Работы победителей Четвертого Всероссийского конкурса
педагогических идей
«инновации в образовании»
Сентябрь 2013 г.
Номинация «дошкольное образование» Информационно-коммуникативный комплекс
«Слогознайка»
Уколова Ольга Анатольевна (1 место)
Самарская область
Актуальность. Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является особое проявление речевой патологии – это нарушение слоговой структуры слов. Данный дефект речевого развития сохраняется у детей на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребёнок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова.
Недостаточная степень коррекции данного вида речевой патологии в дошкольном возрасте, которая представляет значительную сложность для логопедической работы, впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфий и дислексий, а также вызывает появление вторичных психических отклонений, связанных с болезненным переживанием данного нарушения. Дети школьного возраста часто сознательно избегают употребления в спонтанной речи наиболее труднопроизносимых слов, пытаясь, тем самым, скрыть свой дефект от окружающих.
Для того чтобы у ребёнка закрепилось самостоятельное употребление нового слова, требуется от 70 до 90 повторений этого слова (согласно исследованиям Г.М. Ляминой). Ребёнку с нарушением речи необходимо большее число повторений. Поэтому работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестись длительно, систематизировано, с учётом ведущего вида деятельности детей и с применением наглядности.
Однако в условиях большой информационной насыщенности обычные логопедические игры нередко становятся скучными и непривлекательными. В поиске чего-то яркого, неординарного был создан информационно-коммуникативный комплекс «Слогознайка».
Применение настоящего пособия позволяет решать в комплексе ряд задач:
развитие фонематического и речевого слуха;
целенаправленное практическое усвоение единиц речи: звук, слог, слово;
осознанное овладение детьми системой звуков и букв русского языка;
обучение звукобуквенному анализу слогов и слов;
формирование понятия о твёрдых и мягких согласных;
преобразование слов путём замены, перестановки, добавления слога;
формирование элементарных навыков письменной речи;
формирование познавательной и коммуникативной активности;
стимулирование развития психических процессов;
поддержание эмоционально положительного комфорта.
Информационно-коммуникативный комплекс «Слогознайка» используется на занятиях, построенных на основе принципов, соблюдение которых необходимо в процессе коррекционной работы: от простого к сложному; постепенного уменьшения помощи логопеда и возрастание самостоятельности детей; принципа тематической взаимосвязи, предусматривающего сочетание занятий в пределах одной темы.
Предлагаемый комплекс может быть использован как в логопедических, так и в обычных группах детского сада, как на групповых, так и на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Дети могут играть в утренний и вечерний отрезок времени в процессе разнообразной предметно-практической деятельности под руководством взрослого и самостоятельно, в группе или на прогулке, в интегрированной или комплексной образовательной деятельности.
Аннотация. Информационно-коммуникативный комплекс «Слогознайка» предназначен для формирования слоговой структуры слов у детей. Он представляет собой три панно размером 50см х 50см, выполненных в виде плоскостной аппликации: «Зонтик», «Карлсон» и «Волшебные часы» (векторный клипарт Бровченко Ю. – www.azuzl.com) с кармашками, предназначенными для букв, слогов, схемы слога и картинок.
К несомненным достоинствам предложенного слогового комплекса можно отнести многоцелевую направленность, многофункциональность, мобильность, возможность учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Красочность, яркость способствуют созданию эмоционально благоприятной атмосферы и возникновению радостных эмоций у детей. Панно дополняют друг друга, их можно использовать как отдельно, так и в комплексе.
При работе с комплексом «Слогознайка» процесс обучения идёт более эффективно, так как ребёнок опирается не только на зрительное восприятие, но и получает информацию через тактильные ощущения, оперируя фишками, буквами, картинками, карточками. Соответственно необходимо иметь к пособию дополнительный материал: картинки, наборы карточек букв и слогов, схем слов и слогов.
Рассмотрим использование комплекса для коррекции дефектов слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на примере темы: «Фрукты»
«Зонтик»(1) - Как можно узнать, сколько слогов в слове Бананы?
Сколько слогов-капелек с тучки на зонтик упало?
Определи и выдели ударный слог в слове. (Ударный слог обозначаем капелькой тёмно синего цвета).
Выбери только те фрукты-картинки, в названии которых столько слогов, сколько капелек на зонтике?
«Карлсон»(2) - Составь слоги из предложенных букв. Какие слоги надо соединить вместе, чтобы получилось слово Бананы?
Сделай анализ каждого слога, составь слоговую схему (см. нижний левый кармашек).
Назови, какой слог остался у Карлсона в банках? (ВИ)
Вспомни и назови фрукты, названия которых начинаются со слога «ВИ»?
«Волшебные часы»(3,4) - Я собираю слоги слова по порядку, ты читаешь слово (3).
Поменяй второй слог в слове Бананы на слог «РА», назови слово. (Стрелки часов подсказывают)
Собери слоги слова Бараны по порядку, прочитай слово (4).
1 2 3 4 Таким образом, информационно-коммуникативный комплекс «Слогознайка» позволяет:
Панно «Зонтик»
Делить слова на слоги и определять их количество;
Определять положение ударного слога в слове и воспроизводить ритмический рисунок слова;
Отбирать картинки на заданное количество слогов-капелек;
Разрезать картинки на столько частей, сколько в слове слогов-капелек, называя каждый слог;
Придумывать цепочку слогов или слов на заданное количество слогов-капелек и т.д.
Панно «Карлсон»
Составлять все возможные слоги из предложенных букв;
Находить заданный слог в названиях картинок;
Раскладывать картинки, названия которых начинаются с твёрдого (мягкого) слога в соответствующий цвета кармашек;
Называть слова с заданным слогом;
Упражнять в чтении прямых и обратных слогов;
Упражнять в звуковом анализе и синтезе слогов, составлении схем и т.д.
Панно «Волшебные часы»
Упражнять в нахождении лишнего слога в кармашках: Например, КА, КО, КЕ, КУ, КЫ, КЭ;
Упражнять в рифмовке строк: Например, в верхнем кармашке картинка «Грибы», а в других – слоги. Ребёнок читает и рифмует: ба, бо, бу, бэ, бы – так растут грибы;
Упражнять в соединении двух слогов, с помощью часовых стрелок: Например, в верхнем кармашке слог ЛА, в других – ПА, МА, ВА, РА, КИ, ДА (ла-па, ла-ма);
Упражнять в замене слога в слове, на который указывает часовая стрелка;
Выкладывать по одной картинке в кармашки так, чтобы первый слог названия картинки совпадал с последним слогом предыдущей картинки (шары – рыба – бабочка – капуста – тапки – кисточка);
Упражнять в составлении и чтении слов по картинкам, расположенных в верхних кармашках и т.д.
Вывод: Информационно-коммуникативный комплекс «Слогознайка» позволяет избежать однообразия в работе. Усвоение новых знаний дошкольником в игре происходит очень успешно (начало года - 0%, конец года - 87%), а желание выполнить игровую задачу является достаточно сильным стимулом и способствует более быстрому преодолению нарушений слоговой структуры слов.
Литература:
Агранович З.Е. – Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. – Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ: методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2006.
Крупенчук О.И. – Научи меня читать! Методика поэтапного обучения чтению. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.
Научно-методический журнал «Логопед в детском саду». – Издательство «Образование», 6-2009.
Тумакова Г.А. – Ознакомление дошкольника со звучащим словом: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Ф.А.Сохина.-М.: Просвещение, 1991.
Опытно-экспериментальная деятельность в «Космической лаборатории»
Власова Наталья Вячеславовна(2 место)
Архангельская область
Наверное, каждый взрослый человек и ребенок любят смотреть на звёзды. Кто-то просто восхищается их красотой, кто-то о чем-то мечтает, кто-то хочет разгадать загадки, которые таит в себе космос. Тема космоса очень занимательна и интересна для детей. Поддержать интерес детей к этой теме можно, если информация будет доступной для их понимания, увлекательной и наглядной. В своей работе по этой теме я использую разные виды деятельности: игровую, коммуникативную, двигательную, восприятие художественной литературы, продуктивную, музыкально-художественную и познавательно-исследовательскую. Для детей были изготовлены дидактические игры: «Разные планеты», «Каждой ракете своя планета», «Одень космонавта», «Большие и маленькие звёзды», «Парад планет», «Найди созвездие», «Составь созвездие», «Сложи луноход». С детьми просматривали и обсуждали презентации о космосе, составляли рассказы по схемам. Проводились подвижные игры: «Космонавты», « К своей ракете», «Займи место в ракете», соревнования: «Лучшие космонавты», «Готовимся стать космонавтами», эстафеты: «На старт», «К полёту готов», комплекс оздоровительной гимнастики. В группе есть выставка литературы про космос. С детьми читаем и обсуждаем данные книги. Разучиваем и исполняем песни и танцы про космос. Работаем с раскрасками и трафаретами «Космическая техника будущего», рисуем, используя нетрадиционные техники.
На практике убедились в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника. Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремились создать условия для исследовательской активности детей. Для этого в группе была создана «Космическая лаборатория». Совместно с родителями собрали необходимое оборудование: приборы – помощники (увеличительные стекла, песочные часы, компас, магниты); разнообразные сосуды из различных материалов; природный материал и другое. Работа в ней оказалась самой интересной для детей. Они конструировали различные ракеты, экспериментировали, делали соответствующие выводы и отрытия, фиксировали их в журнале. Чтобы опыты были более понятны детям, оформили карточки-схемы. На видном месте совместно с детьми вывесили разработанные правила работы, условные обозначения, разрещающие и запрещающие знаки при проведении опытов. Традиционным стало и проведение открытых познавательных мероприятий с элементами экспериментирования.
Приведем несколько примеров раличных опытов по ознакомлению детей с космосом в «Космической лаборатирии».
Как ракета летит в космос?
Полетел Юрий Гагарин в космос на ракете. Давайте покажем детям на простом примере, как летит ракета в космос. Надуйте воздушный шарик и зажмите отверстие пальцами. А потом разожмите пальцы и ваш шарик резко вырвется вверх. Это происходит потому, что воздух выходит из шара. А когда воздух закончится, то шарик упадет. Наш шар летел как ракета – он двигался вперед, пока в нем был воздух.Вот примерно по-такому принципу и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем.
Вращающаяся Земля.
Чтобы узнать, что Земля вращается вокруг своей оси, нам поможет пластилин и тонкая заострённая палочка. Из пластилина лепим шарик. Это будет Земной шар, а палочка – ось Земли, которая проходит через центр шарика, только на самом деле она невидима. А теперь раскручиваем палочку, удерживая её за длинный конец. Земной шар вращается постоянно.
Чем ближе к Солнцу, тем теплее.
Поможет в этом обычная настольная лампа и два термометра. Лампа будет изображать Солнце. Солнце – большой огненный шар, поэтому лампу надо включить. Положим один термометр близко к лампе, а другой подальше. Через некоторое время сравним показания на термометрах. Чтобы дети почувствовали тепло, исходящее от лампы, можно поднести к ней ладошки.
Яркие звёзды.
Чтобы узнать, почему звёзды можно увидеть только ночью, нам поможет обычный фонарик и пустая коробка с крышкой и отверстием. Сравните с ребёнком свет фонарика днём, потом поместите фонарик в коробку и загляните в отверстие. Днём при ярком освещении луч фонарика почти не виден, зато ярко светит ночью. Свет звёзд похож на свет фонаря: днём его затмевает Солнце.
День или ночь.
Чтобы узнать, почему происходит смена дня и ночи, нам поможет простая модель. Попробуем создать модель вращения Земли вокруг своей оси. Для этого нам понадобится глобус и настольная лампа. Наша Земля вращается вокруг своей оси, и при помощи глобуса это легко продемонстрировать. На той стороне земного шара, которая обращена к Солнцу (в нашем случае к лампе), - день, на противоположной – ночь.
Времена года.
Чтобы узнать, почему происходит смена времён года, снова обратимся к нашей модели. Теперь двигаем глобус вокруг «солнца» (лампы) и наблюдаем. Из-за того, что солнышко по-разному освещает поверхность Земли, происходит смена времён года. Земле необходим целый год для того, чтобы облететь вокруг Солнца.
На орбите.
Чтобы установить, что удерживает планеты и спутники на орбите, нам поможет ведёрко, верёвка, привязанная к его ручке, шарик. Шарик положим в ведро, выясним, что произойдёт, если ведро перевернуть. Теперь демонстрируем вращение ведра за верёвочку – шарик не выпадает. Когда предметы крутятся (двигаются по кругу), они не падают. Это же происходит с планетами и спутниками.
В заключении хочется сказать, что тема космоса содержит в себе массу идей для рисунков, поделок из бумаги, картона, пластилина. Можно рисовать инопланетные миры и космолёты, лепить космических пришельцев, придумывать новые названия планетам и созвездиям, выдумывать собственные галактики. Тема эта безгранична и великолепна, потому что даёт пищу детской фантазии!
Формирование гражданской принадлежности и патриотических чувств у дошкольников
Коноплёва Людмила Николаевна (2 место)
Свердловская область
Приобщение ребенка к миру социальной действительности – одна из сложных и в то же время важнейших проблем.
Группа детей, с которыми я работала, была проблемная в плане взаимоотношений: дети не умели взаимодействовать между собой - 25 % детей стремились к лидерству, стараясь подчинить себе другого ребенка, управлять им. Другие же не могли противостоять давлению, нажиму со стороны более активных. Это выливалось в ссоры и обиды. Могли постоять за себя, только 20% детей. Это меня очень настораживало. Я заметила, что дети хорошо знали фамилию, имя и отчество президента России, интересовались его деятельностью (результат СМИ) и решила, что это может послужить отправной точкой решения проблемы взаимоотношений в группе детей.
Основной формой организации деятельности детей был проект «Как стать президентом», который разработан совместно с Зам. Заведущего Бакуниной И.Р. Идея проекта заключается в том, что домовенку Кузе и его друзьям нужна помощь в наведении порядка в сказочном лесу, где Баба Яга всех обижает, объявив себя главной в лесу и в России; мотивация занятий – помочь домовенку Кузе и жителям сказочного леса.
Данная педагогическая деятельность имела ярко выраженную социально - патриотическую направленность, предполагающая осознание ребенком своего места и в обществе, успешную социальную адаптацию в окружающем мире. Новизна работы состояла том, что дошкольники впервые познакомились с государственной структурой управления страной, законами государства, с правами его граждан. Инновационность в том, что педагогическое воздействие нацелено на формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и мотивировано на совершенствование этого общества. Отличительные особенности - координация общения и содержательного взаимодействия всех участников образовательной деятельности: детей, педагога, родителей. Оригинальность в том, что в процессе добывания информации, рассуждений, разъяснений Кузе у детей происходит процесс самообучения.
В процессе педагогической деятельности я использовала информационно-коммуникативную технологию. Перед каждым занятием я сообщала родителям тему предстоящей деятельности, предлагала им провести необходимую работу с ребенком. А дети в свою очередь делились с родителями впечатлениями от полученного письма домовенка Кузи и так же просили родителей о помощи. Родители с желанием откликались на просьбы: читали с детьми предложенные рассказы в рамках домашнего чтения, беседовали, вместе с детьми искали нужную информацию, готовили журналы, папки, проекты… Вся эта информационная продукция передавалась Кузе, его друзьям и бабе Яге для того, чтобы они, ознакомившись с важными документами, смогли выстроить такие отношения, при которых всем жилось легко и радостно.
Широко использовала технологию проблемного обучения. Баба Яга продолжала наводить свои порядки в лесу, появлялись письма от Кузи, молящие о помощи; дети эмоционально откликались на них и предлагали Кузе свои варианты выхода из ситуаций. Особо возмутило детей письмо Кузи о том, что у Бабы Яги на избушке висит флаг, на котором изображены череп и кости и герб с изображением ступы и метлы, а сама проказница объявила лес столицей России, свою избушку Домом правительства России. «Как же так!» - недоумевали они: «Вот флаг России, рядом - герб», указывая на уголок «Президента». «Баба Яга всех обманывает!» - воскликнул Влад Ч.. К следующей встрече ребята приготовили мини проекты о столице, Доме правительства, о российской геральдике и подарили Кузе, а Ева В. нарисовала портрет Дмитрия Медведева, подписала его: «Это президент», вручила Кузе, что бы он передал этот портрет Бабе Яге.
Детям очень нравилось играть в ролевые игры: «Предвыборная компания», «Выборы в сказочном лесу». Через игру у детей сформировались понятия об очень важных вещах: «Право выбирать», «Право быть избранным». Они узнали о работе избирательной комиссии. Владик Ч. пытался помочь Ксюше В. определиться с выбором при голосовании, но Игорь В. тут же заметил и сделал замечание: «Голосование тайное – подсказывать нельзя». В игру «Выборы» дети играли много раз: выбирали депутатов, президента в сказочном лесу, лучшего в нашей группе. Хочется заметить, что дети в начале отдавали приоритеты кандидатам, в чьих программах заложено улучшение жизни «избирателей» через приобретение игрушек, сладостей, а внедрение правил вежливости – не находило поддержки. После обсуждения «программ кандидатов – у некоторых «избирателей» приоритеты поменялись. Игра «Выборы в игрушечной стране» была продемонстрирована для конкурсной комиссии в рамках муниципального этапа конкурса «Воспитатель года России » в 2011 году.
На одно из занятий, с целью развития толерантности к людям, представителям других культур, я пригласила помощника воспитателя Журавлеву Альбину Рафаэловну со своей дочкой Миленой, которые являются представителями татарской национальности. Они рассказали о том, что они также как и дети группы, что любят Россию. Милена спела песню о маме на татарском языке. Дети поддержали гостью и спели песню о маме на русском языке. Затем вместе поиграли в национальные игры. Данное мероприятие позволило пронаблюдать следующее явление – дети имеют минимальные знания о своей национальности и национальности родителей, хотя группа неоднородная по национальному составу: смешанные браки «русский - татарин» - 18%, «русский - мариец» - 12%, «русский - эстонец» - 6 %. Кроме государственного языка хорошо знать язык и культуру своих родителей. После занятия я побеседовала с такими родителями, заострив внимание на важности знания своих истоков в личностном развитии ребенка. Через несколько дней, Лера П. пришла в детский сад с радостной новостью: «Я знаю как по-марийски - «мама, бабушка, солнце, счастье!». Мы с детьми организовали выставку различных предметов домашнего обихода людей разных культур «Вот как у нас». Таким образом, реализуя мероприятия такого плана позволили решать не только обозначенные задачи, но и «прикладные», которые выводили на необходимость развивать интерес к национальной культуре родителей, развитию толерантности и укреплению семьи.
Дети любили играть в рифмы, заканчивать рифмой стихотворные фразы, поэтому я приготовила для них игру «Подскажи словечко»:
1.«В думе обсуждения: споры и дебаты. 2. Знает мама, знает папа, знает даже дед
Это там работают дяди…(депутаты)» Кто в России самый главный?
Это дядя .....(президент!)» и др.
Им так понравилась эта игра, что эти небольшие стихи дети легко запомнили. И этим самым усвоили элементарные представления о государственной структуре управления в России.
Настоящим открытием стали детско-родительские меди презентации. В марте 2011года в детском саду проходил конкурс семейных проектов «Я - гражданин России». Проекты «Буду президентом России» и «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» были отмечены лучшими и представлены на городском смотре-конкурсе проектов «Я-гражданин России»
Результаты педагогической диагностики на завершающем этапе показали динамику развития взаимоотношений у детей: они стали устойчивы к неприятностям, умело разрешают проблемные ситуации. Дети стали уверенны в себе – они знают, что есть законы, которые их защищают, дают возможности для счастливой жизни. У детей появилась мотивация к самоактуальности и самосовершенствованию:они научились общаться с лидерами, отказывать, противостоять давлению, нажиму со стороны более активных сверстников с помощью социально принятых форм общения.
Опыт образовательной деятельности был представлен на Конкурс среди педагогических работников, осуществляющих патриотическое воспитание в Свердловской области в 2011 году. Автор стала победителем и получателем гранта Министерства общего и профессионального образования Свердловской области (Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 06.12.2011 г. № 861-и).
|