План-конспект урока математики программа «Семейный наставник»





Скачать 328.49 Kb.
НазваниеПлан-конспект урока математики программа «Семейный наставник»
страница1/4
Дата публикации10.07.2014
Размер328.49 Kb.
ТипПлан-конспект
100-bal.ru > Информатика > План-конспект
  1   2   3   4



Формирование информационно-коммуникационных компетенций обучающихся

Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 1231

ЦАО

Дёмина Ксения Викторовна

МОСКВА, 2012


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Содержание ……………..…………………………………………………….......... 2

  2. Введение……………………………………………………………………..….. …. 3

  3. Информационные технологии в учебном процессе..…………………………..… 4

  4. Практическое использование информационных технологий учителем начальных классов…………………………………………………………………………….….6
  5. Программно-методический комплекс «Семейный наставник»………………..…10


  6. План-конспект урока математики (программа «Семейный наставник»)………..11

  7. План-конспект урока русского языка (программа «Семейный наставник», Интернет)……………………………………………………………………………..17

  8. Библиография……………………………………………………………………..…26



Введение

Обучать - значит вдвойне учиться.

Жозеф Жубер

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют введения содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.

В последнее десятилетие и особенно после публикации текста «Стратегии модернизации содержания общего образования» и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся.

Так, в Концепции, например, применительно к общему образованию отмечается, что «общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции». Соответственно, фиксируется компетентностный подход в образовании.

Определим разницу терминов «Компетенция» и «компетентность» с помощью Толкового словаря русского языка Ожегова С.И.:

КОМПЕТЕНТНОСТЬ, -и, мн. нет, ж. Отвлеч. сущ. к компетентный. К. суждения. || Осведомленность, авторитетность. К. в вопросах политики.

КОМПЕТЕНЦИЯ, -и, мн. нет, ж. (латин. competentia) (книжн.) 1. Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. Не будем говорить о том, что не входит в нашу компетенцию. Это вне сферы моей компетенции или вне моей компетенции. 2. Круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений (право). Уголовные дела входят в компетенцию угрозыска.

Рассмотрим определения, представленные в научных работах «Образовательная компетенция» — уровень развития личности учащегося, связанный с качественным освоением содержания образования.

«Образовательная компетентность» — способность учащегося осуществлять сложные культуросообразные виды деятельности. Видим, что образовательная компетентность — это уже сложившееся личностное качество.

«Понятие компетентности», — согласно «Стратегии модернизации содержания общего образования, — «… включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и т.д.» При этом отметим, что компетентность всегда есть актуальное проявление компетенции.

Перечень ключевых компетенций отечественного образования, который приведен ниже, основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

С учетом данных позиций и опираясь на проведенные исследования, определены следующие группы ключевых компетенций:

- Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

- Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира

- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

- Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

- Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

- Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Обоснование актуальности темы. В связи с принятием национальной инициативы «Наша новая школа» и переходом на новые образовательные стандарты акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Главная идея компетентностного подхода: «нужно не столько располагать знаниями как таковыми, сколько обладать определенными личностными характеристиками и уметь в любой момент найти и отобрать нужные знания в созданных человечеством хранилищах информации».

Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Значение проектной технологии в развитии ключевых компетенций учащихся:

  • формируется научно-теоретическое, нестандартное мышление учащихся;

  • осваиваются основы исследовательской деятельности;

  • создаётся ситуация успеха (переживание радости от самостоятельных открытий);

  • предоставляется возможность самостоятельного поиска знаний (отсутствие готовых «рецептов»);

  • развивается способность к рефлексии.

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему.

Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее применение в практике преподавания английского языка. Причин тому несколько:

  • необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

  • актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.)

  • актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;

  • значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразо­вания. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, учащиеся об­ращаются не только к учебникам, но и к другой учебно-методической литературе, к ресурсам сети Интернет, школьной медиатеке.

Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт учащихся в труде и общении, способствует интеллектуальному росту школьников, расширяет кругозор как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал, а включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникаций.

Глобальная информатизация общества является одной из доминирующих тенденций цивилизации XXI века. Благодаря стремительному развитию средств информационных и коммуникационных технологий возникает новая информационная среда обитания и жизнедеятельности, формируется постиндустриальное, информационное общество.

Информационная компетентность — это один из основных приоритетов в целях современного общего образования.

Именно поэтому перед системой образования встает сегодня новая проблема — подготовить подрастающее поколение к самостоятельному принятию решений и ответственному действию, к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, эффективному использованию ее возможностей и защите от негативных воздействий.

Обучение в школе должно обеспечить формирование у людей новых компетенций, знаний и умений, способов деятельности, которые им потребуются в новой информационной среде обитания, в том числе и для получения образования в условиях широкого использования современных информационных технологий обучения, а также нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения.

Одним из важнейших аспектов модернизации современного российского образования является информатизация начального образования.

Информационные технологии в учебном процессе
В последнее время распространение компьютерной техники, наряду с использованием в учебном процессе различных медиасредств (аудио- и видеомагнитофонов, телевизоров и медиапроекторов), привело к развитию новых технологий обучения детей: информационных – использующих компьютер в качестве средства обучения, мультимедийных – при которых компьютер является вспомогательным инструментом, и медийных – предполагающих задействование аудио- визуальных средств. Их объединение в единое целое называют «информационные и медийные технологии» или ИМТ.

Внедрение в учебный процесс компьютерных и медийных технологий – не просто дань моде, а выполнение социального заказа общества по подготовке активного поколения. В связи с этим становится актуальной задачей разработка методических подходов к использованию ИМТ для реализации идей развивающего обучения и формирования личности учащегося, в том числе и учащего начальной школы.

Использование новых информационных технологий в учебном процессе стало необходимым условием для полноценного получения знаний. Сегодня компьютер в школе– это инструмент, который позволяет не только эффективнее использовать традиционные формы и методы обучения, но и открывать совершенно новые образовательные возможности. Почему это так?

Во-первых, сформировалась информационная культура, предполагающая освоение новых технологических знаний и умений на основе активного участия в профессиональных информационных процессах.

Во-вторых, в настоящее время получили развитие принципиально новые направления информатики:

  • телекоммуникации;

  • мультимедийные технологии;

  • технологии объектно-ориентированного и визуального программирования;

  • распределенные вычисления и базы данных.

Все это требует развития творческого потенциала индивида, формирования у обучаемого умения осуществлять прогнозирование результатов своей деятельности, разрабатывать стратегию поиска путей и методов решения задач – как учебных, так и практических. Для этого необходимо внедрение нового методического обеспечения, направленного на эффективное использование ИМТ.

В методических разработках последних лет выделяют наиболее значимые, с позиции дидактики, методические цели, которые наиболее эффективно реализуются на базе использования ИМТ:

  • индивидуализация и дифференциация процесса обучения (например, за счет возможности поэтапно продвигаться к цели путями с разной сложностью);

  • контроль знаний учащихся – с обратной связью, диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной деятельности на экране компьютера;

  • осуществление самоконтроля с последующей коррекцией своих знаний;

  • проведение тренировки и самоподготовки учащихся в процессе усвоения учебного материала;

  • повышение качества усвоения учебного материала за счет удобства работы с информацией, визуализации изучаемого материала, моделирования исследуемых процессов и использования информационных баз данных;

  • усиление мотивации обучения благодаря использованию изобразительных средств или игровых ситуаций;

  • развитие определенного типа мышления (наглядно-образного, теоретического);

  • формирование умения принимать оптимальные или вариативные решения в сложной ситуации;

  • формирование культуры учебной деятельности и информационной культуры обучаемого и обучающего.

Можно заметить, что целесообразность применения информационных и медийных технологий в основном достигается за счет их использования в качестве средства визуализации учебной информации, формализации знаний о мире, инструмента измерения и отображения реальности. Однако не всегда и не везде такие свойства ИМТ могут действительно повысить эффективность учебного процесса. Использование мультимедеа-технологий оправдано только тогда, когда их применение повышает качество, объем и скорость усвоения приобретаемых знаний, умений и навыков по сравнению с классическими образовательными технологиями, способствует более точному формированию понятий и образов, предоставляет учащемуся дополнительные средства для самореализации.

С этой точки зрения наибольший интерес в плане использования ИМТ вызывает такой вид учебной деятельности, как проектная работа учащихся, поскольку идеи проектного обучения применимы практически к любым предметным областям знаний.
Модели информатизации образовательного процесса
Создание гипермедиа-сочинения.

Современные информационные технологии позволяют легко соединять в одном документе написанный и произнесенный текст, графические и видеоизображения. Мультимедиа-выступления.

Выступления с опорой на мультимедиа-презентацию повышает эффективность коммуникации докладчика с аудиторией. Естественнонаучный, экономический, экологический эксперимент, математическое исследование.

Виртуальные конструкторы позволяют учащимся самостоятельно строить имитационные модели объектов и процессов.

Проектирование объектов и процессов.

Целью образовательного проекта может быть описание и моделирование объектов и процессов реального мира.

Отработка технических навыков.

Компьютер может быть использован для приобретения навыков работы, таких, как набор текста, оперирование с графическими объектами, и для развития психофизиологических реакций.

Погружение в иностранный язык.

Лучшие из современных компьютерных сред изучения иностранного языка сочетают «погружение» в языковую среду с комментариями и проверочными заданиями.

Тестирование.

Компьютер может быть легко превращен в тестовую лабораторию, оценивающую знания учащихся. Учитель и учащиеся мгновенно получают результат тестирования.

Дистанционное консультирование, методическая поддержка, повышение квалификации, переподготовка.

Глобальная сеть Интернет дает возможность индивидуального контакта учащегося с учителем, учителя с ученым и методистом.

Организация учебной деятельности для детей с проблемами физического и психического развития.

Дистантное обучение.

Единое информационное пространство «учащийся-учитель-родитель-администрация-управление-общественность»

Размещение в Интернете достаточно полной информации о школьной жизни играет существенную роль для реализации модели открытой школы.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План-конспект урока математики программа «Семейный наставник» iconКонспект урока по химии в 10 классе Тема. Витамины
План-конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение арифметических задач на уроке математики с целью повышения...
План-конспект урока математики программа «Семейный наставник» iconКонспект занятия по теме: «Питание в походе»
План-конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение арифметических задач на уроке математики с целью повышения...
План-конспект урока математики программа «Семейный наставник» iconУрок с использованием икт в 5 классе. Тема урока: «Слова старики, или устаревшие слова»
Урок сопровождается мультимедийной презентацией. Контроль за усвоением материала проводится при помощи компьютерной программы «Семейный...
План-конспект урока математики программа «Семейный наставник» iconПлан-конспект урока 2 класс 2 часть урок 23 План-конспект открытого...
На уроке отрабатывается понятие «умножение», вырабатывать умение осознанно пользоваться умножением, создаются условия для развития...
План-конспект урока математики программа «Семейный наставник» iconКонспект урока. Организационная информация
План – конспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий на тему
План-конспект урока математики программа «Семейный наставник» iconКонспект урока математики 2, 3 классы
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г
План-конспект урока математики программа «Семейный наставник» iconКонспект урока математики в начальной школе
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План-конспект урока математики программа «Семейный наставник» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Русский язык. 6 класс. Семейный наставник. Программно-методический комплекс. (Мультимедийная система тестов, диктантов и уроков)
План-конспект урока математики программа «Семейный наставник» iconКонспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих...
План – конспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий на тему
План-конспект урока математики программа «Семейный наставник» iconКонспект урока математики в 1 классе по учебнику Л. Г. Петерсон
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План-конспект урока математики программа «Семейный наставник» iconЗнакомство с витаминами, их влияние на здоровье человека
План-конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение арифметических задач на уроке математики с целью повышения...
План-конспект урока математики программа «Семейный наставник» iconТема: «Органы пищеварения. Зубы. Гигиена зубов»
План-конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение арифметических задач на уроке математики с целью повышения...
План-конспект урока математики программа «Семейный наставник» iconРящикова Галина Григорьевна учитель начальных классов
План-конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение арифметических задач на уроке математики с целью повышения...
План-конспект урока математики программа «Семейный наставник» iconКонспект классного часа в 5 «А» классе на тему: «Урок семьи и семейных ценностей»
Семейный кодекс рф, конвенция о правах ребенка, конспект урока, презентация, видеофрагмент, музыкальное сопровождение
План-конспект урока математики программа «Семейный наставник» iconТема урока «Нахождение дроби от числа»
План – конспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий на тему
План-конспект урока математики программа «Семейный наставник» iconПлан-конспект урока математики с презентацией
Цель урока: 1) развитие представлений учащихся о равных частях предметов (чисел)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск