Методическая разработка урока по окружающему миру в 3 классе,
проведенного учителем начальных классов
Летавиной Татьяной Васильевной
Тема: Разнообразие растений.
Тип урока: Урок-поиск
Технологии обучения: личностно - ориентированная, здоровьесберегающая, информационно – коммуникационная, проблемно-исследовательская.
Продолжительность: 45 минут
Цель урока: познакомить с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений.
Задачи, направленные на достижение предметных результатов:
- сформировать у учащихся представление о разнообразии растительного мира;
- познакомить с отличительными признаками основных групп растений;
- уметь различать группы растений по их существенным признакам.
Формирование универсальных учебных действий (УУД) - умение выдвигать гипотезы и обосновывать их;
- умение составлять план работы и работать по нему;
- умение анализировать, классифицировать найденную информацию;
- адекватно воспринимать оценку учителя и сверстника;
- умение принимать и сохранять учебную задачу;
- умение работать с информацией в малых группах;
- умение строить понятные для партнёра высказывания;
- умение задавать вопросы;
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Методы обучения на уроке: методы исследования - целенаправленное наблюдение за объектом для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.
методы психологии – развитие мыслительных операций: анализ и синтез, классификация и систематизация, сравнение и обобщение;
информационные методы - использование мультимедийной презентации.
Материал к уроку: учебник, рабочие листы; фотографии представителей каждой группы растений: водоросли, мхи, папоротник, хвойные и цветковые растения; гербарий; текст о каждой группе растений.
Описание урока
1. Обоснование выбора формы проведения урока
Существует связь между окружающим миром и различными жизненными ситуациями, которая побуждает учителя применять такие формы проведения уроков, которые бы могли активизировать сознательную деятельность учащихся. Одной из таких форм является урок исследование, когда ученик сталкивается с проблемой, для решения которой имеющихся знаний недостаточно, их необходимо «добыть ». Учащиеся сами формулируют проблемы, выдвигают гипотезы, находят способы решений. Учитель направляет учащихся, создает ситуации успеха.
2.Форма организации деятельности учащихся.
На 1 этапе происходит фронтальная работа с классом. На 2 этапе - групповая работа. На 3 этапе происходит обмен между группами полученной информации. На 5 этапе урока учащиеся с учителем обобщают полученные знания.
3. Организация учебной деятельности с учётом личностно - ориентированной технологии обучения.
На уроке созданы все условия для реализации основных принципов ЛОО. Это выражается в следующем:
Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе учащихся и учителя;
Стимулирование учащихся к высказываниям;
Создание педагогических ситуаций межгруппового и внутригруппового общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
Создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Организация учебной деятельности с учётом здоровьесберегающей технологии обучения
Учебная деятельность, организованная на уроке, способствует сохранению здоровья детей, а именно:
своевременная подготовка к уроку и его мобилизующее начало;
доброжелательная атмосфера, способствующая положительному эмоциональному настрою;
чёткая организация учебного труда;
групповая работа, создающая ситуацию, когда более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища.
5. Организация учебной деятельности с учётом ИКТ.
Использование ИКТ на данном уроке способствует:
решению всех задач урока: обучающих, развивающих, воспитательных;
повышению познавательной активности учащихся: развивается интерес к теме, каждый ученик на уроке занят делом, никто не бездельничает;
увеличению объёма выполненной работы.
ИКТ выполняет важные функции и в деятельности учителя на уроке, увеличивая его возможности в качестве воспитателя, организатора, оценивающего и контролирующего процесс и результаты обучения
Ход урока
Ход урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Комментарии
| УУД
|
1.Актуализация знаний. Мотивация
| Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
На меня все посмотрели,
Улыбнулись и присели.
Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: “Будет интересно!”
Повторим материал, закрепим умения, Чтобы каждый мог сказать: “Это всё умею я”.
Мы продолжаем с вами знакомство с удивительным Царством- Царством растений. В волшебном Царстве, Растительном государстве растительный мир называют еще флорой. В этом государстве приветствуют нас сама Богиня Флора, она бережно охраняет свое Царство. Флора в римской мифологии - богиня цветов и весны.
- Каких представителей этого царства вы видите?
- На какие группы растений вы из разделили?
- По какому признаку?
- Все эти же самые растения можно разделить на другие группы растений и по другому признаку. Хотите узнать как?
Слайд 2-папоротник.(обсудите в группах)
- Опять нет единого мнения, что же нам делать, чтобы узнать, где ошибка, неверное представление о растении?
- Найти существенные отличительные признаки каждой группы растений. Значит, какому вопросу мы посвятим наше исследование?
Где правде, а где вымысел, легенда, ложь. Без науки о растениях не поймешь
Какая наука изучает растения?
- И сегодня в Царстве растений вы будете в роли ботаников. Каждая группа изучит самостоятельно особенности определённой группы растений, а затем познакомит всех нас. (5 групп)
|
Шиповник, сосна, дуб, берёза, ромашка лекарственная, чеснок, хлопчатник, лён, смородина
Дети называют соответствующие группы растений и распределяют картинки в группы (на доске) (деревья, кустарники, травы)
Дети высказывают свои предположения. Возникает спор. Учитель подчеркивает разногласия, усиливает противоречия.
- Изучить эти группы растений.
- Какими отличительными признаками обладает каждая группа растений.
- Ботаника
|
( на доске располагаются фотографии представителей различных групп - из д/з)
появляются группы растений
Для создания проблемной ситуации используем прием загадки. (На доске фотография растения и информация о нем.)
( на доску)
(на доску)
| Л: формирование внутренней позиции школьника
Л: самоопределение
П: анализ,синтез,
-классификация,
- осознанные и произвольные высказывания,
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Л:самоопределение в деятельности
| 2. Исследование в малых группах
| - На столах у вас лежат фотографии, картинки, гербарий представителей растений этой группы, учебники, текст о данной группе растений и таблица, которую надо заполнить. Как настоящие ученые, составим план работы.
У каждой группы есть инструкция по выполнению задания.
Инструкция для группы 1-группа ВОДОРОСЛИ
1. Рассмотрите картинки, выберите те, которые относятся к вашей группе.
2. Используйте материал из учебника с.59-60, вставьте в текст пропущенные слова.
3.Заполните таблицу, отметив какие части(органы)имеют растения - представители этой группы.
4.Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).
Инструкция для группы 2- группа МХИ
1. Рассмотрите картинки, выберите те, которые относятся к вашей группе.
2. Используйте материал из учебника с.61, вставьте в текст пропущенные слова.
3.Заполните таблицу, отметив какие части(органы)имеют растения - представители этой группы.
4.Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).
Инструкция для группы 3-группа ПАПОРОТНИКИ
1. Рассмотрите картинки, выберите те, которые относятся к вашей группе.
2. Используйте материал из учебника с.61-62, вставьте в текст пропущенные слова.
3.Заполните таблицу, отметив какие части(органы)имеют растения - представители этой группы.
4.Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).
Инструкция для группы 4.
1. Рассмотрите картинки, выберите те, которые относятся к вашей группе.
2. Используйте материал из учебника с.62, вставьте в текст пропущенные слова.
3.Заполните таблицу, отметив какие части(органы)имеют растения - представители этой группы.
4.Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).
Инструкция для группы 5.
1. Рассмотрите картинки, выберите те, которые относятся к вашей группе.
2. Используйте материал из учебника с.64, вставьте в текст пропущенные слова.
3.Заполните таблицу, отметив какие части(органы)имеют растения - представители этой группы.
4.Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).
| Высказывают свои предположения
| (у каждой группы на столе)
| Л:самоопределение в деятельности
К: - планирование учебного сотрудничества
с учителем и сверстниками,
- умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Р: планирование П:поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок), сбор информации (дополнение таблиц новыми данными)
| 3. Физминутка
| Игра «Деревья, кустарники, травы».
Колокольчик, облепиха, осина, тополь, малина, тимофеевка, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза.
| Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие)
| Игра направлена, главным образом, на улучшение переключаемости и концентрации внимания младших школьников. По ходу игры учитель может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия учитель выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты
| Р: саморегуляция
| 4.Обмен информацией
| Эта таблица представляет собой объединение всех таблиц, которые группы заполняли в своих рабочих листах. Таким образом, после отчета групп на доске появляется таблица, где отмечено, имеет растение орган или не имеет. Слушаем друг друга внимательно, т.к. в конце урока будет проверочная работа.
| стебли
| листья
| цветы
| корни
| плоды и семена
| цветковые
|
|
|
|
|
| водоросли
|
|
|
|
|
| мхи
|
|
|
|
|
| папоротники
|
|
|
|
|
| хвойные
|
|
|
|
|
|
| Одновременно с представлением работ дети переносят данные о существенных признаках группы растений в единую таблицу.
| Дать возможность каждой группе представить информацию.
| П: - построение речевого высказывания в устной форме,
- обобщение информации,
-использование схемы для воспроизведения новой информации,
-сбор информации (дополнение таблицы новыми данными)
Р: целеполагание
| 5.Организация информации
| - Внимательно посмотрите на таблицу. Как много групп растений мы с вами выделили! Каждая обладает определенными признаками.
| стебли
| листья
| цветы
| корни
| плоды и семена
| цветковые
| +
| +
| +
| +
| +
| водоросли
|
|
|
|
|
| мхи
| +
| +
|
|
|
| папоротники
| +
| +
|
| +
|
| хвойные
| +
| +
|
| +
| +
|
|
|
| П: - сбор и презентация полученной информации,
- синтез как составление целого из частей
| 6.Связывание информации. Обобщение.
| - Итак, какие группы растений могут встречаться в Царстве растений?
(слайд 7)
Цветковые имеют корень, стебель, лист, цветок, плоды с семенами. Водоросли не имеют корня, стебля, листьев, размножаются путем деления или спорами. Мхи имеют корень, стебель, лист, размножаются спорами. Хвойные растения имеют корень, стебель, видоизменённый лист- хвою, не цветут.
| Царство растений разнообразно. В него входят водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Каждая группа имеет свои отличительные признаки, благодаря которым мы можем распознавать растения.
|
| П: обобщение информации
| 7. Подведение итогов.
| - А, теперь поработав, как настоящие ботаники, обладая научными знаниями об отличительных признаках растений, сможем ли мы разрешить наш спор?
(Слайды 2--6)
| Дети возвращаются к высказываниям о растениях и определяют ложные утверждения.
|
| Регулятивные УУД
| 8.Рефлексия
| -Ну, а сейчас проведём диагностику ваших знаний. Если вы согласны с моим утверждением, то поставьте + радом с соответствующей цифрой, если не согласны, то -.
1.Водоросли не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков;
2. Водоросли можно рассмотреть только под микроскопом;
3.Жизнь мхов зависит от воды;
4.Хвойные растения называют ещё голосеменными, потому что семена расположены открыто на чешуйках шишек;
5. У любого растения есть корень, стебель, листья, цветок и плод с семенами;
6.Цветковые растения - самая многочисленная группа;
7.На месте цветков образуется плод с семенами;
8.Липа - хвойное растение;
9.Растение - живое существо, т.к. оно растет, питается, дышит, размножается.
- А теперь вы будете соединять точки. Если у вас под теми номерами, которые я назову, стоят +, то вы соединяете, если же у вас есть -, то не соединяете.
1 и 3, 1 и 4, 4 и 6, 6 и 9, 9 и 7. Что получилось?
-Это значит, вы хорошо работали на уроке и выполнили все задачи урока.
|
1. +
| 2. -
| 3. +
| 4. +
| 5. -
| 6. +
| 7. +
| 8. -
| 9. +
|
|
| П: рефлексия;
Л: смыслообразование
Р:-контроль и самоконтроль,
- самооценка
Л: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности
| 9. Д/з
| - с.59-64 (прочитать)
- найти картинки представителей разных групп растений
- рассказ о любом растении, живущем на Земле
- узнать, какие растения нашего района занесены в Красную книгу
- поразмышлять, а что нужно сделать так, чтобы такое разнообразие растений сохранялось и не исчезало
|
|
| П:-самостоятельный поиск информации
Р: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Л: самоопределение
| |