письма, служебных записок и т.д.). Вставка другого документа в открытый документ. Сохранение документов. Присвоение имени документу, выбор места для хранения. Закрытие документа. Защита от потери данных и восстановление утерянных сведений документов. Автоматическое сохранение документов. Программы преобразования формата файлов. Поиск файлов. Сортировка списка файлов. Использование рисунков в документах. Вставка рисунков. Вставка объектов. Вставка автофигур. Использование надписей. Специальная вставка. Проверка правописания. Настройка параметров проверки правописания. Создание вспомогательного или дополнительного словаря и работа с ним. Проверка орфографии в иностранном тексте. Правка и сортировка. Изменение параметров ввода и правки. Отмена и повторение операций. Расстановка переносов. Автозамена. Перемещение и копирование текста или рисунков. Использование перетаскивания текста при правке. Сохранение текста и рисунков для повторного использования. Поиск и замена текста и форматирования. Сортировка списка или таблицы. Форматирование. Копирование форматирования символов и абзацев. Просмотр настроек формата. Изменение горизонтального и вертикального выравнивания текста. Создание выступов. Использование позиций табуляции. Регулировка интервалов между абзацами. Автоформат. Использование стилей. Создание, применение и изменение стилей. Списки и шаблоны. Изменение формата списка, прерывание маркированного или нумерованного списка. Создание и изменение шаблона. Параметры, хранимые в шаблонах. Разметка страницы. Установка параметров страницы. Изменение полей, размера и ориентации страницы. Нумерация страниц. Изменение положения номера страницы, удаление номеров страниц. Номера строк. Вставка разрывов страниц и разделов. Изменение типы разрыва раздела. Создание, позиционирование и удаление колонтитулов. Установка связи с колонтитулом предыдущего раздела. Форматирование колонтитулов. Границы страницы. Таблицы и границы. Части таблицы. Ввод с клавиатуры и перемещение по таблице. Выделение элементов в таблице. Создание таблицы. Преобразование текста в таблицу и таблицы в текст, перемещение и копирование элементов таблицы. Удаление таблицы целиком или элементов из таблицы. Добавление строк и столбцов в таблицу. Изменение ширины и высоты строки или столбца в таблице. Разделение ячейки на несколько ячеек в таблице. Объединение нескольких ячеек. Автоматическое форматирование таблицы. Отображение или скрытие сетки в таблице. Добавление, изменение и удаление границы. Изменение ориентации текста. Дублирование заголовка таблицы на последующих страницах. Печать документов. Задание параметров печати. Подготовка документа к печати. Печать все документа, выделенного диапазона или текущей страницы. Разрешение вопросов, возникающих при печати. Студент должен уметь:
Примерные виды работ:
Тема 10. Работа в Excel Создание, открытие и сохранение файлов. Создание и открытие книги. Использование свойств файла. Поиск и предварительный просмотр файлов. Создание и использование шаблонов книг. Подбор документов в подшивку. Сохранение работы и закрытие книги. Работа с файлами. Преобразование файлов Excel в другие форматы. Работа с книгами и листами. Общие сведения о книгах и листах. Использование клавиатуры. Перемещение по книге. Работа с листами. Изменение стандартных параметров для новых книг и листов. Упорядочение окон книг. Сохранение параметров отображения и печати как вида. Сохранение рабочей области. Ввод данных и выделение ячеек. Ввод данных в ячейки листа. Ввод чисел с заданным количеством десятичных разрядов или конечных нулей. Автозаполнение, основанное на смежных ячейках. Типы рядов заполнения. Отмена ввода данных. Изменение параметров ввода и редактирование данных. Ввод символов, которых нет на клавиатуре. Ввод дат и времени суток, чисел и текста. Выделение ячеек и перемещение по книге. Перемещение и прокрутка внутри листа. Выделение ячеек на листе и в соответствии с содержащимися в них данными. Выделение только видимых ячеек. Переход на другой лист книги. Выбор листов книги. Отмена выделения ячеек и нескольких листов. Изменение данных на листе. Правка содержимого ячейки. Очистка и удаление ячеек, строк и столбцов. Отмена ошибочных действий. Разделение текста на столбцы. Поиск и замена данных. Проверка орфографии и исправление опечаток. Форматирование листов. Основные параметры формата листа. Форматирование текста и ячеек. Использование рамок, затенения и фона. Размещение в ячейке текста и других ячеек. Форматирование чисел, значений даты и времени. Быстрое форматирование с помощью стилей и встроенных форматов. Печать документов. Задание параметров печати. Изменение размера, полей и перемещение разрывов страниц печатаемого листа. Изменение верхних и нижних колонтитулов. Подготовка документа к печати. Печать листа, выделенного диапазона или книги целиком. Разрешение вопросов, возникающих при печати. Просмотр состояния принтера и печатаемых файлов. Печать специальных отчетов. Отправка документов по факсу. Обмен данными между приложениями Excel и Word. Выполнение вставки таблицы Excel как таблицы Word. Вставка Excel как внедренного объекта. Вставка связанного объекта. Импортирование рабочей книги в документ Word. Импорт листа Excel с сохранением и без сохранения формата текста. Вставка данных Excel в виде рисунка. Импорт таблицы Word на лист Excel. Создание таблицы Excel в окне Word. Импортирование графических объектов. Импорт текста в Excel. Студент должен уметь:
Примерные виды работ:
Тема 11. Работа в Access Настройка Microsoft Access. Создание, импорт и связывание таблиц. Режим таблицы, режим "Конструктор", мастер таблиц, импорт таблиц. Использование «мастера баз данных» для создания всех необходимых таблиц, форм и отчетов для базы данных выбранного типа. Создание пустой базы данных. Добавление таблиц, форм, отчетов и других объектов в нее. Настройка типа данных поля. Работа с данными. Работа с запросами. Запросы на выборку данных. Операторы и выражения. Запросы по нескольким таблицам и перекрестные запросы. Запросы на изменение. Работа с формами. Настройка форм. Создание и использование форм (просмотр, ввод, редактирование данных, сортировка и фильтрация записей БД, печать данных из формы). Работа с отчетами. Создание отчетов. Связь между отчетом и источником данных. Работа с элементами управления в формах и отчетах. Предварительный просмотр и печать отчетов. Особенности подготовки документов. Работа с данными. Выделение, копирование, перемещение и удаление данных. Поиск и сортировка данных. Работа с меню и панелями инструментов. Разработка многотабличного приложения. Работа с другими приложениями. Загрузка файла базы данных. Поиск информации (необходимой записи) в базе данных. Импорт, экспорт и присоединение данных. Сортировка, поиск и фильтрация данных. Модификация и проверка корректности данных. Студент должен уметь:
Примерные виды работ:
Тема 12. Приемы работы в графическом редакторе Microsoft Paint. Создание и изменение точечного рисунка в Microsoft Paint. Отработка приемов использованием средств панели инструментов при обработке иллюстрации. Масштабирование рисунка. Отображение и изменение предварительно отсканированных фотографий. Импорт и экспорт иллюстраций. Встраивание и связывание объектов. Студент должен уметь:
Примерные виды работ:
Тема 13. Приемы защиты информации Выбор оптимального способа защиты информации в зависимости от конкретной ситуации. Защита отдельных файлов от чтения, удаления, копирования. Архивация данных под паролем. Защита данных методом прозрачного кодирования. Выполнение профилактических мероприятий. Студент должен уметь:
Примерные виды работ:
Тема 14. Работа в локальных вычислительных сетях (ЛВС) Начало работа в ЛВС (на примере сетевого адаптера Ethernet). Загрузка диска с дистрибутивами Windows для установки дополнительных компонентов, предназначенных для поддержки сетевого окружения. Установка сетевых протоколов IPX/SPX и NetBEUI. Установка Службы доступа к файлам и принтерам сетей Microsoft. Присвоение имени компьютеру и рабочей группе. Установка дополнительных сетевых настроек в cлучае Работы в сети с централизованным управлением. Настройка доступов к ресурсам ПК для других участников сети. Установка паролей. Подключение ресурса сети в качестве сетевого диска. Добавление нового сетевого протокола. Управление принтерами и другими компонентами сети (сканер, CD-ROM и др.), находящимися в совместном использовании. Ограничение доступа к ресурсам в целях повышения безопасности информации (введение пароля, разрешительных и запретительных настроек доступа). Студент должен уметь:
Примерные виды работ:
Тема 15. Работа в Интернете Выбор провайдера и подключение к Internet. Настройка Windows для подключения к Интернету. Установка и настройка модема. Настройка удаленного доступа к сети. Управление скоростью и параметрами соединения. Работа со средой браузера Internet Explorer (а также Netscape Navigator, Opera и др., если есть в обеспечении). Установка и обновление браузера. Настройка панели инструментов. Настройки в окне Свойств обозревателя. Изучение информационного пространства Internet. Перемещение по глобальной компьютерной сети Internet и поиск информации в ней. Работа с различными поисковыми системами. Работа с адресной строкой. Поиск информации по известным URL (адресам) Web-документов. Поиск информации по ключевым словам с использованием различных поисковых систем. Перемещение по гипертекстовым ссылкам и баннерам. Использование закладок. Работа с каталогами и файловыми архивами. Практическое участие в телеконференциях, форумах, заказ или уточнение информации с помощью электронной почты, завязывание контактов по Интернет. Работа с электронной почтой. Запуск и настройка почтовой программы Outlook Express (а также Microsoft Outlook, Netscape Messenger и др.). Отправление сообщений по Internet и внутри учебного учреждения. Проблемы с кодировками. Работа с адресной книгой. Просмотр почты. Сортировка и удаление сообщений. Просмотр отправленных сообщений. Ответ автору сообщения. Пересылка сообщений, пересылка сообщений из списка. Доставка и прочтение сообщения. Вставка документа или несколько документов (Word, Excel и др. программ) в сообщение. Работа со списками рассылки. Пересылка документов из Microsoft Office. Приемы шифрования. Задачи. Создание новой задачи. Напоминание о задаче. Настройка вида задач. Постановка задачи. Контроль выполнения задачи. Отмена задач. Календарь. Планирование времени и задач. Занесение новой встречи в календарь. Контакты. Ввод новой записи, корректировка, удаление. Отправление контакта в письме. Дневник. Запись событий в дневник. Настройки дневника. Заметки. Создание заметок. Изменение цвета заметок. Работа с папками. Сохранение документов в общих папках. Создание новых папок и правила автоматической сортировки по папкам. Работа с формами. Создание форм. Настройка форм. Сохранение и публикация формы Студент должен уметь:
Примерные виды работ:
Тема 16. Установка и обновление программного обеспечения. Выполнение установки и обновления программного обеспечения. Установка операционных систем (Windows последнего поколения) с помощью различных носителей соответствующей информации. Установка программных оболочек. Установка прикладного программного обеспечения. Подбор современных версий программ. Отработка приемов обновления существующих версий программ Студент должен уметь:
Примерные виды работ:
1.Методические рекомендации: 1.Цели и задачи контроля: 1.1. Способствовать подготовке квалифицированного специалиста оператор ЭВМ. 1.2. Установление необходимых и достаточных знаний для осуществления профессиональной деятельности. 1.3. Воспитание чувства ответственности. 1.4. Воспитание дисциплинированности. 1.5. Приучение к систематическому учебному труду. 1.6. Выявление фактического уровня усвоения учащимися учебной информации. Задачи: 1. Формирование стремления к приобретению новых знаний. 2. Способствовать прочному усвоению знаний и умений. 3. Воспитывать стремление к самосовершенствованию. 3. Виды контроля и его содержание. 3.1. Входной контроль. В качестве входного контроля для данной дисциплины необходимо определить и обобщить уровень подготовленности обучающихся к освоению профессиональных знаний, выявить слабые места и пробелы в знаниях. Такой контроль можно провести по мере изучения нового материала в ходе беседы со студентами по данной теме. 3.2. Текущий контроль. Текущий контроль прослеживается в календарно-тематическом и поурочном планировании, где в каждой теме определены различные формы опроса (фронтальный, индивидуальный устный и письменный опросы; работа по карточкам; выполнение заданий; решение задач, тестов). Студенты выполняют задания ( самостоятельно), приносят на проверку преподавателю, после чего анализируют ошибки, выполняют работу над ошибками. Во время выполнения самостоятельной работы обучающемуся пользуются методическими разработками . 3.3. Промежуточный контроль. По дисциплине учебным планом предусмотрено поэтапное составление портфолио. 3.4. Итоговый контроль. Итоговый контроль по данному курсу - зачет ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ 1. М.П. Ланчик, И.Г. Семанин, Е.К. Хеннер « Методика преподавания информатики», Москва, 2001 г. 2. В. Э. Фигурнов « IBM PC для пользователя», Москва, 2001 г. 3. «Информатика» под ред. И. В. Макаровой, Москва, «Финансы и статистика», 2001 г. 4. «Информатика» - практикум под ред. Н. В. Макаровой, Москва, «Финансы и статистика», 2002 г. 5. Б. Богумирский « Norton Commander», С . – Петербург, «Питер Пресс», 1995 г. 6. А. В. Могилев ,Н. И. Пак, Е. К. Хеннер «Практикум по информатике», Москва, «Академия», 2001 г. 7. Г. Г. Калиш «Основы ВТ», Москва, «Высшая школа», 2000 г. 8. В. Т. Безручко Практикум по курсу «Информатика», Москва, 2001 г. 9. И. Н. Антипов «ОИВТ». Метод пособие для преподавателей техникумов, Москва, «Высшая школа» 10. «Планируем уроки информатики», Москва, «Информатика и образование»,2000 г. 11. С. Симонович, Г. Евсеев «Практическая информатика»: Учебное пособие для средней школы. – М.:АСТ – ПРЕСС: Информком – Пресс, 1998 г. 12. В. М. Уваров "Практикум по ОИ и ВТ", М.: Издательский центр «Академия», 2006. 13. Н. Угринович "Информатика и информационные технологии", М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002. 14. Н. Угринович "Практикум по нформатике и информационным технологиям", М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002. |
Учебный план по реализации платных дополнительных услуг разработан... Учебный план является документом, устанавливающим перечень дополнительных платных услуг и объем образовательной нагрузки платных... | Учебный план по оказанию дополнительных платных образовательных услуг... Устава Образовательного учреждения и Договора о взаимоотношениях образовательного учреждения с Учредителем, решением Совета Образовательного... | ||
Сергиево-посадского района московской области Рф от 054. 07. 01 №505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования», письмом... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Оператор эвм». Настоящая программа описывает курс по подготовке учащихся по профессии «Оператор эвм». Курс предназначен для учащихся... | ||
Перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых государственными... Услуги в системе дошкольного образования Реализация образовательных программ за пределами образовательных программ, определяющих... | Договор об оказании платных дополнительных услуг Правилами оказания платных образовательных услуг в сфере общего образования, утвержденными постановлением Правительства Российской... | ||
Реферат Курсовой проект. Пояснительная записка Предприятие зао “аист”, менеджер, технология решения задач с помощью эвм, работа с клиентами, заключение договоров, предоставление... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Российской Федерации 212-фз от 17. 12. 1999 г. «О защите прав потребителей», Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденных... | ||
Доклад Перечень дополнительных образовательных услуг, предоставляемых общеобразовательным учреждением | Договор об оказании платных дополнительных образовательных услуг мбоу сош №11 Охватывает весь организм, как целое | ||
Утвержден ... | Учебный план платных дополнительных образовательных услуг на 2013-2014 учебный год № | ||
Гимназии №168 Центрально района Санкт- петербурга Занятия в рамках дополнительных образовательных услуг осуществляются через 45 минут после окончания последнего урока в соответствующем... | Перечень дополнительных образовательных услуг, предоставляемых ддют Успешные результаты исследовательской деятельности учащихся отмечены в этом году на самых разных уровнях: от районных конкурсов до... | ||
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном... | Пояснительная записка Дополнительное образование детей целенаправленный... Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и... |